Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является выявление и описание профессиональных и личностных качеств консультантов, способствующих эффективной работе в Интернет - консультировании.
Объектом исследования можно обозначить личность практического психолога, консультирующего в Интернете.
Предмет нашего исследования - Интернет - консультирование как форма работы практического психолога.
Основываясь на информационных характеристиках объекта, предмета и цели нашего исследования мы поставили следующие задачи исследования:
- Выяснить современные представления о целях, принципах и консультационном контакте в классическом психологическом консультировании;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...
1 Содержательные особенности Интернет – консультирования…......
3
5
1.1 Понятие Интернет - консультирования и его отличие от традиционных форм консультирования …………………………….…..
1.2 Степень изученности возможностей Интернет - консультирования на современном этапе ………....................................
1.3 Причины обращения клиентов за психологической помощью в Интернете…………………………………………………….………...….
2 Процессуальная специфика Интернет – консультирования..............
2.1 Модели и способы оказания психологической помощи в Интернет – консультировании ……………………………...…………....

5

9

12
15

15
2.2 Технологические приёмы и стратегии консультирования….....
2.3 Недостатки, достоинства и риски Интернет – консультирования...……………………………………….………………
3 Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете…..
20

26

30
3.1 Характеристика методов эмпирического исследования ………
3.2 Описание процедуры исследования и интерпретация её результатов…………………………………………………………….…..
Заключение …………………………………………………………..........
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Интернет - консультирование как форма работы практического психолога.docx

— 162.66 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………...

1 Содержательные особенности Интернет – консультирования…......

3

5

1.1 Понятие Интернет - консультирования и его отличие от традиционных форм консультирования …………………………….…..

1.2 Степень изученности возможностей Интернет - консультирования на современном этапе ………....................................

1.3  Причины обращения  клиентов за психологической  помощью в Интернете…………………………………………………….………...….

2  Процессуальная специфика Интернет – консультирования..............

2.1 Модели и способы оказания психологической помощи в Интернет – консультировании ……………………………...…………....

 

5

 

9

 

12

15

 

15

2.2 Технологические приёмы и стратегии консультирования….....

2.3 Недостатки, достоинства и риски Интернет – консультирования...……………………………………….………………

3 Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете…..

20

 

26

 

30

3.1   Характеристика методов эмпирического исследования ………

3.2 Описание процедуры исследования и интерпретация её результатов…………………………………………………………….…..

Заключение …………………………………………………………..........

Список использованных источников…………………………………….

30

 

32

44

46




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Современные технологии уже окончательно вошли в нашу жизнь. И само существование  современного человека невозможно представить  без компьютера. Компьютер же сейчас невозможно представить без Интернета. Интернет стал для многих людей символом нашей цивилизации, без которого развитие и само существование цивилизации  немыслимо.

Являясь динамично развивающейся  системой, сеть охватывает всё большие  сферы нашей жизни и неудивительно, что и консультативная психология не могла оставить данное явление  без своего внимания. Естественно, что  при появлении Интернета, многие психологи задались вопросом, каким  образом можно использовать его  для реализации практических задач  консультирования. Новое перспективное  направление привлекло к себе большое количество сторонников, утверждавших, что Сеть позволит помочь многим людям, по каким-либо причинам не способными или не желающими прийти на очное  консультирование [1, c. 200].

Одновременно с этим появились  люди, которые не разделяли оптимизма  сторонников нового метода. Они отмечали, что недостаточно изучены как  влияние на личность сети Интернет, так и возможности применения консультирования в новой сфере. При этом скептики подчеркивают, что  оформление нового метода, в условиях затрудненной (или вообще невозможной) обратной связи неизбежно приведёт к возникновению ошибок при работе с клиентом, «расплачиваться» за которые  придется самим клиентам [2, c. 150]. 

При этом как сторонники, так и  скептики нового метода консультирования сходятся во мнении о том, что так  или иначе, но Интернет-консультирование неизбежно займёт свою нишу в консультативной  психологии. В связи с этим Интернет - консультирование рассматривают в  своих работах Л.Б. Шнейдер, Г.С. Абрамова, А.Н. Елизаров, С.В. Лебедева, Ф.Е. Василюк, В.Ю. Меновщиков и др.

Интернет-консультирование - это альтернативный источник психологический помощи в  тех случаях, когда традиционное психологическое консультирование недоступно или невозможно. Оно уникально  и отлично от любой предыдущей практики психологических интервенций  и представляет собой революцию  в традиционной концепции психотерапии. Возможно, это является причиной, по которой многие профессионалы голосуют за него и почему растет принятие Интернет - консультирования практиками. Однако, такое консультирование лучше всего подходит для клиентов с фокусированной, специфичной, ясно очерченной проблемой, при которой могут помочь бихевиоральные техники. Следует учитывать, что здоровье, в том числе и психическое стоит среди приоритетных тем для людей, ищущих информацию в сети Интернет.

Целью данного исследования является выявление и описание профессиональных и личностных качеств консультантов, способствующих эффективной работе в Интернет - консультировании.

Объектом исследования можно обозначить личность практического психолога, консультирующего в Интернете.

Предмет нашего исследования - Интернет - консультирование как форма работы практического психолога.

Основываясь на информационных характеристиках  объекта, предмета и цели нашего исследования мы поставили следующие задачи исследования:

- Выяснить современные представления о целях, принципах и консультационном контакте в классическом психологическом консультировании;

- Осветить степень изученности и разработанности проблемы психологических консультаций в Интернете на сегодняшний день;

- Проследить историю развития  психологической помощи в Интернете;

- Выявить модели, способы и технологические  приемы оказания психологической  помощи в Интернете;

- Раскрыть содержательную специфику  и процессуальные особенности  психологического Интернет –  консультирования;

- Исследовать профессиональные  и личностные особенности эффективного  психолога-консультанта;

- Провести анализ результатов,  полученных в процессе исследования  профессиональных и личностных  качеств Интернет - консультантов.

В основу данного исследования была положена следующая гипотеза: уровень  активности и самоактуализации влияет на эффективную работу в области  Интернет - консультирования.

Актуальность работы: в связи  со всем вышесказанным, мы должны отметить, что тема применения Интернет - консультирования является актуальной для современной  консультативной психологии.    Интернет - консультирование активно  формируется в наше время в  качестве новой технологии психологического консультирования, что обусловливает  своевременность и важность его  научного психологического изучения на современном этапе развития практики психологического консультирования.

Практическая  значимость исследования заключается  в том, что составленная нами модель личности эффективного консультанта в сети Интернет может быть использована для отбора желающих работать в этой области, обобщенный анализ данных по профессиональным и личностным качествам может быть использован в построении профессиограммы Интернет-консультанта. Также данное исследование профессиональных и личностных качеств консультанта является начальным этапом для разработки обучающих и личностных тренинговых программ с целью самоактуализации личности Интернет – консультантов.

 

  1. Содержательные особенности Интернет – консультирования

 

 

    1.  Понятие Интернет - консультирования и его отличие от традиционных форм консультирования

 

 

Психологическое консультирование это, прежде всего, работа с эмоциями и чувствами, с переживаниями  человека, - с тем, что психически составляет его внутренний мир. Есть точка зрения, что переживания  человека практически не поддаются  «обработке», мы полагаем обратное. Здесь  нам близок подход Ф.Е. Василюка, который  утверждает: «… процессом переживания  можно в какой-то мере управлять  — стимулировать его, организовать, направлять, обеспечивать благоприятные  для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс в идеале вел  к росту и совершенствованию  личности — или, по крайней мере, не шел патологическим или социально неприемлемым путем. Переживание, таким образом, составляет основной предмет приложения усилий практического психолога, помогающего личности в ситуации жизненного кризиса. А раз так, то для построения теоретического фундамента психологической практики вполне естественно процесс переживания сделать центральным предметом общепсихологического исследования проблемы преодоления критических ситуаций» [1, c. 198].

Психологическое консультирование относительно новая область профессиональной деятельности, выделившаяся из врачебной психотерапевтической практики как система работы со здоровыми людьми, имеющими проблемы в повседневной жизни. И заниматься такой деятельностью стали наряду с врачами-психотерапевтами люди, имеющие своей специальностью психологию и специализирующиеся в консультационной деятельности.

Процесс психологического консультирования - это совершенно равноправное взаимодействие двух людей. У клиента есть инициатива, мотивация к изменениям, стремление лучше познать себя, у психолога - профессиональные знания закономерностей  работы человеческой психики. И здесь  создаётся альянс, целью которого является не "излечение" путём  каких-то профессиональных воздействий  и манипуляций, а осознание клиентом истоков своих трудностей и выработка  способов с ними справляться. И очень  важно, что в процесс взаимодействия психолог-консультант вкладывается собственной личностью. Часто говорят, что личность - это и есть инструмент психолога, практикующего консультирование. И тут уже речь не идёт о том, чтобы доверить часть работы "медсестре" или "передать" клиента другому  психологу. Поэтому в основу работы заложены принципы совершенно особой этики взаимоотношений между  психологом-консультантом и клиентом. Одно из основных правил - психолог никогда не разглашает того, что происходит в его контакте с клиентом [3, c. 86].

