Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является выявление и описание профессиональных и личностных качеств консультантов, способствующих эффективной работе в Интернет - консультировании.
Объектом исследования можно обозначить личность практического психолога, консультирующего в Интернете.
Предмет нашего исследования - Интернет - консультирование как форма работы практического психолога.
Основываясь на информационных характеристиках объекта, предмета и цели нашего исследования мы поставили следующие задачи исследования:
- Выяснить современные представления о целях, принципах и консультационном контакте в классическом психологическом консультировании;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...
1 Содержательные особенности Интернет – консультирования…......
3
5
1.1 Понятие Интернет - консультирования и его отличие от традиционных форм консультирования …………………………….…..
1.2 Степень изученности возможностей Интернет - консультирования на современном этапе ………....................................
1.3 Причины обращения клиентов за психологической помощью в Интернете…………………………………………………….………...….
2 Процессуальная специфика Интернет – консультирования..............
2.1 Модели и способы оказания психологической помощи в Интернет – консультировании ……………………………...…………....

5

9

12
15

15
2.2 Технологические приёмы и стратегии консультирования….....
2.3 Недостатки, достоинства и риски Интернет – консультирования...……………………………………….………………
3 Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете…..
20

26

30
3.1 Характеристика методов эмпирического исследования ………
3.2 Описание процедуры исследования и интерпретация её результатов…………………………………………………………….…..
Заключение …………………………………………………………..........
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Интернет - консультирование как форма работы практического психолога.docx

— 162.66 Кб (Скачать файл)

 

 

Рисунок 2 - Измерение уровня самоактуализации личности Интернет –  консультантов

 

Ряд 1 – результаты Интернет - консультантов;   ряд 2 – высокие значения по шкалам теста. На рисунке 2 видно, что уровень самоактуализации испытуемых направлен в сторону повышения баллов. Наблюдается тенденция к личностному росту.

По данному  обследованию можно говорить о  наличие  у консультантов в сети Интернет таких личностных качеств, как активность, жизнерадостность, стремление к пониманию людей. Кроме того, в данном опроснике выявилась направленность консультантов на общение, интерес к людям, чувство языка и чувство юмора (творческое заполнение анкеты). 

Применение  коэффициента корреляции рангов Спирмена (rs) позволило оценить взаимосвязь между личностными особенностями и эффективностью консультативной деятельности консультантов в сети Интернет.

Отсутствие  психодиагностических методик по непосредственной оценке такого личностного качества, как  активность, предполагает выделение  следующих составляющих:

  • интеллектуальные особенности: факторы B, M, Q1;
  • коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы А, H, F, E, Q2, Q4, N, L.
  • САТ: Контактность, потребность к познанию, креативность [25].

Все результаты были обработаны и проранжированы (таблица 4).

 

 

Таблица 4 - Результаты измерения  активности

 

В

М

Q1

A

F

H

L

N

Q2

1

2

3

4

5

Ср.

зн.

Эф.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1.

10

1

4

8

2

5

6

7

9

12

3

6

5.4

6

5,96

8.33

2.

10

4

5

6

6

8

10

8

6

11

4

7

6.3

6.4

7,18

6.73

3.

8

6

7

9

10

10

5

6

2

6

4

5

4.8

6.2

6,6

7.36

4.

7

5

4

5

2

3

5

5

9

13

5

7

5.2

5.8

5,6

5.7

5.

7

7

9

8

5

4

5

7

5

12

5

9

4.8

4.7

6,6

5.83

6.

10

6

8

7

3

7

7

5

5

14

3

7

5.8

5

6,6

6.2

7.

10

5

7

8

5

5

5

7

9

10

7

8

5.2

6.3

6,9

4.48

8.

10

5

5

7

8

3

6

4

7

12

5

9

5.4

5.7

6,5

6.33

9.

8

7

6

9

9

9

7

7

6

9

5

10

5.1

4.7

7,3

6.33

10.

9

5

6

7

5

8

8

7

7

9

5

5

4.4

5.5

6,5

5.36

11.

7

8

4

6

6

8

7

5

7

11

5

6

6.4

5.7

6,6

7.0

12.

7

8

4

6

5

6

6

10

7

14

3

5

6.7

7.0

6,7

3.24

13.

8

9

4

6

8

10

4

4

10

14

6

13

5.7

6.0

7,7

6.43

14.

8

5

5

8

5

6

9

9

8

9

4

5

5.0

5.1

6,5

6.26

15.

8

9

3

7

6

7

8

3

3

10

8

7

5.5

5.6

6,6

8.86

16.

10

8

3

8

7

6

5

2

5

12

8

9

5.1

6.2

6,6

6.16

17.

10

7

8

10

8

10

7

2

6

15

7

8

6.5

6.4

7,9

5.46

18.

9

9

4

5

5

5

8

9

6

11

6

11

4.3

4.7

6,8

5.16

19.

7

1

4

8

3

4

4

8

7

12

2

8

5.4

6.1

5,5

5.46

20.

10

7

7

7

3

9

7

8

7

10

4

5

5.7

5.4

6,9

6.9

Ср.зн.

8,65

6,1

5,35

7,2

5,5

6,65

6,45

6,15

6,55

11,3

4,95

7,5

5,43

5,7

   

r

0,17

0,04

0,27

0,67

0,02

0,22

0,10

0,05

0,25

0,18

0,04

0,04

0,07

-0,03

 

0,12

p

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

 

 

Для исследования личностного роста личности консультантов мы использовали опросник САТ, 14 шкал которого обозначили цифровыми маркерами: 1 – шкала ориентации во времени, 2 – шкала поддержки, 3 – шкала ценностных ориентаций, 4 – шкала гибкости, 5 – шкала сензитивности, 6 – шкала спонтанности, 7 – шкала самоуважения, 8 – шкала самопринятия, 9 – шкала представлений о природе,  10 – шкала синергичности, 11- шкала принятия агрессии, 12 - шкала контактности, 13 – шкала познавательных способностей, 14 – шкала креативности (таблица 5).

 

Таблица 5 - Результаты  измерения  самоактуализации

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ср.зн.

Эф.

1

13

57

15

20

6

6

13

14

7

5

6

12

3

6

13.07

8.33


Продолжение таблицы 5

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ср.зн.

Эф.

2

11

51

11

13

9

9

8

7

7

3

10

11

4

7

11.5

6.73

3

9

48

11

12

9

7

10

11

6

2

9

6

4

5

10.6

7.36

4

14

57

12

19

4

5

5

18

7

4

5

13

5

7

12.5

5.7

5

11

44

10

16

4

6

6

11

4

4

4

12

5

9

10.4

5.83

6

12

54

15

17

7

11

10

13

5

4

6

14

3

7

12.7

6.2

7

13

53

14

13

6

5

14

15

4

4

8

10

7

8

12.4

4.48

8

9

60

12

16

6

9

9

17

4

4

11

12

5

9

13.07

6.33

9

6

58

15

16

8

11

8

11

6

5

6

9

5

10

12.4

6.33

10

11

52

10

11

7

5

9

6

7

4

8

9

5

5

10.6

5.36

11

11

52

15

17

9

8

10

10

5

4

10

11

5

6

12.3

7.0

12

11

52

12

15

7

11

9

9

3

2

9

14

3

5

11.5

3.24

13

13

67

16

22

7

12

14

17

8

4

7

14

6

13

15.7

6.43

14

11

47

13

11

8

8

9

12

5

2

11

9

4

5

11.07

6.26

15

8

59

13

14

10

12

11

12

4

3

8

10

8

7

12.7

8.86

16

10

61

15

20

8

9

10

15

7

4

4

12

8

9

13.7

6.16

17

13

60

12

18

8

9

14

16

4

3

8

15

7

8

14

5.46

18

10

61

13

20

6

10

13

14

6

5

9

11

6

11

14

5.16

19

5

42

12

17

6

4

7

8

3

5

6

12

2

8

9.7

5.46

20

9

48

10

11

7

5

10

12

4

2

5

10

4

5

10.1

6.9

Ср.зн.

10,5

54,1

12,8

15,9

7,1

8,1

9,95

12,4

5,3

3,65

7,5

11,3

4,95

7,5

 

Rs

-,07

0,14

0,32

0,13

0,49

0,33

0,01

0,02

0,41

0,11

0,21

-,15

0,04

0,04

 

0,23

p

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

   

 

Для определения  статистической нормы опросника САТ в целях сопоставления индивидуальных данных, полученных в процессе обследования, с групповым распределением показателей, зафиксированных в выборке стандартизации, мы построили таблицу 6.

 

 

 

Таблица 6 -  Построение статистической нормы для определения уровня личностного роста телефонных консультантов

 

№ консультанта

Хi (сред.знач.)

d

d2

1

2

3

4

19

9.7

-2.5

6.25

20

10.1

-2.1

4.21

5

10.4

-1.8

3.24

3

10.6

-1.6

2.56

10

10.6

-1.6

2.56

14

11.07

-1.13

1.27

12

11.5

0.7

0.49

2

11.5

0.7

0.49

11

12.3

0.1

0.01

7

12.4

0.2

0.04

9

12.4

0.2

0.04

4

12.5

0.3

0.09

6

12.7

0.5

0.25

15

12.7

0.5

0.25

1

2

3

4

1

13.07

0.87

0.75

14

13.07

0.87

0.75

16

13.7

1.5

2.25

17

14

1.8

3.24

18

14

1.8

3.24

13

15.7

3.5

12.25

Сумма

244,01

 

44,23

Станд.отклонение

1.52

   

 

Таким образом, для данной выборки норма будет  находится в интервале от 10.5 до 13.5. Следовательно, низкий уровень личностного развития присущ 3-м консультантам: 5, 19, 20. Высокий уровень самоактуализации выражен у 4-х консультантов: 13,16,17,18. Большая часть показателей Интернет - консультантов находится в норме, т.е. в интервале от 10.5 до 13.5. При этом норма в данном случае понимается как состояние объекта в данный момент.

Для определения  статистической нормы по степени  активности  в целях сопоставления  индивидуальных данных, полученных в  процессе обследования, с групповым  распределением показателей, зафиксированных  в выборке стандартизации, мы построили таблицу 7.

 

Таблица 7 - Построение статистической нормы для определения уровня активности

 

№ испытуемого

Хi (сред.знач.)

d

d2

1

2

3

4

17

7,92

1,25

1,5625


Продолжение таблицы 7

 

№ испытуемого

Хi (сред.знач.)

d

d2

13

7,7

1,03

1,0609

9

7,3

0,63

0,3969

2

7,18

0,51

0,2601

7

6,9

0,23

0,0529

20

6,9

0,23

0,0529

18

6,8

0,13

0,0169

12

6,7

0,03

0,0009

3

6,6

-0,07

0,0049

6

6,6

-0,07

0,0049

11

6,6

-0,07

0,0049

15

6,6

-0,07

0,0049

16

6,6

-0,07

0,0049

5

6,63

-0,04

0,0016

8

6,5

-0,17

0,0289

10

6,5

-0,17

0,0289

14

6,5

-0,17

0,0289

1

2

3

4

1

5,96

-0,71

0,5041

4

5,6

-1,07

1,1449

19

5,5

-1,17

1,3689

Сумма

133,59

 

6,51

Станд.отклонение

0,58

   

 

Для данной выборки норма будет находится в интервале от 6,09 до 7,25. Следовательно, низкий уровень активности присущ 3-м консультантам: 1, 4, 19. Высокий уровень самоактуализации выражен у 3-х консультантов: 9, 13, 17. Большая часть показателей консультантов находится в норме, т.е. в интервале от 6,09 до 7,25. При этом норма в данном случае понимается как состояние объекта в данный момент.

Из данного  обследования по выявлению статистической нормы по таким личностным качествам, как активность и самоактуализация было обнаружено,  что высокий уровень активности и личностного роста присущ консультантам №№ 13 и 17, а низкий уровень у консультанта № 19.

Для проверки статистических гипотез данного  исследования возникла необходимость  применения критерия Хи-квадрат (критерий согласия Пирсона) (таблицы 8, 9).

 

Таблица 8 - Связь уровня эффективности профессиональной деятельности и активности Интернет - консультантов

 

Уровень активности

Эффективность

Неэффективность

Сумма

Низкий

0

3 чел. – 100%

3

Средний

14 чел. – 82%

0

14


Продолжение таблицы 8

 

Высокий

3 чел. –  18%

0

3

Сумма

17

3

20


 

Эмпирическое  значение по формуле критерия согласия Пирсона равно 40, при степени свободы, равной 2. Данный показатель превышает критическое табличное значение Хи2 - критерия Пирсона при уровне значимости 0,01 = 9.21.

На этом основании можно сделать вывод  о зависимости двух признаков. Чем  активнее проявляет себя консультант, тем эффективнее он в профессиональной деятельности.

 

Таблица 9 - Связь уровня эффективности профессиональной деятельности и личностного роста Интернет - консультантов

 

Уровень самоактуал.

Эффективность

Неэффективность

Сумма

Низкий

0

3 чел. – 100%

3

Средний

13 чел. – 76%

0

13

Высокий

4 чел. –  24%

0

4

Сумма

17

3

20

Информация о работе Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете