Эмпирическое исследование тревожности курсантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы яопределяется тем, что тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения яреакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.
Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности, посвящены яработы как зарубежных, так и отечественных психологов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..........….............3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии...........……………..……………...….6
1.1 Изучение проблемы тревожности в трудах отечественных и зарубежных психологов………………………………….….......................................................6
1.2. Состояние тревожности ………….……………………...............................21
1.3 Особенности тревожных личностей и причины возникновения тревоги..29
Глава II. Эмпирическое исследование тревожности курсантов……...............36
2.1 Описания хода исследования тревожности курсантов ……………...........36
2.2 Анализ результатов исследования тревожности курсантов ………….......40
Заключение……………………………………………………….........................42
Список используемой литературы………………...............

Файлы: 1 файл

Курсовая Суслов.docx

— 111.01 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………..........….............3

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии...........……………..……………...….6

1.1 Изучение проблемы тревожности  в трудах отечественных и зарубежных  психологов………………………………….….......................................................6

1.2. Состояние тревожности ………….……………………...............................21

1.3 Особенности тревожных личностей и причины возникновения тревоги..29

Глава II. Эмпирическое исследование тревожности курсантов……...............36

2.1 Описания хода исследования  тревожности курсантов ……………...........36

2.2 Анализ результатов  исследования тревожности курсантов ………….......40

Заключение……………………………………………………….........................42

Список используемой  литературы………………..............................................47

Приложения…………………………………………………...............................48

 

Введение

Актуальность темы исследования. Исследование психических состояний тревожностия человека является актуальной проблемой современной психологической науки. Тревожность изучали такие зарубежные исследователи, как З. Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, С.Салливен, Э. Фромм и такиея отечественные ученые, как А.С.Спиваковская, Л.М.Костина, А.М.Прихожан, О.А.Коробанова, Р.С. Немов, Л.А. Китаев-Смык и др.

Актуальность темы яопределяется тем, что тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения яреакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. 

Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности, посвящены яработы как зарубежных, так и отечественных психологов. В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована как проблема изучения психологических механизмов адаптации и закономерностей влияния психических состояний на обучение, воспитание и развитие яличности. Изучение уровня тревожности является важным для психолога УИС. Эта тема весьма актуальна применительно к сотрудникам и осужденным, яно серьезных исследований по данной проблеме в пенитенциарной психологии пока нет. Но психологу-практику необходимо уметь яснижать уровень тревожности как у сотрудников так и у осужденных.

Тревожность, и другие яэмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно частоя встречаются у  осужденных. Повышенный уровень тревожности может япривести к негативным последствиям – развитию невротических синдромов, и кроме того затруднению воспитательной работы направленной на исправление осужденных. Очень важно, чтобы психологя УИС мог с точностью определить уровень тревожности осужденного,ч подобрать корректирующие методики и помочь ему справится с этим состоянием.

Объект исследования: курсанты 232 учебной группы психологического факультета Академии ФСИН России.

 Предмет  исследования: тревожность курсантов.

Цель исследования: рассмотреть проблему тревожности в отечественной и зарубежной психологии; провести эмпирическое исследование по выявлению уровня тревожности.

Задачи исследования:

-аПровести анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме тревожности

- Произвести выбор методов и методик исследования

- Проведение эмпирического исследования

- Провести анализ полученных результатов и сформулировать вывод

- Проведение психокоррекционных мероприятий

Гипотезы исследования:

1.Средний уровень тревожности курсантов второго курса психологического факультета ;

2. Уровень личностной тревожности курсантов девушек выше, чем уровень личностной тревожности курсантов юношей.

Методы исследования:

- Тестирование

- Анализ продуктов деятельности

Методики исследования:

- Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А.Немчикова)

Степень разработки проблемы. Изучением проблемы тревожности занимались как отечественные психологи, так и зарубежные. Устойчивый интерес, к проблеме тревожности нашелч отражение в работах многих отечественных и зарубежных учёных (3. Фрейд, чК. Хорни, Ч. Спилбергер, A.M. Прихожан, Л.M. Костина и др.), чточ нередко рассматривается в качестве доказательства степени ее разработанности и, в какой-то мере, завершенности.

В настоящее время существует масса исследований, посвящённых тревожности, что создает достаточноч четкие основания для дальнейшего понимания этой эмоции. Чащеч всего, появление личностной тревожности у людей, в той или инойч степени обусловлено возрастными особенностями развития. Если же состояние тревожности болезненно заострено или сохраняется длительное время, то это служит сигналом, признаком неблагополучия, говорит о физическойч или нервной ослабленности человека. Тревожность изучали такие зарубежные исследователи, как А.Адлер, С.Салливен, Э. Фромм и такие отечественные ученые, как А.С.Спиваковская, О.А.Коробанова, Р.С. Немов.

В меньшей степени эмпирически изучен вопрос о гендерных особенностях проявления тревожности. Большинствоч исследований в этой области выполнены в странах Европы и США (Дж. Дэвис, М. Ксикзентмихалий,ч Г. Гарднер, Д. Симонтон,ч Р. Стернберг, Ф. Бэррон, Д. Маккиннон, Е. Торренс, Г. Миллар,ч Г. Валберг, У. Старих, чТ. Тардиф, Г. Соломон, Е. Винслоу, С. Римм, М. Ранко, Р. Алберт, Т. Амабиль, Дж. Рензулли, Б. Стремикис, Р. Кеттелл, Д. Рой, П. Кросс, А. Старко, Д. Фаско и др.

Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка использованной литературы (40 источников), приложения.

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии

    1. Изучение проблемы тревожности в трудах отечественных и зарубежных психологов

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия чтревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностнуюч характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Так, А.М. Прихожанч указывает, что тревожность - это “переживание эмоционального чдискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности”. [24, с.15]

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению Р.С. Немовач: “Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство ччеловека приходить в состояние повышенного беспокойства,ч испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях”.

Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что “широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованияхч дифференцированного определения двух видов тревожности: “тревожность характера” и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом”.

По определению А.В. чПетровского: “Тревожность - склонность индивида к переживаниюч тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; чодин из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия чпсихотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности”.

Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, чсвязанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения. [10,с.373]

Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность - это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяетч рассматривать тревожностьч с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результатеч сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.

Тревожность - как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги. [3, с.34-38]

В исследовании уровня притязаний у подростков М.З. Неймарк обнаружила чотрицательное эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии, которое было вызвано неудовлетворением их притязаний на успех. Также эмоциональноеч неблагополучие типа тревожности наблюдалось у детей с высокой самооценкой. Они претендовали на то, чтобы быть “самыми лучшими” учениками, или занимать самое высокое положение в коллективе, то есть были высокие притязания в определенных областях, хотя действительных возможностей для реализации своих притязаний не имели. [25, с. 38-40]

Отечественные психологи считают, что неадекватно высокая самооценка у детейч складывается в результате неправильногоч воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.

Высокая оценка окружающих и основанная на ней самооценка вполне устраивает ребенка. Столкновение же с трудностями и новыми требованиями обнаруживают его чнесостоятельность. Однако, ребенок стремится всеми силами сохранить свою высокую самооценку, так как она обеспечивает ему самоуважение, хорошее отношение к себе. Тем не менее, это ребенку не всегда удается. Претендуя чна высокий уровень достижений в учении, он может не иметь достаточных чзнаний, умений, чтобы добиваться их, отрицательные качества или черты характера могут не позволить ему занять желаемое положение чсреди сверстников в классе. Таким образом, противоречия между высокими притязаниями и реальными возможностями могут привести к тяжелому эмоциональному состоянию.

От неудовлетворения потребности у ребенка вырабатываются механизмы защиты, не допускающие в сознание признания неуспеха, неуверенности и потеричсамоуважения. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах. Пытается не признаться даже себе, что причина неуспеха находится в нем самом, вступает в конфликт со всеми, кто указывает на его недостатки, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность.

М.З. Неймаркч называет это “аффектом неадекватности” - “…острое эмоциональное чстремление защитить чсебя от собственной слабости, любыми способами не допустить в сознание неуверенность в себя, отталкивание правды, гнев ич раздражение против всего и всех”. Такое состояние может стать хроническим и длиться месяцы и годы. Сильная потребность в чсамоутверждении приводит к тому, что интересы этих детей направляются только на себя.

Такое состояние не может не вызвать у ребенка переживания тревоги. Первоначально - тревога обоснованна. Она вызвана реальными для ребенка трудностями, но по мере закрепления неадекватности отношения ребенка к себе, своим возможностям, людям, неадекватность станет устойчивой чертой его отношения к миру. Тогда - недоверчивость, подозрительность и другие подобные черты, повлияют так, что реальная тревога станет тревожностью, когда ребенок будет ждать снеприятностей в любых случаях, объективно для него отрицательных.

Т.В. Драгунова, Л.С. Славина, Е.С. Макслак, М.З. Неймарк показывают, что аффект становится препятствием правильного формирования личности, поэтому очень важно его преодолеть.

В работах этих авторовс указывается, что очень трудно преодолеть аффект неадекватности. Главная задача состоит в том, чтобы реально привести в соответствии спотребности и возможности ребенка, либо помочь ему поднять его реальные возможности до уровня самооценки, либо спустить самооценку. Но наиболее среальный путь - это переключение интересов и притязаний ребенка в тус область, где ребенок может добиться успеха и утвердить себя.

Так, исследование Л. С. Славиной, посвященное изучению детей с аффективным поведением, показало, что сложные эмоциональные переживания у детей ссвязаны с аффектом неадекватности.

Кроме того,с исследования отечественных психологов показывают, что отрицательные переживания, ведущие к трудностям в поведении детей, не являются следствием врожденных агрессивных или сексуальных инстинктов, которые “ждут сосвобождения” и всю жизнь довлеют над человеком.

Эти исследования можно рассматривать как теоретическую базу для пониманияс тревожности, скак результат реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе сдеятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое.

Проблема тревожности имеет и другой аспект, - психо-физиологический.

Второе направление в исследовании сбеспокойства, тревоги идет по линии изучения тех физиологических и психологических особенностей личности, которые собуславливают степень данного состояния.

Большое число авторов считают, что тревога является составной частью состояния сильногос психического напряжения - “стресса”.

Отечественныес психологи, изучавшие состояние стресса, внесли в его определение различные толкования.

Так, В.В. Суворова изучала стресс, полученный в лабораторных условиях. Она определяет стресс как состояние, возникающее в экстремальных условиях, очень трудных и неприятных для человека.

В.С. Мерлин определяет стресс, как психологическое, а не нервное напряжение, возникающее в “крайне трудной ситуации”.

Информация о работе Эмпирическое исследование тревожности курсантов