Шпаргалка по педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 00:29, шпаргалка

Описание работы

В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на её природу. Большинство современных учёных объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определённом этапе развития общ-ва. Ещё в 20 веке шли споры о том, что первично- труд или игра. Первоначально возникло мнение, что игра появилась раньше труда. С противоположным утверждением, что игра есть дитя труда, впервые выступили Вундт и Плеханов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 71.10 Кб (Скачать файл)

2)Комплексы-так называли комплексное построение пед процесса ,характеризовались попыткой  установить логическую взаимосвязь между разными разделами.В один «комплекс» входили различные виды деятельности детей или разное, но близкое по теме содержание.

Все названные подходы  к построению пед процесса обьединяет одно-стремление сгруппировать,сблизить воспитательные воздействия,не распылять их, а давать концентрированно ,целенаправленно.

Недостатки:страдает разностронее развитие личности.Выбор тем носил не научный ,а «вкусовой»характер.

Более современный подход-организация  пед процесса на основе выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей.В качестве ведущей цели выдвигаются воспитательная задача.Ее содержание продиктовано особенностями развития детей на пределённом возрастном этапе и конкретн ыми задачами воспитания.Отличительная особенность такого построения пед процесса заключается в том, что меняется зависимость между разыми видами деятельности.На первый план выходит то одна, то другая деятельность наиболее оптимальная для реализации доминирующей цели.Другие виды деятельности нее исключаются ,а выполняют сопутствующую роль.

ПРАКТИКА 
14.Сюрприз покажут игрушку нужно определить для какого она возраста.

Игрушки для раннего возраста:

Первый –воторой месяц:способствую раз зрения слуха.Это яркии крупный мяч,шар,другая яркая крупная игрушка

2-2,5мес:добавляются крупные  сюжетные игрушки (кукла,мишка),которые помещают около кроватки,манежа.Необходимы звучащие игрушки.

5-6 месяцев(для дейст  с предметами)пластмассовые,резиновые с пищалками,деревянные вкладыши;образные(кукла-неваляшка и др простве по форме,фигурки животных).По размеру :мелкуие и средние,компактные по форме для удержания в 1-2х руках

7-8 мес:прибавляются игрушки и предметы для вкладывания(мисочки,кубы,корзинки).появляются сюжетно-транспортные игрушки(каталки,автомашинки)

8-9 мес-ребенку показыват красивые мягкие на ощупь мягкие игрушки,учат обращаться с ними.так же конусы,цилиндры.Поезны разъемные игрушки(яйца,грибы).

10-12 мес:пирамидки ,матрешки,сборно-разборные игрушки для овладения предметными действиями.(игровые столики с рпрорезями для вкладывания соответствующих предметов.с конца первого года жизни начин пользоваться игруш совками ,лопатками.Коляски ,простынки одеяла для игр с куклами.Заводные игрушк.игрушки-каталки для развития ходьбы.

Нав тором году жизни ребёнку предл все виды игрушек.

Куклы выполненные из разных видов материалов.Мебель для кукол крупногабаритная.обязательны предметы игрового обихода.

Фигурки животных,изготовл из разн материалов,ощвученные и неозвученные.

Сюжетно-транспортные игрушки,заводные игрушки,игрушки на шнурах.Используюся предметы-заместители.Дидактическиек и гры(покатаем кукол,достань колеччко),строительные игрушки;музыкальные игрушки;спортивные.

13.методика поведения  дидактической игры «чудесный  мешочек» с детьми младш дошкольного возраста.Варианты усложнения игры

"Чудесный мешочек"

ЦЕЛЬ: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

ХОД. Организуя игру, воспитатель  подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так  чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей  повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.

-Сейчас мы поиграем. Тот кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети.

В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек  кладут несколько игрушек. Никто  из детей не знает о них. Вызванный  ребёнок, опустив руку в мешочек  и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.

35. Формы сотрудничества  детского сада и семьи.

 

В настоящее время актуальными  задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные  в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Традиционные:

Посещение семьи  ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи ( 31, с. 401).

 

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

 

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

 

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему "Как учить с детьми стихотворение").

 

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно  приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

 

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

 

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить  родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно  посвящать обсуждению семейного  опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят  трудиться?", "Как воспитать  у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".

 

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Приобщение детей к национальной культуре", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

 

Нетрадиционные  формы

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

 

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

 

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Родительская почта" и "Телефон доверия". Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

 

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

 

Сотрудничество  психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.

36. Преемственность  работы детского сада и школы,  сущность, основные линии преемственности.

 

Проблема преемственности  является одной из самых актуальных проблем истории дошкольной пед-ки и общей пед-ки. На современном этапе это обусловлено с вступлением России в Европейское сообщество где принято 18-летнее образование. Изучение зарубежного опыта.

 

Преемственность предполагает установление взаимосвязи в работе учреждений дошкол и нач образования по осуществлению образования детей.

 

Основание преемственности  содержания дошкол и нач образования:

1. развитие любознательности  как основы познавательной активности

2. развитие способностей  ребенка

3. формирование творческого  воображения как направления  интеллектуального развития

4. развитие коммуникативности.

 

Проблема преемственности  – двусторонняя проблема. С позиции  дошкол обр-я она выражается в ориентации на требования школы и формирования тех новообразований кот необходимы реб для учебы в школе. С позиции нач обр-я эта проблема выраж в опоре на зоны компетентности кот формируются в дошк возрасте.

 

Уровень преемственности  между ДОУ и школой в совр России еще недостаточно высок, переход ребенка в школу достаточно проблематичен. Исследования Армаутовой, Зуловой, Кулаковой, Ермаковой указывают на ежегодное ухудшение физич и психич здоровья первоклассников. До 70% детей в школе с синдромами дезодаптации. Это связывают с тем, что в наст время нет равноправных взаимоотношений между ДОУ и школой, тк преемственность идет сверху вниз от школы к д/с. Школа усложняет требования к выпускнику. В подготовительной группе формализованное обучение детей.

 

Пути осуществления преемственности:

1. преемственность – единая  система образования, в кот дошкольное образование – начальное звено

2. образование в России  носит общественный характер, в  том числе и дошкольное.

3. ведущая роль принадлежит  взрослым

 

В настоящее время преемственность  выражается:

1. в содержании воспитания  и обучения

2. в формах образовательной  работы

3. в методах обучения

4. в требованиях к культуре  поведения

5. в условиях воспитательно-образовательного  процесса.

 

Золотой ключик. От 3 до 10. кравцов, кравцова. Разнообразный состав групп (2-4, 5-7,8-10)

Из детства  в отрочество. Доронова. 4-10 лет. 2 направления – здоровье и развитие.рекомендована д/с и школам.

Информация о работе Шпаргалка по педагогике