Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является выявление и описание профессиональных и личностных качеств консультантов, способствующих эффективной работе в Интернет - консультировании.
Объектом исследования можно обозначить личность практического психолога, консультирующего в Интернете.
Предмет нашего исследования - Интернет - консультирование как форма работы практического психолога.
Основываясь на информационных характеристиках объекта, предмета и цели нашего исследования мы поставили следующие задачи исследования:
- Выяснить современные представления о целях, принципах и консультационном контакте в классическом психологическом консультировании;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...
1 Содержательные особенности Интернет – консультирования…......
3
5
1.1 Понятие Интернет - консультирования и его отличие от традиционных форм консультирования …………………………….…..
1.2 Степень изученности возможностей Интернет - консультирования на современном этапе ………....................................
1.3 Причины обращения клиентов за психологической помощью в Интернете…………………………………………………….………...….
2 Процессуальная специфика Интернет – консультирования..............
2.1 Модели и способы оказания психологической помощи в Интернет – консультировании ……………………………...…………....

5

9

12
15

15
2.2 Технологические приёмы и стратегии консультирования….....
2.3 Недостатки, достоинства и риски Интернет – консультирования...……………………………………….………………
3 Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете…..
20

26

30
3.1 Характеристика методов эмпирического исследования ………
3.2 Описание процедуры исследования и интерпретация её результатов…………………………………………………………….…..
Заключение …………………………………………………………..........
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Интернет - консультирование как форма работы практического психолога.docx

— 162.66 Кб (Скачать файл)

Совместная работа предполагает формирование определенного климата доверия и взаимопонимания между людьми в решении их проблем, создание условий для естественного дополнения их позиций. Для проектировщиков ВПС, относительно каждой из рассмотренных возрастных групп, объективно осложняются условия решения психотерапевтических задач. В этой связи, необходимым условием работы ВПС является такая организация ее структуры, в которую «встроены» механизмы «естественного» контроля за решением той или иной задачи. «Естественный» контроль, в процессе решения генеральной психотерапевтической задачи в Интернет - среде, возникает исключительно в том случае, когда происходит дополнение позиций различных участников совместной работы, ориентированных не столько на выявление характеристик какого-либо совета, сколько на то, каким образом данный совет был получен, как разработан, т.е. на способ его получения. Иными словами, речь идет о выявлении способов организации работы различных групп клиентов друг с другом и способов построения работы между клиентом (клиентами) и психологом. Психологическое консультирование в Интернете рассматривается, как тип человеко-машинной системы, когда оказание психологических услуг и сам акт взаимодействия психолога и клиента опосредованы Интернет - средой. Рубцов В.В. и Лебедева С.В. в ходе проведенного анализа рассматриваемого явления показали, что потенциальные пользователи – клиенты ВПС преследуют целый ряд целей. Именно в зависимости от целей клиента, виртуальному психологу (как и «реальному») следует определять метод решения стоящих перед клиентами проблем. Таким образом, видами психологического консультирования в Интернете являются индивидуальное и групповое психологическое Интернет-консультирование [12, c. 93].

В рамках Интернет - консультирования как технологии психологического консультирования предоставляется профессиональная психологическая помощь. Клиент может общаться с психологом в режиме on-line - приватно/индивидуально, в режиме off-line - по электронной почте. Клиент описывает свою проблему с помощью специальной анкеты на Интернет-сайте психологической помощи, которая предоставляется ему при «захождении» на соответствующую Интернет-страницу. При этом, наличие и заполнение анкеты выступают в качестве элемента рефлексии потенциального пользователя относительно спектра его возможных проблем. После заполнения анкеты, клиент направляется в соответствии со спецификой запроса к психологу, специализирующемуся на данной проблеме, на консультирование. Если клиент хочет консультироваться анонимно (что указывается в анкете), то ответ отсылается по электронной почте или в режиме закрытого/приватного чата, если нет, то вопрос и ответ публикуются на «психоконсультационном» сайте.

Существует  некоторая специфика у группового психологического Интернет - консультирования. Так вот, «отдельно имеется» коммуникативно-операциональная среда (форумы) для обсуждения, согласования различных позиций и принятия решения по наиболее насущным проблемам потенциальных пользователей в режиме реального времени, - с последующим хранением текста дискуссий для дальнейшего их чтения и анализа. Имеет место несколько категорий подобных «сред», наиболее адекватных потребностям различных групп клиентов: «До 16 и старше» – специализированный форум для подростков, где обсуждаются волнующие их проблемы. Ведущий (модератор) задает проблемную ситуацию, которую участники форума должны решить сообща, работая в команде, фактически дополняя свои позиции в процессе совместной работы. Для наиболее профессиональной и эффективной работы ведущий обеспечивает согласование этих позиций, взаимопонимание различных групп участников, общение между участниками, планирование общих способов работы и взаимную рефлексию [26].

