Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

Педагогика экзамен по вопросам.docx

— 133.95 Кб (Скачать файл)

Воспитание в новом, коммунистическом обществе будет всесторонним, образование  – подлинно научным. Умственное образование  будет соединено с физическим воспитанием и производительным трудом, осуществляемым «при содействии сил механики и химии».

Иначе будет поставлено и нравственное воспитание: оно будет  осуществляться в духе коллективизма.

В колонии в соответствии с принципами Оуэна были открыты  школы, в которых давалось систематическое  умственное образование, основанное на научных данных, нравственное воспитание в духе новых норм морали, трудовое и физическое воспитание.

Значение опыта и педагогических идей Оуэна.

Роберт Оуэн первый обосновал  и реализовал идею общественного  воспитания детей с первых лет  их жизни и создал первое в мире дошкольное учреждение для детей  пролетариата. В его образовательно-воспитательных учреждениях давалось умственное и  физическое воспитание, детей воспитывались  в духе коллективизма. Оуэн не только изгнал религию из своих воспитательных учреждений, но и боролся с религиозными воззрениями, препятствующими, по его  мнению, подлинному просвещению народа. Оуэн последовательно и остро  критиковал капиталистический строй  и воспитание в буржуазном обществе.

  1. Педагогика Гербарта.

Он утверждал, что мир  состоит из бесконечного множества  вечных сущностей – реалов, которые  недоступны познанию человека. Представление  людей об изменяемости мира, говорил  он, иллюзорно, бытие, сущность бытия  неизменны.

Свое понимание сущности воспитания Герберт выводил из идеалистической  философии, а цель воспитания – из этики.

Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение  педагогической теорией. Он говорил, что  педагогу нужны широкие философские  взгляды.

 

Гербарт придавал большое  значение установлению цели воспитания, в зависимости от которой должны определяться воспитательные средства. Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного  человека.

Педагог должен поставить  перед воспитанником те цели, которые  тот поставит сам перед собой, когда сделается взрослым. Эти  будущие цели могут быть подразделены на: 1)цели возможные,

2)цели необходимые.

Процесс воспитания Гербарт  делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание.

Управление имеет своей  задачей не будущее ребенка, а  только поддержание порядка в  настоящее время, т.е. в процессе самого воспитания. Оно призвано подавить «дикую резвость», которая, как считал Гербарт, свойственна детям. Поддерживая  внешний порядок, управление создает  предпосылки для осуществления  процесса воспитания.

Первое средство управления – это угроза. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором, который, по мнению Гербарта, весьма действен  в ранние годы.

Необходимо применять  разнообразные приказания и запрещения, которые должны быть точными и  конкретными.

Авторитет и любовь Гербарт  считает вспомогательными средствами управления.

Он полагал, что ребенок  не обладает сознанием до тех пор, пока не приобретет путем систематического обучения определенного круга представлений.

На этом основании он неправильно оторвал управление от нравственного воспитания, рассматривая управление, т.е. установление дисциплины, только как условие воспитания, тогда  как на самом деле дисциплина не только условие, но также средство и  результат воспитания.

Обучение.

Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания; ввел в педагогику термин воспитывающее  обучение.

Гербарт неправомерно подменил сложный процесс воспитания обучением, не учитывая влияний социальной среды  и значения эмоции в нравственном воспитании.

Обучение, по Гербарту, должно основываться на многосторонности интересов. Одни из них направлены на познание окружающей действительности, другие – общественной жизни.

Одна из важнейших задач  образования заключается у Гербарта в возбуждении многостороннего  интереса. Гербарт рассчитывал разрешить  ее созданием у воспитанников  разнообразных и подвижных групп  представлений путем изучения различных  учебных предметов. Поэтому учащимся следует, по его мнению, дать все  усложняющийся круг гуманитарных знаний, сконцентрированных вокруг истории  и литературы древних народов.

Гербарт высоко ценил древние  языки и математику, причем математику главным образом как средство развития мышления, «сильную гимнастику духа». Он предлагал создать следующие  типы школ: элементарную, городскую  и гимназию. Между ними не было преемственности, каждый из этих типов школ существовал  самостоятельно: из первых двух

можно поступать лишь в  специальные школы, а из гимназии – в высшие учебные заведения. Гербарт был противником единой системы образования. Он был горячим  сторонником уже отживающего  классического образования. В реальной школе, по его мнению, должны учиться  те, кто будет заниматься торговлей, промышленностью, ремеслом и другими  видами практической деятельности. Для  тех же, кто предназначался для  умственных занятий, руководства и  управления, для избранных, Гербарт  рекомендовал классическое образование.

Большое внимание уделял Гербарт  проблеме интереса как важнейшему условию  и средству успешного обучения. Гербарт  считал необходимым так вести  преподавание, чтобы навстречу новым  впечатлениям, сообщаемым учителем, в  душе ученика поднимались вереницей  уже имеющиеся у него представления. Усвоение новых представлений на основе имеющегося у учащихся предшествующего  опыта он называл апперцепцией.

К интересам первой группы он относит интересы: эмпирический, умозрительный, эстетический.  Ко второй группе интересов относятся: симпатический, социальный, религиозный.

Гербарт различал следующие  виды внимания. Детям сначала присуще  примитивное внимание, непроизвольного  внимания, апперцептивное внимание, произвольное внимание, которое зависит от заранее  принятого намерения, от усилий самого ученика.

Гербарт дал много ценных дидактических советов о том, как развивать и поддерживать в учениках интерес и внимание. Обучение не должно быть слишком трудным, но и излишняя его легкость только вредит делу.

Гербарт дал также ценные советы о заучивании наизусть. Наиболее эффективным он считал для этого  упражнение учеников путем постоянного  применения заученного материала в  связи с тем, что привлекает их внимание.

Ступени и ход обучения.

Многостороннее образование, писал Гербарт, должно быть цельным  и единым, но только не поверхностным  и легкомысленным отношением к делу. Обучение должно представить картины  мира в сознании учащегося как  единое целое.

Гербарт разработал теорию ступеней обучения, ставшую широко известной среди педагогов всех стран. Он сделал попытку привести обучение в соответствие с законами психической  деятельности ребенка, которую он понимал  как механизм деятельности апперцептивного  процесса.

Процесс обучения, по Гербарту, обязательно проходит через углубление в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание).

Отсюда следуют четыре ступени обучения, которые Гербарт  назвал: 1)ясность; 2)ассоциация; 3)система; 4)метод.

Первая ступень – ясность  – это углубление в состоянии  покоя.

Вторая ступень – ассоциация – это углубление в состоянии  движения.

Третья ступень – система  – это осознание в состоянии  покоя.

Четвертая ступень –  метод – это осознание в  состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям.

Нравственное воспитание.

Гербарт разработал такую  систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. Главное место в его системе  занимает деятельность учителя по внедрению  средствами обучения в сознание ученика  моральных понятий.

Гербарт уделял большое  внимание религиозному воспитанию. Он настаивал, чтобы религиозный интерес  возбуждался у детей как можно  раньше и постоянно развивался, с  тем чтобы "« поздние годы душа мирно и безмятежно пребывала  в своей религии». Религия, по Гербарту, требует «чувства смирения» и  необходима как сдерживающее начало.

В отличие от обучения нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.

Принципы нравственного  воспитания у Гербарта противоположны принципам управления. Там подавляются  проявления воли и сознания ребенка. А в системе нравственного  воспитания все методы должны иметь  опору в том хорошем, что уже  имеется у воспитанника. Нравственное воспитание должно стремиться "поднять  в глазах воспитанника его собственное  «я» посредством глубоко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти  у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать  в уныние, если это сразу не удается. «Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием.  «Увещевать» воспитанника, указывать на его промахи, исправлять их.

Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя, считал, что этот авторитет всегда заменяет воспитаннику "общее мнение». Все эти высказывания являются ярким  выражением консервативного характера  гербартианской теории.

 

  1. Пед взгляды Дистерверга.

