Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

Педагогика экзамен по вопросам.docx

— 133.95 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет и задачи истории образования и пед мысли.

Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные  люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. в качестве своего объекта педагогика имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида. Поэтому объектом педагогики выступают  те явления действительности, которые  обусловливают развитие человеческого  индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти  явления получили название образования.  ПРЕДМЕТ педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.  Цель образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства, как социальный заказ является предпосылкой возникновения педагогических систем. Она педагогически интерпретируется в связи с учетом, например, возраста воспитанников, уровня их личностного развития и развития коллектива. Она в явном и неявном виде присутствует в средствах, а в педагоге и воспитанниках цель образования функционирует на уровне её осознания и проявления в деятельности. Цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической системы. Совокупность принципов, методов и форм обучения и воспитания определяет, будет ли образование (педагогический процесс) гуманистически или технократически направленным, демократическим или авторитарным, осуществляющим гражданские или политические цели. Педагогическая задача - это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

 

Предмет истории образования  и педагогической мысли тот же, что и педагогики как науки: методологические основы, цели, принципы, содержание, методы и средства обучения и воспитания.

Отличие – выявление  особенностей их эволюции в истории  развития общества, анализ причин, вызывающих отмирание одних и возникновение  или модернизацию других педагогических теорий, методик, способов организации  учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

 

как науки

 

1. Выявление тенденций  и закономерностей развития педагогики  как науки, чтобы прогнозировать  направления ее будущего развития.

2. Знакомство с тем  положительным опытом, который может  быть адаптирован к условиям  сегодняшнего дня и успешно  использован в практике современной  школы.

3. Ознакомление с имевшими  место в истории педагогики  ошибками, чтобы не повторять  их в будущем.

 

как учебного предмета

 

1. Проследить эволюцию  наиболее прогрессивных взглядов  в истории педагогики и выйти  на современный уровень понимания  их значения.

2. Ознакомить с выдающимися  педагогами прошлого, их работами, педагогическими взглядами и  теориями, которые прошли проверку  временем.

3. Научить будущего учителя  аналитически подходить к общим  реформам и частным изменениям  в педагогической науке и практике.

 

 

  1. Воспитание в условиях первобытно-общинного и рабовладельческого общества.

Воспитание, образование  и развитие в различные исторические эпохи – назначение истории педагогики.

Человеческое общество возникло с того времени, когда началось изготовление человеком орудий труда.

1. ступень развития первобытного  общества – городское общество: люди объединялись в хозяйственные  коллективы, не имевшие постоянной  территории и разделяется по  полу. 3 группы: 1)дети и подростки; 2)полноценные и полноправные  участники трудовой деятельности; 3)пожилые люди и старики. Переход  из 1-ой группы во 2-ую происходил  в форме посвящения во взрослые (инициация).

На смену пришло материальное родовое общество. Мальчики, девочки  до 7-9 лет воспитывались вместе с  женщинами. Затем переходили в ведение  мужчин; выполняли функции взрослых мужчин.

Усложнилось воспитание; приобретает  многосторонний характер. Задача –  подготовить молодых людей к  предстоящей производительной деятельности.

На рубеже матриархата  и патриархата возникают первые общественные учреждения по воспитанию молодежи (дома молодежи). Большое место  у идеологической стороны воспитания, которое расширялось. Подростков приучали к выполнению религиозных и общественных ритуалов (танцам, играм). Имеют магическое значение. Молодежь знакомится со всей жизнью рода – молодежная община стала  самой управляемой, вооруженной  организацией. Военное воспитание. С появлением частной собственности  рабов наступило разложение первобытного общества – индивидуальный брак. К  семье перешли функции воспитания, стала выполнять важнейшую роль в воспитании. Сохранились дома молодежи. 1-ые научные знания, чтобы подготовить  молодежь к выполнению функций появляется общественное учреждение – школа. Жрецы, вожди, старейшины используют школу  в своих целях. Разделение умственного  и физического труда.

Обе частные. В 1-ом типе обучали  выполнению гражданских обязанностей, ремесл; 2-ой тип – при храмах главных  богов; обучали детей из аристократических  слоев населения выполнению обязанностей вождей, жрецов, старейшин. С 8-1в. до н.э. первобытнообщинный строй сменился рабовладельческим. В странах Древнего Востока существовали разные типы школ. В ряде государств Африки существовало искусственное орошение – детей  готовили к земледелию. В Египте – школа писцов; обучение шло  на протяжении 12 лет (др/египетское письмо – 600 иероглифов). Наказания – жестокие (розги). В Древнем Китае существовали низшие и высшие школы. В высшей школе  дети превигенированных учились  читать, писать иерографическим способом, изучали философию, мораль, сведения об астрономии. Наибольший расцвет  школ – в Греции (10 полисов существовало, в каждом существовала своя система  образования): 2 полиса – 1)лакония (спорта); 2)аттика (Афины). В этих системах было общее и различия. На различие влияло то, что в них был разный экономический  способ ведения хозяйства (Афины  – мореплавание, Спарта – замкнутая  система). Ярко выраженный замкнутый  характер в воспитании мальчиков  до 7 лет дома; с 7 лет – посещение  аггелов (закрытые школы); воспитание воинственного  характера, большое место занимали физические упражнения. Воспитание получали под руководством людей, назначаемых  государством – педуном. Мальчиков  учили держать повиновение рабов  и охранять границы. Основа – пятиборье: бег, прыганье, метание диска, копья, езда верхом. Музыка и пение носили воинственный характер. Подростки участвовали  в критериях (облавы на рабов). Обучение чтению и письмо было не основным; но учили краткой, точной, лаконичной речи. В 18 лет подростка переводили в  школу борьбы. Девушкам давали военно-физическое воспитание под надзором государства (чтобы держать в повиновении  рабов).

Афинская школа: Разные типы школ, не было жесткого государственного характера образования. В Афинах развивалась культура, скульптура, архитектура, живопись. Воспитание шло  детей господствующих сословий. До 7 лет мальчики воспитывались дома. Девушки и после 7 лет получали семейное воспитание (к домашнему  хозяйству). Мальчики начальное образование  получали в 2 типах школ: грамматика и кифариста. Платные школы. В  школе грамматика обучали писать, читать, считать (начальное образование). В кифаристе школе – музыке, танцам и т.д. обучали. В школу  раб водил детей («педагог» –  детеводитель). Содержание воспитания определялось учителями. В 12-13 лет юношей переводили в школу полестро (борьбы); занимались гимнастикой под руководством педотриба. После 2-ух лет обучения их переводили в гимназию (4 года), после  которой их учили в эфебии (с 18 до 20 лет: законы страны и подготовка к военной службе). В гимназии – политика и философия. Законы афинской республики требовали, чтобы малоимущие родители обучили детей какому-то ремеслу (снимало ответственность  с работы родителей в старости).

В период много содержащей мыслей находим у Сократа, Платона, Аристотеля (др/греческих философов). Сократ ставил вопросы, через систему  наводящих вопросов он подводил молодежь к ответу – «метод наводящих вопросов». Сок. – из бедного сословия, но выступал за аристократию. Провозгласил существование  абсолютной умопостигаемой истины, знание которой, в отличие от ложных мнений, только и дает настоящую мудрость. Человек рожден для образования. Он отказывался рассматривать образование  как способ постижения формальной науки, как овладение прогматическим знанием. Считал, что образование – единственный путь духовного развития, основанный на понимании своего невежества, на самопознании. Процесс приобретения истинного знания человеком есть процесс рождения этого знания в самом человеке. Но это происходит лишь тогда, когда он готов к этому, обладает необходимым жизненным опытом и навыками самостоятельной мыслительной деятельности. Здесь необходима помощь мудрого учителя – наставника.

В 5-10в. в Центральной Европе сложилось феодальное общество. Возникает  другая система образования. Главная  ценность – церковь.

Существовали разные типы школ: монастырские школы (внутренние и внешние). Мальчиков отдавали в 1-ый тип школ, во 2-ом типе – учились, уходили домой. Школы кафедральные; приходские школы. В приходских школах обучались мальчики молитвам на церковном  языке, пению и письму; свои помещения; учителя – духовные лица. Основной материал для чтения – религиозные  книги; содержание которых недоступно для школьников. Применялись жесткие  телесные наказания. Обучение детей  – рыцарей. Старшие сыновья –  рыцари; с 7 лет проходили особый курс обучения у сюзеренов. С 7 до 14 лет  являлись пажами при семье сюзерена. В 14 лет или вручали меч и  в возрасте до 21г. являлись оруженосцами сюзеренов. По достижении 21 года они  посвящались в рыцари. Образование  девушек – выше, проходили особый   курс обучения при женских монастырях. В этот период времени в ряде государств Западной Европы возникают 1-ые университеты в Италии, Франции, Англии; позднее  – в Чехии, Польше. Имели 4 факультета: богословский, медицинский, юридический, до поступления на них – подготовительный факультет, факультет искусственный. Доступ к образованию малоимущего  населения закрыт. Большее находят  проявление…

  1. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕД МЫСЛЬ В ФЕЛДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ.

Ряд реформ Петра 1 в образовании: (нужно готовить свои кадры во всех областях жизни – его цель):

1)открыл в 1701г в  Москве новый тип школы –  школу математических и навигационных  наук; предназначалась дать и  общеобразовательные, и профессиональные  знания;

1 класс: основы грамоты  (букварь, часослов, псалтырь, основы);

2  ступень: математические, циферные классы (математика, астрономия, география);

старшие классы: специальные  науки (математические и навигационные  науки (арифметика на более высоком  уровне, геометрия, тригонометрия, астрономия).

Изучались по мере возрастных особенностей детей и усвоения знаний. Обучались дети не привилегированных  сословий (детей дворян там не было). Петром 1 открыты в Москве, Петербурге и крупных портовых городах: навигацкие, хирургические, инженерские школы.

1721г – развитие промышленности; создаются горнозаводские школы  при крупных уральских заводах

1714г – школы нового  типа (циферные училища) начальные  школы; в 1718г – 42 школы такого  типа.

Петр 1 пытался открыть  академию наук, в 1721г. создана после  его смерти.

В середине 18в. – в связи  с приходом на арену Ломоносова –  Ломоносовский период в развитие науки и просвещения.

В 18в. закладывались основы российского образования.

После обучения в Академии Ломоносов прошел подготовку в мамбурнском  университете под руководством философа и математика Христиана Вольфа, а  горное дело – у Хенкела. По пути из Германии в Голландию, его арестовывают; но он бежал, попал в Голландию, а  потом в Россию, где для него начались не золотые времена. Ломоносов  положил начало русскому просвещению. На протяжении 19 века, 18в. вся прогрессивная  педагогика вела войну, чтобы родные язык и литература стали основными  предметами школьного образования. Ломоносов – родоначальник нового подхода к языку в интеллектуальном значении. Он создает «Русскую грамматику»  – строго научный свод законов  изменения и сочетания слов; составил эпоху в языкознании и отечественной  педагогики.

Ломоносов обнаружил «немало  в России столь великой тьмы невежества, которые источают окружающие литераторы, ученые (Шлецер), искажали всю фактологию.

Ломоносов подготовил основные регламенты, определяющие работу МГУ  и гимназию при нем (2 школы: для  детей дворян; для детей разночинцев). Считал, что гимназия – тип учебных  заведений, который должен давать фундаментальные  основы искусств и наук;  выделял  ее как основной тип учебного заведения, лучший до сегодняшних дней. 1-ая гимназия 1725г (при Академии наук); закрыта  в 1918г. С именем Ломоносова связано  формирование в России русского литературного  языка.

В 1760г Шувалов представил в Сенат план реформирования системы  российского образования:

1)считал, что в каждом  населенном пункте открыть начальную  школу- речь о всеобщем обязательном  начальном образовании. Проект  Шув. Не прошел, т.к. Екатерина  П в угоду дворянскому сословию  создает новую систему образования: создать сословно-дворянскую систему образования закрытого типа. Приглашен Бердской. У деревни Смольная открыто закрытое дворянско-сословное образовательное учреждение для девочек (200) – Смольный институт. С 6 лет их забирали на 12 лет учиться: арифметика, география, танцы, религия, музыка. 2-ое отделение – для детей из мещанских семей (учили 7-6 лет). «Генеральское учреждение по воспитанию обоего поло юношества» - его документ. Открыты в Москве коммерческие учреждения; академии художеств.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"