Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:41, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

вопросы к госэкзаменам.doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Важно отметить, что в современной  педагогической науке преодолевается отношение к знаниям, навыкам и умениям как к конечным целям образования. В последние годы большинством ученых и практиков они рассматриваются как его важнейшие средства, обеспечивающие полноценное развитие личности и ее включение в социально-значимую деятельность, предполагающую различные возможности самообразования в интересах конкретного человека.

Правильный отбор содержания образования  определяет качество обучения и его влияние на личность. В процессе усвоения содержания образования осуществляется всестороннее развитие умственных и физических сил, формируется активная жизненная позиция, которая помогает будущему специалисту освоить совокупность наук, техники, искусства, культуры общественной жизни.

На разных этапах развития общества содержание образования качественно меняется в зависимости от разных факторов. Оно зависит от социально-экономических условий, уровня развития производства, науки, техники и культуры, развития в стране образования и педагогической теории, от тех целей и актуальных задач, которые ставит общество перед учебно-воспитательными учреждениями разного типа, а также от перспективы развития самого общества.

В настоящее время содержание образования  обусловлено необходимостью формирования гуманитарного мышления, овладения родным и иностранными языками, знания литературы, нравственной, эстетической культуры, изучения естественно-математических дисциплин, совершенствования трудовой подготовки, ознакомления с профессиями, рыночной экономикой.

Главной целью образования является всестороннее развитие личности как наивысшей ценности общества, развитие ее умственных и физических способностей, таланта, воспитание высоких нравственных качеств, формирование активного гражданина, способного к сознательному общественному выбору, и обогащение на этой основе интеллектуального и культурного потенциала народа, повышение его образовательного уровня, обеспечение народного хозяйства квалифицированными кадрами.

Образование в России строится на основе гуманизма, демократии, национального сознания, взаимоуважения. Выделяют следующие принципы построения образования:

  •   научный и светский характер системы образования;
  •   доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, предоставляемых государством;
  •   равенство условий каждого человека для полной реализации его способностей, таланта, всестороннего развития;
  •   гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;
  •   независимость образования от политических партий, общественных и религиозных организаций;
  •   органическая связь с мировой и национальной культурой, традициями;
  •   взаимосвязь с образованием других стран;
  •   интеграция с наукой и производством;
  •   гибкость, прогностичность, единство и непрерывность, разнообразие образования;
  •   объединение государственного управления и самоуправления в образовании;
  •   приоритетность бесплатного образования ;

•  обязательность полного общего среднего образования. 
  Структура образования:

  •  дошкольное образование;
  •  общее среднее образование;
  •  внешкольное;
  •  профессионально-техническое;
  •  высшее;
  •  последипломное образование;
  •  аспирантура;
  •  докторантура;
  •  самообразование. 
      Образовательные уровни:
  •  начальное общее образование;
  •  базовое общее среднее образование;
  •  полное общее среднее образование;
  •  профессионально-техническое образование;
  •  базовое высшее образование;
  •  полное высшее образование. 
      Образовательно-квалификационные уровни:
  •  квалифицированный рабочий;
  •  младший специалист;
  •  бакалавр;
  •  специалист;
  •  магистр.

Все учебные заведения организовывают свою работу на основе государственных стандартов, включающих базовый учебный план, который дает представление о содержательном наполнении и соотношении основных областей знаний по годам обучения, дополнительном времени для углубленного изучения или введения новых курсов, курсов по выбору и факультативов, дополнительных занятиях и консультациях, предельно возможной нагрузке на обучаемого в неделю.

Нормативные документы регламентируют наиболее важные стороны деятельности колледжа, техникума, института и  др. К основным нормативным документам, определяющим содержание, порядок и качество подготовки специалистов, относятся квалификационная характеристика, учебный план определенного вида учебного заведения, график учебного процесса, типовая учебная программа, рабочая учебная программа дисциплины. Кроме того, вузы сами разрабатывают сквозные планы и программы (например, экономической, компьютерной и других видов подготовки специалистов).

Квалификационная характеристика — документ для каждой специальности, определяющий профессиональное назначение специалиста, перечень знаний, навыков и умений, необходимых для успешного выполнения трудовых обязанностей.

Учебный план регламентирует содержание подготовки, последовательность изучения дисциплины, виды учебных занятий по курсам и семестрам.

График учебного процесса определяет календарные сроки всех видов занятий, экзаменационных сессий, каникул, выполнения дипломных работ, производственной практики, сдачи государственных экзаменов.

Типовая учебная программа — это основа решения задач фундаментальной и профессиональной подготовки специалистов. В такой программе раскрываются роль и значение данной дисциплины в подготовке специалистов, содержание учебного материала, информационно-методическое обеспечение. Рабочая учебная программа разрабатывается на основе типовой и отражает происшедшие изменения в науке и технике.

Учебно-материальная база учебного заведения предполагает наличие классных комнат, лабораторий с соответствующим оборудованием, программ, учебных планов, учебников и учебных пособий, а также технических средств обучения (дидактических материалов и технических устройств информационного характера: визуальных, к которым относятся машины, устройства, статические и подвижные модели, цветные и черно-белые схемы и т. п.; аудиальных (слуховых—магнитофонных лент с магнитофонами, радиоаппаратуры); аудиовизуальных (зрительно-слуховых) —телевизоров, кинопроекторов, видеомагнитофонов, компьютеров и т. п.).

Эффективное использование учебно-материальной базы в учебно-воспитательном процессе способствует улучшению как учебной, так и профессиональной подготовки будущего специалиста.

 

3. Методологическая основа и движущие силы процесса обучения. Функции обучения, их взаимосвязь

 

Процесс познания идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него — к практике. Усваивая знания, обучаемые познают объективный мир. С этой точки зрения усвоение знаний является разновидностью познания.

Таким образом, специфика процесса обучения состоит в том, что обучение протекает под руководством педагога; источниками знаний являются не только излагаемый преподавателем материал, но и книги, средства массовой информации (фильмы, радио- и телепередачи, газеты, журналы), практические и лабораторные занятия; обучающиеся изучают объективный мир в познанном, обобщенном и систематизированном виде, воспринимают знания, выраженные в словесно-понятийной форме, а чувственное восприятие играет вспомогательную роль; практика является средством совершенствования знаний и источником новых знаний; в единстве с обучением и на его основе формируются научное мировоззрение и нравственные принципы обучающихся; развиваются умственные способности; теория познания определяет сущность обучения, его воспитательный характер.

Как и процесс научного познания, процесс обучения сложен и противоречив. Его движущими силами являются внутренние противоречия — источники развития и совершенствования:

  •   между постоянно возрастающими требованиями общества к образованию, которые диктуются социально-экономическим прогрессом, и возможностями процесса обучения в данных условиях.
  •   между познавательными задачами, которые выдвигаются процессом обучения, и уровнем знаний, умений, умственного развития обучаемых (между знанием и незнанием);
  •   между преподаванием и учением, требующим самостоятельности и активности обучаемых.

Существует ряд условий, при которых возникающие противоречия становятся движущими силами учебного процесса:

а)  раскрытие значимости знаний для обучаемого и для общества в целом;

б)  определение преподавателями познавательного уровня, интеллекта обучаемых;

в)  умелая организация познавательной деятельности студентов; концентрация внимания на главном.

Процесс обучения имеет свою логику движения: от незнания — к знанию, от знания неполного—к знанию полному.

Естественнонаучной основой процесса обучения является учение о высшей нервной деятельности человека. Для  дидактики особое значение имеет учение о пластичности нервной системы, динамическом стереотипе, сигнальных системах. Учение о типах высшей нервной деятельности дает педагогу возможность индивидуализировать процесс обучения, а знание закономерностей движения основных нервных процессов (возбуждения и торможения) — правильно организовывать его.

Процесс обучения выполняет три  основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

Образовательная функция — основная, определяющая. Главное назначение обучения — вооружение знаниями, формирование специальных и общенаучных умений и навыков. С философской точки зрения знание — это результат познания действительности в виде фактов, выводов, закономерностей, идей, теорий, которыми располагает наука. Знания непрерывно обновляются, их объем быстро растет. Требования к знаниям: полнота, систематичность, осознанность, действенность.

Воспитательная функция предполагает решение основных задач в процессе учения, формирование мировоззрения, духовных, нравственных, трудовых, эстетических представлений, убеждений, взглядов, идей и т. п.

Развивающая функция обеспечивает процесс создания личности, развивает ее восприятие, мышление, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы.

Эти функции взаимосвязаны и  взаимодействуют в процессе комплексного планирования и решения задач образования, воспитания и развития личности обучаемого с использованием разнообразных форм, методов и средств обучения.

4.Сущность и педагогические требования, предъявляемые к контролю. Виды, функции и методы контроля.

Контроль знаний является неотъемлемым элементом управления учебным процессом. Это важное условие  повышения эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся.  Контроль способствует определению объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявлению успехов в учении, пробелов в знаниях для корректировки в процессе обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

Контроль выполняет также воспитательную функцию в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за работу, выполняемую как педагогом, так и обучающимся, приучает к систематическому труду и аккуратности в выполнении заданий, формированию у них положительных нравственных качеств.

Проверка и оценка знаний должны проводиться согласно дидактическим принципам обучения, поскольку последние предъявляются и реализуются во всех элементах учебного процесса. Выделяют такие требования к контролю знаний:

  •   объективность (создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания обучаемых, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому);
  •   обоснованность оценок (их аргументация);
  •   систематичность (как важный психологический фактор, организующий и дисциплинирующий обучаемых, формирующий настойчивость и устремленность в достижении цели);
  •   индивидуальный и дифференцированный подход к оценке знаний (предусматривает выбор таких дидактических условий, при которых снимается психологическая напряженность при ответе, и 
    дает педагогу возможность полно, правильно и объективно выявить и оценить знания обучаемых);
  •   всесторонность и оптимальность.

В зависимости от места контроля в учебном процессе выделяют контроль текущий, промежуточный и итоговый, органическое сочетание которых позволяет эффективно управлять познавательной деятельностью обучаемых.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе и выражается в систематическом наблюдении педагога за учебно-познавательной деятельностью обучаемых. Главное его назначение — оперативное получение объективных данных об уровне знаний, умений, навыков и качестве учебно-воспитательной работы на занятиях. Текущий контроль помогает педагогу наметить рациональные методы, приемы, оптимальные формы учебной работы, правильно дозировать учебный материал.

Цель промежуточного (тематического, периодического) контроля —установить, насколько успешно студенты владеют системой определенных знаний, общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. В колледже как высшем учебном заведении используется промежуточная аттестация, которая организовывается 2-3 раза в семестр и представляет собой итоговый контроль-смотр работ обучаемых за один-полтора месяца. Промежуточная аттестация нужна не только последним, но и администрации колледжа для улучшения организации учебно-воспитательной работы.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"