Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 19:33, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1: возникновение и развитие педагогической профессии.
Профессия педагога считается вечной, т.к. с момента своего возникновения чел-к испытывал потребность учить и учиться, т.е. передавать социально значимые знания и умения от старшего поколения к младшему. Пед деятть возникает приблизительно 35 — 40 тыс. лет назад параллельно с выделением семьи как ячейки общества.

Файлы: 1 файл

экзамен опд.docx

— 256.49 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1: возникновение и развитие педагогической профессии.

Профессия педагога считается вечной, т.к. с момента своего возникновения чел-к испытывал потребность учить и учиться, т.е. передавать социально значимые знания и умения от старшего поколения к младшему. Пед деятть возникает приблизительно 35 — 40 тыс. лет назад параллельно с выделением семьи как ячейки общества. Первыми «воспитателями» были наиболее дряхлые старые, раненные члены племени, которые не могли участвовать в процессе добывания пищи. В последствие передачей трудовых навыков начинают заниматься люди наиболее умелые рассказывать, показывать, объяснять. Педагогика как наука говорит о выделении воспитания как вида деят-ти с момента, когда образованием молодежи начинают занимать спец. люди, наиболее умелые в процессах рассказа, объяснения и т.д., которые не участвуют в других видах деят-ти, т.е. воспитание становится их основной обязанностью. Воспитание у древних людей связано с передачей трудовых навыков, оно носит общественный характер. С возникновением классового разделения появляются различия в воспитании бедных и богатых. Традиционно различается воспитание мальчиков и девочек. Само слово «воспитание» происходит от слова «питать, подпитывать», т.е. формировать личность постепенно. Само слово «педагогика» происходит: «пайд» - дитя, «логос» - веду, т.е. детоводство или детяводство. Самое раннее название человека, который занимался воспитанием в Спарте — педаномы. В Др. Риме педагогами называли рабов, которые сопровождали детей на занятия, в гимнастические залы и др. современное понятие педагогики формируется на рубеже XVII-XVIII в.в.

Русское слово «учитель» первоначально связано с ремеслом. Учитель учил подмастерьев. Самые первые школы как учреждения для обучения возникли в Междуречье (р. Евфрат и р. Тигра) в шумерском гос-ве. Эти школы назывались эддубы или «дома табличек». Эти школы имели строго иерархическое строение. Во главе школы стоял отец школы, чуть ниже его — держатель хлыста (поддержание дисциплины). В такой школе могли обучаться до 3-х групп учеников. Обучение ведут 3-5 учителей и до 10 помощников учителя. В шумерском гос-ве существовала клинопись. Помощники учителя делали глиняные таблички для обучения. В школах учились не только читать и писать, но и изучали ботанику, астрономию, геометрию, а также сборники математических задач с ответами, делали книги, связывая несколько глиняных табличек. В начале дня — устный урок, затем письменный урок, потом перерыв и еще раз устный и письменный уроки. Если опоздал, то держатель хлыста долго и больно бил.

Еще один пример раннего обучения — древнеиндийская модель индивидуального обучения у мудреца гуру. Такую форму обучения позволяли себе достаточно обеспеченные люди. На 7 году ребенка отдавали гуру, которые жили в монастыре или отшельниками. Ребенок отдавался на 12, 24, 36, 48 лет или до смерти гуру. Основная задача ребенка - повторить собою учителя. У гуру могло быть до 12 учеников. Когда ученик считал возможным высказать свое мнение и гуру давал ему слово, то его обучение считалось законченным. Иная система образования в Китае. Индивидуальная система обучения. Учитель, передавая знания ребенку, старается сформировать у ребенка личную позицию, а не учителя. Китайский ученик не имеет авторитета, у него безграничный простор самосовершенствования. Главное — создание возможности для максимального саморазвития личности. Древнекит. и древнеинд. обучение объединяет то, что процесс обучения основывается на логическом мышлении (рассуждении). Часто информация предоставляется в словесной форме и требуется просто повторить ее (это свойственно для всех ранних школ).

На Руси основной задачей воспитания является передача проф. умений до XVIII в. — учеба ради того, чтобы качественно делать, хотя идеал образованности привлекателен, и в произведениях устного народного творчества образованный человек считается хорошим. Ранние формы обучения дает нам прообраз и современного экзамена. Своими корнями он уходит в древний обряд инициации — посвящение во взрослых. В Др. Китае перед выпуском — спор с мудрецом, в Спарте — поймать 7 рабов, у древних людей - убить косулю.

В конце XVI века впервые в общеевропейской капитулярии наук (1548г.) появляется слово «педагогика». Теоретическое обоснование педагогики как науки связано с жизнью и деятельностью Яна Амоса Коменского. Он написал первый пед. труд «Великая дидактика», в которой и характеризует новую науку — педагогику, ее цели, принципы и содержание. Коменский пишет: «профессия педагога почетна как никакая другая под солнцем…»

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/01.php

 

Вопрос 2:Профессия педагога и её роль в современном обществе.

Основа педагогической профессии —  педагогическая деятельность.

 Педагогическая деятельность  – это деятельность по обучению  и воспитанию детей, связанная  с их интеллектуальным и личностным  развитием.

Для того, чтобы человек стал «успешным» педагогом в современном мире он должен обладать следующими качествами:

  1. личностными (черты характера) — педагогическая направленность (желание работать с детьми), эмпатия (эмоциональная отзывчивость на переживания ребёнка), пед.такт (умение сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, родителей и коллег), пед.зоркость (перспективы развития детей), пед.оптимизм (вера в силы и возможности каждого ребёнка), педагогическая рефлексия (самоанализ собственной деятельности).
  2. профессиональными (сформированными во время получения проф. образования и в процессе пед. деятелности)  – любовь к профессии, эрудиция, знание методики, психологии и педагогики
  3. профессиональная компетентность – это деловые и личностные качества специалиста, уровень ЗУН, опыта для осуществления определённой деятельности связанной с принятием решений.
  4. профессиональная мобильность — это готовность к смене своего профессионального статуса, освоению новых профессиональных отраслей, свободному географическому передвижению.

 

 

 

 

Вопрос 3: Сущность и особенности педагогической деятельности.

Сущность педагогической деятельности- представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Особенностью профессии учителя по сравнению с другими специальностями является то, что объект его деятельности отличается исключительной динамичностью, сложностью и многообразием своих проявлений. Поэтому профессия требует от учителя и специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области. А как руководитель, он должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки: человековедческой и специальной.

Одной из особенностей педагогической профессии является огромная зависимость результатов труда от личности педагога.

Особенностью педагогической профессии является то, что педагогическая деятельность осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и учеником. Характер этого взаимодействия определяется прежде всего учителем. Оптимальным типом такого взаимодействия является сотрудничество, которое предполагает позицию равноправных, взаимоуважающих партнеров.

  И еще об одной  особенности педагогического труда: учитель - это профессия вечной  юности. Несмотря на возраст, он  живет интересами подрастающего  поколения, общение с которым  дает ему возможность всю жизнь  оставаться духовно молодым.

Структура педагогической деятельности- Мотивация.

Педагогические цели и задачи.

Предмет педагогической деятельности.

Педагогические средства и способы решения поставленных задач.

Продукт и результат педагогической деятельности.

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности являются: научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся; "носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности; вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.

Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются: объяснение; показ (иллюстрация); совместная работа; непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая); тренинги и др.

Продукт педагогической деятельности - формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося: его личностное совершенствование; интеллектуальное совершенствование; становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.

 

 

Вопрос 4: социальная миссия и профессиональные функции педагога.

Миссия – это образ жизни, основанный на стремлении к цели, которая увлекает Вас в будущее. Миссия включает в себя убеждения, ценности и представления о том, кем Вы являетесь в Вашей жизни. Школа может и должна решать не только педагогические, но и социальные проблемы, иначе нельзя ожидать изменений в общественном развитии, поскольку все они – прежде всего результат изменения сознания людей. Вот почему так важно для педагога осознание не только своих узкопрофессиональных, но и масштабных социальных задач, их личностное принятие, конкретизация и построение на этой основе целей и задач своей педагогической деятельности. Гражданская позиция учителя – предпосылка развития педагогического творчества, роста педагогической ответственности, активности, смелости в принятии педагогических решений.

Независимо от специфики труда каждого из представителей педагогической профессии, основное содержание и функции их деятельности составляют образование, воспитание и обучение подрастающего поколения.

  1. Воспитательная функция.
  2. Обучающая функция.
  3. Коммуникативная функция.
  4. Организаторская функция.
  5. Коррекционная функция.
  6. Диагностическая функция.
  7. Прогностическая функция.
  8. Проективная (проектировочная) функция.
  9. Функция планирования.
  10. Функция социализации.

Вопрос 5: Основные виды профессиональной деятельности учителя-логопеда.

• Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной речи детей; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий.

Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работе .Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом..

• Профилактическая работа – целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей и родителей:

- по выявлению детей  группы риска (стрессовые факторы, уровень психического и соматического здоровья детей могут отрицательно сказаться на их речевом развитии);

- по предупреждению и  преодолению вторичных расстройств у детей, обусловленным первичным речевым дефектом;

- по охране нервно-психического  здоровья детей;

- по адаптации детей  к школе;

- по созданию благоприятного  эмоционально- психологического климата в группе, в семье.

• Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых (4-6 чел.), подгрупповых (2-3 чел.) логопедических занятий. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.

• Методическая работа направлена на:

- повышение уровня логопедической  компетентности учителя-логопеда;

- обеспечение связи и  преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении  задач по преодолению речевого  недоразвития у детей;

- повышение эффективности  коррекционно-логопедического процесса;

- совершенствование программно-методического  оснащения коррекционно-логопедического  процесса.

Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала.

• Консультативная работа

Вопрос 6: Гуманистическая направленность педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, учащегося, взрослого человека. В отличие от психотерапевта, действующего с клиентом только в случае возникновения у такого тревожных состояний по мироощущению и по инициативе клиента, педагог должен организовать такую деятельность, которая бы не только просвещала и обучала другого человека, но и в известной мере предвосхищала бы возникновение тех самых конфликтов и несогласий с окружающим миром и внутри самого человека. В этом смысле гуманистическая направленность полностью отвечает основным задачам личностно-ориентированной педагогики — оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и к своей профессиональной деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"