Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является выявление и описание профессиональных и личностных качеств консультантов, способствующих эффективной работе в Интернет - консультировании.
Объектом исследования можно обозначить личность практического психолога, консультирующего в Интернете.
Предмет нашего исследования - Интернет - консультирование как форма работы практического психолога.
Основываясь на информационных характеристиках объекта, предмета и цели нашего исследования мы поставили следующие задачи исследования:
- Выяснить современные представления о целях, принципах и консультационном контакте в классическом психологическом консультировании;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...
1 Содержательные особенности Интернет – консультирования…......
3
5
1.1 Понятие Интернет - консультирования и его отличие от традиционных форм консультирования …………………………….…..
1.2 Степень изученности возможностей Интернет - консультирования на современном этапе ………....................................
1.3 Причины обращения клиентов за психологической помощью в Интернете…………………………………………………….………...….
2 Процессуальная специфика Интернет – консультирования..............
2.1 Модели и способы оказания психологической помощи в Интернет – консультировании ……………………………...…………....

5

9

12
15

15
2.2 Технологические приёмы и стратегии консультирования….....
2.3 Недостатки, достоинства и риски Интернет – консультирования...……………………………………….………………
3 Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете…..
20

26

30
3.1 Характеристика методов эмпирического исследования ………
3.2 Описание процедуры исследования и интерпретация её результатов…………………………………………………………….…..
Заключение …………………………………………………………..........
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Интернет - консультирование как форма работы практического психолога.docx

— 162.66 Кб (Скачать файл)

 

Эмпирическое  значение по формуле критерия согласия Пирсона равно 38,6 при степени  свободы, равной 2. Данный показатель превышает  критическое табличное  значение Хи2 - критерия Пирсона при уровне значимости 0,01 = 9.21.

На этом основании можно сделать вывод  о зависимости двух признаков: чем  выше самоактуализация консультанта, тем эффективнее он в профессиональной деятельности.

Проверка  данных показала, что существует взаимосвязь между уровнями активности и эффективности, и самоактуализации и эффективности в профессиональной деятельности консультантов в сети Интернет. 

Результаты  данного исследования по опроснику Р.Кеттелла 16-PF показали, что эффективные консультанты в сети Интернет в отличие от низкоэффективных обладают:

- Высоким уровнем интеллектуального развития, абстрактным мышлением, быстро воспринимают и усваивают новый материал. Сумма средних значений факторов B, M, Q1 эффективных консультантов составила 6,9. У низкоэффективных – 4,7;

- Высоким уровнем общительности,   внимательностью к людям, доброжелательностью, легкостью в общении, эмоциональной выразительностью, готовностью к сотрудничеству. Сумма средних значений факторов,  направленных на раскрытие коммуникативных свойств  и межличностное взаимодействие А, E, F, H, L, N,  Q2  составляет у эффективных консультантов 6,3, у низкоэффективных – 5,3.

- Направленностью на экстраверсию. Среднее значение эффективных консультантов составляет 7,0. Высокий показатель по экстраверсии означает, что консультанты социально контактны, успешно устанавливают и поддерживают межличностные связи.

Среднее значение низкоэффективных консультантов  составляет 2,7, что говорит об их интровертивной направленности, т.е. ориентации на свой внутренний мир, сдержанности.

В процессе исследования также были получены следующие  результаты: выборка консультантов в сети Интернет по сравнению с группой, на которой осуществлялась стандартизация опросника Р.Кеттелла, является более открытой к общению, характеризуется внимательным отношением к людям, чем выборка стандартизации. Эти различия значимы на уровне значимости 0,39. Измерение уровня самоактуализации по тесту-опроснику САТ показало, что эффективные Интернет - консультанты больше направлены на личностный рост, чем менее эффективные. Сумма средних значений эффективных консультантов составляет 12,6. Сумма средних значений низкоэффективных консультантов – 10,0. Интернет - консультанты, направленные на достижение личностного роста составляют 76% (13 чел.), высокий уровень направленности на самоактуализацию у 24% (4 чел.).  Стремлением к личностному развитию в меньшей степени обладает 100% (3 чел.).

В целом, средние баллы по тесту показывают, что консультанты ориентированы на развитие личностного роста. Почти все показатели  по шкалам опросника САТ близки  к высоким значениям. В результате исследования личностные и профессиональные качества консультантов в сети Интернет мы представили в виде рангов (таблицы 10, 11).

