Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является выявление и описание профессиональных и личностных качеств консультантов, способствующих эффективной работе в Интернет - консультировании.
Объектом исследования можно обозначить личность практического психолога, консультирующего в Интернете.
Предмет нашего исследования - Интернет - консультирование как форма работы практического психолога.
Основываясь на информационных характеристиках объекта, предмета и цели нашего исследования мы поставили следующие задачи исследования:
- Выяснить современные представления о целях, принципах и консультационном контакте в классическом психологическом консультировании;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...
1 Содержательные особенности Интернет – консультирования…......
3
5
1.1 Понятие Интернет - консультирования и его отличие от традиционных форм консультирования …………………………….…..
1.2 Степень изученности возможностей Интернет - консультирования на современном этапе ………....................................
1.3 Причины обращения клиентов за психологической помощью в Интернете…………………………………………………….………...….
2 Процессуальная специфика Интернет – консультирования..............
2.1 Модели и способы оказания психологической помощи в Интернет – консультировании ……………………………...…………....

5

9

12
15

15
2.2 Технологические приёмы и стратегии консультирования….....
2.3 Недостатки, достоинства и риски Интернет – консультирования...……………………………………….………………
3 Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете…..
20

26

30
3.1 Характеристика методов эмпирического исследования ………
3.2 Описание процедуры исследования и интерпретация её результатов…………………………………………………………….…..
Заключение …………………………………………………………..........
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Интернет - консультирование как форма работы практического психолога.docx

— 162.66 Кб (Скачать файл)

  - Удобство получения помощи. Многие люди выбрали Интернет как основной коммуникативный канал. Они предпочитают Интернет телевизору, телефону, радио. Это и работа в Интернет, общение с друзьями в социальных сетях, просмотр фильмов и телепередач онлайн, получение информации и образование, покупки в онлайн магазинах. Иначе говоря, сформировалась целевая группа, которая при появлении любого рода психологических проблем будет искать помощи именно в Интернете, и нигде больше. С этой точки зрения психология в онлайне обязана быть, это не прихоть и не мода, а общественная необходимость.

-  Экономия времени и денежных средств. Часть людей просто не может оплатить услуги психолога, либо считает это для себя непозволительной тратой средств. В Интернете клиент может получить помощь или бесплатно, или за меньшие деньги, что для большого количества людей – причина номер один в выборе формы психологической помощи.

 - Интернет – консультирование - это помощь тем людям, которые по физическим (например, инвалидность) или по психологическим (панические страхи, комплексы) просто неспособны посещать психолога. Некоторые люди страдают фобиями, паническими атаками и не могут выйти из дома, либо они имеют проблемы со здоровьем, испытывают стеснение, желают остаться анонимными и т.д. Это очень распространенные причины обращения к психологам виртуально.

- Временная  независимость. Человек имеет  возможность в любое время  связаться со специалистом и  получить оперативную психологическую  помощь, особенно необходимую в  момент кризиса. Ведь человек  не выбирает, когда у него случится  неприятность или горе, и не  может подгадать заранее, когда  записаться на прием к психологу.  А ситуации бывают разные, и  не редко психологическая помощь  требуется тотчас, а не когда  ему будет назначено [30, c. 155].

- Комфортность  общения. Во время консультации  человек чувствует себя наиболее  комфортно, если этому располагает  окружающая его среда. Во время  очной консультации эту среду  создает психолог. Во время онлайн  консультирования, эту обстановку  создает сам клиент, так как  он этого хочет. Ему не нужно  отвлекаться на различные мелочи, как он выглядит, как одет, какая  мимика на его лице, поскольку  чаще всего человек обращается  к консультации из дома, где  он чувствует себя наиболее  спокойно и защищено.

- Анонимность  всего процесса консультирования. Эта одна из основных причин, по которой люди обращаются  к психологической помощи онлайн. Многие способны признать существование  внутренней проблемы перед самим  собой, но не перед другими,  и не имеют желания, чтобы  кто-то знал об обращении к  помощи психолога. При консультировании  клиента онлайн, человек сам выбирает  способ обозначения себя, он берет  либо ник, либо псевдоним, или  называет свое настоящее имя,  как бы то ни было, он может  рассчитывать на полную анонимность.

- Люди  зачастую не знают, к какому  им специалисту обратиться, а  также не понимают, что за помощь  они могут получить. Они задают  вопросы, а консультанты в письмах  направляют, рекомендуя обратиться  на индивидуальную работу, к семейному  специалисту, психиатру, детскому  психологу или пройти тренинг  личностного роста. Также они  объясняют, как это может помочь  человеку с его трудностями.  Тем самым, и клиенты, и консультанты  экономят свое время [33, c. 25].

Отсюда  можно сделать вывод, что Интернет - консультирование - это альтернативный источник психологический помощи с рядом своих преимуществ. Особенно важно обращаться за виртуальным консультированием в тех случаях, когда традиционное психологическое консультирование или участие в тренингах, группах невозможно.

 

  1. Процессуальная специфика Интернет – консультирования

 

 

2.1 Модели и способы оказания  психологической помощи в Интернет  – консультировании

 

 

Существует  несколько моделей, способов оказания психологической помощи в Интернете. Эти способы определяются в зависимости  от потребностей клиента. Чаще предлагаются индивидуальное консультирование либо участие в форуме, который подбирается  в зависимости от возрастной категории  клиента и его личностных предпочтений. Онлайн консультанты могут помочь человеку разобраться в себе, работают с нетяжелыми психологическими травмами клиентов, помогают им разрешать конфликтные (сложные) ситуации в их жизни и пр.

Помочь  человеку (индивидууму) в Интернете, суметь психологически поддержать, найдя  для этого нужные слова и формы  работы с ним, - не такая простая  работа, как кажется на первый взгляд. Очень важно, чтобы консультант  имел соответствующее образование, так как, в психологическую консультацию онлайн не всегда обращаются «шутки ради» или для решения банальных вопросов. Иногда, от профессиональной корректности работы психолога-консультанта, от его умения и желания оказать помощь, зависит очень многое в жизни клиента, использующего психологическую консультацию в сети Интернет как последнюю надежду в решении наболевших проблем. От работы консультанта, в подобной сложной жизненной ситуации клиента, вероятно, будет зависеть дальнейшая судьба такого клиента [6, c. 102 – 115].

Определенные  области жизни «шагнули» в  виртуальную реальность и твёрдо «закрепились» там. Некоторые сферы  жизнедеятельности лишь создали  в виртуальной реальности свои автономные прототипы, но не смогли в достаточной  степени стать виртуально подобными  объективной реальности.

Поскольку Интернет используется различными отраслями  жизнедеятельности, не удивительно, что  туда «пришло» и психологическое  консультирование.

То, насколько  хороша воплощенная в виртуальной  реальности идея психологического консультирования в Интернете мы и обсудим в  этой главе нашего курсового исследования. В дополнение к этому, в данном параграфе нами будет проведён более  глубокий сравнительный анализ психологического консультирования в Интернете и  реального консультирования и, - так  же, как это было сделано и в  первой главе, будут обсуждены их сходства и отличия.

Психологическое консультирование (в узком историческом смысле) достаточно молодая область человеческого знания и вида психологической помощи. Своё начало она берет в первой половине XX-го века с появлением психоанализа, а затем и других ведущих психологических школ [9, c. 138].

Психологическое консультирование представляет собой  раздел практического знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи. Оно  исходит из представления о том, что с помощью специально организованного  процесса общения, у клиента можно  актуализировать дополнительные психологические  силы и способности, что, в свою очередь, может обеспечить открытие новых  личностных возможностей клиента для  выхода из трудной жизненной ситуации.

Психологическое консультирование, как самостоятельная  ветвь психологической помощи произошло  «из почвы» психотерапии. Современных  психологов-консультантов готовят  на основе теории и методологии прогрессивных  школ психологии и психотерапии. В  отличие от психотерапии, психологическое  консультирование - достаточно краткосрочная  форма психологических услуг, помогающая человеку обрести душевную поддержку  и восстановить эмоциональное равновесие посредством «исповеди», различных  приёмов «релаксирования» (психологической разгрузки) и способов рефлексии (самоанализа), - с помощью психодиагностических средств и «экспресс-методов» психологической коррекции. На сегодняшний день, психологическое консультирование является доступной для населения формой услуг [4].

В случае с Интернетом, психологическое консультирование приобретает несколько иные качества, что мы и продолжим анализировать  здесь, производя, как и было подчеркнуто  выше, сравнительный анализ классического  психологического консультирования и  Интернет - консультирования. Этот анализ мы продолжим осуществлять выделяя главное в содержании, процессе и взаимоотношениях клиента и психолога-консультанта в классическом психологическом консультировании и в Интернет - консультировании.

Понятно, что психологическое консультирование помогает разобраться человеку с  собственной проблемой и найти  пути её решения, или хотя бы снять  негативное эмоциональное напряжение. Порой, даже последнее и является целью консультирования, поскольку  в большинстве случаев к психологу  человека приводит именно душевное страдание, вызванное той или иной проблемой. Рассмотрим содержательные процессуальные особенности психологического Интернет – консультирования [5, c. 16].

Объективная «слабость» психологического консультирования в Интернете заключается в  невозможности психолога реально  протестировать клиента, увидеть его  состояние, манеры поведения, «прочитать»  мимику и жесты. Иными словами, психолог не может получить достоверную невербальную и диагностическую информацию о  своём клиенте.

Поскольку, в большинстве случаев, психологическая  консультация в сети Internet производится по принципу вопрос-ответ, то клиент не предоставляет достаточный объём информации о себе и своей проблеме. В силу этой причины, ответы (как клиента на вопросы психолога, так и психолога на вопросы клиента) могут быть весьма обобщёнными и поверхностными. Серьезным козырем для психолога Интернет-консультанта является профессиональная интуиция (выделение типического на основе практического опыта реальных консультаций). Мы осмеливаемся утверждать, что в том, что касается профессионально-личностных (личностно-профессиональных) качеств самого психолога-консультанта (как процессуального субъекта психологического консультирования) прослеживается следующее. Наш фактологический (фактический) эмпирический анализ показывает, что в том случае, если психолог пришел в Интернет-консультирование из реального консультирования, то его профессиональная продуктивность будет значительно выше (по сравнению с тем психологом, который изначально работает только в рамках Интернет - консультирования). Также, на наш взгляд, исключительно важен для эффективности Интернет - консультации реальный и виртуальный практический опыт психолога-консультанта, позволяющий ему на основе «куцего» информационного материала (тех немногих сведений, которые сообщает ему его клиент и содержания его текстовых запросов) сделать компетентные обобщения и выводы, дать профессиональные рекомендации. Но, не личность психолога Интернет-консультанта является предметом нашего исследования, а технология психологического Интернет - консультирования. Поэтому, кратко обрисовав его основного субъекта, вернемся к изучению ее содержательно-процессуальной специфики [3].

Нередко случается таким образом, что  проблема человека создаётся им самим  на основе (из-за) отсутствия у него адекватного понимания себя и  своего внутреннего мира. По этой причине  свои проблемы он будет излагать весьма туманно и выборочно. Также весомым  фактором являются психологические  защиты клиента, препятствующие осознаю  им собственной проблемы в более  объективном контексте.

Как ни странно, некоторые люди даже в сети Internet (где, по своему желанию, клиент может быть анонимом («выступать» под т.н. «инком»), что, в подавляющем большинстве случаев и происходит)) могут стесняться своих психологических проблем. Это, как правило, вызвано тем, что человек не решается сам себе признаться в личностных причинах собственных проблем. Подобные факторы могут побуждать клиента неискренно излагать свои проблемы и вести различные психологические игры с консультантом. Под психологическими играми, в данном смысловом контексте (на что мы уже обращали внимание выше), подразумевается неискреннее обращение клиента к психологу с целью получить от него компетентную помощь ничем, при этом, не жертвуя, ничего в себе не меняя и не принимая ответственности за свои проблемы [9].

Несмотря  на подобный недостаток психологического консультирования в Интернете, у  него, как у новой технологии психологического консультирования, есть и свои достоинства. К ним относится, в частности, так называемый «эффект попутчика», имеющий весьма определенную (конкретную) социально-психологическую основу. Эффект попутчика состоит в том, что один человек может совершенно искренне «выговориться» («исповедоваться в своих грехах» и проблемах, «облегчив» тем самым душу) другому человеку, зная, что он больше никогда его не увидит. Если бы эти люди жили рядом в одной местности, то такого бы не произошло. Это представление людей «об исповеди» пришло из совместных их поездок в рейсовых автобусах дальнего следования, поездок в поездах, полетов в самолетах и т.п., когда люди, встретившись однажды, после этого никогда больше не виделись. В информационной Интернет-среде может происходить (и, в подавляющем большинстве случаев, происходит!) практически то же самое (имеет место, в принципе то же социально-психологический эффект), с той лишь разницей, что человек может «спрятать» свою персону за вымышленное имя («ник» или «инк») и, чувствуя свою полную психологическую безопасность, полностью «раскрыть свою душу». Подобная искренность человека (клиента), в основном, именно перед самим собой, уже содержит целительный психотерапевтический эффект и может вести к решению психологической проблемы. Также и сам процесс описания человеком (клиентом) своей личной проблемы, автобиографии, характера своих переживаний, феноменологии собственной личности, - относится к продуктивным психологическим техникам, поскольку позволяет человеку более широко и честно взглянуть на себя [10].

То же, в принципе, относится и к «излиянию  себя на бумаге» (или в виде электронного текста). Подобный «писательский труд»  тождественен творческому самовыражению, является целебным психологическим  средством, ведущим осознанию себя и своей проблемы в более широком  контексте, а также к «получению»  внезапных, разрешающих проблему открытий и откровений (инсайтов, озарений). Порой, даже систематизированное описание собственной жизненной проблемы может приводить к облегчению душевного состояния. Этот эффект, в социально-психологическом плане, конечно же, многократно увеличивается в условиях психологического консультирования, которое сегодня технологически осуществляется по обычной почте, по электронной почте, по SMS, по MMS, «в чатах», «на форумах» и т.п.

Информация о работе Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете