Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:11, шпаргалка

Описание работы

№1 Предмет и задачи педагогики. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе наук о человеке. Дидактика и информатика. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки.
Предметом педагогики, как области научного познания является особая функция общества ВОСПИТАНИЯ, в самом общем смысле этого слова, которое включает в себя и обучение, и образование, и развитие. Поэтому педагогику можно назвать наукой воспитания.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

 

Процесс воспитания – целенаправленный процесс, его цель – накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта, формирование принимаемой обществом системы ценностей и включение детей в мировую и отечественную культуры. Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием "социализация", которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

       Понятие адаптация  означает приспособление живого  организма к условиям среды. Так возникли понятия социализация и психологическая адаптации, результатом которых является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам. С помощью понятия адаптации социализацияция рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособление к культурным, психологическим и социологическим факторам.

       Социализация  не является одноактным или  единовременным процессом. Человек  живет в условиях постоянно  меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

      Воспитание в отличие  от социализации, происходящей в  условиях стихийного взаимодействия  человека с окружающий средой, рассматривается как процесс  целенаправленный и сознательно контролируемый социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№18 Принципы воспитания, их сущность и взаимосвязь.

1) Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.

Условиями реализации данного принципа являются:

•       добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

•       вера каждого ребенка в возможность выбора средств для достижения поставленной цели;

•       оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;

•       предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

•       готовность детей к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности;

•       учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов,предпочтений, пробуждение новых интересов.

В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих  правилах:

— опора на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;

— в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;

— педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и быть добрым;

— педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;

— поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты их решения, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;

— защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;

— в классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.

2) Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

Реализация принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

Условиями реализации принципа являются:

•       взаимосвязь воспитательных задач и задач социального развития демократического общества;

•       координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на античность ребенка;

•       обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;

•       ориентация педагогического процесса на реальные возможности социума;

•       учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальные, региональные, типа поселения, особенности учебного заведения и т.д.);

•       коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций.

В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:

— воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений, учитывая особенности экономики, политики, духовности общества;

- школа не  должна ограничивать воспитание  ребенка своими средствами, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;

— педагог должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей среды;

— все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.

3) Принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

•       мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребенке;

•       определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;

•       выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

•       учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;

•       предоставление возможности учащихся в самостоятельном выборе способов участия во внеучебной деятельности, а также выборе сферы дополнительного образования.

В практической педагогической деятельности этот принцип  реализуется в следующих правилах:

— работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них;

— успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

— осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться только информацией об индивидуальных качествах;

—на основе взаимодействия с учеником педагог должен вести  поиск способов коррекции его  поведения;

—постоянное отслеживание эффективности воспитательного  воздействия на каждого ребенка определяет совокупность  
воспитательных средств, используемых педагогами.

4) Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Условиями реализации принципа социального закаливания являются:

— включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);

— диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;

—стимулирование самопознания детей, определения своей  позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

— оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

В педагогической деятельности этот принцип реализуется  в следующих правилах:

—проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;

—ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный  путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;

— не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;

—волевых усилий для преодоления трудностей у  человека не будет завтра, если их нет  сегодня.

—   нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

5) Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Прежде всего важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива.

Реализация  принципа возможна при следующих  условиях:

— выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся;

—определение  ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;

—развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности  детей и взрослых, создание разнообразных  детских объединений;

—формирование позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической);

—неповторимость учебного заведения (каждая школа должна иметь свое лицо);

— наличие отношений «ответственной зависимости» (А.С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.

Этот принцип  отражается в ряде правил организации  педагогической деятельности:

—школа для  ребенка должна быть родной, и он должен ощущать сопричастность к  успехам и неудачам коллектива;

—педагоги и  учащиеся — члены одного коллектива— помогают друг другу;

—общая цель школы — цель каждого педагога и ученика;

—необходимо реально  доверять детям, а не играть с ними в доверие;

—каждый в коллективе должен быть творцом отношений и  новых дел;

— равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся.

 

№19 Содержание воспитания. Нравственное воспитание учащихся: сущность, задачи, формы, методы, условия эффективности.

Содержание  воспитания-система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

Задачи нравственного  воспитания:

1. Формирование сознания ( нравственные  понятия, взгляды, суждения, оценки), идейная убежденность и мотивы  деятельности, согласующиеся со  всеми нормами высокой морали;

2. Формирование нравственных чувств (уважения к собственной Родине, гуманизма, дружбы, чувства коллективизма,  чувства непримиримости к нарушениям  норм нравственности);

3. Формирование важных нравственных  качеств, привычек соблюдения  норм этики, навыков оправданного поведения (уважения к результатам труда и предметам духовной, а так же материальной культуры, уважения к старшим, скромности, честности, добросовестности и многого иного);

4. Воспитание волевых качеств  и свойств личности (решительности, смелости, мужества, воли к победе, самообладания и т.д.).

Формы нравственного  воспитания формируют личность школьника. Трудового воспитания можно достичь только включением учеников в самые разнообразные виды коллективного производительного труда, который при условии грамотной педагогической подготовки выступает главным средством трудового воспитания. Педагоги выделяют этот процесс в формы нравственного воспитания.

Методы нравственного  воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом.

 

№20. Методы воспитания, их классификация. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

Метод воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания. Часть метода, отдельное воздействие – это прием.

Классификация методов воспитания:

-по характеру: убеждение, упражнение, поощрение, наказание (Болдырев, Гончаров, Королев);

-по характеру: убеждение, организация деятельности, стимулирование (Ильина, Огородников);

-Марьенко: приучения и упражнений, стимулирования и торможения, руководства,  самовоспитания.

Наиболее действенные методы воспитания представлены следующими группами:

  1. Традиционные – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример.
  2. Инновационнодеятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность.
  3. Неформальные – межличностные – воспитание через личностно значимых людей.
  4. Тренинговоигровые – деловые игры, социально психологические тренинги и др.
  5. Рефлексивные – через осознание собственного «Я» и деятельной действительности.

В последнее  время в воспитательном процессе успешно используются методы психотерапевтического  воздействия на воспитанников: внушение, вытеснение, игнорирование, подавление, подбадривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик, санкционирование, релаксация, рефлексия.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"