Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Psikhologia.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

 

32.Этапы социализации  личности по А.В.Петровскому.

В процессе социализации личность выступаетткак субьект  и объект общественных отношений.

А. В. Петровский выделяет три стадии развитиятличности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на который направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей,учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему.

Происходит вхождение  в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами по-ведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Человек обучается быть личностью. Примером тому являются феральные люди.

Феральные люди - это те, кто по каким-то причинам не прошел процесса социализации, т. е. не усваивал и не воспроизводил в своем развитии социального опыта.

На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность - субъект общественных отношений. Человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно,и проявляется его личность. Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй - воспроизводство в индивидуальных и неповторимых фор мах. Индивидуализация во многом определяется противоречием, которое существует между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей..

Интеграция предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с со-циумом. Человек находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм. Данный процесс весьма сложен, поскольку современное общество характеризуется многими противоречивыми тенденциями в своем развитии.

Однако существуют оптимальные  способы жизнедеятельности, которые  в наибольшей степени способствуют адаптации конкретного человека. На этойстадии складываются социально-типические свойства личности, т. е. такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности данного человекак определенной социальной группе.

 

 

 

33.Механизмы  социализации личности

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации — способов сознательного  или бессознательного усвоения и  воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм единства подражания, имитации,идентификации. Сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей.

Выделяют механизм полоролевой  идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Его  сущность состоит в усвоении субъектом  психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид  усваивает нормативные представления о психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля  Он работает на основе изученного принципа удовольствия-страдания - чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями(положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей.

Люди по-разному воспринимают друг друга и по-разному стремятся  влиять на других. Это эффекты действия механизма социальной оценки: социальная фасилитация (или фацилитация) и  социальной ингибиция.

Социальная фасилитация  предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение других. Социальная ингибиция (психологический эффект обратного действия) проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого.

Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформнос т и связано с термином «социальный конформизм»т. е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе  с т а н д а р т ам, авторитетам и идеологии. Посредством  г р у п п о в о го давления и распространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности.

Мера развития конформности может быть разной.Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем  согласии, но при этом индивид остается при своем мнении. При внутренней индивид действительно меняет свою точку зрения и преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих.

Негативизм - это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции  большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения.

Определены и другие явления, рассматриваемые как механизмы  социализации: внушение, групповые  экспектации, ролевое научение и  д р.

Социальное становление  человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах.Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются  и н с т и т у т а ми  с о ц и а л и з а-ции. Наиболее влиятельные институты социализации - семья, школа, производственная группа

 

 

34. Институты  социализации личности

На первых ступенях социализации ведущая роль принадлежит семье. Она является главным фактором социальной адаптации человека и именно с нее и стоит начинать рассматривать, как влияют институты социализации на его развитие.

На качество обитания всех членов семьи, взаимоотношения между ними, на детское развитие влияют следующие параметры каждой отдельно взятой семьи: 
1. Параметр демографический – наличие и отца и матери, а также наличие детей и родственников,ихколичество. 
2. Параметр социально-культурный – уровень образования всех членов семьи, их активная или пассивная жизненная позиция. 
3. Параметр социально-экономический – материальное состояние семьи, занятость членов семьи на рабочих местах. 
4. Параметр технико-гигиенический – обустроенность быта семьи, условия жизни.

Последствия влияния таких функций семьи, как обеспечение развития ребенка (интеллектуального, эмоционального, физического,); формирование ценностей; формирование понятия о половой принадлежности и поведения, соответствующего полу; влияние на выбор пары и поведение в семейной жизни; выработка уровня самооценки настолько значимы, что проявляются всю жизнь.

Институты социализации, стоящие по влиянию на социализацию человека на втором месте после семьи, это учебные заведения. Социальное воспитание, которое происходит в образовательных институтах, создает условия, помогающие развивать способности человека, его возможности, формирующие ценности, дающие знания, примеры поведения, отношений, что очень важно для общества, в котором живет человек.

Образовательные институты социализации осуществляют социальный опыт через: 
- организацию бытовых условий в коллективе, условий жизнедеятельности; 
- обучение взаимодействию в коллективе; 
- способствование самодеятельности в коллективе.

В процесс образования  входит: 
- обучение систематическое; 
- культурная агитация (это касается неформального образования); 
- мотивация самообразования.

Организация образования  и социального опыта, их интенсивность, содержание, систематичность и формы  зависят от принадлежности учащихся к определенному 
этносу и социальной группе. Необходимые духовные, эмоциональные и социальные ценности воспитуемые приобретают в процессе взаимодействия с учителем.

