Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:11, шпаргалка

Описание работы

№1 Предмет и задачи педагогики. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе наук о человеке. Дидактика и информатика. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки.
Предметом педагогики, как области научного познания является особая функция общества ВОСПИТАНИЯ, в самом общем смысле этого слова, которое включает в себя и обучение, и образование, и развитие. Поэтому педагогику можно назвать наукой воспитания.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

№1 Предмет и задачи педагогики. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе наук о человеке. Дидактика и информатика. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки.

Предметом педагогики, как области научного познания является особая функция общества ВОСПИТАНИЯ, в самом общем смысле этого слова, которое включает в себя и обучение, и образование, и развитие. Поэтому педагогику можно назвать наукой воспитания.

Объектом исследования в педагогике является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Свое название педагогика получила от греч. слова («детоводитель»).

Целью педагогики является накопление и систематизация знаний о воспитании человека.

Задачи:

1) изучение сущности и закономерностей  развития и формирования личности, пед.процессы;

2) Опр-е целей образования и  воспитания;

3) разработка содержания воспитания, обучения развития, совершенствование  методов, форм и средств обучения  и воспитания;

4) Внедрение результатов пед.исследований  в практику, прогнозировать образования на будущее.

Педагогическая наука, как и  другие науки, имеет следующие функции: объяснительную, преобразовательную, прогностическую.

  • Объяснительная функция состоит в том, что наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему, так или иначе, протекают процессы воспитания. Иначе говоря, основная задача педагогики - открывать новое, до этого неизвестное знание. Результатом исследования являются законы и принципы педагогики, теории, концепции - все это дают фундаментальные педагогические исследования. 
  • Преобразовательная, прикладная, практическая ф-я: на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика. Ученые считают, что результатом исследований должны быть педагогические системы, технологии, то есть пооперационные описания процессов воспитания/обучения, рассчитанных на получение заданного результата. Как в физике открытие закона ведет к изобретению машины, так в педагогике объяснение явления, теория ведет к созданию педагогических систем, методик, технологий обучения, учебных средств, учебников. Выполняя эти задачи, педагогика носит нормативный, регулятивный характер.
  • Прогностическая функция педагогики заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности. Открытие программированного обучения, создание ЭВМ и сложных средств коммуникации привело ученых к мысли, что школа будущего будет иной или вообще отомрет: учащиеся будут учиться с помощью телекоммуникационных средств дома или в специальных центрах. Возникла даже отрасль науки о предвидении развития ПС - педагогическая футурология. 

К основным педагогическим понятиям относятся следующие:

Воспитание – целенаправленный специально организованный процесс взаимодействия педагога с учащимися с целью передачи накопленного опыта и формирование качеств личности направленных для решения задач в целостном педагогическом процессе.

Воспитание – целенаправленный специально организованный процесс формирования личности.

Воспитание  в широком социальном смысле – передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему.

Опыт – известные людям ЗУНы, способы мышления, нормы поведения – т.е. все то, что было создано человеком в процессе исторического и духовного развития.

Воспитание  в узком социальном смысле – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений нравственных ценностей, подготовка к жизни.

Воспитание  в широком педагогическом смысле – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива педагогов на учащихся с целью формирования у него заданных качеств.

Воспитание  в узком педагогическом смысле – процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Самовоспитание – самосовершенствование личности.

          Обучение – целенаправленный специально организованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся направленный на усвоение ЗУНов и развитие творческих способностей. В основе обучения лежат ЗУНы.

Знания – понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения.

Умения – овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности.

Навык – автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия).

Образование – результат обучения, объем систематизированных ЗУНов, развитие творческого мышления, которым овладел учащийся.

Самообразование – самостоятельное овладение ЗУНами, в совершенствовании уровня своего образования.

Развитие – процесс качественных и количественных изменений в свойствах и качествах личности.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономического, экологического, социального, психологического.

Дидактика и информатика

Дидактика — это самостоятельная часть педагогики, изучающая содержание, закономерности, принципы и методы образования и обучения. Как и всякая теоретическая дисциплина, дидактика имеет непосредственную связь с практикой: ответы на общие вопросы, ее волнующие, дают конкретные рекомендации каждому педагогу-практику — от воспитателя дошкольного учреждения до вузовского преподавателя, вооружая его знаниями и умениями, необходимыми в повседневной педагогической работе.

Дидактика экранируется от особенностей — и от содержания, и даже от методики преподавания — каждой школьной дисциплины. Разумеется, все составляющие учебного процесса — цели, содержание, методы, средства, формы — внимательно рассматриваются в теории обучения, тем не менее, предметом такого рассмотрения являются инвариантные категории учебного процесса, характерные для каждой из школьных дисциплин. Когда важно подчеркнуть особенности методики того или иного предмета, пользуются одной из дисциплин (существующей для каждого предмета отдельно), которые называют частными предметными методиками.

Такое особое положение  информатики объясняется тремя  важными с точки зрения дидактики причинами.

Первой из причин, определяющих особенное положение информатики в школе, следует назвать близость педагогических целей школьной информатики и дидактики в целом. Современное общество, будучи информационным, сместило социальную оценку значимости ресурсов. В соответствии с социальным заказом общества в новейшее время наиболее значимым ресурсом становится информация. Вот почему сегодня современная дидактика питается новыми идеями из дисциплины, предметом и содержанием которой являются информация и информационные процессы.

Вторая причина, в силу которой можно говорить о большой взаимозависимости дисциплины-предмета информатики и общей научной дисциплины — дидактики, состоит в высокоразвитом внутридисциплинарном инструментарии. Такой инструментарий формируется в информатике в виде учебных компьютерных программ и их систем. Компьютерные программы учебного назначения обладают удивительными свойствами с точки зрения частной предметной методики информатики. С другой стороны, зачастую школьники самостоятельно создают такие программы на кружке или даже на уроке. И в таком случае дети-конструкторы не только демонстрируют освоение соответствующих умений и навыков в дисциплине, на уроках которой были построены эти программы, но и передают учебному заведению результат практического внедрения, предназначаемый для использования в качестве дидактического инструмента.

Третья причина: внедрение новых информационных технологий. Нынешнее состояние информационного общества заставляет школу включить освоение информационных технологий в обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования. А если учесть, что большинство информационных технологий реально работают на совершенствование предметных методик, то возглавляемое информатикой проникновение информационных технологий в школу становится требованием современной дидактики. До недавнего времени в дидактике не было такого термина, в нынешних вузовских учебниках по курсу дидактики информационным учебным технологиям отводятся специальные главы.

 

                        №2  Методы педагогического исследования, их отличительные особенности и требования к ним.

У каждой науки есть свой предмет  изучения и свои методы исследования.

Метод (с греч. «способ,путь»).

Методы   исследования- пути, способы познания объективной реальности. С помощью  методов  каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатываете полученные данные, включается в систему известных знаний.

В педагогике используется множество методов, некоторыми из которых являются следующие:

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются.

   Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

   Изучение опыта. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Поэтому рассматриваемый метод нередко называют еще историческим. Тесно смыкается с другим методом - изучением первоисточников, называемым также архивным. Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов и конференций и т. д. Изучаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий - словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

Изучение продуктов  ученического творчества — домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества о многом скажет опытному исследователю. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Большой интерес представляют и так называемые "продукты свободного времени", "хобби-занятий". Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности - это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания : наблюдениями и беседами.

  Эксперимент – это строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.

   Педагогический эксперимент  требует обоснования рабочей  гипотезы, разработки исследуемого  вопроса, составления детального  плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов.

1)констатирующий эксперимент, при  котором изучаются существующие  педагогические явления; 

2)проверочный, уточняющий эксперимент , когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

3)созидательный, преобразующий,  формирующий эксперимент, в процессе  которого конструируются новые  педагогические явления.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Однако, как показывают последние исследования эффективности данного метода, эти ожидания оправдываются примерно на половину, что резко сужает диапазон применения анкетирования и подрывает доверие к объективности полученных результатов.

Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

 

 

№3 Целеобразование и целеполагание в педагогическом процессе. Цели обучения. Цели и задачи обучения информатике в школе. Эволюция целей обучения информатике.

 

Определение цели вообще и цели воспитания в общем виде нужно для того, чтобы эти идеи сознательно и  грамотно использовать в практической учебно-воспитательной деятельности, в профессиональной работе педагога, то есть в целеобразовании и целеполагании. Целеобразование и целеполагание представляют неотъемлемую часть профессиональной деятельности педагога. Целеполагание имеет в виду структуру, иерархию и классификации целей педагогической деятельности. Целеобразование относится к формированию и разработке цели на конкретно-педагогическом уровне. Оно предполагает программирование целей воспитательной деятельности на разных его этапах. “Целеполагание — процесс определения целей, идеально представленного результата”, — считает Г.И. Железовская. Целеполагание и его методика были предметом специального исследования группы ученых кафедры педагогики Российского педуниверситета (бывшего Ленинградского пединститута им. А. Герцена), а также проф. И.П. Раченко в связи с научной организацией педагогического труда. 

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"