Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

Педагогика экзамен по вопросам.docx

— 133.95 Кб (Скачать файл)

Нормы и положения:

1)проведения бесплатного  общего и политехнического образования  и обязательного обучения всех  детей в возрасте до 17 лет.

2)создание сети дошкольного  образования;

3)полное осуществление  принципов единой трудовой школы  на родном языке;

4)обоего пола детей  обучение;

5)светский характер обучения;

6)снабжение детей обувью, одеждой, учебная литература за  счет государства.

 

  1. Школа и педагогика в30-40е годы 20в в РСФСР

Наша страна из отсталой аграрной превращалась в передовую  индустриальную державу. Бурным развитием  культурной революции, завоеваниями которой  явилось ликвидация неграмотности, осуществление всеобщего обязательного  начального обучения.

В истории советского общества 30-е годы ознаменовались историческими  завоеваниями советского народа в политической, экономической и культурной областях.

По всему Советскому Союзу  развернулась энергичная работа по введению всеобщего обязательного начального обучения. Осуществления всеобщего  обязательного политехнического обучения в объеме семилетки.

Постановления ЦК ВКП(б) об организации и содержании работы советской школы.

В 1931 году ЦК ВКП(б) принял постановление  «О начальной и средней школе».

ЦК ВКП(б) предложил построить  политехническое обучение в тесной связи с прочным усвоением  основ наук.

Вскоре после этого  постановления были утверждены новые  учебные планы, построенные на основе предметного преподавания, составлены и во втором полугодии 1931/32 учебного года введены в действие новые  программы по основным учебным предметам. Обобщив результаты этого изучения, ЦК ВКП(б) принял 25 августа 1932 года постановление  «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе».

ЦК ВКП(б) определил, что  основной организационной формой учебной  работы являются урок с твердым составом учащихся и определенным расписанием; при обучении должны применяться  систематическое изложение учителем учебного материала, самостоятельная  работа учащихся над книгой и учебником, письменные и графические работы учащихся, лабораторные работы, демонстрация опытов и приборов, экскурсии. В постановлении  содержались принципиальные указания о системе учета знаний учащихся.

Большое значение для улучшения  воспитательной работы имело постановление  ЦК ВКП(б) «О работе пионерской организации», принятое в апреле 1932 года в связи  с десятилетием этой организации.

В результате этого постановления, проникнутого большой любовью и  вниманием к детям, во всех республиках  стали открываться и расширять  свою

работу Дворцы и Дома пионеров, детские туристские станции  и базы.

Роль учителя в процессе обучения значительно возросла. Но учебно-воспитательная работа школы  стала принимать все более  односторонний характер: не уделялось  внимания трудовому воспитанию, не осуществлялись указания о тесной связи  общего образования с политехническим. Более того, преподавание труда в  школе было в 1937 году отменено, школьные мастерские оказались ликвидированными и накопленный опыт советской  школы по трудовому воспитанию не использовался. Учитель является центральной  фигурой учебного процесса в школе.

9 апреля 1935 года было  принято постановление СНК СССР  и ЦК ВКП(б) «О повышении  зарплаты учителям и другим  школьным работникам», по которому  разным категориям учителей заработная  плата была увеличена в полтора-два  раза.

Развитие педагогической науки.

В 30-е годы расширяются  научные исследования по вопросам дидактики  и теории воспитания.

Серьезному пересмотру в  этот период подверглись важные вопросы  теории обучения: воспитание активного  мышления учащихся во всех звеньях  учебного процесса, связь теории с  практикой в обучении, учет возрастных особенностей учащихся и индивидуальный подход к ним, дидактические требования к уроку и др.

 

  1. Школа и педагогика РСФСР (50-80г)20в.

В конце 50-х-60-е годы наша страна вступила в период развитого  социализма.

В 1958 году верховный Совет  СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о  дальнейшем развитии системы народного  образования в СССР», который  установил в нашей стране всеобщее обязательное восьмилетнее образование.

Программа Коммунистической партии Советского Союза, принятая на ХХП съезде партии (19961), провозгласила  необходимость всеобщего среднего образования.

Наиболее важными задачами в области народного образования  в 60-70-е годы были осуществление в  стране всеобщего обязательного  среднего образования, переход школы  на новое содержание образования, совершенствование  учебного процесса и коммунистического  воспитания учащихся.

В соответствии с решениями  ХХШ съезда КПСС (1966) Центральный  Комитет партии и Совет Министров  СССР 10 ноября 1966 года приняли постановление  «О мерах дальнейшего улучшения  работы средней общеобразовательной  школы». В постановлении были определены меры по укреплению материально-технической  базы общеобразовательной школы (строительство  новых улучшенных зданий, разработка и выпуск новых учебных пособий  и оборудования для школьных кабинетов  и мастерских, необходимого спортивного  инвентаря и т.п.).

Согласно этому постановлению  произошла определенная перестройка  учебно-воспитательного процесса: систематические  курсы основ наук стали изучаться  раньше. В связи с этими изменениями  в 1970 году был принят новый Устав  средней общеобразовательной школы.

На основе этого государственного документа выпускники восьмилетних школ могли продолжать образование: в общеобразовательных полных средних (десятилетних) школах (1Х-Х классы), в средних специальных учебных  заведениях – техникумах (3-4 года обучения), в средних профессионально-технических  училищах (ПТУ) (3-4 года), а также в  школах рабочей и сельской молодежи (1Х-Х1 классы). Все эти учебные  заведения давали полное среднее  образование и аттестат зрелости.

В июне 1972 года на основе решений  ХХ1У съезда партии ЦК КПСС и Совет  Министров СССР приняли постановление  «О завершении перехода ко всеобщему  среднему образованию молодежи и  дальнейшем развитии общеобразовательной  школы». Это постановление подвело  итоги длительной напряженной работы партии, Советского государства, органов  народного образования, работников школы и указало пути совершенствования  и улучшения качества учебно-воспитательного  процесса во всех типах учебных заведений, осуществляющих всеобщее  среднее  образование.

Перед органами народного  образования выдвигалась задача завершить к 1975 году переход на новые  учебные планы и программы, оборудовать  во всех средних школах учебные кабинеты, обеспечить учащихся новыми учебниками, издаваемыми миллионными тиражами.

В постановлении от 22 декабря 1977 года «О дальнейшем совершенствовании  обучения, воспитания учащихся общеобразовательных  школ и подготовки их к труду». Неуклонно  прививать подрастающему поколению  принципы и нормы коммунистической морали.

Одновременно было принято  специальное постановление о  бесплатном пользовании учебниками и о создании школьных библиотечных фондов учебников.

Введение всеобщего обязательного  среднего образования. Новые типы учебных  заведений в СССР.

Величайшим событием жизни  советского общества в 70-е годы было введение всеобщего обязательного  среднего образования.

В отличие от развитых буржуазных стран, где формально провозглашено  всеобщее обучение, в СССР всеобщий и обязательный характер полного  среднего образования закреплен  и гарантирован Конституцией СССР (1977).

«Граждане СССР имеют право  на образование», - гласит 45-я статья Конституции СССР, - это право  обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием  профессионально-технического, среднего специального и высшего образования  на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением  государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования».

В 60-70-е годы произошли  некоторые изменения в системе  народного образования СССР, появились  новые типы воспитательно-образовательных  заведений, изменилась структура школьной сети страны.

По сравнению с предыдущим периодом, характеризующимся увеличением  числа восьмилетних школ в связи  с введением с 1959 года восьмилетнего  всеобуча, ныне в школьной сети значительно  повысился удельный вес полных средних  школ.

Большие успехи достигнуты в совершенствовании трудового  воспитания и обучения, в работе по профессиональной ориентации школьников.

Возникли и усиленно развиваются  межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК), имеющие стабильное финансовое обеспечение, необходимое  высококачественное оборудование, твердые  штаты наставников-воспитателей из числа квалифицированных рабочих-передовиков  местных производств. В 1979/80 учебном  году в 2 тыс. учебно-производственных комбинатов обучалось 1 млн. 543 тыс. старшеклассников, получающих здесь трудовое и политехническое  образование предпрофессионального  характера. Модернизация содержания образования  и развитие активных методов обучения.

В течение 70-х годов во всех ступенях и классах общеобразовательной  школы осуществился переход на новое  содержание обучения, ознаменовавшийся сближением изучаемых в школе  основ наук с важнейшими достижениями советской науки и практики народного  хозяйства.

Новые учебные программы  для начальных классов направлены более, чем прежние, на развитие умственных сил детей. Учебный материал преследует цель развивать мышление учащихся, их способности и возможности  к обобщениям, будить интерес к  собственным поискам правильных выводов из наблюдаемых фактов.

Опыт учебно-воспитательной работы школы после перехода на новое  содержание образования показал, что  важнейшим средством достижения поставленных целей являются организация  и методы обучения.

В 70-е годы благодаря вниманию государства, промышленных предприятий, совхозов и колхозов возросло материальное обеспечение школы.

 

  1. Школа и педагогика в годы Вов(41-45г)

Важнейшей задачей школы  в то время была забота о здоровье детей.

В военных условиях советской  школе предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую  физическую подготовку учащихся, организовать агротехническую подготовку молодежи для широкого ее участия в общественно  полезном труде; развернуть массовую оборонную  и политико-просветительную работу среди населения; наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве.

Борьба за реализацию всеобщего  обязательного обучения в военной  обстановке.

Война затормозила осуществление  всеобщего семилетнего обязательного  обучения.

Иногда местные органы оправдывали срыв всеобуча тем, что  в военное время надо воевать, а не учиться.

Наркомпросами и местными организациями был принят ряд  мер по уточнению учета школьных контингентов. Для эвакуированных детей  создавались школы-интернаты. Многие семьи советских граждан стали  брать к себе на воспитание детей-сирот, где они обрели себе новых отцов  и матерей.

С 1944/45 учебного года было установлено  обязательное обучение детей с семилетнего  возраста.   Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей  и сельской молодежи.

Учебно-воспитательная работа школы. Общественно полезный труд школьников.

Всему преподаванию, всей воспитательной работе в школе был придан боевой, патриотический характер. Изменился  характер преподавания литературы, истории, географии. Юноши и девушки вдохновлялись  образами молодых героев – Зои  Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Саши Чекалина, Александра Матросова, Николая  Гастелло и других. Содержанию преподавания был придан более практический характер, устанавливалась более тесная связь  школьных курсов с жизнью, вводились  военно-оборонные темы. С начала 1941/42 учебного года было введено изучение основ сельского хозяйства.

Исключительно важное воспитательное и образовательное значение приобрел труд школьников на полях колхозов и совхозов.

Известное значение имело  введение в январе 1944 года цифровой пятибалльной системы для оценки успеваемости учащихся.

С 1943/44 учебного года в ряде крупных городов было введено  раздельное обучение мальчиков и  девочек (в огромном большинстве  школ оставалось совместное обучение).

В июне 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление  «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», согласно которому вводились: 1)обязательная сдача выпускных  экзаменов учащимися, оканчивающими  начальную и семилетнюю школу, и  экзамены на аттестат зрелости – оканчивающими  среднюю школу; 2)награждение золотой  и серебряной медалью учащихся-отличников, оканчивающих среднюю школу.

Деятельность советской  школы в годы Великой Отечественной  войны подтвердила необходимость  тесной связи школы с жизнью, с  трудом. Перед советской школой и  педагогикой в условиях мирного  времени встали новые задачи.

 

  1. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитиии системы народного образования в СССР» (1958г). Постановление ЦК и СМ СССР о школе (1966г)

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"