Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:52, шпаргалка

Описание работы

1 чем отличается технология обучения от метода обучения, пед.технологии от производств.?
Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:
• некоторого представления планируемых результатов обучения,
• средств диагностики текущего состояния обучаемых,
• набора моделей обучения,
• критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Файлы: 1 файл

123.docx

— 81.87 Кб (Скачать файл)

1 чем отличается  технология обучения от метода  обучения, пед.технологии от производств.?

Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:

• некоторого представления планируемых  результатов обучения,  
• средств диагностики текущего состояния обучаемых,  
• набора моделей обучения,  
• критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Метод обучения - это способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей.Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом

 

Под понятием «педагогическая  технология» имеется в виду определенное нормированное устройство учебного процесса (форма организации, содержание, методы подготовки, продукты и результаты на выходе) или учебной деятельности, которое целевым образом меняет учеников или позволяет им измениться самостоятельно.

 

Еще А. Макаренко называл  педагогический процесс особым образом  организованным "педагогическим производством", ставил проблемы разработки "педагогической техники". Он отмечал: "Наше педагогическое производство никогда не строилось  по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди ... Именно поэтому у нас просто отсутствуют  все важные отделы производства: технологический  процесс, учет операций, конструкторская  работа, применение конструкторов и  приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка".

 

Первоначально под педагогической технологией понималась попытка  технизации учебного процесса; первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение. Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами

 

2. классификация  пед.технологий

По сущностным и инструментально  значимым свойствам (например, целевой  ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации  обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.

• По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

• По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и  метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

• По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

По ориентации на личностные структуры: информационные (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционые (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправлящих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы - СДП).

• По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные  и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные  отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) проникающие технологии.

 

По категории обучающихся  наиболее важными и оригинальными  явля ются:

-   массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усреднен ного ученика;

-   технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гим назического, лицейского, специального образования и др.);

-   технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

- различные  виктимологические технологии  (сурдо-,  орто-,  тифло-, олигофренопедагогика);

- технологии работы с  отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

• И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и  модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система

 

3 Интегральная технология  Гузеев

Интегральная технология вобрала в себя целый ряд продуктивных идей и концепций, реализованных  в других образовательных системах. Это и идеология укрупнения дидактических единиц, и основные идеи технологий группового и модульно-рейтингового обучения. При использовании интегральной технологии планирование результатов трёхуровневое и осуществляется в виде системы задач. Минимальному

уровню соответствует  умение учеников воспроизводить фактический  материал, который им необходимо знать  по теме согласно требованиям стандарта образования. Общий уровень подразумевает умения выделять и объяснять суть изучаемого материала. На продвинутом уровне учащимся необходимо

уметь осуществлять перенос  знаний, а также решать нестан-

дартные задачи (задания повышенной трудности).

 

4.критическое мышление  урокТехнология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Технология представляет собой совокупность разнообразных приемов,направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, затем предоставить ему условия для осмысления материала и помочь ему обобщить приобретенные знания.

Целью технологии развития критического мышления является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в жизни.

В основе урока, построенного по данной технологии, лежат три  фазы: вызов, осмысление, рефлексия.

На стадии вызова перед  учителем стоит задача “вызвать”  уже имеющиеся знания или создать  ассоциации по изучаемому вопросу, а  так же активизировать, заинтересовать учащихся.

На стадии осмысления идет работа с информацией. Использование  методов и приемов данной технологии позволяет сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

На стадии рефлексии информация анализируется и творчески перерабатывается.

Технологию развития критического мышления применяю на различных предметах. Особенно меня заинтересовало использование  данной технологии на уроках русского языка и литературного чтения.

В данных материалах представлен  урок русского языка, проведенный в 4-м классе традиционной системы  обучения, построенный по технологии развития критического мышления.

Тема: чувашская вышивка

Цель: обучить азам чувашской вышивки, изучить характерныечерты чувашской вышивки,научить осмысленным приемам составления орнаментальныхкомпозиций,воспитывать интерес к чувашским традициям,умение проводить рефлексия в своей работе

Оборудование: лист,бумага,кусочекткани иголка, нитка

Ход урока:

1. Организационный  момент.

2. Постановка темы  и цели урока.

3. Повторение пройденного  материала.

4. Итог урока.  Рефлексия.

5.Домашнее задание.

5прием «Составление  кластера»

Смысл этого приема заключается  в попытке систематизировать  имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего  подлежит содержание «корзины».

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован  на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при  подведении итогов того, что учащиеся изучили.

5.Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Кластер

Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать  всесторонние связи и отношения  изучаемой темы (понятие, явление, событие).

Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации.

Пошаговое описание метода

  1. В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово (предложение)
  2. Далее предлагаем учащимся высказывать слова или словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной темой.
  3. По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).
  4. Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями.

Советы преподавателю

  1. Записывайте все идеи учащихся
  2. Не судите о качестве идей (не комментируйте)
  3. Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо
  4. Не переставайте писать, пока  не  закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.
  5. Постарайтесь  построить как  можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
  6. Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.

Целесообразно после  группового составления кластера предложить учащимся индивидуальное составление  с последующей работой в парах (тройках, малых группах).

6.прием инсерт

Технология «критическое мышление»  предлагает методический прием, известный  как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику  и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика  не привычного пассивного чтения, а  активного и внимательного. Он обязывает  не просто читать, а вчитываться  в текст, отслеживать собственное  понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает  их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Использование этого приема требует  от учителя, во-первых, предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками. Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных  знаков. В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и  следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Для учащихся наиболее приемлемым вариантом  завершения данной работы с текстом  является устное обсуждение. Обычно ученики  без труда отмечают, что известное  им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.

Знак минус (ученик думал иначе) при работе с более старшими детьми работает нечасто. И все-таки от него не следует отказываться.

Весьма интересным в этом приеме является знак «вопрос». Дело в том, что нередко учителя полагают, что, объясняя  учебный материал на уроке, они находятся в поиске ответов на вопросы, которые интересны ученикам. Это на самом деле не всегда так. Авторы учебников ставят перед  учениками самые разные вопросы, учитель на уроке требует ответов на них, а вот места для вопросов самих учеников ни в учебниках, ни на уроках нет. А результат всего этого хорошо известен: дети не всегда умеют задавать вопросы, а со временем у них вообще появляется боязнь их задавать.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"