Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:41, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

вопросы к госэкзаменам.doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Средством управления учебной деятельностью  обучаемых при проведении практикума служит инструкция, которая по строго определенным правилам последовательно определяет действия обучаемых. В нее входят задание, предполагающее повторение значительной части учебного материала, объяснение основных теоретических вопросов, описание, графическое изображение лабораторного оборудования, конкретные предписания, определяющие характер деятельности обучаемых, порядок работы, контрольные работы по теме. В пределах отводимого на практикум времени преподаватель составляет план работы, дополнительные инструкции и указания к имеющимся в учебных пособиях и учебниках.  Практикумы способствуют развитию высокого уровня самостоятельности обучаемых, их творческого отношения к выполнению заданий.

Важнейшей формой, служащей для углубления и расширения научно-теоретических знаний, удовлетворения познавательных интересов и развития творческих способностей, является факультатив. По дидактическим целям выделяют такие виды факультативов: по углубленному изучению учебных предметов; по изучению дополнительных дисциплин; с целью получения специальности (программирование, стенография, машинопись и др.); межпредметные факультативы.

Факультативы подразделяют на теоретические  и практические. Каждый из них имеет свою структуру. Теоретические включают обоснование темы, теоретическую и практическую значимость рассматриваемых вопросов, создание проблемной ситуации и ее решение совместными усилиями преподавателя и обучаемых, обсуждение результатов поисков тех или иных положений, обобщений, уточнений, систематизацию знаний.

Практические факультативы служат для формирования навыков и умений исследовательского характера с целью углубления знаний. Структура их такова: постановка задачи, обоснование актуальности и практической значимости, конкретизация результатов работы, их обсуждение и подведение итогов (анализ и коррекция ошибок, поиск более рациональных решений, интерпретаций, защита отчетов).

На факультативах в зависимости  от дидактических целей и логики учебного предмета используются вводные, обзорные или обобщающие лекции.

Вводная лекция знакомит обучаемых с направлениями темы или курса в целом. Ей присущ проблемно-поисковый и поисково-информационный характер. Обычно после вводной лекции проводится семинар, на котором подробно обсуждаются проблемы, поставленные в лекции. Обзорная лекция, как правило, используется для обобщения и систематизации знаний материала больших объемов и большой сложности.

К теоретическим факультативам  относятся такие формы работы, как научно-теоретическая и научно-практическая конференции. Цель первой — подведение итогов по факультативу и ознакомление обучаемых с достижениями науки в этой области. Цель второй — ознакомление участников конференции с результатами опытной, исследовательской работы, выполненной членами факультатива.

К индивидуальным формам учебного процесса относятся производственная (педагогическая) практика, выполнение курсовых и дипломных работ.

Производственная практика создает определенный прецедент для образования тесной творческой взаимосвязи колледжа (вуза) и производства. Практику целесообразно проводить на тех предприятиях, куда специалисты будут направлены на работу. При этом должны прослеживаться определенные связи: профилирующие учебные дисциплины, практика, конструкторская и исследовательская работа должна охватывать всех обучаемых.

Дипломные и курсовые работы, рефераты выполняются согласно учебному плану. Дипломная работа по структуре напоминает кандидатскую диссертацию. В нее входят: вступление, где раскрываются актуальность темы, объект, предмет работы, цель и практическое значение; в первом разделе рассматривается теоретическая часть; во втором разделе освещается исследовательско -практическая работа с примерами, обобщениями, а также используются графики, рисунки, таблицы, диаграммы и т. п.; заключение, которое должно содержать выводы.

Дипломной работой руководит преподаватель  высокой квалификации; ее защита проводится на государственном экзамене.

По аналогичным правилам пишут  курсовые работы и рефераты, которые обобщают узкую тему и раскрывают ее шире, чем в учебнике.

Роль преподавателя при написании  дипломных и курсовых проектов велика. Он дает установки по выполнению работ, сообщает перспективные темы курсовых и дипломных работ, проводит консультации, корректирует планы работ, помогает в подборе необходимой литературы, определяет поисково-экспериментальную часть и т. д.

Консультации предназначены для оказания обучаемым педагогически целесообразной помощи в их самостоятельной работе по каждой дисциплине учебного плана. Обычно консультации проводятся по мере необходимости после лекций перед семинарскими и практическими занятиями, в период подготовки к коллоквиумам, зачетам, экзаменам. Вопросы, задаваемые на консультациях, можно разделить на такие группы: обусловленные проблемами в знаниях, неверно сформированными способами деятельности; нацеленные на получение дополнительной информации, расширяющей границы учебного курса; проблемные, ориентированные на обсуждение, выяснение точек зрения обучаемых.

Консультации могут проводиться в индивидуальном порядке или для группы в зависимости от целей, которые ставятся преподавателем.

В настоящее время, когда значение самостоятельной и индивидуальной работы студентов существенно возрастает, роль консультаций увеличивается.

 

9.Характеристика и назначение  основных видов  обучения.

 

Задачи учебного процесса в современных  условиях особенно сложны и многозначны. В связи с этим в зависимости  от характера организации процесса преподавания и усвоения знаний, специфики  построения учебного материала и ведущих методов и средств обучения выделяют несколько основных видов  обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, компьютерное. Наряду с этими в качестве основных выделяют и такие виды обучения, как игровое, модульное, инновационное, индивидуализированное и дифференцированное.

Главное назначение объяснительно-иллюстративного обучения — вооружить учащихся (студентов) системой научных знаний, умений и навыков, с помощью которых они могут не только получить новые знания, но и активно пользоваться ими в жизни. Этот вид обучения репродуктивный. Учитель, объясняя материал, уделяет больше времени разъяснению сложных вопросов, подтверждает объяснения иллюстрациями и примерами. Материал излагается в описательной форме исходя из научных знаний по данному предмету.

Объяснительно-иллюстративное обучение предполагает доступность, систематичность, последовательность, наглядность, полноту изложения материала. В его основу положены учебники, учебные пособия, методические рекомендации. Предметное содержание включает изложение теоретического материала, вопросы для самоконтроля, упражнения, задачи, практические и лабораторные работы. Используются в основном словесные, наглядные, практические методы.  Взаимоотношения учителя и учащихся авторитарные, ориентированные на фронтально-коллективные методы работы.

Объяснительно-иллюстративное обучение предполагает использование технических средств обучения, проведение уроков усвоения знания,

уроков-практикумов, уроков—лабораторных работ, комбинированных уроков, уроков контроля знаний.

Проблемное обучение требует насыщения учебного материала ситуациями, которые способствуют развитию творческой познавательной деятельности. Оно предполагает использование таких методов, как поисковый, прогностический, экспериментально-исследовательский (реже), игровой, эвристический и др. В зависимости от степени самостоятельности учащихся проблемное обучение включает три уровня: I — педагог ставит проблему, обучаемый самостоятельно ее решает; II — студенту предлагается самостоятельно поставить и решить проблему; III — обучаемый должен сам видеть проблему, сформулировать ее и найти способ решения (классификация В. Крутецкого).

Проблемное обучение дифференцированно  учитывает уровень готовности учащихся к познавательной деятельности. При этом дифференциация осуществляется не по оценке знаний, а по интересу к предмету, глубине знаний, культуре познавательной деятельности.

Недостатком проблемного обучения является ситуативный характер, но в сочетании с другими видами такое обучение эффективно, так как развивает самостоятельность, творчество и инициативу обучаемых.

Программированное обучение предполагает управление процессом овладения учащимися знаниями, умениями, навыками и повышение самостоятельности учащихся в обучении. Главные признаки программированного обучения: учебный материал дается небольшими дозами, логически завершенными, доступными для целостного восприятия; усвоение каждой части учебного материала проверяется путем специальных заданий; учащийся сразу узнает, правильно ли он ответил (обратная связь). Таким образом, этот вид обучения обеспечивается способами контроля и самоконтроля.

В зависимости от характера размещения материала, его дозировки и связей между его частями выделяют линейные, комбинированные и разветвленные программы. 

Разветвленная программа предполагает выбор одного ответа из множества других.  Комбинированная программа представляет собой сочетание линейной и разветвленной программ.

Средствами программированного обучения могут быть программированные учебники, сборники задач и упражнений, тетради с печатной основой, перфокарты, сигнальные карточки, компьютерные обучающие программы.

Одним из видов программированного обучения является алгоритмизация обучения (алгоритм—это строгое указание, как выполнять те или иные действия, познавательные задания, операции и т. п.). Алгоритмизация обучения предполагает построение моделей правильного мышления, последовательных умственных действий, которые более коротким путем ведут к решению учебных заданий (например, решение алгебраических уравнений, нахождение родственных слов и т. п.). Однако увлечение алгоритмизацией может привести к формализму, шаблону. Поэтому ее надо применять в меру.

Положительная роль программированного обучения состоит в том, что оно помогает обеспечить оперативный контроль за усвоением знаний, индивидуализирует обучение, дает возможность работать в оптимальном темпе и осуществлять самоконтроль в обучении.

Основная задача компьютерного обучения — научить человека освобождаться от рутинной, шаблонной умственной деятельности, перекладывая ее на ЭВМ. В то же время при правильной организации такое обучение может способствовать развитию творческого отношения человека к миру. С появлением компьютеров возникла новая культура — культура диалога с машиной. Компьютерные программы активизируют познавательную деятельность, повышают интерес к знаниям, технике, способствуют развитию самостоятельности и активности в решении познавательных задач.

Игровое обучение реализуется в учебно-деловых играх [5]. Дидактические возможности игр следующие: 1) в них формируются мотивы и интересы обучающихся (выиграть и познать, научиться делать, действовать); 2) действия выполняются в соответствии с определенными правилами и нормами поведения; 3) четко выделены операции; 4) включаются социальные, личностные, групповые отношения.

Технологическая схема игрового обучения такова: создается творческая игровая атмосфера с определенными конкретными заданиями; определяются цели и мотивации для обучающихся; рассматривается технология игры; процесс игры; оценивается деятельность и анализируются знания и умения, возможности играющих.

Модульное обучение — важнейший этап развития систем обучения [11]. Обучающий модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно-технической проблеме. Модуль представляет собой фундаментальное понятие дисциплины — явление, закон, структурный план, группу взаимосвязанных понятий, что дает возможность логично и компактно сгруппировать учебный материал, избегая повторений как внутри курса, так и в специальных дисциплинах. Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстративных материалов, а также список рекомендуемой литературы. Существуют такие основные виды организации модульного обучения: репродуктивное (тематическое изучение материала), проблемно-поисковое (учебно-исследовательская работа, научное исследование в рамках раздела программы) и дифференцированное.

Содержание модульного обучения включает усвоение новых знаний, положений, способов доказательства, построение теорий и технологий исследований. Каждый студент переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала и проходит этапы текущего контроля независимо от сокурсников. Для оценки знаний используется более прогрессивная система: все результаты, достигнутые обучаемым на каждом этапе контроля, оцениваются в очках или баллах. Набранные баллы суммируют и определяют кумулятивный индекс. Цель студента—набрать максимальное количество баллов. Такая система стимулирует повседневную систематическую работу студентов.

Преимущества модульного обучения: гибкость его структуры; обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри модуля; эффективность контроля усвоения знаний; быстрая дифференциация студентов; получение большого объема знаний, умений и навыков за наиболее короткий срок.

Следует помнить, что выбор системы  обучения определяется, с одной стороны, целями, задачами и содержанием образования, с другой—подготовленностью преподавателя, его профессионализмом, а также материально-технической базой учебного заведения.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"