Эмпирические методы в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 09:41, реферат

Описание работы

Активно формироваться экспериментальная психология начала в 19в, как следствие приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых науке. Введение научного метода в психологию было изначальной задачей экспериментальной психологии. Основателем экспериментальной психологии считается Вундт, немецкий психолог и физиолог, который превратил доэкспериментальную психологию в экспериментальную. До этого эксперимент в психологии применялся, но В.Вундт дал теоретическое обоснование его применению. Он создал первую в мире научную психологическую школу. Экспериментальная психология развивалась постепенно и по мере развития расширяла область своих интересов. Первоначально главным объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специально организованного самонаблюдения (интроспекции), то в дальнейшем эксперименты проводятся над животными (К. Ллойд-Морган, Э. Л. Торндайк), исследуются душевнобольные, дети.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Эмпирические методы в психологии
О методологии
Классификация методов психологического исследования
Не экспериментальные психологические методы
1.3.1. Наблюдение
1.3.2. Беседа
1.3.3. «Архивный метод»
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Эмперические методы в психологии.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Методология и методы психологических исследований

                                                Контрольная  работа

                                  Студентки  III курса   Лейба Н.Н.

                               заочного факультета

                             психологии и педагогики

                         Шуйского государственного

                       педагогического университета

 

 

 

 

«Эмпирические методы в психологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение 

Глава 1. Эмпирические методы в психологии

    1. О методологии
    2. Классификация методов психологического исследования
    3. Не экспериментальные психологические методы

1.3.1. Наблюдение

1.3.2. Беседа

1.3.3. «Архивный метод»

Заключение 

Библиография 

 

Введение

 

Экспериментальная психология — область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Активно формироваться  экспериментальная психология начала в 19в, как следствие приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых науке. Введение научного метода в психологию было изначальной задачей экспериментальной психологии. Основателем экспериментальной психологии считается Вундт, немецкий психолог и физиолог, который превратил доэкспериментальную психологию в экспериментальную. До этого эксперимент в психологии применялся, но В.Вундт дал теоретическое обоснование его применению. Он создал первую в мире научную психологическую школу. Экспериментальная психология развивалась постепенно и по мере развития расширяла область своих интересов. Первоначально главным объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специально организованного самонаблюдения (интроспекции), то в дальнейшем эксперименты проводятся над животными (К. Ллойд-Морган, Э. Л. Торндайк), исследуются душевнобольные, дети. Экспериментальная психология начинает охватывать не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но и индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и т. д. (Ф. Гальтон, Д. Кеттел). Тем самым в недрах экспериментальной психологии зарождается новое направление — дифференциальная психология, предмет которой — индивидуальные различия между людьми и их группами.

Экспериментальная психология превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Она не занимается только классификацией исследовательских методов, но и изучает их эффективность и развивает их.

 

Глава 1. Эмпирические методы в психологии.

 

    1. О методологии.

 

О.Конт в середине 19 в., предложил концепцию развития человеческого  знания. Рассматривал три последовательно сменяющие друг друга формы знания: 1) Религиозное – основано оно на традиции и индивидуальной вере; 2) Философское – основано на интуиции автора той или иной концепции.; 3) Позитивное – научное знание, основано на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения. Старые формы человеческого знания (религиозное и философское) должны неизбежно отмереть, став предметом исследования историков культуры.

Различные формы знания существуют и развиваются параллельно.

К разным видам человеческой практики и знания может применяться термин «Психология».

1. Существует психология как  система обыденных знаний людей  о «психике» («обыденная психология). Обыденное знание зафиксировано в естественном языке в значениях слов, которые описывают особенности психики человека, а так же его поведение, мотивы, способности и др. Содержится такое знание в поговорках и пословицах.

2. Существует «философская психология».  Большинство философов придумывали  концепции психики, создавали свои представления о личности, об особенностях ее развития, о соотношении объективной и субъективной реальности («теория отражения), о детерминантах поведения человека и групп людей.

3. Под термином «психология»  понимают науку, которая возникла  в 19 в., - науку о психики как  некой самостоятельной реальности, имеющей материальную основу, т.е.  является механизмом отражения и регуляции человеческого поведения, она может быть исследована объективными методами. Психология как наука, принявшая методологию естествознания, сложилась в конце 19 начале 20 в.

Немецкий философ В.Дильтей, определил  психологию как фундаментальную науку, из которой берут начало все науки о духе. Из этой науки вырастает основной метод «наук о духе» - метод понимания. Он считал, что природа эмпирического знания в психологии иная, чем в естественных науках. В. Дильтей противопоставлял метод понимания методу объяснения. Понимание своего внутреннего опыта человек осуществляет помощью интроспекции. Чужой опыт понимается путем вживания и вчувствования во внутренний мир другого человека.

Психологию относят к поведенческим наукам, наблюдение и измерение и эксперимент в психологии называют методами исследования поведения. Поведение подразделяется на вербальное (речь) и невербальное (предметное действие, неречевая коммуникация). Исследовательские приемы – методики, регистрирующие вербальное и невербальное поведение.

 

1.2. Классификация методов  психологического исследования.

 

Существует несколько взглядов на классификацию методов психологического исследования.

С.Л. Рубенштейн в «Основах общей  психологии» наблюдение и эксперимент  выделил в качестве главных методов. Наблюдение подразделялось на «внутреннее» и «внешнее», эксперимент – на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод – физиологический эксперимент (метод условных рефлексов). Беседа  и анкета являлись приемами изучения продуктов деятельности.

Болгарский психолог Г.Д. Пирьов выделил как самостоятельные методы: наблюдение (объективное – непосредственное и опосредованное, субъективное – непосредственное и опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический), моделирование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.), специфические методические походы (генетические, сравнительный и др.). Каждый из методов подразделяется на ряд других.

Б.Г. Ананьев все методы разделил на: 1) организационные– лонгитюдный, сравнительный и комплексный; 2) эмпирические – обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный) и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод; 3) способы обработки данных – методы математико-статического анализа данных и качественного описания; 4) интерпретационные – генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.).

М.С. Роговин и Г.В. Залевский  сводят число основных психологических  методов к шести: 1) герменевтический – соответствующий нерасчленному  состоянию науки (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны); 2) биографический – выделение целостного объекта познания в науке о психике; 3) наблюдение – дифференциация объекта и субъекта познания; 4) самонаблюдение – превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации; 5) клинический – на первый план выходит задача перехода от внешненаблюдаемого к внутренним механизмам; 6) эксперимент как активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.

Существуют и другие походы к описанию и классификации  методов психологического исследования. По аналогии с другими науками  целесообразно в психологии выделить три класса методов:

        1. Эмпирические – осуществляется внешнее реальное взаимо
        2. действие субъекта и объекта исследования.


 

1-я группа                          2-я группа                                      3-я группа

Неэкспериментальные Методы измерения           Экспериментальные методы


методы: Измерение  в психологии наблюдение оценка выраженности у        Эксперимент -

 беседа    изучаемого субъекта     проведение исследования

«архивный метод»  различных    в специально созданных психологических качеств    управляемых условиях,  в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи.

 

2. Теоретические – субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования).

3. Интерпретация и описание – субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

Теоретические методы психологического исследования:

1. Дедуктивный – восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат – теория, закон и др.

2. Индуктивный – обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат – индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация.

3. Моделирование – конкретизация метода аналогий, «трансдедукция», умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/ или доступный для исследования. Результат – модель объекта, состояния, процесса.

Виды моделирования

Структурно-функциональное

Функционально-структуроное

Исследователь для выявления  структуры отдельной системы  по ее внешнему виду, выбирает или конструирует ее аналог – другую систему, обладающую сходным поведением. Это основной метод психологического исследования и единственный в естественнонаучном психологическом исследовании.

Исследователь по сходству структуры модели и образа судит об имеющих что-то общее функциях, внешних проявлениях и др. Метод распространен во многих науках, в сравнительной анатомии, палеонтологии, _ультурологи и др.


 

Важную роль в целостном психологическом исследовании играют интерпретационно-описательные методы. Подробно изложены эти методы в монографии В.А. Ганзена.

Так же психологические  эпмерические методы можно разделить  по двум основаниям, которые связаны  с познавательной деятельностью: активности – пассивности, непосредственности – наличием средств.

Все психологические  эмпирические методы удобно располагать  в двухмерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования. 1-й  – наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия. 2-й – объективированность и субъективированность процедуры. Тестирование и чистое понимание поведения другого человека  путем «вчувствования», эмпатии, сопереживания, являются крайними вариантами. Во втором случае исследователь использует «внутренние» средства – личный опыт, индивидуальные смыслы, приемы интерпретации. В первом – исследователь использует внешние средства (приборы, тесты).

В квадратах образованными  этими осями, можно расположить основные психологические эмпирические методы.

          

                         Взаимодействие (субъект-объект)


            

                   Эксперимент                       Беседа

 

Измерение                                                                                   Понимание


 

                   Наблюдение                    Анализ продуктов      

                                                              деятельности («архивный метод»)

 

                                          

                                              Один субъект

 

1.3. Неэкспериментальные  психологические методы.

 

1.3.1. Наблюдение.

 

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение как научный эмпирический метод широко применяется с конца 19 в. в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, с начала 20 в.- в психологии труда.

Виды наблюдения:

1.Систематическое и несистематическое.

Несистематическое – не предполагает разработки детального плана наблюдения, важно создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.

Информация о работе Эмпирические методы в психологии