Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:52, шпаргалка

Описание работы

1 чем отличается технология обучения от метода обучения, пед.технологии от производств.?
Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:
• некоторого представления планируемых результатов обучения,
• средств диагностики текущего состояния обучаемых,
• набора моделей обучения,
• критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Файлы: 1 файл

123.docx

— 81.87 Кб (Скачать файл)

Использование исследовательских  методов: определение про-блемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, офор-мление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование

. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.

1. Когнитивные цели - познание  объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих  проблем, овладение навыками работы  с первоисточниками; постановка  эксперимента, проведение опытов.

2. Оргдеятельные цели - овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность; развивать навыки работы в группе, освоение техники ведения дискуссии.

3. Креативные цели - творческие цели, конструирование, моделирование, проектирование и т.д.

18. Проект – это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.

Проект позволяет учителю и  ученику работать как партнеры.

Основные требования к использованию  метода проектов:

1.     Наличие значимой  в исследовательском, творческом  плане проблемы/задачи, требующей  интегрированного знания, исследовательского  поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы  в разных регионах мира; создание  серии репортажей из разных  концов земного шара по одной  проблеме; проблема влияния кислотных  дождей на окружающую среду,  пр.).

2.     Практическая, теоретическая,  познавательная значимость предполагаемых  результатов (например, доклад в  соответствующие службы о демографическом  состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние,  тенденциях, прослеживающихся в  развитии данной проблемы; совместный  выпуск газеты, альманаха с репортажами  с места событий; охрана леса  в разных местностях, план мероприятий,  пр.);

3.     Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность  учащихся.

4.     Структурирование содержательной  части проекта (с указанием  поэтапных результатов).

5.     Использование исследовательских  методов, предусматривающих определенную  последовательность действий:

·         определение  проблемы и вытекающих из нее задач  исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

   выдвижение гипотез их  решения; 

·         обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

·         обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

·         сбор, систематизация и анализ полученных данных;

·         подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

·         выводы, выдвижение новых проблем исследования.

 Таким образом, метод проектов  позволяет:

1)     сделать обучение  значимой деятельностью для каждого  ученика, ведь ученик в данном  случае не только обучаемый,  но и искатель, практик, экспериментатор,  он не пассивен, он активно  участвует в получении, накоплении  и применении знаний;

2)      интегрировать знания  учащегося по различным дисциплинам.ю показать их взаимосвязь;

3)     развивать творческие  задатки каждого ученика, поскольку  ученик сам выбирает формы  и методы исследования и фиксирования  результатов;

4)     развивать у учащегося  критическое мышление, навыки поиска  ответов на вопросы и принятия  решений;

5)      реализовать потребности  каждого ученика в самовыражении  и самореализации, а так же  потребность в общении;

6)      дифференцировать  процесс обучения, поскольку каждый  ученик может выбрать в проекте  тот уровень и тот вид деятельности, который ему более по душе  или лучше получается;

7)      реализовать идеи  компетентностно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения.

 Проектная деятельность требует  продуманного подхода: тщательно  разработать план проекта, критерии  оценивания деятельности ученика  и готового продукта, подобрать  методический материал в помощь  ученику, проработать варианты  устранения возможных затруднений,  спланировать формы промежуточного оценивания и самооценивания ученика и многое другое.

 

Конечно, проектная методика не панацея  на все случаи жизни, и она далеко не нова, но все же нам, педагогам, стоит  открыть эту методику для себя и взять ее на вооружение.

И т.д.

19.планирование. Этапы работы над проектом.

Работа над проектом включает четыре этапа:

- планирование;

- аналитический этап;

- этап обобщения информации;

- этап представления полученных  результатов работы над проектом (презентация).

 

I. Планирование.

Планирование работы над  проектом начинается с его коллективного  обсуждения. Это, прежде всего обмен  мнениями и согласованиями интересов  учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и  разрешения спорных вопросов. Затем  предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение.

 

Цели первичного обмена мнениями:

1. Симулирование потока идей

Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю  следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске  идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые  учащимися возражения.

 

2. Определение общего направления  исследовательской работы

Когда определены все возможные  направления исследований, учитель  предлагает учащимся высказать свое отношение каждому. Затем учитель:

- Выделяет наиболее удачные;

- Определяет сроки, необходимые  для получения конечных результатов;

- Помогает ученикам сформулировать 5-6 связанных  друг с другом подтем;

- Продумывает вариант  объединения выделенных подтем в единый проект для класса (параллели, несколько параллелей и т. д.).

 

Каждый участник проекта  выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т.е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.

 

20. презентация  и оценка эффективности проекта. Создание презентации состоит из трех этапов:

 

                   I.      Планирование презентации  – это многошаговая процедура,  включающая определение целей,  изучение аудитории, формирование  структуры и логики подачи  материала. Планирование презентации  включает в себя:

 

1.      Определение  целей.

2.      Сбор информации  об аудитории.

3.      Определение  основной идеи презентации.

4.      Подбор  дополнительной информации.

5.      Планирование  выступления.

6.      Создание  структуры презентации.

7.      Проверка  логики подачи материала.

8.      Подготовка  заключения.

                 II.      Разработка презентации  – методологические особенности  подготовки слайдов презентации,  включая вертикальную и горизонтальную  логику, содержание и соотношение  текстовой и графической информации.

 

              III.      Репетиция презентации  – это проверка и отладка  созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций  выделяют два блока: оформление слайдов  и представление информации на них.

 

Оценка эффективности  реализации Проекта

описание количественных и качественных показателей достижения результатов и способов диагностики 

 

При планировании проекта  важно выявить свидетельства, данные и показатели, которые подтвердили  бы, что поставленная в проекте  задача выполнена. При описании показателей  повышения эффективности деятельности укажите данные, позволяющие судить о степени эффективности, а также  значимости выполнения планируемых  работ по проекту (например, предполагаемые технологические достижения; высвобождение  времени учащихся для творческого  развития личности; снижение конфликтов, рост успеваемости учащихся и т.д.).

методы оценки успешности/эффективности.

 

Методы оценки – это  способы сбора данных по каждому  из ожидаемых результатов проекта, которые позволят определить, в какой  степени достигнут ли тот или  иной результат проекта. Самым распространенным методом является анкетирование  благополучателей/целевой группы до и после обучения или участия в проекте.

 Педагог может предложить  самостоятельно разработанный диагностический  инструментарий для оценки результативности  реализации проекта. 

 

8. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации  влияния таких факторов риска

 Педагог оценивает  возможные риски, которые могут  повлиять на реализацию проекта.  Проводится качественный и количественный  анализ рисков и условий их  возникновения. Качественная оценка  риска определяет степень его  важности, количественный анализ  позволяет установить вероятность  возникновения рисков в проекте.  На основе анализа осуществляется  выбор процедур и методов по  снижению отрицательных последствий  рисковых событий.

В качестве критериев оценки педагогического проекта можно  выделить:

значимость и необходимость  выполнения педагогического проекта  для образовательного учреждения в  целом, и учебно-воспитательного  процесса в частности;

ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического  проекта, логичность вытекания задач  из проблем, выделенных в проекте;

корректность выбора мероприятий  проекта, соблюдение последовательности действий, разумность ограничения набора мероприятий;

адекватность показателей  оценки эффективности проекта;

соблюдение логической концепции  проекта, наличие логической цепочки: проблема – цель - задачи – метод  – результат.

значимость проекта для  других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов  проекта в деятельность коллег.

 

21. Педагогическое  проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

 

Педагогическое проектирование- проявление постоянного разностороннего  творчества. Она предполагает наличие  у педагога совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских  умений, среди которых важное место  занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое  воображение и интуиция, исследовательский  подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.

 

Педагогическое проектирование с технологической точки зрения- это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность.

 

Технологическая подсистема:

 

· Информационно-содержательная технология.

 

· Педагогическая техника.

 

· Набор различных методов  и приемов педагогического воздействия  и взаимодействия.

 

· Умение проектирования и  конструирования новых педагогических технологий.

 

· Творческость (творческое воображение, интуиция, импровизация, сотворчество).

 

Технологичность придает  педагогическому проектированию другое качество, другую сущность- мастерство владения педагогическими технологиями, проектированием и организацией диалога, дифференциацией, интеграцией  и другими, а не методикой передачи информации. Владение педагогическими  технологиями совершенствует педагогическое проектирование. Даже имея средние  способности, преподаватель может  стать педагогом мастером.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"