Шпаргалка по педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 00:29, шпаргалка

Описание работы

В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на её природу. Большинство современных учёных объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определённом этапе развития общ-ва. Ещё в 20 веке шли споры о том, что первично- труд или игра. Первоначально возникло мнение, что игра появилась раньше труда. С противоположным утверждением, что игра есть дитя труда, впервые выступили Вундт и Плеханов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 71.10 Кб (Скачать файл)
  1. Игра как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, сущность и происхождение игры

Игра представляет собой  особую деятельность, кот.расцветает в детские годы и сопровождает чела на протяжении всей жизни.

В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что  проливает свет на её природу. Большинство  современных учёных объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся  на определённом этапе развития общ-ва. Ещё в 20 веке шли споры о том, что первично- труд или игра. Первоначально возникло мнение, что игра появилась раньше труда. С противоположным утверждением, что игра есть дитя труда, впервые выступили Вундт и Плеханов. Плеханов пришёл к выводу, что игра имеет многовековую историю и впервые возникла ещё в первобытном общ-ве, вместе с различными видами искусства. В истории общ-ва труд предшествует игре, определяя её содержание. Однако в жизни отдельного чела игра предшествует труду. В этом и заключается социальное назначение игры: служить средством передачи культурных приобретений из рода в род, подготавливать детей к труду.

Т.к. труд в обществе изначально делился на мужской и женский, а дети в игре всегда подражают  представителям своего пола, проявились социальные причины различия игр  мальчиков и девочек.

Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он счаитал, что на заре развития чел-ва детской игры как таковой не было, т.к.дети в силу примитивности труда очень рано включались в работу взрослых. Лишь усложнение орудий труда и переход к более сложному виду труда привели к изменениям положения ребёнка в обществе. Реб.уже не мог принимать участие в работе взрослых, т.к.это требовало определённых знаний, умений и ловкости. Поэтому первые игры возникли с целью овладения детьми необходимыми навыками труд.деятельности и игрушки были всего лишь моделями орудий труда.

С возникновением ремёсел  и развитием техники игрушки  перестали быть моделями орудий труда, т.е. похожи по внеш.виду, но не функциям. С такими игрушками реб.мог только изображать труд.дейтсвия. Отсюда и возникла ролевая игра.

Взрослые способствуют распространинию детской игры с помощью спец-но созданных игрушек, правил, игровой техники, кот.передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общ-ва.

В ходе соц-но-исторического развития игра преобретает всё большее значение для формирования личности реб-ка. Т.о. современная отечественная теория игры базируется на положениях об историческом её происхождении, социальной природе, содержании и назначении в историческом общ-ве.

2. Развитие теории  игры, исследование игры в современной  педагогике

 

В современной педагогической теории игра рассматривается как  ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, кот.ребёнок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются др.виды деятельности; игра способствует психическому развитию. Рассмотрим эти положения.

В игре находят выражения  основные потребности ребёнка-дошкольника. Прежде всего ребёнку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребёнка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность в такой деятельности взрослых, кот.в реальной жизни ему недоступна. В игре реб.берёт на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы кот.сохранились в его опыте.

Ребёнку первых лет жизни  свойственна потребность в познании окруж.мира. Детские игры во всём их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать своё отношение к тому, что является содержанием игры.

Ребёнок- существо растущее и развивающееся. Движение- одно из условий его полноценного развития и роста. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр.

Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребёнку потребности в общении. Играя дети вступают в такие отношения, до кот.в других условиях ещё «не доросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности.

В недрах игры зарождаются  и выделяются др.виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры реб.овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться рез-та.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований реб., его психических процессов, в том числе воображения. Ушинский первый связал развитие игры с особенностями детского воображения.

3. Решение задач  разностороннего развития личности  ребёнка в игре.

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающем является положение о том, что в дошкольном возрасте игра яв-ся тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребёнка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового.

Крупская подчёркивала полярное влияние игры на развитие ребёнка  в зависимости от содержания деятельности: путём игры можно воспитать зверя, а можно- прекрасного человека, нужного обществу. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребёнка.

Важнейшим средством воспитания становится игрушка, формирующая представления  о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при  тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребёнка, развитию разнообразных  форм познания. Велико значение игры в  усвоении норм поведения,  правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается её значение для нравственного развития ребёнка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребёнок чаще, чем  в реальной жизни, становится в условия, когда он должен сделать самостоятельный  выбор.

В играх развиваются творческие способности ребёнка. Они проявляются  в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых игре игрушек-самоделок.

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни  и деятельности детей дошкольного  возраста.

Крупская отмечала исключительно  значение игр для детей дошкольного  возраста, говоря, что «игра для  них и «учёба, и труд, и серьёзная  форма воспитания».

А процессе игры между детьми складывается 2 вида отношений:

- Отношения, кот. определяются содержанием игры, правилами игры,

- Реальные отношения, кот. проявляются по поводу игры.

На основе реальных отношений  у детей формируются качества «общественности»: способность входить  в группу играющих детей, действовать  в ней определённым образом, устанавливать  связи с партнёрами, подчиняться  общественному мнению. При благоприятных  условиях дети овладевают навыками общественного  поведения. Усова отметила, что умение устанавливать взаимоотношения  со сверстниками в игре- первая школа общественного поведения.

4. Проблема классификации  детских игр

Детские игры- явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формами организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учётом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. Так Ф.Фрабель в основу своей классиф-и положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные) и движений (моторные).

Хар-ка видов игр по их педагог-му значение есть и у Гросса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю (это игры обычных функций), семейные игры, игры в охоту, ухаживания (игры специальных функций).

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация  детских игр, базирующаяся на степени  самостоятельности и творчества детей в игре. (Лесгафт, Крупская).

Лесгафт считал, что дошкольный возраст- период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда. Таким образом он разделил детские игры на имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

Крупская делит игры на 2 группы: придуманные самими детьми- творческие игры (главная их особенность- самостоятельный хар-р) и придуманные взрослыми- игры с правилами.  Классификация эта, как и все другие, носит условный хар-р.

Творческие игры, в зависимости  от характера творчества детей, от игрового материала, делятся на режиссёрские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

Игры с правилами, в  зависимости от характера обучающей  задачи, делятся на 2 группы:

  1. Дидактичесикие, кот в свою очередь подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др) и по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)
  2. Подвижные, классифицирующиеся по степени подвижности (малой средней большой подвижности), по преобладающим движениям (с прыжками, с перебежками), по предметам, использующимися в игре ( с лентой, мячом, обручем…)

В последние годы классификация  игр вновь стала привлекать внимание учёных. Новая класс-я детских игр представлена Новосёловой в программе «Истоки». В её основе лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры. 3 класса игр:

  1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка:

а) игра- эксперементирование

б) самост-е сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные)

     2. Игры, возник-е по инициативе взрослого

а) обучающие (дидактические, сюжетно-дидектические, подвижные)

б) досуговые (игры-забавы,игры- развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные)

     3. Игры, идущие  от исторически сложившихся традиций  этноса(народные), кот.могут возникать и по инициативе взрослого, и по инициативе детей более старшего возраста:

а) традиционные или народные

5. Структура детской  игры (как деятельности, мотив, цель, ср-ва, способы деятельности, результат).

По Леонтьеву мотив игры лежит не в результате, а в содержании самого действия (процессуальный мотив). Мотивы игры согласно Рубенштейну заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, которые обычно дает данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вообще для играющего, сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. Но в неигровой деятельности значимость той или иной цели бывает очень опосредованной. Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к окружающему; значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к их собственному внутреннему содержанию. В игровой деятельности отпадает возможное в практической деятельности людей расхождение между мотивом и прямой целью действия субъекта. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности. С этой исходной особенностью игры в отношении ее мотивации связана основная ее особенность в способах игрового действования, или оперирования. Игровое действие реализует многообразные мотивы специфически человеческой деятельности, не будучи связанным в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. В игровой деятельности действия являются скорее выразительными и семантическими актами, чем оперативными приемами. Они должны скорее выразить заключенный в побуждении, в мотиве смысл действия, отношение его к цели, чем реализовать эту цель в виде вещного результата. Такова функция, назначение игрового действия. В соответствии с этой функцией действия в игровом плане при его выполнении сохраняется то, что существенно для этой его функции, и отбрасывается то, что для нее несущественно. Игровые действия сообразуются лишь с теми предметными условиями, которые определяются мотивом и целью действий, и могут не сообразоваться с теми, от учета которых зависит вещный результат действия в практической ситуации. Преобразуясь в соответствии с этим своим назначением, игровое действие приходит вместе с тем в соответствие и с возможностями ребенка. Именно в силу этой своей особенности игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра – способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей. Одни предметы могут в  игровой   деятельности  замещаться другими. Возможность ее перехода в воображаемую ситуацию. Эта возможность реализуется, когда ребенок оказывается в состоянии мысленно, в воображении, преобразовать действительное. Способность перейти в воображаемый план и в нем строить действие, будучи предпосылкой игры (в ее развитых специфических формах), является вместе с тем и ее результатом. Результатом игры е становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских)

Информация о работе Шпаргалка по педагогике