«Е-форум», – здесь происходят круглосуточные общедоступные дискуссии по решению  психологических проблем. Участниками  форума являются взрослые люди. Основная задача форума – эмоциональная и  информационная поддержка участников. «Е-форум» – это вариант групповой  работы, во время которой клиент сталкивается с различными мнениями участников форума по обсуждаемой проблеме. В такой работе очень многое зависит  от «ведущего». Его основная задача состоит в отслеживании ситуации и ведении дискуссии, направлении  ее к разрешению проблемы. Ведущий  управляет форумом так, чтобы  не дать участникам уйти в сторону, перескочить к обсуждению другой проблемы [28].

Имеется еще одна технологическая форма  психологического Интернет - консультирования, носящая название «Группы по интересам». Список группы составляется заранее, желающие участвовать в обсуждении записываются в «Книге предложений». Дискуссию (как и на форуме) ведет опытный специалист. Отличие подобных групп от «Е-форума» заключается в следующем: число членов группы намного меньше (6–10 человек), в основном это люди, остро интересующиеся конкретной обсуждаемой проблемой. Беседа проходит в приватном режиме, т.е. только для зарегистрированных членов данной группы. Архив информации по данной группе остается доступным только для членов данной группы. Все это социально способствует единению малой группы, - как если бы такая работа происходила в реальности.

Таким образом, существует несколько базовых технологических  способов психологической помощи в Интернете. Данные технологические приемы определяются и оцениваются в зависимости от потребностей клиента. Чаще всего клиентам Интернет - консультаций предлагаются индивидуальное консультирование либо участие в форуме, который подбирается, как правило, в зависимости от возрастной категории клиента и его личностных предпочтений и запросов.

На сегодняшний  день, как мы выяснили выше, сформировалась огромная целевая аудитория (целевая  группа) клиентов, которая при появлении  у нее самых разных психологических  проблем будет, прежде всего, искать помощи именно в Интернете. В это  связи, психологическое консультирование онлайн в Интернете обязано иметь место, - это не мода, а общественная необходимость.

Что же касается самих консультантов, то, хотим снова  подчеркнуть, что Интернет дает психологу  новые богатые возможности для  самопрезентации. Это значит, что его потенциальный клиент заочно может познакомиться с ним, узнать о нем больше, почитать его публикации, вникнуть в стиль и манеру его работы, и даже посмотреть, как он решает проблемы других людей. Это позволяет потенциальному клиенту выбирать «своего» психолога Интернет-консультанта [15, c. 38].

Итак, когда-то, «очень давно» (а исторически «вчера»), для того чтобы получить психологическую  консультацию, к психологу нужно  было прийти на очный прием. Потом  появилось консультирование по телефону. Теперь – психологические Интернет - консультации в режиме онлайн. Любой человек может задать психологу интересующий его вопрос на специальных бесплатных или платных сайтах.

 

 

 

 

2.3 Недостатки, достоинства и риски  Интернет – консультирования

 

 

Несмотря  на популярность услуг, предоставляемых  психологами в сети Интернет, такое  консультирование имеет свои положительные  и отрицательные особенности. Консультации специалистов онлайн помогли многим людям. Психологи, практикующие онлайн консультирование в интернете - это  в большинстве своем профессиональные психологи, которые осознали, что  такая практика необходима людям. Однако, есть риск того, что человек не разобравшись, обращается к публичным форумам, не имеющим никакого отношения к  психологической помощи. Следует  отличать реальные психологические  консультации от форумов, имеющих структуру "вопрос - ответ". Профессиональный специалист никогда не возьмется  делать какие-либо выводы и давать рекомендации на основании минимальной и не проверенной информации. Множество людей, обратившихся к таким форумам не получили никакой психологической помощи. Более того, после такого "псевдо" консультирования, люди навряд ли они будут серьезно относиться к какой-либо возможности, в стрессовой ситуации, обратиться к Интернет – консультированию [18].

Онлайн  консультирование не подходит людям, имеющим  действительно серьезную проблему, а скорее может иметь краткосрочное решение. Однако, даже это имеет определенный эффект, поскольку во время онлайн консультирования психолог снимает "барьер" и человек начинает получать необходимую ему психологическую помощь. Далее, если психолог решит, что клиент нуждается в более серьезной помощи, чем может дать онлайн консультирование, он предложит перейти на очное консультирование. 

К основной особенности сети Интернет относится  анонимность. Для кого-то это хорошо, человек под маской скорее расскажет  свои проблемы. И в данной ситуации возникает вопрос - примет ли клиент свою маску, когда работа пойдет с  ней. К значимости Интернет - терапии, Интернет - консультирования относят  такой фактор: в нашей стране низкая культура психотерапевтической помощи, имея в виду отношение населения к подобным услугам. В регионах мало психологических центров. И оказывается, что человек из какого-нибудь региона, где нет такой службы, получает возможность обратиться к удаленному терапевту, это очень важно. Но здесь возникает еще один вопрос. Всегда, когда обсуждается профессиональная психотерапия, речь рано или поздно заходит об оплате, причем оплата тоже является одним из методов, способов, условий осуществления взаимодействия клиента и психотерапевта [21].

