Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 19:33, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1: возникновение и развитие педагогической профессии.
Профессия педагога считается вечной, т.к. с момента своего возникновения чел-к испытывал потребность учить и учиться, т.е. передавать социально значимые знания и умения от старшего поколения к младшему. Пед деятть возникает приблизительно 35 — 40 тыс. лет назад параллельно с выделением семьи как ячейки общества.

Файлы: 1 файл

экзамен опд.docx

— 256.49 Кб (Скачать файл)

9. Способность к распределению внимания — это способность распределять свое профессиональное внимание в трех основных направлениях деятельности: а) между содержанием и формой изложения материала и развертыванием своей мысли (или мысли ученика); б) держать в поле внимания всех учащихся, реагировать на признаки их утомления, недопонимания, дисциплинарные нарушения; в) следить за собственным поведением (позой, мимикой, движениями), осуществлять необходимую саморегуляцию.

Вопрос 15: Основы и сущность педагогического мастерства.

Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога.

Слово «мастерство» в значении «мастер - лучший по профессии» раньше было связано в основном с деятельностью ремесленников, например: мастерство повара, ювелира, сапожника, портного и т.п. С начала XX века понятие «мастерство» всё больше стало связываться с творческими профессиями, например: мастер рифмы - поэт, мастер кисти - художник, мастер сцены - актёр и т. д.

С учётом того, что педагогическая деятельность тоже носит творческий характер, естественным стало сочетание «педагог - мастер».

Педагогическое мастерство включает в себя следующие компоненты:

I - Профессионально-педагогическая  направленность личности учителя.

II - Профессионально значимые  знания.

III - Профессионально необходимые  способности, умения и навыки.

IV - Профессиональное творчество.

Мастерство (высший уровень профессионализма) - это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, однако можно выделить общие компоненты педагогического мастерства:

Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области, профессиональная педагогическая направленность.

Профессиональные знания (знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи): "Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель. Хороший учитель – это человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно'' (В. А. Сухомлинский).

Вопрос 16: Понятие и виды педагогического творчества, критерии оценки.

Творчество педагогическое — выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решениий. Т.п. характеризует наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний и их критическую переработку и осмысление; способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; умение видеть "веер вариантов".

  1. Дидактическое творчество — это деятельность в сфере учения по изобретению различных способов отбора иллюстррирования учебного материала, методов его передачи и усвоения учащимися. Дидактическое творчество — самое распространенно, доступное для педагога и учащегося. Вариаций здесь великое множество: комбинирование действий учащихся, использование взаимопереходов, дополнений, изобретений новых приемов. Использование фоновой и цветомузыки, оценки знаний родителями, самооценки, игровых автоматов, справочных устройств в учебных целях — это и есть дидактическое творчество. Опыт показывает, что оно безгранично.
  2. Технологическое творчество — это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых подсистем, педпроцессов и учебных педситуаций, способствующих повышению результативности воспитания учащихся. Это самый сложный вид педагогического творчества. Он охватывает деятельность педагога и учащихся целиком. К такому виду творчества относится создание интегративного языка, бригадной формы производственного обучения учащихся, лицеев, колледжей, информационных технологий обучения и т.д.
  3. Организаторское творчество — это творчество в сфере управления и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизании ресурсов, связи со средой, взаимодействию учащихся и педагогов и т.д. Организаторское творчество обеспечивает НОТ —научную организацию труда, рациональное использование всех факторов, способствующих достижению цели более экономным путем. Как видим, педагогу есть где проявить творчество.

Вопрос 17: понятие и характеристика педагогической импровизации.

Импровизация( педагогическая)  — деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания. Целью И. является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Сущность И. составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи. И. - одно из средств преодоления формализма в обучении. Овладение умением педагогической И. - один из путей восхождения к педагогическому мастерству. В основе лежат общекультурная и профессиональная подготовка учителя, знание учебного предмета, педагогики и педагогической психологии, развитые педагогические умения и навыки, такт педагогический и т.д.; особое значение имеет творческая доминанта, т.е. развитые внимание, воображение, интуиция, состояние творческого поиска и вдохновения.

Вопрос 18: особенности и характеристика педагогического общения.

Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им. Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное "Я", проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на "другом" проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения.

Структура общения:

Коммуникативный компонент — обмен информацией между субъектами общения.

Интерактивный компонент — общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция.

Перцептивный компонент — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.

Вопрос 19: Функции педагогического общения.

Функции общения: информационная, самопрезентативная, социально-перцептивная, интерактивная, аффективная.

Выделяют также три функции педагогического общения.

1. Обучающая. Это ведущая  функция, но в то же время  является лишь частью многостороннего  взаимодействия учителя и учеников. Она производится в специально  организованном процессе любого  уровня системы образования –  дошкольном, школьном, вузовском.

2. Воспитывающая. Обеспечивает  процесс нравственного воспитания.

3. Фасилитативная. Она заключается в том, что учитель помогает ученику выразить себя. Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения облегчают педагогическое взаимодействие, способствуют самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.

Вопрос 20: Вербальные средства педагогического общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь.

Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Обучаемые очень чутки к речевым особенностям учителя. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная пате тика в задушевной беседе воспринимается как фальшь и вызывает недоверие к говорящему. Поэтому педагогу необходимо уметь правильно владеть своим голосом.

Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить  негромко, но так, чтобы каждый  мог его услышать, чтобы процесс  слушания не вызывал у школьников  значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить  внятно.

3. Педагог должен говорить  со скоростью около 120 слов в  мин.

4. Для достижения выразительности  звучания важно уметь пользоваться  паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.

5. Педагог должен говорить  с интонацией, т. е. уметь ставить  логические ударения, выделять отдельные  слова, важные для содержания  сказанного. 6. Мелодичность придает  голосу педагога индивидуальную  окраску и может существенно  влиять на эмоциональное самочувствие  обучающихся: устрашать, воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Вопрос 21: Невербальные средства педагогического общения.

Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуаль ный контакт и прикосновения.

Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - не вербальными средствами.

Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояния ми и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербаль ные средства общения:

  1. Мимика
  2. Пантомимика (позы, жесты)

Вопрос 22: Стили педагогического общения и стили педагогического руководства.

Демократический стиль общения

Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Авторитарный стиль общения

Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.

Либеральный стиль общения

Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.

Стили педагогического управления:

1. Авторитарный. (главный герой романа Ф. Сологуба «Мелкий бес», учитель гимназии Передонов — типичный авторитарный педагог. Он свято верит в то, что гимназиста можно обуздать толь­ко силовыми методами, и главным средством воздействия считает заниженные оценки и розгу)

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"