 

Таблица 10 - Средний ранг по личностным и профессиональным качествам, относящимся к активности консультантов в сети Интернет

 

Фактор

Качества

Сред.знач.

Ранг

АКТИВНОСТЬ

В

Высок. ур .интеллекта

8,6

1

A

Общительность

7,2

2

М, САТ

Креативность

7

3

Н

Соц. смелость

6,6

4,5

F2

Экстраверс. направл.

6,6

4,5

Q2

Независимость

6,5

6

L

Эго-направленность

6,4

7

N

Проницательность

6,1

8

Q3

Конгруэнтность

5,5

9,5

C

Эмоц. устойчивость

5,5

9,5

F

Экспрессивность

5,5

9,5

Q1

Информированность

5,3

12


Таблица 11 - Средний ранг по личностным и профессиональным качествам, относящимся к личностному росту Интернет – консультантов

 

Шкала

Качества

Сред.знач.

Ранг

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

2

Независимость

54,1

1

4

Гибкость

15,9

2

3

Самоактуализация

12,8

3

8

Самопринятие

12,4

4

12 

Способн. установить

контакт

11,3

5

1

Жить "настоящим"

10,5

6

7

Самоуважение

9,95

7

6

Спонтанность

8,1

8

11 

Способн. к целост.

принять свое раздражение

7,5

9,5

14

Креативность

7,5

9,5

5

Сензитивность

7,1

11

9

Объективность

5,3

12

13 

Стремл. к приобрет.

знаний об окруж. мире

4,9

13

10 

Способн. к целост.

восприятию мира

3,6

14


 

Ранжируя  профессиональные и личностные качества, мы видим упорядоченность их существования в данный момент, т.е. те особенности, которые объективно были отражены в методиках исследования. Перечисленные характеристики профессиональных и личностных качеств выделяют все авторы в отечественной и зарубежной литературе.

В ходе данного  исследования были выявлены наиболее и наименее эффективные консультанты в сети Интернет. Наиболее эффективные, активные и самоактуализированные консультанты: № 13 и 17. Наименее эффективный консультант: № 19. Большинство обследуемых выбрали работу консультанта в сети Интернет из-за интереса к людям,  чтобы применить свои знания и способности для оказания помощи людям не только в личной форме консультирования. Психологические трудности возникают у 30% из-за отсутствия визуального контакта, отсутствия рационального переживания проблем клиентов. Трудности Интернет - консультирования для 20% - ограниченность методики работы.

Итак, существует ряд личностных особенностей, наличие  которых необходимо и желательно в профессиональной деятельности консультанта в сети Интернет. Профессиональные и личностные качества позволяют говорить об отсутствии острой необходимости профилактики «синдрома сгорания». Анализ данных, полученных с помощью качественного и количественного анализа тестов,   позволяет говорить о том, что уровень активности и самоактуализации влияет на эффективность работы практического психолога, консультирующего в Интернете, что говорит об их необходимости. Проведенный анализ исследований показал, что психологическая практика Интернет - консультирования на данный момент представляет собой сочетание различных теоретических и эмпирических подходов и во многом определяется профессиональными и личностными качествами, необходимыми консультантам в этой области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Актуальность  нашей работы определялась тем фактом, что Интернет, всё более плотно входя в жизнь современного человека, видоизменяет и расширяет область  применения навыков и умений в  самых различных сферах человеческой деятельности. Не обошла этого влияния  и консультативная психология, в  связи с чем возникло новое направление – Интернет-консультирование. Естественно, что его зарождение породило множество споров и различных мнений о возможности и методах применения на практике.

Как видно, «виртуальные психологи» занимаются достаточно большим спектром проблем. Онлайн консультанты могут помочь человеку разобраться в себе, работают с психологическими травмами, помогают клиентам разрешать конфликтные ситуации на работе, помогают людям наладить общение и т.д. Мы полагаем, что психологическое консультирование в Интернете представляет собой, в наше время, некую структуру или, даже, систему. Стать специалистом профессионального консультационного сайта, в принципе, может каждый человек, желающий помогать людям средствами Интернета, имеющий психологическое образование и опыт консультаций [27].

