Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является выявление и описание профессиональных и личностных качеств консультантов, способствующих эффективной работе в Интернет - консультировании.
Объектом исследования можно обозначить личность практического психолога, консультирующего в Интернете.
Предмет нашего исследования - Интернет - консультирование как форма работы практического психолога.
Основываясь на информационных характеристиках объекта, предмета и цели нашего исследования мы поставили следующие задачи исследования:
- Выяснить современные представления о целях, принципах и консультационном контакте в классическом психологическом консультировании;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...
1 Содержательные особенности Интернет – консультирования…......
3
5
1.1 Понятие Интернет - консультирования и его отличие от традиционных форм консультирования …………………………….…..
1.2 Степень изученности возможностей Интернет - консультирования на современном этапе ………....................................
1.3 Причины обращения клиентов за психологической помощью в Интернете…………………………………………………….………...….
2 Процессуальная специфика Интернет – консультирования..............
2.1 Модели и способы оказания психологической помощи в Интернет – консультировании ……………………………...…………....

5

9

12
15

15
2.2 Технологические приёмы и стратегии консультирования….....
2.3 Недостатки, достоинства и риски Интернет – консультирования...……………………………………….………………
3 Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете…..
20

26

30
3.1 Характеристика методов эмпирического исследования ………
3.2 Описание процедуры исследования и интерпретация её результатов…………………………………………………………….…..
Заключение …………………………………………………………..........
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Интернет - консультирование как форма работы практического психолога.docx

— 162.66 Кб (Скачать файл)

В-третьих, содержательной особенностью (описываем  именно содержательные стороны изучаемого явления, так как, например, его дешевизна, тоже являющаяся специфической особенностью «электронных» консультаций, представляется нам не содержательным условием, а  «материальным», финансовым фактором) Интернет-консультирования является его доступность, куда мы включаем, прежде всего, психологическое удобство и физический комфорт (клиент сидит дома за своим персональным компьютером) для пользователя Интернет-консультирования. Здесь ярко проявляется возможность для клиента функционально быстро (легкость принятия решения) «войти в чат» - что не обуславливает необходимости участия в обсуждении, так как другим участникам процесса Интернет-консультирования неизвестно, кто именно «находится на чате» (максимум известно количество человек в режиме он-лайн «присутствующих» на чате или форуме). Все это приводит к тому, что у любого участника удовлетворяется потребность в психологической безопасности, что, безусловно, очень важно в процессе любого рода личностной коммуникации.

В-четвертых, смысловую специфику Интернет-консультирования составляет его обучающий характер, так как множество людей может одновременно участвовать в данном процессе как просто наблюдая его, так и высказываясь, комментируя и учась на «ошибках» других, - тогда, когда обсуждаются «знаемые» или просто интересные для конкретного человека проблемы. Таким образом, само участие человека в процессе Интернет-консультирования, его «присутствие» (кавычки условны, так как в этом процессе имеются две базовые стороны общения, понимаемого в качестве деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, А.И. Донцов), - коммуникация и интеракция)) на консультативном Интернет-форуме или в консультативном Интернет-чате, имеет обучающий эффект в силу того, что информативность такого рода взаимодействия для отдельно взятого человека сравнима с продуктивностью участия его в процессе классического группового консультирования [3, c. 77].

Наконец, в-пятых, существует, по нашему мнению, еще одна специфическая смысловая  содержательная особенность Интернет-консультирования, понимаемого нами в качестве новой технологии психологического консультирования. Имеется ввиду профессиональная деятельность психолога-консультанта. Считаем возможным сущностно (по основным свойствам) сравнить ее с деятельностью консультанта, осуществляющего групповое психологическое консультирование, и выделить основные сходства и различия в этих двух профессионально-деятельностных парадигмах (путях развития). Как нам представляется, основное «внешнее» сходство этих двух консультационных парадигм в их коллективности, «массовости», которая, теме не менее, безусловно, в разы выше в Интернет - консультировании. Также, мы полагаем, что основным «внутренним» отличием Интернет - консультирования от классического группового консультирования является различный качественный характер третьей базовой стороны общения как взаимодействия, - социальной перцепции, профессионально осуществляемой психологом-консультантом. Если в процессе классического индивидуального и, во многом, классического группового консультирования психолог обязан в полной мере «… слушать, эмпатировать и ждать», - как писал Ирвин Ялом, то в процессе Интернет - консультирования психологу-консультанту вовсе не обязательно настолько глубоко личностно эмоционально воспринимать своего (своих) клиента (клиентов) и эмоционально внешне реагировать на их личностные проявления. В процессе Интернет - консультирования психологу достаточно иметь развитую когнитивную личностно-профессиональную составляющую, для того чтобы быть успешным консультантом. Это существенно облегчает для психолога сам процесс Интернет - консультирования, - снижает его эмоциональные затраты и позволяет концентрироваться на проблеме, а не на человеке. Это же существенно понижает продуктивность Интернет - консультирования, потому что отсутствие эмоционально-чувственной составляющей в социальной перцепции, как доказано, например, тем же Ирвином Яломом, весьма негативно сказывается на психотерапевтическом эффекте консультативного взаимодействия [8].

Таким образом, консультирование в сети Интернет —  это область работы, открывающая  захватывающие перспективы для  развития не только методов психологического консультирования, но и исследований в области эффективности психотерапии.

 

 

 

 

1.2 Степень изученности возможностей  Интернет - консультирования на современном этапе

 

 

Отчуждение человека от человека становится практически нормой сегодняшней жизни, в связи с развитием новых дистанционных форм электронных средств связи, которые все чаще переводят реальное общение между людьми в виртуальное. Как следствие, социально-психологическая проблема одиночества человека в современном мире выходит на первый план. В связи с этим, задача оказания психологической помощи для преодоления человеком беспокоящего его состояния одиночества становится все более актуальной. Парадоксальность ситуации заключается в том, что с одной стороны Интернет - технологии способствуют развитию отчужденности между людьми, а с другой стороны они представляют собой оперативный способ поиска информации, установления контактов и потому широко используются людьми, страдающими от одиночества, для общения.

Доступность и популярность Интернет - технологий увеличивают возможности доступа населения к психологической помощи. В настоящее время, на наш взгляд, Интернет - технологии недостаточно используются в практике психологического консультирования. Отметим, что психологическое Интернет-консультирование в том или ином виде уже присутствует в Интернете (консультирование онлайн, дистанционное консультирование) [7].

В основу Интернет - консультирования были положены смысловые коммуникации, осуществляющиеся с помощью текста. В связи с этим, первоначальной целью Интернет - консультирования является построение диалога между участниками коммуникаций при виртуальном общении. Для Интернет - консультирования выбираются (создаются) «форумы» или «чаты» т.е. специально организованное общепринятое в Интернете виртуальное пространство для общения. По последним данным, пользователями Интернета являются 1 миллиард человек. Россия уверенно «подбирается» к первой десятке стран - активных пользователей, «прибавляя» по 20% от общего количества пользователей Интернета в год. По числу активных пользователей Интернета Россия уже «на голову» опережает любую из стран СНГ или Восточной Европы.

Становление дистанционных форм психологической  работы в Интернете, в принципе, находится, в нашей стране, почти в самом  начале своего пути. Полученные нами информационные данные об Интернет -консультировании как о комплексном явлении, позволяют сделать оптимистические прогнозы по развитию индивидуальной и групповой психологической работы в Интернете. Однако, в связи с этим, перед психологами вновь возникает проблема теоретического осмысления и интеграции различных направлений психологии и новых технических решений для развития дистанционных форм психологической помощи в Интернете, таких как Интернет-консультирование [3].

Почти сразу, как только был изобретен Интернет, его потенциал для психотерапевтической коммуникации был очевиден. Одной  из первых демонстраций Интернета была моделируемая виртуальная сессия психотерапии, осуществляемая в рамках Международной  Конференции по Компьютерной Коммуникации, прошедшей в США в октябре 1972-го года.

Группы  поддержки процесса самосовершенствования  в Интернет - режиме онлайн в США были предшественниками т.н. e-терапии; успех и исследования этих групп показали потенциал такой коммуникации при консультировании по личностным и межличностным проблемам.

С 1976-го года, после введения первых персональных компьютеров, в США стали создаваться  неофициальные группы поддержки  Интернет - консультирования. В национальном масштабе, в США, психологическое Интернет - консультирование, как утверждается, стало популярным с 1979-го года.

Невозможно  точно сказать, когда психологи (психотерапевты) начали взаимодействовать с клиентами в режиме Интернет - консультирования онлайн. Самое раннее известное организованное консультирование онлайн было «Ask Uncle Ezra» - «Задайте вопрос дяде Эзре», - название в честь Ezra Cornell, основателя Университета в Итака, Нью-Йорк, University in Ithaca, NY. Студентам этого Университета предложили бесплатные консультации психологов онлайн [11].

Сервис  «Психологические консультации онлайн»  был основан его директорами  Jerry Feist и Steve Worona, и с сентября 1986-го года этот сервис успешно работает и осуществляет консультации и по сегодняшний день.

Ivan Goldberg, M.D. начал отвечать на вопросы онлайн, рассказывая о лечении депрессии, по крайней мере, с 1993-го года. Платные услуги психологического консультирования начали появляться в Интернете в середине 1994-го года. John Grohol, Psy. D. в 1995-м году предложил бесплатные консультации в популярном еженедельном общественном чате. Самым первым был Leonard Holmes, Ph. D., который предложил "Условно-бесплатную Психологическую Консультацию" на основе оплаты только в том случае, если это помогает. Ориентир был на один вопрос клиента (соответственно, на один ответ психолога). Об установлении долговременных отношений «терапевт-клиент» в то время речи не шло.

Американский  психотерапевт Leonard Holmes говорил, что когда он только настраивал веб-сайт, рекламируя свою практику, он уже начал получать электронную почту от людей, запрашивающих помощь; было очевидно, что люди были готовы обратиться к психотерапевтам через Интернет. Два других веб-сайта "Help Net" и "Shrink Link" на основе платы стали доступны с осени 1995-го года (оба сервиса на сегодняшний день работают). David Sommers, Ph. D. можно считать пионером т.н. "e-терапии". Он был первым, кто предложил клиентам платное Интернет-обслуживание, в котором целью было дать больше чем один ответ на единственный вопрос клиента, - он стремился установить долговременные, продолжительные отношения при консультировании, в процессе терапии онлайн. С 1995-го по 1998-й год David Sommers работал с более чем 300-ми клиентами в режиме Интернет - консультирования онлайн. David Sommers использовал несколько технологий Интернета для e-терапии, прежде всего электронную почту, но также и чат в реальном времени и видеоконференции [20, c. 253].

Ed Needham, M.S. установил IRC chat service в августе 1995-го года, и был первым, кто сосредоточился исключительно на консультационном взаимодействии в процессе e-терапии через чат в реальном времени. Он работал с 44-мя клиентами с 1995-го по 1998-й год. Другие «ранние» исследователи продолжительной e-терапии, это – группа the Pink Practice из Лондона. Также, нельзя не упомянуть об американских «интернетных» Samaritans (самаритянах). Это прошедшие психотерапевтическое обучение добровольцы - консультанты кризисного центра. Они отвечают на электронные письма от людей, которые находятся в отчаянии, на грани самоубийства, с 1994-го года, анонимно и без оплаты. Их благотворительная работа имеет огромную ценность. К 2001-му году добровольцы Samaritan ответили на письма примерно от 64000 человек.

Появление коммерческих «e-клиник» в США  и Западной Европе существенно повлияло на развитие e-терапии. Такие организации  стремятся улучшить среду для  «e-терапии», предлагая возможности, которые «самые независимые» «e-терапевты» не могут себе позволить: высокий  уровень онлайн безопасности, услуги составления счетов, оптимизирование  вопросов оплаты и другие инструменты  финансового управления, рекламу  и маркетинг. E-терапевты (психологи-консультанты) могут присоединиться к этим e-клиникам за скромную ежемесячную плату и также получить шаблон своей web-страницы, через которую они могут вести собственную практику e-терапии. Клиентам е-клиник предлагают длинный список e-терапевтов на выбор. Все e-терапевты тщательно проверяются администрацией «e-клиник» «на профпригодность». Другие особенности такого «e-клинического подхода» включают в себя возможность выбора клиентами терапевта согласно различным критериям, - в этом им помогает открытый доступ к профессиональной информации. Примеры е-клиник: HelpHorizons.com и MyTherapyNet.com [28, c. 44].

Создание  Международного Общества психического здоровья онлайн стало важным этапом в развитии e-терапии. Общество (сокращенно ISMHO) некоммерческое, создано в 1997-м  году для того, чтобы способствовать пониманию между людьми, использованию  и развитию коммуникации онлайн, а  также продвижению информационной поддержки и технологий для ISMHO. Это  общество стало неофициальной профессиональной организацией для e-терапевтов, поскольку  психологи (психотерапевты), консультирующие  онлайн, ищут ответственные способы  использовать Интернет для того, чтобы  обеспечить своим клиентам квалифицированную  помощь. ISMHO имеет свой форум с  одноименным названием для обсуждения всех волнующих людей вопросов [28, c. 53].

Таким образом, консультирование в Интернете является на данном этапе своего становления  альтернативным способом получения скорой психологической помощи. Пространство Интернета - это благоприятная среда для возможности профессионального развития специалистов-психологов.

 

 

 

 

1.3 Причины обращения клиентов  за психологической помощью в  Интернете

 

 

Интернет - консультирование – это альтернативный вид психологический помощи. Для определенной категории людей Интернет – это единственный способ общения с психологом, например, есть населенные пункты, где психологическая служба находится на этапе становления или вообще отсутствует. Другая категория пользователей отдает предпочтение онлайн - консультантированию по ряду индивидуальных особенностей (люди подверженные страхам, социофобиям, замкнутые, временно или постоянно ограниченные в передвижении (по болезни, инвалидности), временно ограниченные в общении (молодые мамы) с высокой занятостью в бизнесе, работе, люди, широко использующие Интернет во всех сферах жизни: в работе, в общении, в творчестве, при поиске клиентов, необходимой информации, предлагающие свои услуги и товары и т.д.). Отечественные эмигранты, для которых менталитет и способы работы заграничных психологов чужд. Они получают двойную выгоду от Интернет - консультирования психолога-земляка: кроме того, что решают психологические проблемы, также и удовлетворяют потребность в общении с близким по духу и крови человеком, а этого крайне не хватает людям, живущим за пределами своей страны [19, c. 20].

Все вышеперечисленные факторы  включены в классификацию причин обращения клиентов к форме Интернет – консультирования:

- В Интернете не существует границ, что исключительно важно для маленьких городов, где психологическая помощь может быть представлена очень слабо. Консультантам приходит много писем от людей, которые уверены в том, что в их городах психологов нет вообще. Не секрет, что все люди имеют какие-то внутренние проблемы, но именно из-за отсутствия времени, многие из них, не могут записаться на прием к психологу очно. Хорошо, если психологическая консультация находится в шаговой доступности, но бывает, что специалиста в населенном пункте просто нет. Человек, представляя, сколько ему придется потратить времени и денег, прежде чем он доберется-таки до ближайшей консультации, внутренне отказывается от этой идеи. И в результате остается наедине со своими проблемами и задачами. Также, следует отметить, что  
стоимость психологической консультации онлайн, ниже, по сравнению, с очной.

- Интернет дает психологу новые богатые возможности для самопрезентации, – а это значит, что его потенциальный клиент заочно может познакомиться с терапевтом, узнать о нем больше, почитать его публикации, вникнуть в стиль и манеру его работы, и даже посмотреть, как тот или иной психолог решает проблемы других людей. Это дает широкие преимущества в выборе подходящего психолога. На сайте можно ознакомиться с услугами, которые предлагает психолог, посмотреть личные данные, имеющиеся публикации, самопрезентации, сертификаты, дипломы и даже фотографии психолога, с которым человек будет в дальнейшем взаимодействовать. Это позволяет клиенту выбирать «своего» терапевта, чего в реальной жизни он, как правило, лишен [30].

Информация о работе Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете