Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является выявление и описание профессиональных и личностных качеств консультантов, способствующих эффективной работе в Интернет - консультировании.
Объектом исследования можно обозначить личность практического психолога, консультирующего в Интернете.
Предмет нашего исследования - Интернет - консультирование как форма работы практического психолога.
Основываясь на информационных характеристиках объекта, предмета и цели нашего исследования мы поставили следующие задачи исследования:
- Выяснить современные представления о целях, принципах и консультационном контакте в классическом психологическом консультировании;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...
1 Содержательные особенности Интернет – консультирования…......
3
5
1.1 Понятие Интернет - консультирования и его отличие от традиционных форм консультирования …………………………….…..
1.2 Степень изученности возможностей Интернет - консультирования на современном этапе ………....................................
1.3 Причины обращения клиентов за психологической помощью в Интернете…………………………………………………….………...….
2 Процессуальная специфика Интернет – консультирования..............
2.1 Модели и способы оказания психологической помощи в Интернет – консультировании ……………………………...…………....

5

9

12
15

15
2.2 Технологические приёмы и стратегии консультирования….....
2.3 Недостатки, достоинства и риски Интернет – консультирования...……………………………………….………………
3 Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете…..
20

26

30
3.1 Характеристика методов эмпирического исследования ………
3.2 Описание процедуры исследования и интерпретация её результатов…………………………………………………………….…..
Заключение …………………………………………………………..........
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Интернет - консультирование как форма работы практического психолога.docx

— 162.66 Кб (Скачать файл)

Опять же с осторожностью надо относиться к общественным форумам. Нужно четко  понимать, что это действительно  лишь вариант группы самопомощи. И  основная их задача - это поддержка, и может быть информационная поддержка, и не более того. Если клиент отдает себе отчет, что ему достаточно этого, то он может действительно вступать в этот разговор. Если же у него есть какие-то проблемы, которые он хочет  решить, то, скорее всего, это будет  не очень удачный выбор. Потому что  реальные решения, все-таки, лучше достигаются  в индивидуальном варианте работы [33].

Какую бы консультирование ни приобретало форму - очную, или онлайн, следует помнить, что чем выше личная активность человека, чем более велико его желание  искать выход из сложившихся проблем, тем успешнее для него будет результат  психологического консультирования.

 

 

 

3 Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете

 

 

3.1 Характеристика методов эмпирического исследования

 

 

Целью нашего исследования,  является выявление  и описание профессиональных и личностных качеств консультанта, способствующих эффективной работе в Интернет - консультировании. Цель исследования реализовалась посредствам решения следующих задач:

- Анализ  литературы по проблеме исследования;

- Проведение  психодиагностического исследования  по данной проблеме;

- Проведение  статистической обработки и анализа  результатов, полученных в процессе  исследования профессиональных  и личностных качеств консультантов  в Интернете.

Объект  исследования – личность практического  психолога, консультирующего в Интернете.

Предмет исследования – Интернет - консультирование как форма работы практического  психолога.

Исследование  проводилось в несколько этапов:

Первый этап исследования – формирование выборки испытуемых.

Второй этап – применение методов  исследования.

Третий этап – проведение статистической обработки и анализа полученных данных.

Нами  был подобран ряд методик, направленных на  выявление и описание профессиональных и личностных качеств, способствующих эффективной работе в качестве консультанта в Интернете:

- 16-факторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла (16-FPQ-187-А). С помощью данного теста необходимо выявить личностные качества, присущие активному консультанту, а именно: высокий интеллектуальный уровень; коммуникативные и межличностные свойства: открытость к общению, конгруэнтность, способность самостоятельно принимать решения,  доброжелательность; экстравертивная направленность: эмоциональная устойчивость, высокая адаптация, работоспособность, общительность [14, c. 243].

В рамках нашего исследования мы изучили  шкалы интеллектуальных особенностей: B,M,Q1; коммуникативных свойствах и особенностей межличностного взаимодействия: A,E,F,H,L,N,Q2.

- Тест самоактуализации (САТ). Особое внимание мы уделили шкалам контактности, познавательных  потребностей,  креативности [14, c. 358].

- Краткий социологический опрос  в форме анкеты. Данные анкеты были использованы для получения дополнительной информации об Интернет - консультантах, особенностях их деятельности и стремлении к профессиональному росту.

Для того, чтобы вычислить взаимосвязь между параметрами активности, самоактуализации и эффективности выборки испытуемых мы применили ранговую корреляцию Спирмена. Для проверки данных на соответствие (согласие) эмпирического распределения теоретическому был использован Хи-квадрат критерий сопряженности Пирсона.

Краткое описание методик:

- Тест Р.Кеттелла (16PF-опросник) предназначен для измерения шестнадцати факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституционными факторами. Опросник содержит 187 вопросов (форма А), на которые предлагается ответить обследуемым. Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос «да», «нет», «не знаю» (или «a», «b», «c»). Обработка полученных данных производилась с помощью «ключа». Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в 2 балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «в» - в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Полученное значение каждого фактора переводится в стены с помощью таблиц с учетом пола и возраста. Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый «профиль личности». При интерпретации внимание уделяется в первую очередь «пикам» профиля (1-3 и 8-10). Анализируется также совокупность факторов в их взаимосвязях в таких, например, блоках: интеллектуальные особенности (В,М,Q1); эмоционально-волевые особенности (C,G,I,O,Q3,Q4); Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия (A,H,F,E,Q2,N,L) [14].

- Тест самоактуализации (САТ). САТ разработан на основе опросника личностных ориентаций Э.Шострем (POI) и создан авторами не только в целях научного анализа феномена самоактуализации, но и для проведения прикладных психодиагностических обследований при измерении эффективности психотерапевтической и коррекционной работы. САТ состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени отвечает его представлениям или привычному способу поведения.

САТ измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Базовыми являются шкала компетентности во времени и шкала поддержки. Двенадцать дополнительных шкал разбиты на 6 блоков – по две в каждом: шкала ценностной ориентации, шкала гибкости поведения; шкала сензитивности, шкала спонтанности;  шкала самоуважения, шкала самопринятия; шкала представлений о природе человека,  шкала синергичности; шкала принятия агрессии, шкала контактности; шкала познавательных потребностей и шкала креативности. Тест подвергался авторами на устойчивость (по пунктам опросника и интегральным показателям по базовым и дополнительным шкалам). Результаты коэффициентов устойчивости близки к 1.  САТ отвечает критерию жизненной и текущей валидностям. Факторный анализ выявил реальную структуру взаимосвязей личностных свойств, приближающуюся к эмпирическим моделям Р.Кеттела (16PF-опросник) и Ф.Айзенка [22].

- Краткий  социологический опрос в форме  анкеты. В анкете содержатся 11 вопросов, определяющих демографические сведения (Ф.И.О., возраст, образование, стаж  работы в области консультирования  в сети Интернет) и социальные  компоненты удовлетворенности трудом  в сфере психологических услуг  дистантного консультирования.

 

 

 

 

3.2 Описание процедуры исследования  и интерпретация её результатов 

 

 

В данном исследовании приняли участие Интернет – консультанты города Гомеля, Могилёва и Минска. Испытуемые (20 человек – 18 женщин и 2 мужчины) – практические психологи, консультирующие в сети Интернет (таблица 1).

 

Таблица 1 – Анкетные данные по выборке

 

№ испыт.

Возраст

Пол

Образование

Стаж работы консультирования в Интернете

1

38

ж

Высшее психологическое

7 лет

2

34

ж

Высшее психологическое

5,5 лет

3

42

ж

Высшее  психологическое

5 лет

4

28

ж

Высшее психологическое

2 года

5

40

ж

Высшее психологическое

5 лет

6

46

ж

Высшее психологическое

4 года

7

46

м

Высшее медицинское, психологическое

4,2 года

8

36

ж

Высшее психологическое

3 года

9

48

ж

Высшее педагогическое, психологическое

3 года

10

40

ж

Высшее медицинское, психологическое

2 года

11

45

ж

Высшее пед, соц., психол.

2 года

12

44

ж

Высшее педагогическое, психологическое

2 года


Продолжение таблицы 1

 

№ испыт.

Возраст

Пол

Образование

Стаж работы консультирования в Интернете

13

29

ж

2 Высш. психологическ.

3 года

14

26

ж

Высшее психологическое

1 год

15

32

ж

Высшее медицинское, психологическое

5 лет

16

30

ж

Высшее психологическое

2 года

17

25

ж

Высшее психологическое

1 год

18

30

ж

Высшее филологическое, психологическое

2 года

19

31

м

Высшее педагогическое, психологическое

3 года

20

28

ж

Высшее психологическое

1 год


 

Интернет  – консультанты – практические психологи с первым высшим, вторым высшим психологическим образованием, несколькими высшими образованиями. Консультанты имеют стаж работы больше 1 года; принадлежат к разновозрастным группам.

По тесту  Кеттелла (16PF-опросник) обработка данных производилась при помощи качественного и количественного анализов. «Сырые» баллы по тесту Кеттелла были переведены в стены, затем по каждому фактору было подсчитано среднее значение (таблица 2, рисунок 1).

 

Таблица 2 - Средние значения по тесту Р.Кеттелла (16PF-опросник)

 

    №

Название параметра

Среднее значение

А

Общительность

7.25

B

Интеллект

8.65

C

Эмоц. устойчивость

5.55

E

Доминантность

7.05

F

Экспрессивность

5.55

G

Нормативн. поведен.

4.65

H

Соц.смелость

6.65

I

Чувствительность

8.4

L

Подозрительность

6.45

M

Практичность

6.1

N

Дипломатичность

6.15

O

Уверенность в себе

5.5

Q1

Радикализм

5.35

Q2

Конформизм

6.55

Q3

Самоконтроль

5.5

Q4

Эго-напряженность

5.6

F1

Тревожность

6.64

F2

Экстраверсия

6.63

F3

Эмоциональность

3.33

F4

Независимость

6.025


 

 

Рисунок 1 - Распределение результатов по тесту Р.Кеттелла

 

По результатам таблицы 1 можно выделить высокие значения по шкалам: А (общительность), В (интеллект), Е (доминантность),  I (чувствительность).

Факторы H, L направлены в сторону повышения баллов – 6.65 и 6.45.

Фактор  G (нормативное поведение) имеют тенденцию к снижению баллов – 4.65.

Факторы ( F, O, M, N, O, Q1, Q2, Q3, Q4) имеют средние значения.

Дополнительный  фактор F3 (сензитивность) имеет низкое значение -  3.3.

Обработка данных по тесту самоактуализации САТ производилась при помощи ключа к опроснику САТ (таблица 3, рисунок 2). При использовании САТ в качестве исследовательской методики авторы-создатели опросника рекомендуют пользоваться «сырыми баллами».

 

Таблица 3 - Средние значения Интернет – консультантов

 

№ блока

Название шкалы

Колич. пунктов

Сред. значение

I базовый

1 Шкала ориентации во времени

17

10.5

2 Шкала поддержки

91

54.15

II бл. ценностей

3 Шкала ценностных ориентаций

20

12.8

4 Шкала гибкости поведения

24

15.9

III бл. чувствит.

5 Шкала сензитивности

13

7.1

6 Шкала спонтанности

14

8.1

IV самовоспит.

7 Шкала самоуважения

15

9.95

8 Шкала самопринятия

21

12.4

V концепц. чел.

9 Шк.представл.о природе чел.

10

5.3

10 Шкала синергии

7

3.65


 

Продолжение таблицы 3

 

№ блока

Название шкалы

Колич. пунктов

Сред. значение

VI   межличн. чувствит-ти

11 Шк.принятия агрессии (на себя)

16

7.5

12 Шкала контактности

20

11.3

VII отношение к познанию

13 Шк.познавательн. потребностей

11

4.95

14 Шкала креативности

14

7.5

Информация о работе Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств практических психологов, консультирующих в Интернете