Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:52, шпаргалка

Описание работы

1 чем отличается технология обучения от метода обучения, пед.технологии от производств.?
Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:
• некоторого представления планируемых результатов обучения,
• средств диагностики текущего состояния обучаемых,
• набора моделей обучения,
• критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Файлы: 1 файл

123.docx

— 81.87 Кб (Скачать файл)

- значение, своевременность, значимость для  всех членов общества 

- подготовленность (моральная, эмоциональная, психологическая,  знаниевая) участников дискуссии.

 Проблемная  ситуация сопровождается интеллектуальным  затруднением, возбуждением познавательной  активности, желанием разобраться,  высказаться. Так возникает мотив  дискуссии 

 Формулировка  проблемы, её анализ, поиск путей  решения происходят в ходе  группового обсуждения, результатом  которого должно стать формулирование  выводов, их обсуждение, проверка, возможно даже достижение окончательного  единственного решения. 

 Процесс  общение в ходе учебной дискуссии  направлен так или иначе на достижение учебных целей:

1)      ознакомление с новым материалом  через обмен мнениями, обобщение,  закрепление ранее полученных  знаний , углубленное усвоение, творческое переосмысление  и даже контроль усвоения знаний

2)      обучение взаимодействию в группе, совместной поисковой деятельности 

3)      освоение мыслительных умений (определение  своей позиции, умение аргументировать  свою точку зрения, умение задавать  вопросы, умение оппонировать, умения  перерабатывать информацию для  изложения) 

 

 

 

В мировом  педагогическом опыте получили распространение  ряд приемов организации обмена мнениями, которые представляют собой  свернутые формы дискуссий. К  их числу относятся:

 

– симпозиум / конференция –   формализованное  обсуждение, в ходе которого участники  выступают с сообщениями, представляющими  их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса);

– круглый  стол – беседа, в которой «на  равных» участвует небольшая  группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так с «аудиторией» (остальной  частью класса);

– заседание  экспертной группы («панельная дискуссия») (обычно четыре-шесть учеников, с  заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается  намеченная проблема всеми участниками  группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. При  этом председатель высказывает наиболее популярную, общепринятую точку зрения, затем каждый участник выступает  с сообщением, которое четко регламентируется. Экспертные группы могут заседать по одной теме  или по разным проблемам, выделенным из одной общей.

–  форум  – обсуждение, сходное с «заседанием  экспертной группы, в ходе котором  эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом);. На форуме обычно обсуждается одна проблема.

– судебное заседание – обсуждение, имитирующее  судебное разбирательство (слушание дела), в ходе которого происходит «защита» какой-то одной точки зрения 

–  дебаты –

31. Дебаты  – это процедура организации  формализированных дискуссий, когда две соперничающие команды выдвигают свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить членов жюри и присутствующих принять определенную точку зрения.

 Основные  элементы дебатов: 

1. Тема (формулируется  в виде утверждения).

2. Аргументы  (высказывания команд с констатацией  факта, явления, тенденции).

3. Доказательства  и свидетельства (цитаты, факты,  статистические и иные данные), подтверждающие аргументы. 

4. Перекрестные  вопросы оппонентов, членов жюри, аудитории, которые задаются после  выступления команды в течение  2 минут. 

5. Вынесение  решения жюри и «болота».

6. Тайм-аут,  который может единожды взять  команда в течение игры на 2 минуты .

 

 

30.Портфолио – система «накопительная». Портфолио документов включает в себя дипломы, грамоты и другие официальные подтверждения успешности учащегося

Учебный портфель (портфолио) – это та технология, которая может быть использована как основа индивидуального маршрута обучения.

 

Виды  учебных портфелей

 

В зависимости  от того, с какой целью собирается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующие виды портфолио.

• В зависимости  от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют:

 

а) портфолио – собственность (собирается для себя);

б) портфолио – отчет (собирается для преподавателя).

• По содержанию возможно выделение следующих видов  портфолио:

а) портфолио достижений – включает результаты работы по конкретному блоку учебного материала, оформленные всеми возможными (доступными) способами;

б) рефлексивный портфолио – включает материалы по оценке/самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы;

в) проблемно-ориентированный  портфолио – включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы;

г) портфолио для развития навыков мышления – включает материалы, отражающие процесс обучения учащегося работе на уровне анализа-синтеза-оценивания;

д) тематический портфолио – включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы или модуля.

 

Структура портфолио

 

Общепринятой  и чаще всего используемой является структура, включающая следующие разделы: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Мои достижения».

 

В разделе  «Портрет» автор портфолио имеет возможность представить себя любым доступным для этого способом

Иными словами, «коллектор» – это своего рода «копилка» материалов или информации, часть из которых будет использована в работе по изучаемой теме, а  часть может перейти в портфолио по следующим темам.

 

«Рабочие  материалы» – раздел, включающий информацию, которая была использована автором  портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий: графические материалы (таблицы, графики, схемы и т.п.), тексты сообщений и докладов, различные творческие работы, выполненные контрольные и самостоятельные работы, материалы по проектной деятельности обучающегося и т.д. Одним словом, данный раздел представляет собой копилку различного рода занятий и работ, выполненных автором портфолио в процессе обучения.

 

Раздел  «Мои достижения» является заключительным и содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в обучении. Это могут быть наиболее удачно выполненные контрольные и самостоятельные задания, отзывы преподавателей и коллег о какой-либо выполненной работе, рисунки, сертификаты и т.д. Обязательным требованием является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела, в котором обучающийся поясняет, почему он считает данную работу своим достижением.

 

Внутри  разделов могут быть выделены рубрики, которые помогают систематизировать  материал и формируют структуру раздела. Рубрики могут быть обязательными и необязательными. Обязательные рубрики – это тот материал, который является самым важным для данного портфолио и должен быть у каждого обучающегося. Необязательные, свободно выбираемые учащимся рубрики позволяют индивидуализировать содержание, структуру, объем и оформление портфолио.

 

рекомендуется в качестве критериев рассматривать:

 

• наличие  обязательных рубрик и выводов;

 

• использование  исследовательских методов работы;

 

• проективный  характер портфолио;

 

• «личностную  привязку» содержания;

 

• качество оформления;

 

• анализ полезности портфолио для самого учащегося.

обязательным в портфолио является блок самооценки.

 

Итоги работы с портфолио, как правило, подводятся на специальном занятии, которое называется «портфолио-конференция» и проводится с использованием различных интерактивных форм деятельности.

 

Технология  работы с портфолио предполагает несколько этапов.

 

На первом этапе (постановочный урок) учащиеся знакомятся с темой, назначением, продолжительностью работы с портфолио и планируют свою работу над ним.. Обязательным условием является то, что обучающийся сознательно принимает на себя ответственность за свой выбор и выполнение запланированной работы.

 

Второй  этап заключается в непосредственной работе над портфолио в соответствии с планом, определенным каждым учащимся, и с учетом времени, отведенного на работу.

На третьем, заключительном этапе учащиеся осуществляют рефлексию собственной деятельности, работая над самооценкой. Результатом  этой работы может стать мини-сочинение, итоговая таблица, рецензия и т.п. Важно, чтобы обучающийся осознавал  свои достижения и проблемы, определил, с чем связаны трудности, и  учел свой опыт в дальнейшей работе.

Портфолио является открытой, динамической системой, содержащей определенный набор информации, которая постоянно обновляется за счет постоянной смены содержательного наполнения разделов и рубрик: часть информации из «Коллектора» используется и переходит в раздел «Рабочие материалы», «Коллектор» же постоянно пополняется новой информацией; вариативная часть может расширяться или, наоборот, уменьшаться за счет включения материалов в обязательную часть. Лучшие работы из раздела «Мои достижения» могут переходить в рабочие материалы, а на смену им приходят наиболее удачные и качественные работы из других рубрик.

     

 

29.

Кейс-технология состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет  учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ .

Технологии  этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования. Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения.

 

Учебно-методические материалы, используемые в данной группе технологий, отличаются полнотой и  целостностью системно организованного  комплекта материалов. К их достоинствам можно отнести:

доступность, как возможность организации  самостоятельной работы в электронной  библиотеке, так и дома;

наглядность, т.е. красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа-компоненты, схемы, квантованный текст с выделенными важными  определениями и т.д.;

звуковое  сопровождение лекций;

наличие интерактивных заданий;

анимированные примеры решения задач;

возможность нелинейной работы с материалом, обеспеченного гиперссылками.

 

Пример  кейса по дисциплине "Архитектура  ЭВМ и вычислительных систем" специальностей группы 230 000 в соответствии с классификатором среднего профессионального  образования представлен <на рисунке 3.>

 

Наша  задача состоит в разработке технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании. Выбор или разработка технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели и следовательно порядок разработки можно представить в виде следующей структуры:

 

Необходимо  помнить, что выбор технологии зависит  от ряда факторов:

приоритетности  целей образования;

специфики содержания обучения;

состава студентов и их количества;

уровня  технической оснащенности учебного процесса, создания единой образовательной  среды, <рисунок 4.>

 

Разработка  технологии обучения преподавателем- это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это и выбор личных предпочтений преподавателя, практически- это постоянная мыслительная поисковая и созидательная деятельность, которая требует от преподавателя дополнительных усилий

 

.28. Исследовательский метод обучения очень часто лежит в основе проектной деятельности учащихся, как в рамках обычных, так и телекоммуникационных учебных проектов. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа учащихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"