Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

Педагогика экзамен по вопросам.docx

— 133.95 Кб (Скачать файл)

На основе революционно-материалистического  мировоззрения они создали в  русской педагогике революционно-демократическое  направление, которое отвечало интересам  революционного движения России.

Педагогические взгляды  В.Г.Белинского.

 

О роли и сущности воспитания.

Он утверждал, что природа  щедро одаряет людей способностями  и дарованиями, а бездарные и  тупые люди- такое же редкое исключение, как физические уроды. Сословная  принадлежность человека также не должна ограничивать его право на воспитание и образование.

Педагоги должны заниматься не подавлением у детей выдуманных пороков, а устранением причин, вызывающих детские проступки. Борьбу с отрицательным  поведением детей необходимо сочетать с развитием их положительных  свойств и качеств.

Цели воспитания.

Он выдвинул требование общечеловеческого воспитания. Первоначальное воспитание – говорил он – должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который  мог бы впоследствии быть тем или  другим, не переставая быть человеком. Воспитание развивает в ребенке  такие качества и черты, которые  должны иметь все люди вне зависимости  от их социального положения, национальности, знатности, богатства.

Белинский сделал педагогические выводы о необходимости воспитания детей в духе любви к своей  родине. Нужно сделать русский  язык и отечественную литературу важнейшими предметами обучения. Он призывал формировать у детей положительные  качества, присущие русскому народу, - смелость, находчивость, стойкость  духа, трудолюбие.

Содержание и методы школьного  воспитания.

Физическое воспитание детей  имеет своей задачей охранять здоровье детей, развивать их физические силы, ловкость и гибкость путем  установления правильного образа жизни, организации игр, выполнения гимнастических упражнений. Им также подчеркивалась необходимость соблюдения правил личной и общественной гигиены и усвоения естественнонаучных знаний о человеке. Физическое воспитание, по его мнению, должно осуществляться в тесной связи  с нравственным.

Белинский выступал против преподавания религии, за светское образование, повышение его уровня с учетом достижений отечественной науки.

Важнейшими учебными предметами Белинский считал гуманитарные науки (родной язык, литературу, историю).

Много внимания уделял Белинский  вопросам семейного воспитания. Семейное воспитание должно развивать в детях  с малых лет общественные интересы и стремления, а для этого отношения  взрослых и детей должны строиться  на взаимном доверии.

Он считал, что следует  давать мальчикам и девочкам равное образование.

 

Педагогические взгляды  А.И.Герцена.

Он решительно выступал против внедрения религии в воспитание, против превращения школ и университетов  в орудие укрепления крепостничества  и самодержавия.

Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет  интересами своего народа и стремится  к преобразованию общества на разумных началах.

Придавая большое революционизирующее  значение просвещению, Герцен много  внимания уделял умственному образованию, формированию материалистического  мировоззрения. Важнейшим средством  умственного образования он считал естествознание, которое научно объясняет  то, что кажется таинственным, мистическим; естественные науки подрывают корни  религиозных заблуждений и предрассудков, располагают точными методами изучения действительности.

Герцен стремился возбудить  у молодежи живой интерес к  изучению природы, выработать материалистический подход к окружающей действительности, сформулировать атеистические взгляды. Герцен был в то же время за систему  всестороннего общего образования.

Герцен всемерно подчеркивал, что образование должно соответствовать  развитию у учащихся самостоятельного мышления.

Герцен решительно протестовал  против деспотизма воспитателей и насилия  над детьми. Детям должны быть предоставлены  условия для свободного развития.

 

  1. Школа и педагогика в Российской империи 1 половины 19в.

Воцарение Александра I сопровождалось заменой устаревшей системы государственного управления — коллегий — министерствами.

Среди других министерств, организованных царской властью  в 1802 году, было создано Министерство народного просвещения.

В 1803 году были опубликованы «Предварительные правила народного  просвещения», а затем, в 1804 году, —  «Устав учебных заведений, подведомых университетам».

 

К этому времени в России имелись три университета: в Москве, Дерпте (ныне г. Тарту) и Вильно —  и должны были открываться университеты еще в Петербурге, Казани и Харькове. На университеты наряду с научными и учебными возлагались и административно-педагогические функции. Они должны были управлять  всеми учебными заведениями своего округа, в связи с чем при  советах университетов создавались  училищные комитеты и профессора университетов должны были выполнять  функции методистов и инспекторов («визитаторов»).

 

В учебный план приходских училищ входили такие учебные  предметы: закон божий и нравоучение, чтение, письмо, первые действия арифметики, а также чтение некоторых отделов  из книги «О должностях человека и  граждадина», которая с 1786 года применялась  в народных училищах как официальное  пособие, рассчитанное на воспитание чувства  преданности самодержавию. Занятия  в школе должны были проводиться 9 часов в неделю.

Уездные училища с двухгодичным сроком обучения создавались по одному в губернских и уездных городах, а при наличии средств —  и в большем числе. В городах  малые училища преобразовывались  в уездные.

Целью уездных училищ было, во-первых, подготовить учащихся для  поступления в гимназию, а во-вторых, сообщить детям непривилегированных  свободных сословий «необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности».

 

Уездные училища финансировались  лучше, чем малые училища. В то время как малые училища содержались  за счет пожертвований, собираемых приказами  общественного призрения, уездные  частично содержались за счет государственного бюджета, а также за счет местных  сборов, путем обложения населения. Это положительно сказалось на росте  числа уездных училищ.

Гимназии учреждались  в каждом губернском городе на базе главных народных училищ, там же, где их не было, следовало открыть  новые средние школы. Курс обучения в гимназии продолжался четыре года. Целью гимназий, предназначенных  для дворян и чиновников, являлась, во-первых, подготовка к университету, а во-вторых, преподавание наук тем, которые «пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного  человека».

Учебный план гимназии был  крайне обширным, энциклопедичным. В  него входили латинский, немецкий и  французский языки, география и  история, статистика общая и Российского  государства, начальный курс наук философских (метафизика, логика, нравоучение) и  изящных (словесность, теория поэзии, эстетика), математика (алгебра, геометрия, тригонометрия), физика, естественная история (минералогия, ботаника, зоология), теория коммерции, технология и рисование.

В гимназии предлагалось иметь  восемь учителей и учителя рисования, с нагрузкой от 16 до 20 недельных  часов. Каждый учитель вел цикл предметов: философские и изящные науки, физико- математические дисциплины, экономические  науки. Это создавало лучшие условия  учебной работы педагогов средней  школы для привилегированного населения  по сравнению с уездными училищами, рассчитанными на простых людей.

В учебном плане гимназии отсутствовал закон божий.

 

Крепостные крестьяне, находившиеся во владениях помещиков, учились  у дьячков и домашних учителей, которые применяли буквослагательный  метод обучения грамоте, чтение часослова. В селениях крепостных крестьян школы  должны были открываться помещиками, но вплоть до 50-х годов XIX века в крепостных селениях школ почти не было. Министерство народного просвещения не проявляло  никакой заботы о создании школ для  крестьян.

 

Школами для государственных  крестьян (к началу 40-х годов XIX века государственных крестьян в России было более 20 миллионов) занимался Ученый комитет министерства государственных  имуществ, в котором около четверти века (1838—1862) работал в должности  старшего члена Комитета по народному  образованию видный общественный деятель, писатель и музыковед, выдающийся педагог-просветитель Владимир Федорович Одоевский (1804—1869). Он осуществлял педагогическое руководство  учебной деятельностью сельских училищ государственных крестьян.

 

Рост производительных сил  страны, промышленности и сельского  хозяйства вызвал некоторые сдвиги в развитии профессионального образования. Открываются высшие технические  учебные заведения (в 1828 году в Петербурге открывается Технологический институт, в 1832 году — Институт гражданских  инженеров, преобразованы ранее  существовавшие Горный и Лесной институты). В губерниях организуются государственные  средние и низшие сельскохозяйственные (в Западной Европе они были главным  образом частные), технические и  коммерческие учебные заведения (с 1839 года при некоторых гимназиях и уездных училищах открываются реальные классы, в которых изучаются технические и коммерческие науки).

Царское правительство считало, что юношеству недворянского  происхождения следует давать больше практических и ремесленных умений и навыков и меньше всего общеобразовательных  знаний.

 

  1. Школа и педагогика в России в конце 19в. нач 20в.

1)Борьба прогрессивных  сил за демократизацию школы.

2)Выступление большевиков  по вопросу народного образования.

3)Буржуазно-демократическая  педагогика, её главные представители  – Вахтеров, Вендцель, Кахтерев.

1897г – перепись населения:  грамотность среди лиц мужского  пола – 40%, среди женского –  16%.

Основным типом начальной  школы были «школы – грамоты» (срок обучения около 3-ех лет); 2-3- года – одно классные училища; 2-ух классные училища  – 2 года во 2-ом классе.

Городские и уездные училища  – высшее образование.

Более 90% школ – одно классные училища.

1896г- в 6808 школ обучалось.

В прогимназиях и гимназиях  – 100000 человек, из них – большая  часть – дети чиновников и дворян. Проведены военная, судебная, школьная реформы (с 1856г); школьная реформа готовилась 40 лет.

10 мая 1860г – Положение  о женских училищах Ведомства  министерства народного просвещения.

Были 2 разрядов: 1-ый – 6 лет; 2-ой – 3 года (закон божий, география, математика, чистописание и др.)

Реформа высшей школы –  Устав 1863г.

1866г- Положение о земских  учреждениях: в 34 губерниях Европейской  России вводились земства.

1869г – введены должности  инспектора в системе народного  образования; 187… - директора училищ.

Реальные гимназии в конце 19в. ликвидировали; все они стали  классическими, где обучались дети дворян.

1887г – Уставом ликвидирована  автономия. Земских школ было  открыто вдвое меньше.

Начальная школа с 3-ех летним курсом обучения не могла обеспечить обучение. Созданы 2-уклассные с 5-ти летним курсом начального училища (3-1, 2-2), были городские училища   с 6-ти летним курсом (закон божий, алгебра, геометрия, история, география, черчение, пение).

Были внесославные, но преобладали  дети чиновников и дворян. Были кадетские, пажеские корпуса (только дети дворян).

Большевики разработали  программу 1922г.; раздел «Об образовании»: профессиональное, всеобщее обязательное; бесплатное образование; отделение  школы от церкви; снабжение бедных детей пищей, одеждой, учебными пособиями  за счет государства; обучение на родном языке; воспрещение использовать труд детей в школьном возрасте до 16 лет; ограничение рабочего времени подростка 5 часами; устройство при заводах  яслей для грудных детей; бесплатные учебники.

До 1958г в средней школе  была установлена и плата за обучение (8, 9, 10, 11 кл.) «Фонд всеобуча».

К.Н.Вендцем: вместо школы  предложил домашнее свободное развитие ребенка, где не было учебного плана (возраст от 3 до 13 лет), объединялись в подвижные группы по возрасту; приходили со взрослыми; велись беседы, из которых они выносили свои навыки. Отсутствовали системные занятия. Основная деятельность – мастерские с видом разного детского труда.

Вахтерев: для начального и среднего подготовил много учебников: «Русский букварь», «Мир в рассказах  для детей» (3ч.), отвергал революционный  путь развития общества.

Кахтеров: из каждых 11 детей  обучается только 1 (до 1917г). Приветствовал  перемены 1917г. Разрушения у них больше, чем созидании: «Новая школа в  новой России» – изложил программу  демократического обновления школ, систему  гражданского воспитания. Принцип автономного  педагогического процесса, т.е. самоуправление школой и независимость в управлении.

 

  1. Пед взгляды Пирогова

Журналы: «Ясная Поляна», «Вопросы воспитания». Все выступали за общедоступность  образования, внедрение демократических  начал.

