Эмпирические и теоретические методы исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:16, реферат

Описание работы

Метод исследования— это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений.
Спектр методов, используемых при выполнении педагогического исследования достаточно широк. Традиционно методы педагогического исследования делятся на две группы: теоретические и эмпирические.

Файлы: 1 файл

реферат Эмпирические и теоретические методы исследования.docx

— 33.42 Кб (Скачать файл)

3. Предложенные вопросы должны обеспечить искренность и правдивость ответов.

4. В анкету включаются наиболее существенные вопросы, ответы на которые можно получить только путем анкетирования.

3). Исследователя всегда  интересует - не внешняя сторона деятельности (поступок),  а внутренняя ее суть  (мотив  поступка, интересы, взгляды, оценки).  Отношения выявляют себя только в ситуации выбора,  которую создает  экспериментатор  с  помощью различных диагностических методик.С их помощью изучаются групповые и личностные установки,  отношения к друзьям, к самому себе, к будущему и т. д. Рассмотрим некоторые методики:

- Незаконченное  предложение:     

У меня всякий раз возникает желание поспорить, когда ...

Для меня школа - это ...

Настоящий учитель  - это тот, кто...

На уроке я стремлюсь к  тому, чтобы... 

-  Метод недописанного рассказа:

"Возвращаясь из школы домой,  я увидел около своего подъезда бездомную дворнягу с пораненной лапой... "

- Составление списка  приоритетов: Расставьте   предложенные понятия по степени важности для вас: Внешность. Честность. Успех. Образование. Семья. Престиж. Свобода. Законопослушность.  Собственность.  Власть. Здоровье. Равенство. Деньги. Творчество.

- Выбор  жизненного девиза:  Какой из жизненных девизов ты бы выбрал в качестве руководящей идеи?

·          Бороться, искать, найти и не сдаваться.

·          Жить как все.

·          Красота спасет мир.

·          Береги честь смолоду.

·          Ты делаешь себя в этой жизни только сам.

·          Все достигается путем тренировки.

·          Другой девиз (напишите)

- Выбор образца для  подражания:  «Кто в твоей жизни является образцом для подражания?

·          исторические личности,

·          литературные герои.               

·          современники».

- Составление характеристики  на самого себя:

·          Напиши  три слова, которые, по твоему мнению, точнее всего характеризуют тебя.

·          Напиши на себя характеристику, которую ты бы хотел подучить от окружавших.

·          Представь, что тебе уже 40 лет и тебе нужно написать свою автобиографию. Что бы ты написал в ней?

- Фантастический выбор:

·          Мы едем на необитаемый остров навсегда, что мы возьмем с собой?

·          Если бы ты был  волшебником, что бы ты сделал в первую очередь?

·          Если бы наш класс был корабль, то какой, на твой взгляд, он бы  был?

-  Ассоциативный тест:

С каким цветом (животным, историческим периодом, родом войск, бытовым прибором, растением, частью квартиры и т.п.) ассоциируется твоя школа?

- Цветограмма: Положите на стол красные карточки, если вам понравился наш разговор, дело понравилось,  синие, если не очень, белые, если совсем не понравилось.

Такие методы дают возможность в  течение сравнительно короткого отрезка времени узнать ребенка,  проследить  динамику его развития.  Нужно отметить,  что приведенные методики - это не только инструмент исследователя,  но и методы самопознания ребятами самих себя. Ребенок, который задумался над тем, кто он, какой он,  сделал большой шаг в своем развитии.

4) Тестирование – это исследовательский метод, использующий стандартизованные вопросы и задачи – тесты, которые позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида знаний, умений, навыков, личностных характеристик, а также определить их соответствие определенным нормам или сравнить с развитием исследуемого качества у испытуемого в более ранний период.

Тестирование  предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность:  это может быть решение  задач, рисование, рассказ по картинке и прочее - в зависимости от используемой методики; происходит определенное испытание, на основании результатов которого исследователь делает выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств.

Различают следующие основные виды тестов:

- Тесты достижений - тесты, служащие  для выявления учебных или  профессиональных знаний, умений  и навыков, включающие в себя  решение задач, имеющих учебное  или профессиональное содержание. В качестве примера могут служить  все случае тестовых экзаменационных  испытаний, например, единый государственный  экзамен.

- Тесты способностей представляют  собой специально подобранный  стандартизованный набор заданий,  служащий для оценки потенциальной  способности человека решать  различные задачи. Тесты способностей  предназначены для измерения  уровня развития определенных  способностей (памяти, мышления, интеллекта, профессиональных и пр.). Любая разновидность тестов интеллекта также может рассматриваться как тест способностей. Так, тест Станфорда – Бине, шкалы Векслера и разнообразные групповые тесты интеллекта применяются в образовательных учреждениях всех уровней в качестве тестов академических способностей, поскольку признано, что с их помощью можно предсказать академическую успеваемость. Для выявления специфических способностей, например к науке или языкам, разрабатываются специальные тесты.

- Личностные тесты - тесты, с  помощью которых измеряются различные  стороны личности индивида: установки,  ценности, отношения, эмоциональные,  мотивационные и межличностные  свойства, типичные формы поведения.

При этом используются опросники или проективные тесты. Опросники личностные - разновидность опросников, направленных на измерение различных особенностей личности. Личностные опросники  делятся на: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок. 

Проективный - один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций особенностей личности испытуемого в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (проективных тестов), среди которых различают: а) ассоциативные (например, тест Роршаха, тест незаконченных предложений и др.); б) интерпретационные (например, тематический апперцептивный тест тот, в котором требуется истолковать социальные ситуации, изображенные на картинках); в) экспрессивные (психодрама, рисунок человека или несуществующего животного и др.).

Таким образом, тест всегда связан с  измерением проявления того или иного  психологического свойства личности и  оценкой уровня его развития или  сформированности.

При проведении тестирований необходимо придерживаться ряда правил:

5). Изучение продуктов  деятельности - метод исследования, при котором используют систему процедур, направленных на сбор, систематизацию, анализ и толкование продуктов деятельности человека, этот метод позволяет опосредованно изучать сформированности знаний, умений, навыков, интересов, способностей человека, не вступая с ним в контакт.

Анализ личных документов (фотографий, дневников, автобиографий, личных дел, тетрадей, творческих работ) дает материал для исследования жизненного пути личности, ее отношения к учебе, уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков.

В педагогическом исследовании в качестве материализованных продуктов деятельности воспитанников могут быть рассмотрены  такие, как сочинения, творческие, проверочные  работы учащихся, их рисунки, поделки.

Изучение продуктов деятельности позволяет судить о готовности человека к участию в определенном виде деятельности, о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения деятельности, об отношении  человека к деятельности и ее результатам.

6). Контeнт-анализ. Нередко интерес представляют размышления самого испытуемого о том, какие изменения произошли в нем самом в процессе и в результате включения его в некоторую систему взаимодействий, взаимоотношений. В данном случае речь идет об использовании такого метода педагогического  исследования как контeнт-анализ. 

Контeнт-анализ (англ. contents - содержание) - научный метод выявления и оценки характеристик текстов и речевых сообщений.

Порядок применения метода контeнт-анализ предполагает: сбор текстов, составленных испытуемыми; определение значимых для исследования единиц анализа текстового материала; интерпретация тестовых сообщений испытуемых с позиции выбранных единиц.

6). Изучение и обобщение  педагогического опыта

Любое педагогическое исследование обращается к опыту практических работников: учителей, воспитателей, методистов. Часть ученых под педагогическим опытом понимает практическую педагогическую деятельность и результат этой деятельности, т. е. рассматривает педагогический опыт в широком смысле слова. В более узком под педагогическим опытом понимается мастерство педагога. Часто говорят о передовом педагогическом опыте, под которым имеется в виду "опыт работы того или иного учителя, школы, районо и т.п., достигающий таких результатов, которые наиболее отвечают предъявляемым требованиям на том или ином этапе развития" (М. В Зверева).

Какими критериями можно руководствоваться при определении передового опыта? Перечислим некоторые из них:

·          Более высокая результативность в учебной или воспитательной работе, чем у других.

·          Научная обоснованность работы.

·          Достаточно продолжительное функционирование (минимум в течение года).

·          Творческая новизна.

·          Актуальность.

·          Сокращение затрат времени на достижение высоких результатов (по сравнению с типичными).

По степени творчества передовой опыт может быть:

·         модификационным, т.е. чей-то опыт используется в новых условиях,    

·         комбинаторный, в котором сочетаются подходы и приемы, использованные разными педагогами,

·         новаторский, предполагающий создание принципиально новых методов,      

·         исследовательский опыт.

Способы изучения опыта:

·          Анализ публикаций.

·          Анализ документации педагога (доклады, отчеты, планы и т. п.).

·          Наблюдение за деятельностью учителя или воспитателя.

·          Анализ работ учащихся (тетради, сочинения, поделки, рисунки и др.).

·          Изучение уровня обученности и воспитанности учащихся.

·          Беседа с учителем, учащимися, родителями, коллегами.

·          Обобщение и описание опыта

Работа по   изучению  педагогического   опыта  проходит в несколько этапов:

1. Сбор фактов, с помощью перечисленных выше способов.

2. Классификация собранной информации по проблемам.

3. Структурирование деятельности педагога по собранному материалу; представление его опыта как целостной системы.


Информация о работе Эмпирические и теоретические методы исследования