Эмпирические и теоретические методы исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:16, реферат

Описание работы

Метод исследования— это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений.
Спектр методов, используемых при выполнении педагогического исследования достаточно широк. Традиционно методы педагогического исследования делятся на две группы: теоретические и эмпирические.

Файлы: 1 файл

реферат Эмпирические и теоретические методы исследования.docx

— 33.42 Кб (Скачать файл)

Эмпирические и теоретические  методы исследования.

Метод исследования— это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений.

Спектр методов, используемых при  выполнении педагогического исследования достаточно широк. Традиционно методы педагогического исследования делятся  на две группы: теоретические  и эмпирические.

Теоретические методы (анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, моделирование и др.) связаны с мысленным проникновением в сущность изучаемого педагогического явления или процесса, построением моделей  их идеальных состояний.  Теоретические методы предполагают глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей, использование гипотез и др.

Методы эмпирического исследования (наблюдение, опросные методы, эксперимент  и др.) основаны на опыте, практике. Суть эмпирических методов состоит в фиксации и описании явлений, фактов, видимых связей между ними.

Для решения конкретных задач применяется  множество исследовательских методов.

Т.П.Сальникова обращает внимание, что  выбор методов выполнения педагогического  исследования обусловлен системой правил и норм и основывается на следующих принципах:

·         совокупности (комплекса) методов исследования;

·         их адекватности существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя; 

·         запрета экспериментов и использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способных нанести вред испытуемым.

Выбранные адекватно задачам, методы и способы поисковой деятельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипотезы, разрешить поставленные проблемы.

Эмпирические, теоретические методы педагогического исследования взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Теоретические  методы предполагают проникновение в сущность изучаемого процесса или явления и состоят в их объяснении, в построении идеального конструкта решения педагогической проблемы. А эмпирические методы позволяют описывать состояние решения  педагогической проблемы в современной образовательной практике; обусловливают возможность практической проверки спроектированного теоретического  конструкта решения педагогической проблемы.

Рассмотрим основные характеристики и особенности методов педагогического  исследования.

Теоретические методы педагогического  исследования

Анализ — это мысленное выделение отдельных частей, связей на основе расчленения целого. Например, изучая своеобразие организации педагогического процесса в классах развивающего образования, можно для анализа вычленить отдельно его цели, содержание,  принципы, методы, формы, средство, контроль. После выполнения аналитической работы возникает необходимость синтеза, объединения результатов анализа в общей системе исследования. На основе синтеза предмет воссоздается как система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них.

В.И.Загвязинский обращает внимание, что с  анализом и синтезом теснейшим образом связаны методы абстрагирования и конкретизации. Подабстрагированием понимают мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей для более глубокого изучения. Предельным случаем абстракции является идеализация, в результате которой создаются понятия об идеализированных, реально не существующих объектах. Однако именно эти идеализированные объекты служат моделями, позволяющими гораздо глубже и полнее выявить некоторые связи и закономерности, проявляющиеся во многих реальных объектах. В педагогике тоже возможно создание идеализированных объектов, скажем «идеальный воспитанник» (лишенный всяких недостатков), «идеальный педагог», «идеальная школа» и др. Метод конкретизации по своей логической природе противоположен абстрагированию. Он заключается в учете специфики, своеобразия решения исследуемой педагогической проблемы с конкретным ребенком, с конкретной группой учащихся.

Метод моделирования служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов, ищет их новые сочетания, делает их мысленную перекомпоновку, т.е. моделирует требующееся состояние изучаемой системы. Создаются модели-гипотезы и на этой основе строятся рекомендации и выводы, проверяемые затем на практике. Таковы, в частности, и проектируемые модели новых типов образовательных заведений, например,  школы с разноуровневым обучением; и проектируемые модели организации учебно-воспитательных процессов, например, учебно-воспитательный процесс в гимназическом историко-правовом профильном классе.

Эмпирические методы педагогического  исследования

1). Наблюдение - один из самых распространенных методов педагогического исследования. Под наблюдением понимается целенаправленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех проявлений личности или деятельности, которые интересуют исследователя.

Наблюдение может быть включенным  и невключенным. Включенное наблюдение предполагает, что исследователь на определенное время сам становится членом той группы детей, которая стала объектом изучения. Если вы станете признанным детьми членом их сообщества, то сумеете узнать оних так много, как никакой другой метод не позволит этого сделать. Невключенное наблюдение предполагает наблюдение "со стороны". Так же различают открытое наблюдение, когда дети знают,  что они являются объектами изучения, и скрытое, при   котором школьники не подозревают, что за их поведением и деятельностью ведется наблюдение.

К числу преимуществ наблюдения как метода исследования можно отнести  то, что оно позволяет фиксировать  событие в момент его протекания и получить информацию о реальном поведении детей (при скрытом наблюдении). К недостаткам наблюдения можно отнести следующие:  

- влияние субъективного фактора  на интерпретацию результатов наблюдения (личностные особенности исследователя, его установки, предшествующий опыт, эмоциональное состояние),

- при использовании открытого  наблюдения на результат влияет  факт знания детьми, что за  нами ведется наблюдение, срабатывает  установка на "одобряемое" поведение;

- наблюдение требует значительных  затрат времени;

- не все явления можно изучить  с помощью этого метода исследования, сфера наблюдения ограничена.

Обязательными условиями осуществления  наблюдения являются наличие цели (что вы наблюдаете и для чего?), плана наблюдения и фиксирования его результатов в дневнике, таблицах, матрицах, в которых ведется учет. Например, вы ведете наблюдение за ребенком , которого не принимают в коллективе. Одной из возможных причин этого может быть повышенная тревожность ребенка, которая осложняет его жизнь и становится серьезным эмоциональным барьером в его общении со сверстниками.  В данном случае цель наблюдения может быть следующая: определить уровень тревожности ребенка. В качестве плана наблюдения можно использовать признаки, в которых выражаются формы "тревожного" поведения:

·          "играет героя" , особенно когда ему делают  замечания;

·          не может удержаться, чтобы не "играть роль" перед окружающими;

·          склонен "прикидываться дурачком";

·          слишком смел, рискует без надобности;

·          заботиться о том, чтобы  всегда находиться в согласии с большинством;

·          навязывается другим, им легко управлять;

·          любит быть в центре внимания;

·          играет  с детьми старше себя;

·          хвастает перед детьми;

·          паясничает (строит из себя шута)

·          шумно ведет себя,  когда педагога нет рядом;

·          подражает хулиганским выходкам других.

·          Фиксировать данные наблюдения можно в таблице: 

 

Признаки поведения

Частота проявления

 

Часто

Иногда

Никогда

Играет «героя»

+

   

Играет «роль» перед окружающими

+

   

Склонен прикидываться «дурачком»  и т.д.

 

+

 

 

 

Затем частота проявлений суммируется  и только после подведения итогов наблюдения можно делать вывод.

2). Опросные  методы

Метод опроса становится все более  популярным в практике педагогических исследований. Опрос может быть непосредственным  (беседа, интервью) и опосредованным (анкетирование). Различают так же групповой и  индивидуальный  опрос, очный и заочный, устный и письменный.

Беседа - это метод получения информации на основе диалога исследователя и исследуемого. Главное условие успеха беседы - установление личностных контактов с ребенком, создание дружеской атмосферы, доверительности. Когда ребенок видит человека заинтересованного, который стремиться понять его и помочь, не критикует, не осуждает, не навязывает свою точку зрения, а может просто выслушать или дать дельный совет, тогда можно рассчитывать на искренность школьника. Беседа требует особой гибкости и чуткости, знания индивидуальных особенностей ребят, умения слушать и разбираться в эмоциональном состоянии.

Беседа может быть индивидуальной, групповой или коллективной. В любом случае она требует серьезной подготовки. Необходимо продумать цель беседы, определить предмет разговора, составить план ее проведения, сформулировать вопросы, подобрать проблемные ситуации, противоречивые точки зрения к обсуждаемой проблеме и т.п. При постановке цели беседы нельзя ограничиваться только задачами своего исследования. Для школьников она должна носить познавательный характер. Например, в ходе беседы на тему "Как мы проводим свое свободное время?" студентка вместе с ребятами ответила на вопросы "Какое время можно считать свободным?»,  "Много ли у нас свободного времени?", "Чем можно заняться в свободное время?", "Куда можно пойти в свободное время в нашем городе?" и др. Данные, полученные в беседе с детьми, фиксируются и сопоставляются с данными, полученными с помощью других методов исследования.

Беседа носит характер взаимного  обмена информацией. В случае, когда  исследователь только задает вопросы, не высказывая своего мнения, мы имеем  дело  с интервьюированием.

Если опрос проводится письменно, мы говорим об анкетировании. Большим плюсом анкетирования является то, что исследованием может быть охвачено любое количество учащихся, полученные данные достаточно легко обрабатываются. Однако следует иметь в виду, что составление анкет - это сложный процесс, требующий профессиональных знаний, поэтому лучше воспользоваться  готовыми анкетами.

По форме анкеты могут быть разделены  на открытые, когда ответ на поставленный вопрос формулируют сами учащиеся, и закрытые, когда предлагается перечень возможных вариантов ответа.

Например, открытые вопросы анкеты:

- Что будет, если сделать обучение  необязательным для подростков?

- Что значит, по – твоему, быть счастливым?

- Как ты думаешь, что такое  гармоничный человек?

Закрытые вопросы:

1. Доволен ли ты своими школьными  достижениями?

а) очень доволен,

б) доволен,                                 

в) не совсем доволен,

г) не доволен,

д) совсем не доволен.

2. Сравнивая себя с другими,  вы находите что:

а) вас недооценивают,

б) вы не хуже остальных,

г) вы годитесь в лидеры.

Используется вариант полузакрытых вопросов, в которых перечень вариантов  ответа заканчивается словом "другое". Например:

В свободное время я чаще всего

а) гуляю,        

б) общаюсь с друзьями,

в) читаю книги,

г) смотрю телевизор,

д) рисую,

е) другое 

Часто в анкетах используется дихотомическая форма ответов, когда ребенок выбирает один из двух взаимоисключающих друг друга ответов, например,           

1. Меня раздражают учителя, которые  не могут понять меня

а) верно,

б) неверно.

2. Мне  бывает трудно в незнакомой компании

а) да,

б) нет.

В случае, если вы сами составляете анкету, следует придерживаться следующих правил:

1. Вопросы анкеты должны соответствовать той проблеме, которую вы изучаете, и цели вашего опроса.

2. Формулировка вопросов должна быть четкой, ясной и понятной ребенку, соответствовать его уровню знаний и жизненному опыту.  

Информация о работе Эмпирические и теоретические методы исследования