Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Psikhologia.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Психологи выделили различные  уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Дружба, представляется как вид устойчивых, межличностных отношений, характеризующийся  устойчивой взаимной привязанностью их участников. 
 
Симпатия от греч. Sympatheia - влечение, внутреннее расположение это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения. Любовь, наивысшая степень эмоционально-положительного отношения, воздействуя на субъект восприятия, любовь вытесняет все другие интересы субъекта, а на первый план выводятся отношение к объекту восприятия, объект становится центром внимания субъекта.

Атрибуция - приписывание характеристик себе или другому  человеку. 
 
Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру.

14.Эффекты межличностного восприятия

лекция

15.Интерактивный аспект  общения.

 Лекция

Интерактивная сторона общения- это условный термин, обозначающий

характеристику тех  компонентов общения, которые связаны  со взаимодействием

людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Сущность интеракции в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными

особенностями субъектов, социальной ситуацией,доминирующими  стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. Понятие интеракции дало название направлению социальной психологии - интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности

личности в контексте  социального взаимодействия. По теории интеракционизма развитие личности осуществляется в процессе общения  индивида с члена-

ми определенной социальной группы в ходе совместной деятельности. Действия каждого индивида всегдаориентированы на другого человека и зависят от него.

Психологическая совместимость  — важный фактор успешного общения  субъектов взаимодействия.Под психологической  совместимостью в социальной

группе понимают эффект взаимодействия, заключающийся в  таком сочетании людей, которое  позволяет осуществить их максимально  возможную взаимозаме-

няемость и взаимодополняемость.А. Б. Добрович выделял социальные качест человека, которые наиболее ярко проявляются привзаимодействии с другими людьми и влияют на психологические характеристики общения: интровер-

сия - экстраверсия, мобильность - ригидность, доминантность - недоминантность.

К. Юнг первый описал экстраверсию и интроверсию как основные направленности или жизненные установки человека.Экстравертированному типу личности свойственны направленность на окружающих, гибкость поведения  , общительность. ных отношениях, поскольку информационные процес-

сы в современном  мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека. Человек, передающий информацию, - коммуникатор, человек, вос-

принимающий ее, - реципиент

Однако специфика именно, межличностного информационного обмена значительна. Она определяетсяналичием процесса психологической обратной связи, возникновением коммуникативных барьеров, появлением феноменов межличностного влияния, существованием различных уровней передачи инфор-

мации, влиянием пространства и времени на передачу содержания информации.

 

16. Стратегии взаимодействия  людей в процессе общения

Лекция

 

 

17. Конфликт: сущность, структура,  динамика.

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится  занять позицию, несовместимую и  противоположную по отношению к  интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

Конфликтующими сторонами  могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.

Также конфликт может  пониматься как противодействие  свойств двух явлений, претендующих на определяемое ими состояние действительности

Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.\

Структура конфликтов

Конфликт как многомерное  явление имеет свою структуру. Структура  конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность  самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать. Основные компоненты структуры конфликта могут быть представлены следующим образом:

Противоборствующие стороны  – ключевое звено любого конфликта. Основные участники конфликта – это те люди, которые непосредственно совершают активные действия друг против друга.

Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные  действия – инициатора конфликта (зачинщика). Практически всегда в любом конфликте  за зачинщиками стоят силы, которые их поддерживают – группа поддержки.

Существуют и другие участники, которые оказывают эпизодическое  влияние на ход и результаты конфликта.

Ядром любого конфликта является противоречие – предмет конфликта.

 Предмет конфликта – это  объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта. Ещё одним непременным атрибутом конфликта является его объект.

Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

При анализе конфликта необходимо выделять элемент, как условия, в  которых находятся и действуют  участники конфликта, т.е. микро и  макросферу. Такой подход позволяет  рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию.

При объяснении активности и направленности действий оппонентов в конфликте  рассматриваются мотивы, интересы, ценности, потребности.

Мотивы в конфликте – это  побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликт.

Выбор стратегии поведения в  конфликте определяется многими  факторами: личностными, самой ситуацией  и др. Стратегия в конфликте  реализуется через различные тактики.

Динамика конфликтов

Динамика конфликта. (Леонов и Петровская) 1. Возникновение конфликтной ситуации – возникает тогда, когда стремление одного партнера к достижению его  цели объективно препятствует достижению другим партнером его цели. Первоначально  конфликтная ситуация не осознается и этот период получил название – потенциальный конфликт. 2. Осознание участниками объективной конфликтной ситуации. А) Объективная конфликтная ситуация существует и стороны воспринимают ее без искажений – адекватно понятый конфликт. Б) Объективная конфликтная ситуация существует, но стороны, воспринимая ее конфликтную, имеют определенное искажение действительности – не адекватно понятый конфликт. В) Объективной конфликтной ситуации не существует - участники конфликтуют без причин – ложный конфликт. 3. Переход к конфликтному поведению. Открытая стадия для наблюдателя. Основная цель конфликта поведения - блокировать достижение противником его цели. Разрешение конфликта. А) Преобразование объективной ситуации, Б) За счет преобразования конфликтной ситуации. Частичное разрешение конфликта – открытых конфликтных действий нет, но сохраняется внутренняя готовность возобновить его.

18.Пути преодоления  конфликта.

