Шпаргалка по педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 00:29, шпаргалка

Описание работы

В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на её природу. Большинство современных учёных объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определённом этапе развития общ-ва. Ещё в 20 веке шли споры о том, что первично- труд или игра. Первоначально возникло мнение, что игра появилась раньше труда. С противоположным утверждением, что игра есть дитя труда, впервые выступили Вундт и Плеханов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 71.10 Кб (Скачать файл)
  1. Игры  с  правилами: специфические  характеристики игры с  правилами, роль в  развитии ребенка  дошкольного  возраста подходы  к  классификации.

Игры с правилами –  особая группа игр, специально созданных  народной или научной педагогикой  для решения опред.заждач обуч.и восп-ия детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксир.правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обуч.задачи реализуются через игр.дей-ия ребенка при выполнении к.-л. Задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч).

В зависимости от хар-ра обуч.задачи игры с правилами делятся на 2 гр. – дидак.и подвиж.игры, кот.классифицируются с учетом разн.оснований. Дид.игры подразделяются по содержанию (матем., природоведческие, речевые и др.), по дид.материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Подвиж.игры классиф.по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, кот.исп-ся в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами).

Среди дид.и подв.игр бывают сюжетные игры, в кот.играющие выполняют роли («Кошки-мышки», «Магазин сувениров») и бессюжетные («Палочка-выручалочка», «Что изменилось?»).

В играх с правилами  ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игр.действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игр.процесс опосредован какой-то задачей (не просто предложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по опред.признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игр.условиям в виде правил. Как отмечал Ленонтьев, овладеть правилом игры – значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспит.значение.

В плане морального развития Эльконин выделил в играх с правилами те, в которых имеется двойная задача (Лапта: реб-к должен сам бегать, увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь товарищу, в которого попали мячом). В играх с двойной задачей реб-к по собств.инициативе оказ.помощь товарищу и радуется, когда это удается. Игры с правилами требуют от участников взаимопомощи, особенно если действуют и соревнуются команды.

Игры с правилами дают возможность кажд.участнику сравнить свои действия и их рез-ты с действиями и рез-ми других. Ценно и то, что реб-к пытается сам-но оценить свои действия и дей-ия других играющих. Т.о. игры с правилами благоприятны для разв.у реб-ка спос-ти к взаимооценке и самооценке. Также игры с правилами рождают у детей стремление к самосовершенствованию, побужд.к нов.усилиям и достижениям.

    1. Развитие идеи соединения обучения с игрой в дошкольной педагогике

В классической педагогике идея соединения воспитания и обучения детей  с игрой принадлежит основателю детских садов Фребелю. Им была разработана и описана система дидактических игр, основанная на четких теоретических положениях, восходящих к философии Гегеля, и направленная на развитие сознания и деятельности ребенка. Основные принципы системы Фребеля представляются весьма актуальными и сегодня, поэтому целесообразно остановиться на них подробнее.

Первый из них - принцип  деятельности. «Дитя - существо деятельное, творящее, - писал Фребель, - оно постоянно требует дела и идёт от дела к познанию. Воспитание должно удовлетворять эту потребность. Дело воспитателя - охранять и руководить действиями ребёнка, но не определять их». Высшим проявлением детской деятельности Фребель считал игру. Именно в игре ребёнок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как субъект и творец. Поэтому в основу воспитательной системы Ф. Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими, осмысленными, вызывающими и раскрывающими детскую активность.

Второй принцип, который  также представляется очень актуальным для нашей темы - это необходимость  соединения практического действия или чувственного впечатления со словом. «Необходимо для развития сознания, для укрепления духовной силы и способности ребёнка связывать  его действия и поступки со словом. Ни то, ни другое в отдельности не исчерпывает действительности и  не способствует развитию духа ребёнка. Все игры Фребеля с его знаменитыми «дарами» (шаром, мячом, кубиком, лучинками и пр.) всегда сопровождаются словом или песенкой воспитателя. Эта связь со словом делает действия ребёнка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным, открывает возможность овладения ими.

Хорошо известно, что подобного  рода соединение не оправдало себя. Оказалось, что если взрослые все  время учат детей через игру, то игра, как свободная деятельность детей, исчезает. Игра становится навязанной детям, содержание и форма игры принимают  искусственный характер. Критика  в адрес фребелевской системы неизменно указывала на этот недостаток. Стремление Фребедя ввести нравственный элемент в занятия с «дарами» приводило к постоянному морализированию с детьми и разъяснению им того, что детям и так было понятно.

Положительным результатом  этого опыта явилось укрепление идеи дидактических игр, в которых  обучение связывалось с игрой (игры для обучения грамоте, на различение и распознавание цвета, формы  и т. п.).

Нужно отметить, что попытки  самого Фребеля систематизировать занятия-игры для детей дошкольного возраста были продиктованы его религиозно-философскими устремлениями. Поэтому такого рода систематизация носила схоластический характер. Последователи Фребеля довели эту систематизацию до полного абсурда. И все же то живое, что было в этой в общем схоластической системе, творчески воспринятое, оказало значительное влияние на развитие педагогики дошкольного воспитания.

Успех фребелевских игр-занятий объясняется тем, что это были практические средства обучения детей, а не общие рассуждения о средствах. Фребелевские «дары» (геометрические формы: шар, куб, цилиндр), фребелевские работы (плетение, вышивание, рисование и т. п.) дали богатый материал семье и детскому саду для того, чтобы занять детей полезной работой и игрой.

Нужно иметь в виду, что  Фребель от чисто дидактических игр-занятий отличал игры, придумываемые самими детьми. Правда, и такие игры Фребель стремился использовать в образовательных целях.

После Фребеля идея образовательного содержания воспитания в детском саду (ознакомление детей с формой, цветом и т. д.) развивается в течение всего XIX в. и еще раз закрепляется дидактическим материалом Монтессори. Игровой метод получает широкое развитие, и педагогические (дидактические) игры прочно входят в практику детских садов.

21.Классификация  игрушек(Зварочинский,Новоселовой)

1.1 сюжетные игрушки

Игрушки которые использ в соответствии с видами игр: куклы, театральные, празднично-карновальные,технические.

1.2 дидактические 

1)собственно дидактические ,которые основываются на принципе самоконтроля

2)наборы с праилами,для игр на столе

3)конструкторы и строит  наборы 4)музыкальные5)игры-головоломки

1.3 спортивные

1.5 игрушки-забавы(веселые игрушки для развлесения детей Е.А. Флерина)

1.7. игрушки -самоделки

1.8.театрализованные

1.9технические игрушки(машины,механизмы,транспорт)

А так же:

По степени готовности: Готовые,сборные, заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок, наборы для создания игрушек-самоделок

По видам применяемого сырья:

Металлические,из керамики ,форфора,деревянные , пластмассовые,бумажные,глина,солома, шерстяные и т.д

по величине:

Мелкие(3-10см),средние(10-50см),крупногабаритные(ростом с ребёнка).

по функциональном свойствам:

Простые, с подвижными деталями, пневматические,электронные,наборы игрушек(деталей),игровые.

Игрушки по художественно-образному  решению:

Реалистичные,условные,конструктивные

По функциональным своиствам:простые без подвижных деталей,с подвижными деталями(механические,гидравлические,пневманические,электрофицированные,магнитные,электронные,наборы игррушей или деталей,наборы комплектов(одна тематика).

22.педагогические  требования к подбору игрушек , организация предметно-игровой среды в дошкольном учреждении

1)Основное требование  к игрушкам  определила Н.К.Крупская  в статье  «об игрушках для  дошколят»:игрушка должна содействавать развитию ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детсва

2)особое требование предьявляется тематике ,содержанию игрушки (что она отображает) ,поскольку от этого во многом зависят характер игры,действия, которые ребёнок выполняет, его чувства,переживания.(Е.А. Флерина « игрушка должна расширять кругозор ребёнка ,увлекать образами современной действимтельности)

3) игрушка должна быть  динамичной ,побуждать ребёнка к разнообр действиям в игре.(Е.А.Флерина «чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий ,тем она интереснее для ребёнка ,тем больше ее воспитательные возможности»

4)требования к оформлению  игрушки.Игрушка нуждается в привлекательном,красочном офрмлении ,чтобы вызвать у ребенка эмоциональное отношение ,воспитывать художественный вкус(важен и матеотал ,из которого изготовлена игрушка)

5)Оформление игрушки должно  быть безопасным для жизни  и здоровья ребёнкаи отвечать ряду гигиенических требований.(гарантия качества,нетоксичность,негорючесть продукции.

23.Характеристика  целостного педагогического :сущность,структура,принципы построения

Педагогический процесс  рассматривается в педагогике как  целенаправленное содержательно- насыщенное и организационно оформлененое взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей(Б.Т.Лихачев).

Педагогический процесс  имеет цель,содержание,деятельность и результат.

ПЕдагогич процесс(в узком смысле)-сосредоточение содержания обучения,его средст,методов ,форм органазиции на какой то более конкретной задаче.,

Пед процесс(в широком смысле)-это совокупность всех условии,методов,средств идр, направленных на решение одной глобальной задачи.

Педагогический процесс  обладает целостностью, общностью и  единством.

Принципы построения пед процесса :

-учитывать возрастные  возможности детей,опираться на интересы ребёнка,

-решать воспитательные и образовательные,3адачи в их единстве.

-учитывать положение о  ведущей деятельности,смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином пед процессе

-осуществлять взаимодействие  воспитетелей с детьми при руководящей роли взрослого.

-создавать есстественную,непринужденную обстановку , в которой будет развиваться свободная творческая личность.

-стимулировать в пед процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребёнка»

В развитии всех пед процессрв можно выделить этапы:подготовительный,основной ,заключительный(анализ результатов)

24.Типы построения  педагогического процесса в ДОУ

20-30гг педагогический процесс  строился по организующим моментам.Вся жизнь детей в определённые промежутки времени была сосредоточена вокруг организующих моментов.Каждый организующии момент строился на основе след частей программы:общественно-политич воспитание,труд воспитание,природоведение, физ воспитане,музо,изо,математика.

Формы(типы) построения пед процесса : тематическая и комплексная.

1)Тематическая:в качестве основы основы пед процесса выделялась какая-то тема.Содержание ее раскрывалось на занятиях.Изучение одной темы могло проходить на нескольких занятиях.В тему могла быть включена и др деятельность, связ с ней по сродержанию.особенность:одна и таже тема могла повторяться в течении учебного года и ей не должен был подчиняться весь воспитательно- образовательный процесс.

Информация о работе Шпаргалка по педагогике