Эмпирические методы в психологическом исследовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:12, реферат

Описание работы

Рассматривая проблему применения эмпирических методов в психологии (если следовать требованиям системного подхода), нужно начать с определения их места в системе психологических методов. Можно выделить, по крайней мере, пять уровней:
1. Уровень методики.
2. Уровень методического приема.
3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.).
4. Уровень организации исследования.
5. Уровень методологического подхода.

Содержание работы

1. Введение
2. Глава I (Метод наблюдения)
3. Глава II (Метод беседы)
4. Глава III (“Архивный метод”)
5. Заключение
6. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Наблюдение беседа архивный метод.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

      Московская  открытая социальная академия

      Адыгейский  филиал

      Социально-психологический  факультет 
 
 
 

                                Контрольная работа на тему:

          Эмпирические методы  в психологическом  исследовании  
 
 
 
 
 
 

      Выполнил:  Саньков А.Г.

      Студент 3 курса социально-психологического факультета

      Проверил: Гучетлев Р.Р. 

      Содержание:

      1. Введение

      2. Глава I (Метод наблюдения)

      3. Глава II (Метод беседы)

      4. Глава III (“Архивный метод”)

      5. Заключение

      6. Список используемой  литературы

       Если человек осознал, что его субъективный мир и мир объективной реальности — это «две разные разницы», если он понял, что нет людей, абсолютно похожих друг на друга, если в его сознании или подсознании живет чувство недостатка своих знаний о субъективном мире других людей и причинах их поведения, тогда у него есть шанс стать психологом не только по названию.

                                                             
 
 
 

                                                     Введение 
 
 
 

      С точки зрения Б. Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.

      Рассматривая  проблему применения эмпирических методов  в психологии (если следовать требованиям системного подхода), нужно начать с определения их места в системе психологических методов. Можно выделить, по крайней мере, пять уровней:

      1. Уровень методики.

      2. Уровень методического приема.

      3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение  и пр.).

      4. Уровень организации исследования.

      5. Уровень методологического подхода.

      Правда, термин «метод» может применяться  к любому из уровней. Например, в  психофизике есть метод средней  ошибки, метод границ; в психодиагностике — проективный метод (уровень 2); в психосемантике говорят о методе семантического дифференциала и о методе репертуарных решеток (уровень 1); в психологии развития обсуждают психогенетический метод и его разновидности — близнецовый метод (уровень 4).

      Приведенное уровневое деление способов, применяемых в психологическом исследовании, близко к тому, которое предложил Г. Д. Пирьов, разделив «методы» на 1) собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.), 2) методические приемы и 3) методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).

      С. Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» [Рубинштейн С. Л., 1946] в качестве главных  психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Наблюдение подразделялось на «внешнее» и «внутреннее» (самонаблюдение), эксперимент — на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод — физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов). Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Пиаже) и анкету. Естественно, время обусловило особенности этой классификации. Так, «родственно-идеологические» связи психологии с философией лишили ее теоретических методов, аналогичная близость с педагогикой и физиологией вознаградилась включением методов этих наук в психологический перечень.

      Вторая  развернутая классификация методов  психологического исследования, получившая распространение в отечественной  психологии благодаря Б.Г. Ананьеву, — классификация болгарского психолога Г.Д. Пирьова [Пирьов Г.Д., 1985]. Он выделил как самостоятельные методы: наблюдение (объективное — непосредственное и опосредованное, субъективное — непосредственное и опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический), моделирование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.), специфические методические подходы (генетические, сравнительный и др.). Каждый из этих методов подразделяется на ряд других. Так, например, наблюдение (опосредованное) делится на анкеты, вопросники, изучение продуктов деятельности и др.

      Б.Г. Ананьев [Ананьев Б.Г., 1977] подверг  критике классификацию Пирьова, предложив другую. Все методы он разделил на:

      1) организационные (4-й и 5-й уровни, выделенные нами выше);

      2) эмпирические; 3) способы обработки  данных и 4) интерпретационные.

      К организационным методам Ананьев  отнес сравнительный, лонгитюдный  и комплексный. Во второй группе оказались  обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод.