И ещё немного о целях  и задачах консультирования. Их можно  определить следующим образом:

- эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента;

- изменение отношения к проблеме от ощущения тупика к возможности и умению выбора решения;

- повышение стрессовой и кризисной устойчивости;

- развитие реалистичности мировоззрения;

- развитие способности творческого освоения мира.

Таким образом, определение психологического консультирования охватывает собою стержневые содержательные установки психолога-консультанта в отношении человека вообще и  клиента в частности. Консультант  принимает клиента как уникального, автономного субъекта, за которым  признается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной  жизнью, - что, безусловно, уважается  клиентом. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и адекватно действовать. В рамках развития психологического консультирования в нашей стране и за рубежом продолжают развиваться различные виды дистантной психологической помощи через интернет, называемые интернет - консультирование (за рубежом они также обозначаются как психотерапия онлайн, е-терапия, кибертерапия и telehealth). Отсутствие личностного психологического давления психолога на клиента, кстати говоря, является объективным и весомым плюсом Интернет – консультирования [2].

Мария Эйнсворт (Mary Ainsworth) дает следующее определение: «Онлайн консультирование – «e-терапия» – это, когда профессиональный консультант или психотерапевт говорят с Вами по Интернету, оказывая Вам эмоциональную поддержку, давая совет по поводу психического здоровья или предоставляя другое профессиональное обслуживание. Это может быть ответ на один вопрос или продолжающаяся беседа; это может быть по электронной почте, чату, видео или даже интернет - телефону. E-терапия -жизнеспособный альтернативный источник помощи тогда, когда традиционная психотерапия недоступна. Это эффективно. Это приватно. Это проводится умелыми, квалифицированными, соблюдающими этические правила профессионалами. И для некоторых людей, это - единственный способ, которым они могут получить помощь от профессионального терапевта… » [3, c. 16].

Итак, что касается Интернет - консультирования, то пока не существует отдельных («неприложимых» к классическому психологическому консультированию) его определений. Тем не менее, можно выделить отдельные специфические особенности Интернет - консультирования.

Это, во-первых, то, что процесс Интернет - консультирования имеет двустороннюю содержательную специфику относительно критерия анонимность/публичность личности клиента. С одной стороны, процесс консультирования для клиента анонимен, что обусловлено тем, что в Интернете (в чате, «где», как правило, и осуществляется Интернет-консультирование) клиент (в подавляющем большинстве случаев) выступает под вымышленным именем («инком»). При этом, даже если клиент назовется своим настоящим именем (именно именем), то все равно, ему практически гарантирована анонимность, так как людей с одинаковыми именами по стране (специфика Интернет - консультирования еще и в том, что оно географически огромно) сотни тысяч. С другой стороны, процесс Интернет - консультирования для клиента публичен, так как такое консультирование происходит, как правило, в чатах или на форумах, «где» видны все вопросы клиента (причем вопросы конкретного клиента «идут» под его конкретным «инком») и ответы консультанта. Таким образом, создается публичность процесса Интернет - консультирования, потому что все кто «сидит в чате» или «находится на форуме», видят на экранах своих мониторов «процесс Интернет - консультирования» (кавычки условны, так как для этих лиц виртуальная реальность не менее реальна, чем буквальное, материальное их окружение), - наблюдают порядок и последовательность вопросов и ответов и оценивают их содержание [6].

Во-вторых, содержательной особенностью Интернет - консультирования является его интерактивный характер. В процессе Интернет - консультирования, его участники (в первую очередь клиенты, но, иногда, и консультанты) могут «вмешиваться» в процесс консультирования психологом конкретного клиента, делая (интеракция в полной мере), давая свои комментарии происходящему, оценивая смысловую подоплеку обсуждаемых тем. Причем, это может происходить как в произвольном (свобода самовыражения (во всех смыслах, - и «технически» и личностно, - с точки зрения безопасности «самопроявления»), - еще одна специфическая особенность процесса Интернет - консультирования)), так и в «заданном» порядке, - тогда, когда уже известные друг другу участники (при групповом варианте Интернет - консультирования) обсуждают, с помощью психолога-консультанта (пожалуй единственное значимое отличие консультационных чатов и форумов от «обычных»), общие для них всех проблемы [2].

Информация о работе Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете