Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 19:33, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1: возникновение и развитие педагогической профессии.
Профессия педагога считается вечной, т.к. с момента своего возникновения чел-к испытывал потребность учить и учиться, т.е. передавать социально значимые знания и умения от старшего поколения к младшему. Пед деятть возникает приблизительно 35 — 40 тыс. лет назад параллельно с выделением семьи как ячейки общества.

Файлы: 1 файл

экзамен опд.docx

— 256.49 Кб (Скачать файл)

Таким образом, гуманистическая направленность личности учителя является ведущим типом направленности, она предопределяет гуманистический характер профессиональной деятельности, выражающейся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей (специфических социальных определений объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение на человека и общество: благо, добро, зло, прекрасное, безобразное). В современной педагогической культуре, являющейся частью культуры общечеловеческой, достойное место занимают прогрессивные концепции, утверждающие необходимость уважительного отношения к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демократические принципы его воспитания и образования. Будущему учителю необходимо с самых первых шагов в овладении профессией активно включаться в процесс профессионального самоосознания с целью формирования гуманистической направленности собственной личности, поскольку она является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности.

Вопрос 7: Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

В профессиограмме учителя с точки зрения В. А. Сластенина профессиональные требования объединены в три группы:

— общегражданские качества;

— качества, определяющие специфику профессии учителя;

— специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Ведущее место в профессиограмме занимает направленность личности педагога: социально-нравственная, профессионально-педагогическая, познавательная.

Направленность личности - это устойчивая доминирующая система мотивов (убеждений, склонностей, интересов и т.д.). Она определяет систему базовых отношений личности к миру, к самой себе, единство поведения и деятельности, выступает как основа саморазвития и профессионализма.

Социально-нравственная направленность является фундаментальной характеристикой личности учителя.

Она включает в себя идейную убежденность, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности.

Вопрос 8: Профессионально-педагогическая направленность и педагогическое призвание учителя-логопеда.

Вопрос 9: Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.

Климов указывает следующие восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи;

2) позиция сверстников;

3) позиция школьного педагогического  коллектива (учителя, классного руководителя  и т.д.);

4) личные профессиональные  и жизненные планы;

5) способности и их проявления;

6) притязания на общественное  признание;

7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;

8) склонности

В основе мотивации труда преподавателя, так же как у любого специалиста, лежат потребности, интересы, склонности, ценностные ориентации, целевые установки и др. Вместе с тем в педагогической деятельности как во взаимодействии преподавателя и учащихся имеются специфические мотивы.

Одним из главных мотивов педагогической деятельности преподавателя, невзирая ни на что, является интерес к преподаваемой дисциплине (науке), его увлеченность наукой, стремление познавать глубже, раскрывать, систематизировать изучаемые явления, процессы, объекты, стремление во­влечь в процесс познания студентов, направить их познавательную деятельность в русло изучаемой науки. Если преподавателю удается заинтересовать обучающихся проблемами своей науки, вовлечь их в активную учебно-исследовательскую деятельность, организовать научный кружок (или другую форму совместной работы), совместно вести поиск решения проблемы, получить положительный результат и соответствующую оценку своего труда со стороны коллег, администрации вуза и самих сту­дентов, то преподаватель получает внутреннюю удовлетворенность от своей научно-педагогической дея­тельности. В совместном творческом поиске и общении со студентами пре­подаватель реализует себя как личность, свой творческий потенциал, проявляет свои лучшие человеческие качества; он становится подлинным лидером среди студентов и коллег, авторитетным ученым, примером для подражания. При такой организации образовательного процесса, мотивированной общим интересом к науке, гармонически решаются задачи обучения, воспитания и развития студентов.

В основе мотивации педагогической деятельности могут находиться ее специфические особенности и содержание. Одна из особенностей труда преподавателей заключается в том, что он относительно свободен от контроля и управления со стороны администрации. Преподаватель, руководствуясь учебной программой и общими требованиями к образовательному процессу, самостоятельно планирует и организует свою деятельность и деятельность обучающихся в рамках расписания занятий, сам контролирует и оценивает результат этой деятельности. Естественно, от него требуются высокий профессионализм, самоотдача, честное выполнение своих профессиональных обязанностей, объективная оценка обученности студентов.

Другая мотивирующая особенность деятельности преподавателя связана с ее объектом - молодежью. Работать и общаться с молодыми людьми всегда приятно. Неиссякаемая энергия студентов, их оптимизм, мажорное настроение, юмор, уважение к старшим, благодарность за знания окрыляют преподавателя, приумножают его духовные силы, способствуют активизации творческой трудовой деятельности.

Вопрос 10: Общая и профессиональная культура педагога.

Основой становления профессиональной культуры педагога выступает его общая культура, которая проявляется: в разносторонности, широком кругозоре, эрудиции; в высоком уровне духовных интересов и запросов, эстетических и нравственных потребностей в общении с искусством, с людьми, с природой; в культуре мышления, эмо­циональной культуре личности, культуре труда, общения, правовой и экологической культуре и т.д.

Одним из основных общекультурных свойств человека является его универсальность. «Если человек, овладевающий той или иной профессией, замыкается в своем узко профессиональном мире, - пишет Ю.П.Азаров, - то, во-первых, он теряется как личность, а, во-вторых, неизбежно сужается его профессиональный диапазон, так как специальные качества основываются на всеобщих законах творчества и питаются не только в своей области, но и в смежных областях,…порой и прямо противоположных видах деятельности».

Профессионально-педагогическая культура базируется на общей культуре личности, выступает как проецирование в сферу профессиональной деятельности и личности педагога культуры в целом, педагогической культуры общества и «представляет собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности»

Методологическая деятельность педагога включает следующие этапы:

1. Осознание тех задач, которые  ставит жизнь, общество, професси­ональная деятельность перед системой образования.

2. Анализ реального состояния  дел в области общего об­разования и преподаваемой сфере деятельности.

3. Выявления противоречий между  ними и определение стратегических  целей своей деятельности.

4. Анализ существующих концепций  обучения и воспитания, выбор  наиболее соответствующих подходов  к решению педагогических проблем.

5. Определение основных принципов  своей деятельности, ведущих направлений, задач и предполагаемых результатов.

6. Организация поисково-экспериментальной  деятельности, позволяющей проверить  эффективность выдвинутых предположений.

7. Диагностика (изучение и анализ) результатов своей деятельности.

Вопрос  11: Профессиональная компетентность педагога.

Понятие профессиональной компетентности педагога  выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике — нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.

В общем виде психолого-педагогические знания определены учебными программами. Психолого-педагогическая подготовленность заключает в себе знание методологических основ и категорий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения;

законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества. Она — основа гуманистически ориентированного мышления учителя-воспитателя.

Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания — необходимое, но отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков.

Педагогическое умение — это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Такое понимание сущности педагогических умений подчеркивает ведущую роль теоретических знаний в формировании практической готовности будущих учителей, единство теоретической и практической подготовки, многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивого до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий.

Вопрос 12: основные группы педагогических умений учителя-логопеда.

В результате модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы.

1. Умения "переводить" содержание  объективного процесса воспитания  в конкретные педагогические  задачи: изучение личности и коллектива  для определения уровня их  подготовленности к активному  овладению новыми знаниями и  проектирование на этой основе  развития коллектива и отдельных  учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих  задач, их конкретизация и определение  доминирующей задачи.

2. Умения построить и  привести в движение логически  завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных  задач; обоснованный отбор содержания  образовательного процесса; оптимальный  выбор форм, методов и средств  его организации.

3. Умения выделять и  устанавливать взаимосвязи между  компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4.Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Вопрос 14: Педагогические способности.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были сформулированы В. А. Крутетским, который дал им соответствующие определения:

1. Дидактические способности  — это способности адаптировать  учебный материал, доходчиво преподносить  знания, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся познавательную  активность, способность организовывать  самостоятельную работу учащихся  и формировать у них потребность  к самостоятельному получению  знаний.

2. Академические способности  — это способности к соответствующей  области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.); знание  преподаваемого предмета не только  в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже; потребность и способность к проведению собственной исследовательской работы.

3. Перцептивные способности—это способности к психологической наблюдательности, умение замечать изменения во внутреннем состоянии ученика.

4. Речевые способности  — способности ясно и четко  выражать свои мысли, чувства  с помощью речи, а также мимики  и пантомимики. Эти способности  проявляются не только во время  сообщения учителем нового материала, но и в процессе его реакции  на ответы учеников.

5. Организаторские способности  — это способности, с одной  стороны, организовывать ученический  коллектив, а с другой — правильно  организовать свою собственную  работу. У опытных учителей вырабатывается  своеобразное чувство времени  — умение правильно распределять  работу, укладываясь в намеченные  сроки.

6. Авторитарные способности  — это способности оказывать  непосредственное эмоционально-волевое  влияние на учащихся и умение  на этой основе добиваться  у них авторитета. Эти способности  зависят от целого комплекса  личностных качеств учителя: решительности, выдержки, настойчивости, требовательности; чувства собственной ответственности  за обучение и воспитание; убежденности  в своей правоте и умения  передавать эту убежденность  своим воспитанникам.

7. Коммуникативные способности  — это способности к общению, умение найти подход к учащимся, установить с ними целесообразные  с педагогической точки зрения  взаимоотношения, наличие педагогического  такта.

8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это способность предвидеть  последствия своих действий, умение  проектировать и прогнозировать  развитие тех или иных качеств  воспитанника в целостном процессе  взаимодействия.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"