Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:11, шпаргалка

Описание работы

№1 Предмет и задачи педагогики. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе наук о человеке. Дидактика и информатика. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки.
Предметом педагогики, как области научного познания является особая функция общества ВОСПИТАНИЯ, в самом общем смысле этого слова, которое включает в себя и обучение, и образование, и развитие. Поэтому педагогику можно назвать наукой воспитания.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

Современная дидактика расчленяет цель каждого урока на три подцели: обучения, развития и воспитания. 
            Цели обучения, предполагают, что учитель будет добиваться усвоения учащимися знаний и изменений в сфере способов деятельности. В процессе проблемно-развивающего обучения учитель формирует знания, научает способам деятельности — специальным (предметным) умениям и навыкам (например, производить фонетический анализ слов, писать слова по определенным правилам, производить различные математические операции, владеть тем или иным инструментом и т.п.) и общеучебными умениями и навыками (интеллектуальным умениям — например, вычленять признаки, сравнивать их, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать; организационным умениям — планировать и организовывать свою учебную деятельность и т.п.) Овладение школьниками способами деятельности — важнейший результат обучения, так как свидетельствует об их общем развитии.

В настоящее время существует необходимость  информатизации общества. Главным инструментом при этом является компьютер.

Выделяют 3 основные общие цели (образовательную, практическую и воспитательную). 

1. Образовательные – дать начальные  знания основ информатики и умения, необходимые как в самой информатике, так и в других дисциплинах. Изучение информатики  имеет важное значение для развития мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное  влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников  теоретического, творческого мышления, а также на формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений 

2. Практические цели. Школьная информатика должна дать знания о профессиях, связанных с ЭВМ и об использовании ЭВМ в повседневной жизни.

3. Воспитательные включают в  себя формирование культуры умственного  труда, умение планировать свою  работу, рационально ее выполнять,  критически соотносить начальный план работы с реально процессом выполнения. Все это требует волевых и умственных усилий. 

 

Выдающиеся деятели в области  информатизации в нашей стране выделят  следующие цели:

1. Формирование основ научного мировоззрения.

В данном случае речь идет о формирование представлений об информации (информационных процессах) как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы.

2. Формирование общенаучных и  общекультурных навыков работы  с информацией.

Здесь имеется в виду умение грамотно пользоваться источниками информации, оценка достоверности информации, соотнесение информации и знания, умение правильно организовать информационный процесс, оценит информационную безопасность.

3. Подготовка школьников к последующей  профессиональной деятельности.

В связи с изменением доминанты  профессиональной деятельности и увеличением доли информационного сектора в экономике необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации. Это включает в себя,  в частности, освоение средств информатизации и информационных технологий. Особо следует отметить важность начальной подготовки в области управления. Как известно, многие развитые страны (США, Великобритания) видят в этом залог успешного государственного и экономического развития.

4. Овладение информационными и  телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.

Необходимость такой подготовки  вытекает из особенностей непрерывного образования: реализации индивидуальных образовательных «траекторий», дифференцированности образовательных процессов, усиления роли средств обучения

3 Часто при разговоре о целях  информатики  используют такие слова, как  алгоритмическая культура, компьютерная грамотность, информационная культура, информационная компетентность.

 

В 1985 году информатика как учебный предмет была введена в школу. Ее преподавали только  в старших классах (10-11). Целью данного курса было научить старшеклассников программированию. Но вскоре от этой цели отказались. Затем считали, что главное научить учащегося практически работать на компьютере. В настоящее время целью информатики как учебного предмета является подготовка молодого человека к жизни в современном информационном обществе.

 

№4 Целостный педагогический процесс. Системный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении информатики.

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее  намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств  воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование.

Целостность, общность и единство, – главные характеристики педагогического процесса. 

Что же следует понимать под целостностью?

В педагогической науке, пока нет однозначной  трактовки этого понятия. В общефилософском  понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, строится целенаправленно. 

ПП считают системой наук и выделяют следующие основные части: 
- общие основы; 
- теория воспитания; 
- дидактика – теория обучения; 
- школоведение.

Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе. 
Для этого учитель ставит ряд вопросов: 
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; 
-какие методы и средства обучения выбрать; 
-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся; 
-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций. 
Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем: - учитель создает проблемную ситуацию; 
- ученик принимает проблемную ситуацию; 
- вместе выявляют проблему; 
- учитель управляет поисковой деятельностью; 
- ученик осуществляет самостоятельный поиск; 
- обсуждение результатов. 
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные, были получены также американскими и российскими исследователями.  
                        Методы обучения при использовании системно-деятельностного подхода.  
          Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. 
Включение активных методов обучения (АМО) в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.

Использование личностно-ориентированного подхода при обучении информатике предоставляет каждому ученику возможность учиться в собственном темпе сообразно своим способностям и потребностям, не только ориентирует ученика на достигнутый им уровень познавательного развития, но и предъявляет регулярные требования, несколько превышающие его возможности. Кроме того, личностно-ориентированное обучение позволяет активно развивать субъективный опыт жизнедеятельности ученика, помогает личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Содержание, методы, приемы при данном подходе направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать опыт каждого ученика, помочь становлению личностно-значимых способов познания путем организации целостной учебно-познавательной деятельности

 

 

№5 Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Сущность и особенности процесса обучения. Проблемы курса информатики в структуре основной общеобразовательной школы.

Обучение  - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.

Не секрет, что эффективность  образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания. Широкое использование унифицированных методов и переход на исключительно письменный контроль за усвоением студентами предметов изучения формально снижает роль преподавателя в непосредственном процессе обучения. Между тем уровень подготовки и эффективность обучения находятся в прямой зависимости от взаимодействия звена преподаватель--студент.

В учебном процессе обе стороны  должны играть творческую роль. Важно  избегать так называемого трафаретного обучения, когда студенты натаскиваются на решение определенного типа задач, а развитие их экономического мышления кладется в жертву числу рассмотренных задач. Студент должен научиться разбираться не только в смоделированных, но и реальных экономических процессах.

Существенную роль в подготовке студентов играет их самостоятельная  работа, особенно развитие навыков  самостоятельного поиска при выполнении рефератов, курсовых и других исследовательских  работ. Здесь важность деятельности кафедр трудно переоценить.Использование учебной и вспомогательной литературы может иметь больший эффект, если при наличии определенных условий активно внедрять в учебный процесс Интернет. В этом случае границы общения студентов с преподавателем раздвигаются и в пространстве, и во времени.Предложение курсов и спецкурсов по выбору не должно становиться самоцелью. Во-первых, любой выбор должен находиться в русле основного стержня подготовки. Во-вторых, дисциплины по выбору следует подбирать на одном уровне сложности и масштаба освоения, а также выступающие как альтернативные стороны одного общего предмета изучения.

Содержание общеобразовательного курса информатики с необходимостью должно отражать все перечисленные  аспекты информатики:

  • сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах);
  • основные области применения информатики: технологии, управление, социум.
  • междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Принципиально важную роль в курсе информатики играет понятие информационной модели: она одновременно является: инструментом познания, средством планирования практической деятельности, в частности с применением компьютера, и механизмом реализации межпредметных связей информатики.

 

№6 Функции обучения. Реализация образовательной, воспитывающей, развивающей функции обучения в процессе преподавания информатики.

Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования  и направленность педагогического  процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая - со структурным усложнением, а воспитывающая - с формированием отношений (В.В. Краевский).

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"