Могут быть разные варианты психотерапии в Интернете. Это может быть онлайн - терапия, когда это общение в реальном времени. В этом случае, сеанс сохраняется  в привычном смысле - сеанс связи. С другой стороны - это консультации по электронной почте, это наиболее удобный на сегодняшний день способ общения. Он позволяет использовать модель коротких терапий, когда решение, как правило, достигается достаточно быстро. Однако, когда-то само собой возникнет разграничение, тем более что изначально можно задавать рамки, но только если выдерживается модель. Если у нас нет растекания, и мы точно знаем, что мы работаем в этой модели и никак иначе, и мы декларируем её клиенту. В этом случае мы можем сказать, что у нас есть такие рамки, либо до решения проблемы, либо мы установим какой-то временной промежуток, после чего примем, например, решение что-либо предпринять, найти какое-то решение, которое связано с завершением процесса [20, c. 264].

Преимуществ онлайн консультирования, безусловно, много, но есть и недостатки. Самым  заметным "минусом" является опосредованность общения специалиста с клиентом, во время консультирования через  электронную почту и icq. Психолог не имеет возможности увидеть достоверную и точную невербальную информацию о человеке. Он не видит клиента, не может "прочитать" и "расшифровать" жесты, мимику и эмоциональное состояние, а довольствуется только той информацией, которую предоставил сам клиент.

Общаясь с психологом по электронной почте  или ICQ, человек должен уметь четко  письменно излагать свои проблемы и  мысли. Если клиент испытывает затруднения, лучше воспользоваться видеоконтактом со специалистом или интернет телефоном.

Человек должен осознавать и принимать риски  и преимущества онлайн консультирования. При таком виде консультирования выше риск возникновения чувства  недоговоренности, неясности, тревожности  или неуверенности. Только установление доверительных и откровенных  отношений существенно позволит избавиться от этих рисков [26].

Онлайн  консультирование, особенно по началу, может восприниматься клиентом, как  совместная работа "в понарошку". Скрывая важную информацию или намеренно искажая ее, человек наносит вред исключительно себе, тратя впустую время и деньги.

Все профессиональные психотерапевты отмечают в сетевом  общении редукцию невербальной компоненты, без которой терапевт ограничен  как в диагностике состояния  пациента, так и оказании на него влияния. Второе может даже существеннее - голос терапевта, его интонации, его реакции на те или иные действия клиента - это все очень важно.

Консультирование, проводимое в сети, должно быть скорее кратким, чем длительным. То есть оно должно быть направлено на решение проблем. В принципе можно говорить о кризисном консультировании, но все-таки в решении самых острых проблем Интернет пока не самый лучший вариант [30].

К достоинствам сети Интернет как средства осуществления  консультирования или психотерапии относят то, что общение изначально проходит в письменной форме и  уже это ставит клиента перед  необходимостью вербализовать свою проблему. Он начинает её как-то описывать, и это вроде бы хорошо, поскольку он уже начал с ней работать. Однако очевидно, что запрос клиента, как правило, прямо не соотнесен с его проблемой, здесь постоянно возникают замещения, вытеснения и другие защиты, которые искажают картину. Очевидно, что и в письме клиент будет формулировать свой запрос как ему и полагается. Консультант, психотерапевт, лишенный возможности оценить невербальные компоненты, по которым он может почувствовать, где возникают какие-то искажения, оказывается в неблагоприятной ситуации и может начать реагировать неэффективно, и клиент вернет обязательно ему это, как профессиональный промах [31].

Именно  в этом аспекте наблюдается основная ошибка в использовании данного  метода. Многие люди, работающие в консультировании, нацелены на интерпретативный стиль ведения консультаций, то есть стараются раскрыть некое значение или помочь клиенту его раскрывать. Но в случае с Интернетом консультанты лишены многих возможностей, поэтому следует сфокусировал работу на поиски других способов. Не задаваться задачей интерпретации того текста, который клиент посылает, а постараться сформировать коммуникацию с клиентом таким способом, чтобы у него вышли на передний план реальные для него задачи - решаемые проблемы. То есть активно и даже директивно участвовать в формировании этих целей. Не пытаться вскрыть то, что там стоит, потому что это скорее задача психотерапии, и здесь в сети возможна неадекватная реакция, которую я, кстати, иногда наблюдал, когда пытаются интерпретировать текст. У клиента возникает негативная реакция, с которой в реальной работе терапевт умеет справляться, и которую очень трудно скорректировать посредством сети. Там человек может просто отказаться работать. Ему это проще сделать, чем в ситуации очного контакта. У консультанта нет дополнительных средств влияния. И интерпретативный вариант работы здесь, наверное, не подходит в принципе, хотя на него многие настроены. А нужен, видимо, поведенчески-когнитивный вариант работы. Он предполагает активную позицию терапевта в смысле ведения клиента к решаемой задаче. Не стоит за этим искать какие-то защиты, а стоит просто, вооружившись некоторыми методиками структурирования, вести человека так, чтобы запрос у него получился решаемым. А после этого решение может использовать различные методы: с опорой на ресурсы клиента, с опорой на те попытки решения, которые он принимал. А все что касается именно исследовательского варианта работы, это, конечно, нужно переводить в очное консультирование. Если терапевт понимает, что раскрывающая работа необходима, тогда ему остается действительно рекомендовать очную терапию [29, C.152 – 160].

Информация о работе Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете