Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:41, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

вопросы к госэкзаменам.doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

 

1.Педагогика  как наука, ее объект, предмет,  задачи, категориальный аппарат,  связь педагогики с другими  науками.

Современная педагогика занимает особое место в системе наук о человеке. Она изучает и решает проблемы воспитания, обучения, образования и развития человека, возникающие на разных этапах его жизни в различных условиях социально-экономического и научно-технического развития общества, которое постоянно ставит новые задачи в области образования и воспитания.

Предметом педагогики является целостный гуманистический процесс воспитания и образования, развития социально активной личности, подготовки ее к жизни и труду, общественной деятельности с учетом общественно-экономической обстановки в стране.

Объектом изучения и исследования в педагогике является реальный процесс передачи новому поколению социально-исторического опыта и культуры человечества, пути его приумножения, гуманистическое воспитание, обучение и воспитание человека на разных этапах его жизни, формирование общественных и межличностных отношений.

Функции педагогики – аналитическая, прогностическая, проективно – конструктивная.

 Аналитическая функция характеризует решение следую-щих задач педагогической науки:

1) теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противо-речий, закономерностей, причинно – следственных связей процесса воспи-тания;

2) анализ, обобщение, интерпретация  и оценка педагогического опыта.

Прогностическая функция:

1) обеспечение научно – обоснованного  целеполагания, планирования и  развития системы воспитания;

2) обеспечение эффективного управления  образовательной политикой. 

Проективно – конструктивная функция:

1) разработка новых педагогических  технологий (содержания, форм, методов,  средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ ин-новационной педагогической деятельности;

2) внедрение результатов педагогических  исследований в практику;

3) научно – методическое обеспечение  управления образовательными структурами.

Понятийно-терминологический аппарат  педагогики включает более тысячи понятий, среди которых основными являются "воспитание", "обучение", "развитие", "образование", "педагогический процесс" и др.

Рассмотрим некоторые из них.

Воспитание—целенаправленный организованный процесс, обеспечивающий всестороннее развитие личности и подготовку ее к трудовой и общественной деятельности. Как явление общественной жизни оно возникло в процессе труда.

Понятие "воспитание" употребляется  в нескольких значениях:

  •   в широком социальном—как социальное явление;
  •   в широком педагогическом—как целенаправленный педагогический процесс;
  •   в узком педагогическом — как специально организованный процесс по воспитанию личностных качеств человека.

Воспитание—явление социальное. Оно  появилось с момента зарождения человеческого общества, возникнув из потребности поддержания и сохранения человеческого рода. Во всех социально-экономических формациях воспитание выполняло сходные функции и имело некоторые сходные признаки:

  •   забота о здоровье и физическом развитии подрастающего поколения;
  •   передача накопленного опыта: производственного, духовного в виде знаний, умений, навыков, опыта взаимоотношений;
  •   формирование определенного мировоззрения;
  •   психологическая и практическая подготовка к самообразованию.

Сказанное не относится к цели воспитания, его принципам, содержанию, формам и методам, которые исторически менялись и зависели от общественно-экономической и политической структуры общества.

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на самоусовершенствование в интеллектуальном, нравственно-волевом, эстетическом и физическом направлениях.

Перевоспитание—деятельность педагога, направленная на устранение тех или иных недостатков у воспитуемых.

Образование — процесс и результат овладения обучающимся системой научных знаний, умений, навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных, духовных, эстетических и других качеств личности, развитие ее творческого потенциала, гуманных межличностных и общественных отношений.

Образование представляет собой результат  завершенного обучения (целенаправленного процесса двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний).

Самообразование — целенаправленный процесс самостоятельного овладения целостной системой знаний, умений и навыков, взглядов, убеждения прогрессивным опытом в определенной сфере деятельности под воздействием личных и общественных интересов.

Развитие — целостный, чрезвычайно сложный и противоречивый процесс, проявляющийся в качественных изменениях в личности человека, которые происходят в течение всей жизни, но наиболее интенсивно —в детском и юношеском возрасте.

Развитие личности, его источники  и факторы ученые трактуют по-разному  в зависимости от своих философских  взглядов. В связи с этим выделяют концепции биологизаторскую и социологизаторскую. Представители первой концепции (Д. Дьюи, Ф. Аквинский, 3. Фрейд, Ф. Мюллер и др.) рассматривают развитие личности на основе идеалистических, метафизических представлений. Они считают, что личность формируется по заранее созданной программе (наследственности) и развитие происходит само по себе, а воспитание и среда играют вспомогательную роль.

Представители социологизаторской концепции (Э. Роттердамский, Дж. Локк, Дж. Уотсон и др.) отбрасывают значимость наследственности как фактора развития личности и  считают, что человек развивается в результате социальных отношений, социальной среды.

Передовые педагоги прошлого Я. Коменский, А. Дистервег, К. Ушинский и другие считали, что человек формируется в  результате комплекса воздействий  — наследственности, среды и воспитания — и указывали на значимость последнего.

Современная наука о становлении  и развитии личности строится на понятии многофакторности развития. Эти факторы могут быть внешними и внутренними, объективными и субъективными. Именно они и являются движущими силами развития личности. Возникающие противоречия (внутренние и внешние, общие, присущие каждому человеку, и индивидуальные, характерные для отдельно взятой личности) способствуют развитию личности, стимулируют личную активность, создают мотивы и условия деятельности, побуждают к самосовершенствованию, саморазвитию.

Современная психология и педагогика рассматривают развитие личности под воздействием трех факторов: наследственности (генетического кода), среды и воспитания.

Под наследственностью понимают воспроизведение у потомков биологического сходства с их родителями. Наследственная программа развития человека включает постоянную и меняющуюся части. Наследственность у человека проявляется в виде задатков (строения органов, нервной системы, рецепторного аппарата и физических признаков: конституции тела, цвета волос, глаз и т. д.). Психические свойства личности, черты характера, склонности не наследуются.

Среда — это природное окружение и социальные условия жизни. К ним относятся общественный строй, экономический и культурный уклад жизни и другие определяемые этими условиями обстоятельства: система народного образования, типы учебно-воспитательных учреждений, принципы (нормы, правила) жизни, бытовые традиции, средства общения и др.

Человек может активно и результативно управлять процессом воспитания, используя его для совершенствования личности.

Названные факторы активно воздействуют на личность в комплексе.

 

Современная педагогика прошла долгий путь развития и превратилась в разветвленную систему научных знаний с четко выраженными отраслями, которых насчитывается около двадцати,они опраются на структуру и принципы общей педагогики. Условно их подразделяют на общепедагогические и функциональные.

К общепедагогическим наукам относятся дошкольная педагогика; педагогика школы; социальная педагогика; превентивная педагогика; специальная педагогика (дефектология), которая изучает обучение и воспитание детей с определенными физическими недостатками: сурдопедагогика — обучение и воспитание глухонемых; тифлопедагогика - обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей; олигофренопедагогика — обучение и воспитание умственно отсталых детей.  Отдельно стоит сравнительная педагогика — наука о сравнении систем педагогического образования в разных странах с отечественной системой образования. История педагогики — наука об исторически обусловленных педагогических системах прошлого, о вкладе выдающихся корифеев педагогической мысли в сокровищницу мирового педагогического опыта.

Функциональными педагогическими науками являются педагогика высшей школы, в том числе техникумов и колледжей; педагогика профессионально-технического образования; военная педагогика; педагогика инженерная, медицинская, культурно-образовательная; педагогика повышения квалификации и переквалификации специалистов, руководящих и рабочих кадров.

В последние годы получила развитие педагогика народоведения, в которой  отражена система фундаментальных  знаний о конкретном народе, особенностях его жизни и трудовой деятельности, национальном характере, мировоззрении, историко-культурном опыте, в том числе воспитании, способе жизни, воспитании в семье. Педагогика народоведения включает в себя этнографию, народную педагогику, изучение народных нравственных и национальных традиций, обычаев, обрядов и т. п.

Как известно, объектом воспитания является растущий и развивающийся человек. Поэтому для педагогики исключительно большое значение имеют ее связи с другими науками, изучающими человека в разных аспектах: философией, социологией, этикой, эстетикой, экономикой, психологией, физиологией, генетикой, гигиеной, математикой и др.

Так, философские идеи помогают определить методологическую основу педагогики, исходные позиции в теоретических  исследованиях. Социология, этика, эстетика, рассматривая воспитание как фактор общественного развития, нравственного и эстетического прогресса, служат методологической основой для педагогических исследований.

Идеи психологии, физиологии, гигиены, генетики и других наук служат основой для разработки конкретных педагогических проблем. Например, психологические идеи широко используются при разработке закономерностей развития личности, организации познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Физиология помогает раскрыть научные основы тех процессов, которые происходят в человеке под влиянием внешних условий и способствуют формированию умений и навыков.

 

 

2. Содержание образования. Принципы построения образования . Уровни образования

 

В самом общем виде образование  представляет собой процесс педагогически организованной социализации личности. При этом в Законе Российской Федерации "Об образовании" это положение конкретизируется и трактуется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства...". Следовательно, рассмотрение образования в виде педагогической системы, направленной на достижение определенных целей формирования и развития личности, предполагает, прежде всего, его анализ как общечеловеческой ценности.

Образование как общечеловеческая ценность. Следует подчеркнуть, что рассмотрение образования как единства обучения и воспитания обеспечивает культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В этом случае индивид осваивает систематизированную совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям.

Образование в соответствии с интересами и способностями личности — одно из фундаментальных прав человека. Общественная значимость культуры и нравственных ориентиров деятельности и поведения человека делают его предметом интереса не только индивида, но также общества и государства, которые, в связи с этим, активно влияют на образование, поддерживая те или иные образовательные институты, определенные модели учебно-воспитательного процесса.

Особенность культурно-исторической преемственности образования заключается  в  том, что социально ценные качества личности формируются и развиваются  не стихийно, а целенаправленно. Многообразие отраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенность современного квалифицированного труда и сложность осваиваемых пластов культуры требуют от государства и общества соответствующей организации целостной образовательной среды. К тому же в образовании непосредственное бытие человека соединяется с достигнутым уровнем культуры общества, осмысляется и упорядочивается в системе нравственных категорий и научных понятий, социально одобряемых образцов поведения и т. п. Однако, развивающаяся личность способна самостоятельно приобретать и перестраивать опыт, знания и навыки деятельности, выработанные обществом в результате его эволюционного развития.

Классификация видов образовательной  практики осуществляется по критериям  формируемых и развиваемых в ее системе знаний, навыков и умений (общее или профессиональное образование) и по уровням сложности образовательных программ (дошкольное, основное школьное, среднее, высшее). Вот почему представления об образовании, его теоретическое осмысление историчны и зависят от ряда целеполагающих идей, в том числе этических, социально-философских и педагогических. Следовательно, образование выступает важной категорией целого ряда наук. Основополагающее значение имеет эта категория и для педагогической науки.

Главные идеи образования соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Цели общества и цели учащихся связаны друг с другом: чем менее образован растущий человек, тем более расходятся его спонтанные цели с общественными и педагогическими. Снятие этого противоречия предполагает постепенное сближение и, в конечном счете, совпадение личностных смыслов деятельности участвующих в образовательном процессе сторон.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"