Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

Педагогика экзамен по вопросам.docx

— 133.95 Кб (Скачать файл)

Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного  образования: созданы начальные  архирейские школы и духовные семинарии, имевшие довольно широкую  общеобразовательную программу. В  них обучались иногда и дети податного  населения. Крепостное крестьянство было лишено возможности получать образование  в государственных школах. Только редкие одиночки из народа учились  у дьячков и домашних учителей церковной грамоте.

 

М. В. Ломоносов и его значение для развития русской педагогики и школы.Изумительная разносторонняя деятельность великого сына русского народа М. В. Ломоносова вдохновлялась  его страстным патриотическим стремлением  сделать свою любимую родину могучей, богатой и просвещенной.

Ломоносов вел непримиримую борьбу с теми реакционными учеными, которые  тормозили развитие русской науки  и подготовку «ученых россиян», пользуясь  поддержкой придворных невежд, действовавших  в корыстных целях. Он с возмущением  говорил о том, что крестьянам закрывают доступ в учебные заведения, всемерно добивался организации  в России бессословной школы.

В патриотической борьбе Ломоносова за развитие русской науки большое  место занимала его педагогическая деятельность в университете и гимназии при Академии наук.

Возглавляя с 1758 года эти учебные  заведения, Ломоносов определил  общие правила работы гимназии и  университета, разработал учебный план гимназии и распорядок учебной работы университета, установил принципы и  методы обучения в этих учебных заведениях. В составленном им в 1758 году «Регламенте  академической гимназии» Ломоносов  отстаивал мысль об общеобразовательном  и бессословном характере средней  школы.

Для гимназии и университета он создал ряд учебников. В 1748 году им была написана «Риторика», в 1755 году - «Российская  грамматика», которые в течение 50 лет были лучшими учебными руководствами  русской общеобразовательной школы. В них нашло свое применение передовое  учение Ломоносова о языке и литературе, в которых, по его мнению, отражаются реальные отношения действительности. Ломоносов написал книгу по истории. В переведенном им учебнике «Экспериментальная физика» явления природы объяснялись  в духе философского материализма. В этой книге впервые было дано не догматическое изложение физических законов, а описание физических опытов, подводящих учащихся к пониманию  законов физики.

Ломоносов принял самое активное участие  в создании Московского университета.

 

Закрытые сословно-дворянские учебные  заведения.Мероприятия государства  в области экономики, политики и  культуры, осуществленные в XVIII веке, способствовали возвышению дворянства. Дворянство превращается в правящее сословие, оно пользуется большими привилегиями. Для дворян начиная с 1731 года создаются особые военные школы - кадетские корпуса, в которых дворянские дети подготовлялись к военной службе в офицерских чинах.

Первая закрытая сословно-дворянская школа - Сухопутный шляхетский корпус - была открыта в 1731 году в Петербурге. По его образцу строились все  кадетские корпуса. В этих школах наряду со специальной военной подготовкой  дети дворян получали широкое общее  образование и «светское» воспитание.

В кадетском корпусе было четыре класса. В каждом из них обучение продолжалось от двух до четырех лет. Общий срок обучения составлял в  среднем 10-12 лет. Счет классам велся  в обратном порядке, т. е. первый класс  считался четвертым, а выпускной - первым.

В первых двух классах (четвертом и  третьем) изучались общеобразовательные  предметы: словесность, математика, история  и география, а в старших классах - специальные. Кроме того, в корпусе  уделялось большое внимание верховой езде, фехтованию, танцам и музыке, выработке  у дворянских детей хороших манер, умения вести себя в «высшем обществе», в «свете».

Определение будущей профессии  производилось не в принудительном порядке, как это имело место  в государственных школах, открытых при Петре I, а в зависимости  от склонностей и желаний самих  воспитанников, которые могли специализироваться в области гражданской или  военной службы.

Создавая для своих детей  закрытые учебные заведения, дворяне  использовали достижения современной  педагогики. Обращалось большое внимание на физическое и эстетическое воспитание учащихся, применялись гуманные методы обучения. При кадетском корпусе  имелись хорошо составленная библиотека, свой театр, среди учащихся было широко развито стихотворное творчество, ими издавался журнал, проводились вечера, различные увеселения, прогулки и т. п.

 

Московский университет и его  влияние на развитие педагогики и  школы. Ко второй половине XVIII века появилась  немногочисленная русская интеллигенция - прогрессивные ученые, группировавшиеся вокруг М. В. Ломоносова. Как важнейшая  проблема тогда выдвигалась задача создания центра отечественной науки, который готовил бы ученых из «природных россиян». Ломоносов доказывал, что  новый центр науки необходимо организовать в Москве, которая и  после основания Петербурга продолжала оставаться экономическим, культурным и общественным центром русской  жизни. В апреле 1755 года при самом  ближайшем участии М. В. Ломоносова был открыт в Москве университет  в составе трех факультетов: юридического, философского и медицинского. В отличие  от западноевропейских университетов  он не имел богословского факультета. Структура и направление работы каждого факультета обеспечивали интересы развития наук природоведческих (особенно физики) и общественных (словесности  и истории). На медицинском факультете должны были изучаться естественные науки «во всем их пространстве», а в состав философского факультета входили историко-филологические кафедры. Московский университет стал центром  светского образования.

При университете были открыты две  гимназии. В соответствии с устоями  самодержавно-крепостнического строя  и сословными воззрениями дворянства на задачи и формы образования  одна гимназия предназначалась для  дворян и вторая - для разных чинов  людей, кроме крепостных крестьян. Мечты  гениального Ломоносова о разрешении крестьянам получать образование в  университете не осуществились.

В гимназии изучались языки российский, латинский и один из иностранных, словесность, математика и история. Важно отметить, что среднее образование  начиналось в университетской гимназии с изучения отечественного языка.

 

При университете на протяжении второй половины XVIII века работало много различных  литературных и научных обществ. Большую роль в развитии школьного  обучения играло «Типографическое общество», в котором большую роль сыграл видный писатель-сатирик и просветитель - педагог Н. И. Новиков. Общество собирало пожертвования на организацию книжных  лавок, местных типографий и библиотек  в провинциальных городах, а также  издавало много учебной литературы для школ и домашнего обучения.

 

  1. Школа и педагогика Западной Европы в конце 19 нач 20 века.

Педагогические аспекты  деятельности Вильгельма Августа Лая (1862-1926), представителя экспериментальной  педагогики, автора «школы действия».     Педагогический процесс :

1) Через восприятие (Наблюдательно-  вещественно восприятие)- жизнь природы,химия,физика,география,естественная  история

2) Переработка - жизнь  человека,учение о народ хоз-ве, граждановедение,педагогика,история,философия,мораль

3) Через выражение(изобразительно-формальное  преподавание) - словесное изображение(язык), художественное изображение, эксперименты,физическое  изображение, математич изображение,уход  за животными, творчество в  моральной области, поведение  в классной общине.

Труд в системе Лая  – не учебный предмет, а принцип  преподавания.

В.А.Лай биологизировал педагогику и механистически трактовал процесс  воспитания.

 

Георг Кершенште(а)йнер (1854-1932)

Окончил Мюнхенский университет, работал преподавателем в коммерческих училищих и гимназиях Норнберга, Швайнфурта, Мюнхена. С 1918г профессор  Мюнхенского университета.

Основные работы: Понятие  гражданского воспитания. Понятие трудовой школы; характер и его воспитание.

«…Главные вопросы политической экономии и главные вопросы воспитания взаимно связаны друг с другом: как многих экономических проблем  нельзя решить без хорошего народного  образования, так во многих случаях  невозможно действительное улучшение условий воспитания без улучшения экономических, соц. частью даже политических условий».

 

Одна из ярких фигур  немецкой педагогики конца Х1Х –  начала ХХв. Находясь под сильным  влиянием идей Песталоцци, он стремился  найти для школы твердую почву  в тесной связи с жизнью на основе трудового принципа. Делает попытку  подойти к ученику со стороны  его профессиональных интересов  и гражданского воспитания.

 

Гражданское воспитание

Трудовая школа

Формирование характера

Гражданское воспитание.

Считал, что необходимо воспитывать  подростков в понимании задач  гос-ва, сознании вытекающего отсюда гражданского долга и любви к  Отечеству, что удержит воспитанников  от революционных выступлений.

Религиозность использоваться как средство гражд. воспитания.

Трудовое воспитание.

Смысл трудовой школы видел  в том, чтобы при минимуме научного материала развить максимум умений, способностей, пробудить радость  от труда на службу государству.