Одно  из главных преимуществ Интернета - это возможность для людей  общаться между собой на отдаленных расстояниях, при желании с полной анонимностью. Причем, благодаря возможностям Интернета, это общение может  проходить в режиме реального  времени. Если не углубляться в технические  тонкости того, как это происходит, то факт налицо, - любой человек сел  за компьютер, зашел в «мировую паутину» и общается с «кем хочет» и «как хочет» [16].

В ходе Интернет - консультирования, так же как и в процессе классического психологического консультирования, психолог помогает человеку (клиенту) разобраться в его психологических проблемах (вопросах). Минусы заочного (в нашем случае «виртуального») консультирования очевидны, и, надеемся, достаточно подробно были рассмотрены нами выше. Здесь же нам хотелось бы снова обратить внимание на, наверно, самое большое преимущество психологического Интернет - консультирования перед классическим («лицом к лицу») психологическим консультированием - это анонимность.

Как мы уже  указывали выше, может быть, формата  Интернет - консультирования будет достаточно, чтобы разрешить проблемы человека (клиента), если нет, - тогда психолог сможет ему подсказать, к кому следует обратиться на очную консультацию. Конечно же, Интернет-консультирование не способно разрешить довольно многие психологические проблемы клиентов, - у него, как у формы психологического консультирования, есть существенные ограничения. Об этих объективных минусах (помимо прочих недостатков) психологического Интернет -консультирования мы подробно рассказывали в нашем курсовом исследовании.

Кроме того, данное исследование было направлено на выявление уровня жизненной активности и направленности на самоактуализацию. Предположение о наличии взаимосвязи между уровнями активности и направленности на самоатуализацию подтвердилось.

Активные  консультанты в Интернете  более эффективены в своей профессиональной деятельности и обладают высоким уровнем интеллекта, творческим воображением, чем низкоэффективные консультанты. Активные консультанты  открыты к общению, искренни и доброжелательны. Консультанты обладают экстравертивной направленностью, которая позволяет им быстро адаптироваться, легко общаться. Они конгруэнтны, экспрессивны, что позволяет говорить об аутентичности (качестве, предложенном Р.Кочюнасом). Интернет - консультанты ориентированы на личностный рост [15].

Также были выявлены наиболее эффективные и  малоэффективные консультанты. Кроме этого, были определены личностные и профессиональные качества, присущие Интернет - консультантам  данной выборки. Метод соц. опроса (анкетирование) подтвердил направленность консультантов на общение с людьми, интерес к ним, желание оказать психологическую помощь, применяя свои знания и опыт.

Таким образом, на наш взгляд, традиционное и Интернет-консультирование в условиях экспансии Интернета  в человеческую жизнь занимает немаловажное место в развитии психотерапии и со временем станет дополнять друг друга, что позволит увеличить эффективность проведения психологической консультации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1 Василюк, Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е Василюк. – М., 1984. – С. 196 – 202

2 Шнейдер, Л.Б. Основы консультативной психологии: учеб. пособие / Л.Б. Шнейдер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института. Издательство НПО «МОДЭК». – Воронеж, 2005. – 352 с.

3 Меновщиков, В.Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. – М.: Смысл, 1998. – 109 с.

4 Бубнова, С.С. Система профессионально важных качеств и индивидуальные способы деятельности. Психологическая наука и общественная практика. Ч.1 / С.С. Бубнова. – М.: Наука, 1983. – 250 с.

5 Вебер, В. Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте / пер. с англ., под общ. ред. В.Е.Когана, Е.С. Креславского. – СПб.: РАТЭПП, 1998. – 41с.

6 Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. – С.102 – 115

7 Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: уч. пособ. для студентов вузов и практич. работников / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.

8 Ялом, И. Дар психотерапии / пер. с англ. Ф. Прокофьева. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 280 с.

9 Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Ось-89», 2005. – с. 250

10 Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Питер, 2000. – с. 186

11 Рубцов, В.В., Лебедева С.В. Виртуальная психологическая служба // Психологическая наука и образование. – 2002. – №1

12 Алешина, Е.Ю., Гозман, П.Я., Дубовская, Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спец. практикум по соц. психологии. – М.: Изд. московского университета, 1987. – 120 с.

13 Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.

14 Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: «Бахрах», 1998. – 672 с.

15 Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / пер. с лит. – М.: Академический Проект, 2000. – 240 с.

Информация о работе Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете