Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:11, шпаргалка

Описание работы

№1 Предмет и задачи педагогики. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе наук о человеке. Дидактика и информатика. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки.
Предметом педагогики, как области научного познания является особая функция общества ВОСПИТАНИЯ, в самом общем смысле этого слова, которое включает в себя и обучение, и образование, и развитие. Поэтому педагогику можно назвать наукой воспитания.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

 

 

№11 Формы обучения и их развитие в дидактике. Урок как основная форма организации обучения в современной школе. Формы обучения информатике.

 

Формы организации обучения (организационные  формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Организационные формы  обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и др.

По количеству учащихся выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы  обучения.По месту учебы различаются  школьные и внешкольные формы. К первым относятся школьные занятия, работа в мастерских, на пришкольном участке, в лаборатории и т. п., а ко вторым – домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях.

По длительности времени  обучения различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.Истории мировой педагогической мысли и практики обучения известны самые разнообразные формы организации обучения.

Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится таким образом к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, — как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.

Рождение любого урока  начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — в уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося.

Цель урока в современной  школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Дидактические задачи урока реализуются  в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для  учащихся). Это решение учащимися  арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях.

Формы обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов.

 

№ 12 Цели и задачи урока. Типы и структура урока. Требования к современному уроку. Особенности проведения урока в компьютерном классе.

I. Дидактические требования  к современному уроку: 
• четкое формулирование цели;  
• определение оптимального содержания урока  
• прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков  
• выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения 
• реализация на уроке всех дидактических принципов; - создание условий успешного учения учащихся.

II. Психологические требования  к уроку: 
1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения: 
• соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление; 
• определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; 
• планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска; 
• выполнение учителем и учащимися проблемно- эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает); 
• учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся; 
• подготовленность к уроку, и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению; 
• рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе 
• педагогический такт (случаи проявления); 
• психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Особенности проведения уроков в компьютерном классе

для учащихся I классов (6 лет) — 10 минут;

для учащихся II-V классов — 15 минут;

для учащихся VI-VI классов  — 20 минут.

  1. Для проведения компьютерных уроков класс должен быть поделен на группы наполняемостью не более 15 человек.
  2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм: суммарное время работы за персональным компьютером не должно превышать 15 минут, можно, если это будет двух-трехразовая работа по 5-7 минут. 
  3. Осуществление дифференциации и индивидуализации при работе на персональном компьютере. 
  4. На уроке предусматривается обязательный анализ работы за персональными компьютерами. 

 

№13 Содержания образования: понятие, факторы и  принципы формирования. Документы, определяющие содержание образования. Общедидактические принципы формирования содержания школьного курса информатики.

 

Содержание  образования–это  система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми овладевают учащиеся, элементов познавательного, социального, творческого опыта.

Факторы  образования:

-Социальные, профессиональные, культурные  требования общества к выпускнику школы. Эти требования определяются общим прогрессом – уровнем развития науки и техники, экономики, культуры, социальной сферы.  Обучение должно подготовить выпускника к различным видам деятельности: познавательной, профессиональной, общественной, культурной,  досуговой, лично-семейной. Для подготовки к этому школа должны иметь совокупность предметов обучения.

-Вторым фактором отбора содержания  образования является его соответствие  психологическим возможностям, развитию  школьников на разных ступенях обучения и степень его удовлетворения ряду дидактических принципов  (научности, доступности, систематичности, последовательности).

-Третьим фактором являются потребности  личности в образовании. В соответствии  с личностной ориентацией образования  не только общество выдвигает требования к образованию, но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании  и одновременно личностным потребностям, способностям, склонностям.

Принципы:

-Принцип соответствия содержания  образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности.

-Принцип единства содержательной  и процессуальной сторон обучения.

-Принцип гуманитаризации и гуманизации  содержания общего образования

-Принцип фундаментализации содержания  образования.

-Принцип соответствия основных  компонентов содержания общего  образования структуре базовой  культуры личности, компонентами  которой являются когнитивный  опыт личности, опыт практической  деятельности, опыт творчества и  опыт отношений личности.

Документы:

-УЧЕБНЫЙ ПЛАН – нормативный  документ, регламентирующий общее  направление и основное содержание  подготовки учащегося или специалиста 

-УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА – нормативный  документ, определяющий требования  к знаниям и умениям в области  конкретного учебного предмета, содержание и последовательность изучения учебного материала.

-УЧЕБНИК

-УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Общедидактические формирования содержания школьного  курса информатики:

• общеобразовательный характер учебного материала;

• гражданская и гуманистическая направленность содержания

• связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе;

• основообразующий и системообразующий характер учебного материала;

• интегративность изучаемых курсов;

• гуманитарно-этическая направленность содержания образования;

• развивающий характер учебного материала;

• взаимосвязанность и взаимообусловленность учебных предметов;

• эстетические аспекты содержания образования.

 

№14. Проверка и оценка результатов обучения. Методы и формы контроля на уроке информатики. Компьютер как средство проверки и оценки знаний.

 

Дидактика знает такие виды контроля:  текущий, периодический, итоговый и самоконтроль.

Назначение  текущего  (формирующего)  контроля  – проверка усвоения  и оценка  результатов каждого урока,  постоянное  изучение учителем работы всего класса и отдельных учеников.

Периодический  (заветно  -  тематический)  контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом,  когда  знания  в  основном  сформированы,  систематизированы. Данный  вид  проверки  проводится  обычно  в  сочетании  с  текущей проверкой.

Итоговый контроль производится накануне перевода в следующий класс  или  ступень  обучения.  Его  задача  – зафиксировать  минимум подготовки,  который  обеспечивает  дальнейшее  обучение. 

 

Методы  проверки  знаний:  наблюдение,  пользование книгой, устный  контроль,  письменная  проверка,  практическая  работа, дидактические тесты.

 

Одним  из  основных  направлений  повышения  эффективности учебного  процесса  по  курсу  основ  информатики  и  вычислительной техники (как и любого учебного предмета) является совершенствование проверки  и  оценки  результатов  обучения  школьников.  При  этом ведущая  роль  принадлежит  текущему  контролю,  который  позволяет учителю  следить  за  состоянием  знаний  школьников  на  всех  этапах изучения учебного материала, оперативно вносить в учебный процесс необходимые  коррективы.  Кроме  того,  текущий  контроль  дополняет обучение.

 

Проверочно-оценочная деятельность учителя – неотъемлемая часть  всей его педагогической работы, важный фактор улучшения качества обучения.  Она  должна  проводиться  корректно,  своевременно. Разнообразие  методов,  форм  контроля  позволяет  более  точно  и качественно оценивать знания учащихся. Машинный вариант контроля усвоения знаний дает возможность планировать деятельность преподавателя, дифференцировать проверку, осуществлять систематический контроль, совмещать контроль усвоения знаний слабоуспевающих с ликвидацией пробелов в их знаниях.

 

 

 

 

 

 

 

№15 Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование учебного процесса по курсу информатики. Учебно-методическое обеспечение курса информатики в школе. Компьютерные технологии как средство подготовки к уроку.

Подготовка  к уроку - это постоянный необходимый элемент профессиональной деятельности учителя.

Учитель должен хорошо представлять содержание всех преподаваемых в  школе предметов, последовательность их изучения, так как только при  этом условии можно осуществлять межпредметные связи, практическую направленность обучения, что особенно важно в условиях вспомогательной школы.

Планирование урока

Один из этапов подготовки учителя  к уроку - тематическое планирование. Краткое содержание учебных тем дается в программе предмета. Учитель распределяет материал темы на определенное количество уроков. Намечает последовательность изучения темы по урокам. Определяет цели и задачи каждого урока, его примерное содержание и предполагаемые методы работы. При тематическом планировании в содержании темы нужно определить наиболее общие и главные задачи, выделить теоретические и практические положения, найти наиболее адекватные методы закрепления знаний, умений и навыков. На этой основе распределяется материал темы по урокам.

Поурочное планирование зависит от тематического и представляет собой разработку конкретного плана проведения отдельного урока. В поурочном планировании прежде всего уточняется тема и содержание материала; ставятся конкретные образовательные, воспитательные и коррекционные задачи; определяется тип и структура урока. Ход урока планируется исходя из его этапов и структурных элементов. План урока включает следующие пункты: дата, название темы; цели и задачи урока; оборудование урока наглядными пособиями и техническими средствами обучения; ход урока (по этапам в соответствии с типом урока); анализ результатов урока (итоги, выводы, возможные проверочные); задание на дом.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"