Эмпирическое исследование тревожности курсантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы яопределяется тем, что тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения яреакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.
Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности, посвящены яработы как зарубежных, так и отечественных психологов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..........….............3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии...........……………..……………...….6
1.1 Изучение проблемы тревожности в трудах отечественных и зарубежных психологов………………………………….….......................................................6
1.2. Состояние тревожности ………….……………………...............................21
1.3 Особенности тревожных личностей и причины возникновения тревоги..29
Глава II. Эмпирическое исследование тревожности курсантов……...............36
2.1 Описания хода исследования тревожности курсантов ……………...........36
2.2 Анализ результатов исследования тревожности курсантов ………….......40
Заключение……………………………………………………….........................42
Список используемой литературы………………...............

Файлы: 1 файл

Курсовая Суслов.docx

— 111.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе I:

Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся анизким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров аиндивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности.

Большинство исследований в этой области выполнены в странах Европы и США (Дж. Дэвис, М. Ксикзентмихалий, Г. Гарднер, Д. Симонтон, Р. Стернберг, Ф. Бэррон, Д. Маккиннон, Е. Торренс, Г. Миллар, Г. Валберг, У. Старих, Т. Тардиф, Г. Соломон, Е. Винслоу, С. Римм, М. Ранко, Р. Алберт, Т. Амабиль, Дж. Рензулли, Б. Стремикис, Р. Кеттелл, Д. Рой, П. Кросс, А. Старко, Д. Фаско и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Эмпирическое исследование тревожности курсантов

2.1 Описания хода  исследования тревожности курсантов

Анализ обозначенной проблемы в психологической науке и практике позволил определить цель аисследования: выявление уровня выраженности интеллектуальных способностей у курсантов 232 учебной группы.

Объект исследования: курсанты 232 учебной группы психологического факультета Академии ФСИН России.

Эмпирическое исследование проводилось среди курсантов 232  курсов психологического факультета аАкадемии ФСИН России. В исследовании принимало участие 20 курсантов возрасте от 18 до 20 лет: из них 13 девушек и 7 юношей, которым было предложено ответить на вопросы, предложенные в раздаточном материале.

Согласно цели определены задачи экспериментального исследования:

  • экспериментальным путем исследовать уровень тревожности курсантов 232 учебной группы апсихологического факультета;

  • экспериментальным путем соотнести уровень тревожности курсантов-девушек и курсантов-юношей 232 учебной группы психологического факультета.

В соответствии с целью и задачами данного исследования была использована следующая методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А.Немчикова).

 На следующем этапе исследований  с целью подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез, уровень тревожности курсантов 232 учебной группы выше среднего; уровень уровень тревожности курсантов-девушек 232 учебной группы выше уровня уровень тревожности курсантов-юношей 232 учебной группыа были использованы методы математической статистики (нахождения средних значений по каждому испытуемому, выявление уровней значимости, соотношение средних результатов) и математическое моделирование (таблицы, диаграммы).

 

2.2 Анализ результатов  исследования тревожности курсантов

В ходе эмпирического исследования были выявлены следующие результаты методики измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А.Немчикова), направленные ана выявление уровня тревожности курсантов 232 учебной группы, были получены следующие результаты (Таблица 1):

Таблица 1

 

№ п/п

 

Полученные баллы

 

Уровень тревожности

1

32

Высокий

2

13

Ниже среднего

3

8

Ниже среднего

4

9

Ниже среднего

5

18

Выше среднего

6

9

Ниже среднего

7

5

Низкий

8

26

Высокий

9

7

Ниже среднего

10

13

Ниже среднего

11

13

Ниже среднего

12

21

Выше среднего

13

28

Высокий

14

19

Выше среднего

15

13

Ниже среднего

16

17

Выше среднего

17

30

Высокий

18

6

Ниже среднего

19

5

Низкий

20

16

Выше среднего

21

21

Выше среднего





 

 

 

 

 

Исходя из результатов, приведенных в таблице 1 , можно сделать следующие выводы:

- высокий уровень выраженности интеллектуальных способностей -  20% (4 чел.)

- выше среднего  уровень выраженности интеллектуальных способностей -  30% (6 чел.)

- ниже среднего уровень выраженности коммуникативных способностей -  45% (9 чел.)

- низкий уровень выраженности  коммуникативных способностей -  10% (2 чел.).

Для подтверждения или опровержения 1 выдвинутой гипотезы подсчитаема среднее значение уровня тревожности курсантов путем математико – статистического подсчета среднего значения. Оно равно15 баллом, т.е. наша гипотеза подтвердилась, это может быть обусловлено различными факторами, атакими как социально-экономическая нестабильность,  трудность службы,а личная эмоциональная ригидность, низким уровнем адаптации. Для подтверждения или опровержения 2 гипотезы нам необходимо подсчитать средние значения уровня тревожности у девушек и у юношей. Далее сравнить полученные результаты. Итак, среднее значение у девушек 26, у ааюношей 15, тем самым выдвинутая гипотеза подтверждается. (Рис. 1)

Рис. 1 Соотношение средних значений девушек и юношей

 

Полученные результаты связаны с тем, что девушки эмоциональны, боязливы, тревожны и истеричны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.

Ч. Д. Спилбергер, исследуя атревожность как личностное свойство и тревогу как состояние, разделил эти два определения на «реактивную» и «активную», «ситуативную» и «личностную» тревожность.

Ситуационная тревожность - это обычно временное состояние, но может быть устойчивым, для конкретных ситуаций, порождаясь ими, она редко возникает в других ситуациях. Это могут быть экзамены, разговор с начальством, общение с незнакомыми или неприятными людьми, от которых можно ожидать чего угодно.