Противодействовать возникновению  серьезных конфликтов помогают следующие  правила:

Признавать друг друга,

Слушать, не перебивая,

Демонстрировать понимание роли другого,

Выяснить, как другой воспринимает конфликт, как он себя при этом чувствует,

Четко формулировать предмет обсуждения,

Устанавливать общие  точки зрения,

Выяснить, что разделяет, после этого снова описать  содержание конфликта,

Искать общее решение.

Наиболее серьезные  ошибки, которые могут возникнуть в ходе обсуждения конфликта:

Партнер выдвигает в  качестве ошибки другого собственный  промах,

Партнер не раскрывает полностью своих мотивов,

Партнер уходит в оборону,

Поведение партнера диктуется  исключительно тактическими соображениями,

Партнер использует служебное  положение,

Припоминаются старые обиды,

Большое значение в преодолении  конфликтов имеют нормы. Нормы, обеспечивая предсказуемость поведения членов коллектива, позволяют каждому стандартно реагировать на ситуации, т. е. они оказываются фактором стабилизации отношений.

По направленности конфликты делятся  на

«горизонтальные» (конфликты, в которых  не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг у друга)

, «вертикальные» (затрагивают лиц,  находящихся в подчинении один  у другого)

и «смешанные» (представлены предыдущих две состовляющих).

По значению: конструктивные (оппоненты  не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов, разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы)и деструктивные (возникают, когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции, или один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя его)

Когда мы находимся в конфликтной  ситуации, для более эффективного решения проблемы мы выбираем определенный стиль поведения:

Приспособление, компромисс (урегулирование разногласий через взаимные уступки), сотрудничество (совместная выработка решений), игнорирование (уклонение от конфликта), соперничество, конкуренция. .

19.Общая характеристика  малой группы.

Лекция.

 

20. Дифференциация малых группых.

дифференциация — разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений.

В процессе развития малой группы в ней выделяются люди, имеющие  разный статус. Этот процесс групповой  дифференциации происходит и в официальных, и в неофициальных группах. В официальных реальный и формальный лидер могут совпадать или не совпадать между собой, причем расхождение или конфликт между ними нарушает всю деятельность такой группы.  
 
Выделяют понятия лидера, социометрической звезды, предпочитаемых и отверженных членов группы. Исследования механизмов групповой дифференциации и факторов, лежащих в основе предпочтений членов группы, были начаты в школе групповой динамики, созданной К. Левиным. Он предположил, что группа также может быть рассмотрена как динамическая система, формирующая социальное поле, по аналогии с системой психологического поля личности. Социальное поведение людей в группе определяется взаимоотношениями внутри нее, конкурирующими тенденциями, стремлениями отдельных членов группы, каналами общения. То есть групповое поведение является функцией общего состояния социального поля, как поведение человека является функцией потребностей и психологического поля. Развитие группы и выделение в ней лидеров, звезд и отверженных обусловлено динамикой личного и социального полей, их временной перспективной и существующими барьерами. Изучение групповой динамики и работы Левина по снижению межгрупповых конфликтов и повышению потенциала каждого члена группы проложили дорогу и различным приложениям социальной психологии в практику, таким как Т-группы, тренинг сензитивности, институт лидерства. 

Люди, занявшие достаточно высокие места в групповой  иерархии, - это предпочитаемые члены  группы, в то время как лица, не получившие ни одного выбора, - отверженные. Факторы, приводящие к групповой дифференциации, чрезвычайно многообразны, так как связаны и с видом группы (официальная или неофициальная), и с ее деятельностью, и с временем существования, и с личными качествами членов группы. В неофициальных группах и при достаточно простой деятельности в большей степени проявляются личные качества людей, связанные с умением общаться, эмпатийностью, чувством юмора и т. д. В официальных, сложно организованных группах, в объединениях, главной целью которых является достаточно важная и трудная деятельность, на первый план выходят организационные качества, умение спланировать и довести работу до конца, правильно распределить обязанности, настоять на своем. Также неоднозначны и качества, приводящие к отверженности, так как изолированными могут стать как люди неприятные, агрессивные, конфликтные, так и тихие, замкнутые, не умеющие общаться и налаживать контакты субъекты. 

21.Социометрическая концепция  малой группы.

 

 

Методы исследования малых групп. Социометрический метод.

Социометрический метод – это вид опроса, направленный на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов малой группы связей предпочтения в ситуациях выбора. Относится к числу экспериментальных методов изучения малых групп.

Основное назначение метода – диагностика  состояния взаимоотношений в  малых группах и коллективах. Метод предназначен для получения информации о структуре связей между членами группы относительно выделенного критерия. С помощью социометрического метода дается описание структуры взаимоотношений в группе, количественная оценка (измерение) характера эмоциональных отношений между ее членами (чувства симпатии / неприязни), устанавливается место в указанной структуре, занимаемое тем или иным членом группы (лидер, изолированный, отверженный).

Объектом социометрического опроса выступает малая (контактная) социальная группа, члены которой находятся в устойчивом непосредственном взаимодействии друг с другом. Среди малых групп есть неинституциональные (неофициальные) и институциональные (официально признанные), к числу которых относятся малые коллективы.

Предмет социометрического опроса – это, во-первых, во-первых, социометрическая структура группы, а во-вторых, социометрический статус отдельных членов группы.

Интерперсональные выборы изучаются на двух уровнях:

·                     поведенческий

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"