Трудовая школа требует  учителя, который бы кроме книжного образования «пропитался духом  трудовой школы».

Ручной труд является основой  собственного опыта детей.

Народную школу и армию  рассматривал как важнейшие гос. воспитательные учреждения.

Предложил создавать обязательные доп. школы для работающих подростков, закончивших народные школы.

Придавал большое значение обстановке вне школы, деятельности различных молодежных организаций, в которых больше возможностей для  организации самоуправления.

Перестроил учебные планы  народной школы в Мюнхене. Большое  место отводилось математике, естествознанию, рисованию, занимались гимнастикой, пением, Законом Божьим.

Ввел активные методы обучения с широким использованием наглядности, практических работ, экскурсий.

Разработал систему и  методику трудового обучения.

Ставил вопрос о самостоятельной  духовной работе, для чего надо уменьшить  учебный материал и активизировать библиотеки, в которых воспитанники будут заниматься самостоятельно.

 

  1. Пед взгляды Р. Оуэна.

Очень заботился Оуэн о  школе для маленьких детей. Здесь  дети учились пению и танцам, много  времени проводила на свежем воздухе. Особое внимание было уделено физическому  воспитанию, гимнастике, играм. Большое  значение придавалось воспитанию детей  в духе коллективизма. В этой школе  не проводилось систематическое  обучение письму и чтению, грамоте  детей учили в процессе бесед  о природе, об окружающих предметах  и явлениях. Много внимания уделялось  эстетическому воспитанию, музыкальным  и ритмическим занятиям. При этом Оужн справедливо полагал, что не следует давать детям учебных  книг, которые пронизаны религиозной  идеологией.

В начальной школе учащиеся изучали родной язык, арифметику, географию, естествознание и историю. Оуэн совершенно исключил из школы обычное для  того времени религиозно-догматическое  обучение. Он стремился дать детям  доступные для их возраста знания, развить их мышление. Все обучение строилось на основе широкого применения наглядности: стены школы были покрыты  рисунками, изображавшими животных и растения; на занятиях использовались различные наглядные пособия.

Большое значение Оуэн придавал трудовому воспитанию детей.

С десятилетнего возраста дети посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн осуществлял  соединение обучения с производительным фабричным трудом детей.

Оуэн впервые в истории  создал дошкольные учреждения (ясли, детский  сад) и начальную школу для  детей рабочих с широкой общеобразовательной  программой. Он основал для детей  старше 10 лет и для подростков, занятых на производстве, вечернюю школу, соединив обучение с производительным индустриальным трудом, организовал  для взрослых рабочих клуб, где  проводились культурно-просветительные  мероприятия.

Выступления Оуэна против религии.

Особенностью учебно-воспитательных учреждений Оуэна было отсутствие в  них традиционного религиозного обучения. Он заявлял, что религия  превратила мир в громадный сумасшедший  дом.

Стремясь к просвещению  народа, Оуэн требовал введения всеобщего  начального обучения, отстранения духовенства  и церкви от влияния на школу и  передачи всей системы народного  образования в руки государства.

Оуэн об образовании характера.

А 1813 году Оуэн выпускает  свой труд «Новый взгляд на общество, или  Опыты об образовании человеческого  характера». В котором утверждает, что характер человека определяется независимыми от его воли условиями  окружающей среды. Человек, говорил  он, никогда не создавал свой характер и не может его создать. Оуэн полагал, что если изменить условия среды  и воспитания, то можно сформировать любой характер. Новая организация  общества будет, таким образом, достигнута путем воспитания и просвещения  народа. Появятся новые люди, которые  мирным путем установят социалиститические отношения.

Оуэн о коммунистических общинах. Опыт воспитания в «Новой Гармонии».

Энгельс писал, что переход  к коммунизму был поворотным пунктом  в жизни Оуэне.

В своих выступлениях Оуэн подверг резкой критике капиталистический  строй, который основан на неравенстве, эксплуатации и заблуждениях. Он считал необходимо бороться против: частной  собственности, буржуазной формы брака  и религии.  Будучи утопистом, он полагал, что новый строй будет  создан не путем революции, а путем  создания коммунистических общин, кооперативов, справедливого обмена между товаропроизводителями, и в особенности правильно  организованного воспитания.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"