Личностная тревожность астановится чертой личности человека и отражается на его отрицательном (тревожном, беспокойном) отношении к любым жизненным ситуациям, постоянно предвидя в них опасность.

Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожностьа лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.

Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной адеятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Есть категория людей, тревожность которых очень высокая, которая апредставляет реальную угрозу для самооценки и даже жизнедеятельности.

Обычно, тревожные студенты - это очень неуверенные в себе люди, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требование - не нарушают дисциплину. Таких людей называют скромными, застенчивыми.

Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о проявлении повышенной тревожности. Повышенный уровень может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем иным социальным ситуациям. У студентов с данным уровнем проявляется отношение к себе как к слабому, неумелому. Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Актуальные проблемы современной психологии. Материалы международной конференции. - М.: МГУ, 1987.
  2. Анохина П.К. Эмоции. Психология эмоций. - М.: Педагогика, 1984, с.214-276.
  3. Байметова А.К. Некоторые аобусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности студентов и старшеклассников./Типологические исследования по психологии личности (Сб. под ред. В.С.Мерлина)а. - Пермь, 1967, с.34 - 46.
  4. Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. М.: Педагогика, 1986.- 345с.
  5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1979, № 2, с.72-79.
  6. Бороздина Л.В., Залученова Е.А.а Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии, 1993, №1, с.104 - 113.
  7. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. – М.:Педагогика, 1988.
  8. Вопросы апрактической психодиагностики и консультирования в ВУЗе (Под ред. проф. Н.Н. Обозова). – Л.: ЛГУ, 1984.
  9. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков.- М.: Педагогика, 1995,с.8-11. Габдреева Р.Х. Основы самоуправления психическим состоянием. / Проблемы самоуправления в системе психологической службы ВУЗов.- Казань, 1983, с. 68-85.
  10. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989.- 254с.
  11. Диагностика школьной дезадаптации. / Под ред. С.А.Беличевой. М.: Педагогика, 2003.- 345с.
  12. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 2005- 348с.
  13. Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др. Школьная дезадаптация: нейропсихологическое исследование. // Вопросы психологии, 1999, № 4, с. 21-28.
  14. Израд К. Эмоции человека. - М.: МГУ, 2000. -254с.
  15. Китаев Н.С., Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 2003.- 346с.
  16. Козловаа В.Т. Диагностика лабильности мыслительно-речевой деятельности по тестам и самооценке. //Вопросы психологии, 1983, № 4, с. 89-96.
  17. Кочубейа Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника.- М.: Знание, 1996.
  18. Лайтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика,2001.- 346с.
  19. Лебединскаяа К.С., Райская М.М. Подростки с нарушениями в аффективной сфере.- М.: Педагогика, 1988.- 452с.
  20. Лучшиеа психологические тесты. / Под ред. А.Ф.Кудряшова.- Петрозаводск,1992, с.62-67.
  21. Мерлина В.С. Очерк теории темперамента. - Пермь,2003.-348с
  22. Небылицин В.Д. Психофизиологическические исследования индивидуальных различий. - М.: Педагогика, 1996.- 243с.
  23. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.- 349с.
  24. Овчинникова О.В., Пунг Э.Ю. Эксперементальное исследование эмоциональной напряжённости в ситуации экзамена. //Психологические исследования. - М., 1985, № 4, с.112-119.
  25. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. / Под ред. И. В. Дубровиной, Б.С. Круглова. - М.:Педагогика,1988.- 246с.
  26. Ольшанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности. / Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. - М.: Педагогика,1988, с.246-262.
  27. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности //Психологический журнал, т. 17, 1996, № 1, с.169-174.
  28. Стресс / Популярный энциклопедический словарь. - М.: БСЭ,1999, с.1273.
  29. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М.: Знание, 1997.- 274с.
  30. Прихожана А.М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. н.М., МГУ, 1977.- 364с.
  31. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. – Казань, 1991.- 364с.
  32. Прусакова М.Б. К вопросу о типологически обусловленном индивидуальном стиле в решении арифметических задач у младших школьников /Вопросы теории темперамента, Пермь, 1984, с.232-240.
  33. Психические состояния. Экспериментально-прикладная психология /Межвузовский сборник. – Л.: ЛГУ, 1991.
  34. Психодиагностические методы в комплексном исследовании студентов.- Л.: Просвещение,1976.
  35. Секун В. И.аИндивидуально-психологические особенности и взаимоотношения студентов Опыт социально-психологического исследования. Минск: Высшая школа, 1985.- 374с.
  36. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. -М.: Прогресс, 1992.- 364с.
  37. Твороговаа Н.Д. Страх и тревожность. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. -М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275.
  38. Тревога.а Тревожность. Явления тревожного ряда./Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г.Мещерякова)- М.: Педагогика-Пресс, 1999, с.385-386.

39. Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. -М.: Прогресс, 1986. – 268с.

40. Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс  и психосоматические заболевания. / Психология. Учебник под ред. А.А. Крылова. -М.: Проспект,1999, с. 442-453.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 
Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова)

Стимульный материал (список вопросов)

  1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

  1. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.

  1. У меня редко бывают запоры.

  1. У меня редко бывают головные боли.

  1. Я редко устаю.

  1. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

  1. Я уверен в себе.

  1. Практически я никогда не краснею.

  1. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.

  1. Я краснею не чаще, чем другие.

  1. У меня редко бывает сердцебиение.

  1. Обычно мои руки достаточно теплые.

  1. Я застенчив не более чем другие.

  1. Мне не хватает уверенности в себе.

  1. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

  1. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

  1. Мой желудок сильно беспокоит меня.

  1. У меня не хватает духа вынести все предстоящие • трудности.

Информация о работе Эмпирическое исследование тревожности курсантов