Следующие институты  социализации, влияющие на адаптацию  человека в социуме, - это соседи, соседские отношения. Соседи – это группа людей, проживающая на очень близкой территории. Влияние соседства на социализацию человека зависит от уровня его образования, возраста, профессии, положения в обществе и даже от размеров поселения, в котором он проживает. Больше с соседями общаются дети, начиная с дошкольного возраста и заканчивая подростковым. На примере такого общения они приобретают социальный опыт, осваивают социальные роли, и вообще учатся приспосабливаться к социуму. Кроме того, дети как губка впитывают определенные стереотипы, нормы поведения, лексику, разрешения и запреты, бытующие в этой среде. Характер социализирующей роли соседства может быть как позитивным, так и негативным. Соседские связи между взрослыми людьми более тесны в селах, чем в городах и уже не несут такой социальной нагрузки, не имеют такого влияния, как в детском возрасте.

Институты социализации личности часто представлены объединениями  сверстников. В группу сверстников  могут входить люди на несколько  лет младше или старше друг друга, но они обязательно связаны общими идеями, ценностями, интересами. Социализация групп сверстников заключается в приобщении к нормам данного общества, к его культуре, обучении поведению, соответствующему характеру группы, создании условий для самореализации личности.

Во взаимодействии с  разными агентами и факторами  механизмы и институты социализации способствуют социальной адаптации  личности в обществе

 

 

 

 

35. Механизмы  развития малой группы

Психологические механизмы развития малой группы. К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся:

Формирование  малой группы. Психологические проблемы формирования и особенно развития малых групп исследованы в меньшей степени, чем их структурные характеристики. Это связано с тем, что изучение динамики протекания социально-психологических явлений в естественных группах представляет собой сложную исследовательскую задачу. Кроме того, динамические процессы в малых группах, относящихся к различным классам, имеют существенные различия (например, в трудовых коллективах, семьях или дружеских компаниях).

Психологические механизмы  формирования (возникновения, образования) малых групп могут существенно  различаться в зависимости оттого, о каком классе групп идет речь. Образование формальных групп, выступающих структурными элементами социальных организаций и институтов, происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться именно в рамках данной конкретной группы. В этом случае более правильно говорить о механизмах вхождения или включения индивидов в формирующуюся или уже существующую группу. К числу таких механизмов относится, в первую очередь, привлекательность данной конкретной группы для индивида. Однако вхождение индивида в ту или иную формальную группу, как правило, определяется интересами и потребностями, не связанными непосредственно с потребностью в общении и объединении именно с данными людьми. Именно этим объясняется известный феномен расхождения между группой членства и референтной группой (или значимым кругом общения), исследованный американским психологом Д.Хайменом (1942), и существование неформальных групп внутри формальных организаций.

Неформальные  группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д. Поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности, психологической совместимости индивидов. К числу более универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.

Учет социально-психологических  факторов при формировании первичных  коллективов является важной практической задачей.

·                    Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей.

·                    «Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность.

·                    «Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.

 

 

 

 

36. Теории лидерства

Теория черт основывается на идее Ф. Гальтона о наследственной природе лидерства. Лидером согласно этой теории не становятся, а рождаются. Для того, чтобы стать лидером необходимо обладать определенным набором личностных качеств или совокупностью психологических черт, таких как ум, энергия, воля, храбрость, инициативность, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, уверенность в себе, общительность и т. д. Однако, эта теория не получила распространения, так как не было ни одной черты лидера, с которой согласились бы все исследователи.

Ситуационные  теории лидерства рассматривают лидера как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств. Чтобы стать политическим лидером, согласно данным теориям необходимы определенные психологические и профессиональные качества, которые актуализируются ситуацией. Подчеркивается относительность черт, присущих лидеру в зависимости от ситуации, которой отдается главенствующая роль.

Модифицированная  ситуационная теория лидерства Э.Хартли строится на ряде предположений:

1) если человек стал лидером в одной ситуации, то, возможно, он может им стать и в другой;

2) лидеры в одной ситуации часто рассматриваются группой как лидеры и в других ситуациях;

3) приобретенный лидером в одной ситуации авторитет способствует избранию его лидером и в другой ситуации;

4) лидером чаще становится человека, мотивированный к этому.

Ситуативно-личностная теория Г. Герта и С. Милза, выделивших пять факторов, которые необходимых учитывать при рассмотрении феномена лидерства:

1) черты лидера как человека;

2) мотивы лидера;

3) образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей и побуждающие их следовать за ним;

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"