Пирогов родился в Москве в семье интенданского чиновника; получил домашнее образование (до 12 лет – от студентов МГУ); с 12 до 14 – учился в частном пансионате, потом в 14 лет самостоятельно готовился  (+самостоятельное обучение); поступил в МГУ; в 18 лет – закончил его. В 1828г. рекомендован профессорами для продолжения образования за границей (в городе Тарту, у профессора Мойера – по хирургии готовился). С 1836г по 1841г работал профессором в Дерпте; в 1841г. в Петербурге получает кафедру хирургии в медико-хирургической академии. В 1853-1855г – в Крымской войне; возглавил группу медсестер (1-ый применил наркоз). Стал размышлять о развитии государства. В 1856г. публикует 1-ую статью в журнале «Морской сборник» статья «Вопросы жизни», дала огромный резонанс в общественном сознании людей. От образования зависит все в стране – главный тезис Пирогова. Он заставил всю интеллигентную часть России обратить на это внимание. Царь назначает его попечителем одесского учебного округа (входили все образовательные учреждения этой местности). Уделял особое внимание улучшению школьного дела в округе: посещал учебные заведения, давал конкретные указания; издал ряд циркуляров по многим направлениям работы школ. Выделил 2 вида образования: энциклопедическое и специальное. Под 1-ым он понимал, что в его процессе «совершается стройное и постепенное развитие умственных способностей человека. Ум приготовляется к самостоятельной деятельности на поприще учения». 2-ой вид – «приготовляются к применению избранными ими предметами для пользы целого общества». Ришельевский лицей: курс распределен между 19 предметами (половина часов – между 6 предметами, не имеющими никакого отношения с математикой). Разработал проект преобразования лицея в университет. По его ходатайству «Одесский вестник» передан в ведение лицея; там печатались статьи профессоров. Циркуляры Пирогова: «О телесных наказаниях». (Считал меру аморальной; запретил сечь детей в присутствии других детей; выступил против телесных наказаний детей); «О методах преподавания» (содержание образования уже отработано, а методы надо совершенствовать; на педсоветах обсуждать вопросы методов преподавания); «О цели литературных бесед в гимназии» (рекомендовал такие беседы проводить по другим предметам школьного курса); «О педагогическом совете», «О начальном обучении»; «О преподавании географии», «О проводимых экзаменах», «О наказаниях учеников». Решения педсоветов должны все члены совета подписывать этот документ: тогда он имеет большую силу и обязывает их всех исполнять. Плодотворная работа Пирогова на посту попечителя имела большое значение. Классическому образованию значение придавал большее значение, чем реальному. Полтавские гимназии посетил царь, но уехал неудовлетворенный.В Киеве Пирогов не долго проработал. Получил отставку от царя. Вскоре он возвращается в родное село Вишники.   Вопросы статьи Пирогова: «К чему вы готовите вашего сына? – Быть человеком. Разве вы не знаете, что людей нет на свете; это одно отвлечение вовсе ненужное для нашего общества; «Как необходимы механики, врачи и т.д. Правда ли это?» Необходимо определить 3 пути формирования личности: 1)согласить нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества; 2)изменить направление общества (против революционных изменений); 3)приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе; доставив нам все способы и всю энергию выдержать неравный бой. Противопоставления сословного деления школ и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которая стремилась вести правительство за счет снижения уровня общего образования. Красной нитью проходит мысль.    Вопросы воспитания не стали пока вопросами жизни, что современное общество не уделяет ему достаточного внимания. Недостатки, по Пирогову:1)сословность и узкоспециальная ребяческая целенаправленность. Он считал сословность основной преградой на пути получение общего образования; также крепостного права отмена. Лейт-мотив статьи: не принадлежность какому-либо сословию, а склонности и способности к образованию и материальная обеспеченность должны определять фактическую возможность получения образования. Совершает переход к классовой школе, которая не требует разных программ, но требует плату за обучение.  Понятием «специалист» в системе воспитания заменено понятием «человек». По Пирогову, более нужны обществу «истинные люди». Чтобы воспитать такого человека; в нем надо:    1)развить умственные способности;  2)воспитать твердую волю; 3)воспитать высокое нравственное убеждение;  4)искреннее любить правду и стоять за нее горой; 5)добросовестно и аккуратно относиться к своей обязанности   («Педагогические сочинения Пирогова» – статья Ушинского: Пирогов увидел в образовании не вопрос дидактики, но вопрос жизни и человеческого духа). Пирогов наметил 2 линии в образовании:  1)классическая; 2)реальная.  Но в основе этих направлений в образовании, по Пирогову, должна быть элементарная начальная школа (2 года). 2-ая ступень – прогимназия на базе начальной школы, которая состояла из 4-ех классов (год обучения). По реальной линии предметы: закон Божий, священная история, чтение Евангелия; русский язык, арифметика, история, естествоведение; новые иностранные языки. Классические прогимназии план отличался тем, что, начиная с 3-его класса началось обучение лам. языку, с 4-ого класса – греч. яз. Окончив реальную прогимназию, можно было поступать в реальную гимназию или на практическую работу. Из классической гимназии – в университет или другой профильный вуз. После реальной гимназии – в высшие специальные учебные заведения. В классической гимназии главное место занимали другие языки, язык отечества; математика и история; исключался основной предмет реальной гимназии – естествознании. В реальной гимназии – меньше времени на изучения русского языка и истории. Предметы классического плана требует большое напряжение сил и возможностей. Главное предназначение реальных школ – подготовка к практической деятельности. Защищая в системе образования, оба направления, выделял классические школы. Приписывал высшую образовательную силу 2-ум языкам – 2-ум другим языкам, русский язык; истории, которые составляли основу классических гимназий. Решала несколько задач: устраняла наличие школьных тупиков. Большое значение – самостоятельной работе учителей придавал. Считал дисциплину одной из важнейших условий воспитания личности; выступал против телесных, физических наказаний. Считал, что эта мера вредная во всех отношениях. Поручил специальному комитету разработать правила по наказанию (большинством голосов принято сохранение телесных наказаний в исключительных случаях: 1)по решению педсовета; 2)заранее предупредить родителей). Пирогов подчинился большинству и подписал циркуляр. Добролюбов написал 2 статьи: «От дождя и в воду»; «Всероссийские люди, разрушаемые розгами».

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"