      В третью группу вошли методы математико-статистического анализа данных и качественного описания. Наконец, четвертую группу составили генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.). Ананьев подробно описал каждый из методов, но при всей тщательности его аргументации остается много нерешенных проблем: почему моделирование оказалось эмпирическим методом? Чем практические методы отличаются от полевого эксперимента или инструментального наблюдения? Почему группа интерпретационных методов отделена от организационных? Разве генетическая интерпретация не предполагает особый способ организации исследования («близнецовый метод» и др.)?

      Важно отметить, что здесь не обозначены теоретические методы психологического исследования, но вместе с тем выделен класс методов, «промежуточный» по статусу между эмпирическими и теоретическими, а именно — методы представления, обработки и (добавим) интерпретации данных эмпирического исследования.

      Согласно  точке зрения многих авторов, метод — это выражение некоторых соотношений между объектом и субъектом в процессе познания. Они сводят число основных психологических методов к шести:

      1) герменевтический — соответствующий нерасчлененному состоянию науки (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны);

      2) биографический — выделение целостного объекта познания в науке о психике;

      3) наблюдение — дифференциация объекта и субъекта познания;

      4) самонаблюдение — превращение  субъекта в объект на основе  предшествующей дифференциации;

      5) клинический — на первый план  выходит задача перехода от  внешненаблюдаемого к внутренним  механизмам;

      6) эксперимент как активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.

      Приведенная классификация имеет преимущество — гносеологическое основание (субъектно-объектное взаимодействие), хотя и спорна: неясно, чем вызвано выделение биографического метода (критерий — целостность, тогда можно вычленить что-то и по критерию аналитичности?) и клинического метода (в этом ли его специфика?).

      Однако  авторы умышленно или неумышленно  остановились лишь на классификации эмпирических психологических методов, для чего были вынуждены включить моделирование в число герменевтических методов Но разве при использовании этого метода «субъект и объект познания не противопоставлены»? Ведь модель — это рациональное противопоставление субъектом одного объекта другому (образа и первообраза), что невозможно без рефлексивного отношения субъекта к объекту и к себе.

      Существуют и другие подходы к описанию и классификации методов психологического исследования, но практически всегда ставится знак тождества между эмпирическими методами психологического исследования и психологическими методами вообще, что затрудняет определение специфики тех и других.

      Целесообразно по аналогии с другими науками  выделить в психологии три класса методов:

      1. Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.

      2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования).

      3. Итерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

      Результатом применения первой группы методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, состояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельности и др.

      Результат применения теоретических методов  представлен знанием о предмете в форме естественноязыковой, знаково-символической или пространственно-схематической.

      Наконец, интерпретационно-описательные методы — это «место встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы.

      С другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам. Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и в конечном счете оправдание или опровержение гипотезы.

      Будем считать теоретическими методами психологического исследования:       

      1) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе — восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат — теория, закон и др.;

      2) индуктивный — обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат — индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;

      3) моделирование — конкретизация  метода аналогий, «трансдукция»,  умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат— модель объекта, процесса, состояния.

      От  теоретических методов психологии следует отличать методы умозрительной  психологии, берущие начало в так  называемой философской психологии. Умозрение опирается не на научные факты и эмпирические закономерности, а имеет обоснование только в личностном знании (субъективной реальности, интуиции) автора концепции.

      Умозрительный психолог, как и философ, порождает  приемлемые, с его точки зрения, модели психической реальности либо модели ее отдельных составляющих (теории личности, общения, мышления, творчества, восприятия и т. д.). Продуктом умозрения является учение, т. е. некоторый целостный мысленный продукт, объединяющий в себе черты рационального и иррационального знания, претендующий на полноту и единственность объяснения некоторой реальности и не предусматривающий своей фальсификации (опровержения) при эмпирическом исследовании.

      Существуют  два основных вида моделирования: структурно-функциональное и функционально-структурное.

      В первом случае исследователь хочет  выявить структуру отдельной  системы по ее внешнему поведению  и для этого выбирает или конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) — другую систему, обладающую сходным  поведением. Такое поведение позволяет сделать вывод (на основе правила вывода по аналогии) о сходстве структур. Этот вид моделирования является основным методом психологического исследования и единственным в естественнонаучном психологическом исследовании. Во втором случае по сходству структур модели и образа исследователь судит об имеющих что-то общее функциях, внешних проявлениях и др. Этот метод распространен во многих науках, в частности в сравнительной анатомии, палеонтологии, культурологии и т.д.

Информация о работе Эмпирические методы в психологическом исследовании