Он настаивал на прекращении  опеки церкви над школой и осуществлении  контроля над ней не священником, а специалистом-педагогом.    Сущность воспитания, его цели и  основные принципы.  Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого  воспитания, исходя из которой он боролся  против сословного и шовинистического подхода к решению педагогических проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать  гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков».  Важнейшим  принципом воспитания Дистервег  считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природосообразность воспитания в  его трактовке – это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и  индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать  своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании». Большой заслугой Дистервега является его отношение к педагогическому  опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на необходимость  изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагогического  труда. Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Подчеркнул необходимость  установления тесной связи между  воспитанием и духовной жизнью общества.   Одним из основных требований, которые  современная действительность выдвигает  перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега, развитие в детях  самодеятельности.  Высшую цель воспитания Дистервег определял как «самостоятельность на служении истине, красоте и добру».   Умственное образование. Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной  задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей. Обучение должно способствовать всестороннему  развитию человека и его нравственному  воспитанию. Каждый учебный предмет  наряду с его образовательной  ценностью имеет еще и нравственное значение.  Дистервег создал дидактику  развивающего обучения, ее основные требования он изложил в виде 33 законов и  правил обучения. Он прежде всего настаивал  на том, чтобы обучать природосообразно, в соответствии с особенностями  детского восприятия.  Большое значение Дистервег придает сознательному  усвоению изучаемого материала. Одним  из показателей такого усвоения является способность учащихся ясно и четко  изложить сущность дела.  Много внимания Дистервег уделяет закреплению  материала. Эффективность того или  иного метода обучения определяется, по Дистервегу, тем, насколько он содействует  возбуждению умственных сил учащихся. По мнению Дистервега, «плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить».Требования к учителю. Развитие детской самодеятельности в процессе обучения, вооружение учащихся знаниями Коменский, он придает большое значение в обучении четко разработанному учебному плану и хорошему учебнику, но в отличие от чешского педагога он подчеркивает, что в конечном счете успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом. Хороший учитель должен в совершенстве владеть своим предметом и любить свою профессию и детей. Хороший учитель, указывает Дистервег, твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступает от них. Дидактика развивающего обучения Дистервега и его учебники оказали большое влияние на дальнейшее развитие начальной школы.

 

  1. Воспитание и образование в царском лицее (1811-1817г)

В Постановлении от пункта 14, 18:

1)лицей в правах и  имуществах своих равняется с  университетами; 2)Воспитанники по  окончании наук в лицей поступают  в гражданскую службу.

11 января 1811г. – постановление  о Лицее. Прием проходил в  3 срока. Зачислено 30 человек из 50 желающих; смотр проходили 36. Прием  проходили на квартире у графа  Разумовского. 2 направления русского  национального воспитания были  заложены в лицее: 1)утвердить,  реализовать характерные черты  древнерусской педагогики; утвердить  школу у домашнего очага; 2)передовые  русские общественно-педагогические  идеи 2-ой половины 18-начало 19в. (идеи  воспитания граждан, сынов Отечества,  общечеловеческие идеи, сочетаемые  с глубоким национальным самосознанием). В понятие нравственных наук  входили те познания, которые  относятся к нравственному положению  человека в обществе.  В понятие  «нравственные науки» входили,  но и политические, юридические  науки. До 1816г в лицее не  были оценки  в баллах. Итоги  подводились в торжественной  обстановке. Главное в процессе  учения – не допустить праздности. Изящные науки и гимнастические  упражнения: музыка, пение, литературное  творчество, гимназические занятия.  В учебный план введено обучение  танцам; в 1816г – обучение верховой  езде и плавание. Отличительная  черта – воспитать у каждого  лицеиста гуманистические основы  взаимоотношений между лицеистами; уважение к личности другого;  воспитание чувства собственного  достоинства. Отвергались телесные  наказания.

Методы наказания:

1.Отделение в классе  за обособленный стол;

2.Имена ленивых – на  черной доске белыми буквами.

3.Решение общего стола  (хлеб и вода), не более 2 дней

4.Уединенное заключение.

Меры поощрения.

1.имена отличившихся  – на белой доске золотыми  буквами.

2.книги с надписью  директора и профессора той  науки, где отличились.

3.при испытаниях отмечаются  золотыми и серебряными медами.

Новаторский момент – изучение славянского языка. Преподавание отечественной  истории и словесности. 1-ый директор (1811-1814г) –Малиновский; с широким  гуманитарным образованием; знаток западных и восточных языков; трактат «Рассуждение о мире и войне». Следующий директор – Энгельгард. В записке на имя  императора подчеркивал необходимость  сделать управление лицеем без вмешательства  из вне; требовал автономии лицея. Он выпускал Пушкина. Следующий директор – Аракчеев.

  1. Русская революционно-демократическая педагогика 30-40гг. 19в (В.Г. Белинский , А. Н. Герцен)

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"