Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:52, шпаргалка

Описание работы

1 чем отличается технология обучения от метода обучения, пед.технологии от производств.?
Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:
• некоторого представления планируемых результатов обучения,
• средств диагностики текущего состояния обучаемых,
• набора моделей обучения,
• критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Файлы: 1 файл

123.docx

— 81.87 Кб (Скачать файл)

 

Исследовательские методы организации учебной деятельности приучают учащихся работать в сотрудничестве с другими людьми. При этом темы для исследований выбираются, как  правило, значимые как для самих  учащихся, так и для всего региона, страны, а, может быть, и для человечества

Каковы  основные этапы организации учебной  деятельности при использовании  исследовательского метода?

 

1. Определение  общей темы исследования, предмета  и объекта исследования.

При выборе темы большое значение имеет социальная, культурная, экономическая и т.п. значимость.

2. Выявление  и формулирование общей проблемы.

Перед учащимися  ставится ряд проблем, вопросов, обсуждение которых приведет к следующему шагу - формулированию на основе частных  общей проблемы. Обсуждается актуальность и новизна исследования, которое поможет решить сформулированные проблемы.

 

3. Формулировка  гипотез. 

Учащиеся  с помощью преподавателя формулируют  гипотезу исследования, которая в  дальнейшем служит им ориентиром в  поиске необходимой информации.

4. Определение  методов сбора и обработки  данных в подтверждение выдвинутых  гипотез. 

Чтобы определить наиболее эффективные методы сбора  и обработки данных по данной проблеме, необходимо использовать элементы методики обучения в сотрудничестве

 

Каждая  группа после обсуждения ее в узком  кругу выносит свое мнение на обсуждение всей группы. Преподаватель активно  участвует в обсуждении и, в случае необходимости, корректирует и направляет мысль учащихся, предлагает дополнительные источники информации.

 

5. Сбор  данных.

На этапе  сбора данных учащиеся проводят самостоятельные  исследования или работают в малых  группах. В процессе сбора данных они определяют способы обработки данных (например, статистических с помощью электронных таблиц, определения зависимостей, построения диаграмм, и т.д.

6. Обсуждение  полученных данных.

Собранные материалы могут быть доложены преподавателю  и другим учащимся группы в различной  форме, о которой группа договорилась на предыдущем этапе исследования, например:

письмо-отчет  на сетевой конференции;

чат;

7. Проверка  гипотез. 

Если  представленные данные удовлетворили  группу и преподавателя, наступает  следующий этап исследования - проверка выдвинутых гипотез. Проблема и гипотезы вновь представляются всей группе. Выбираются лишь те гипотезы, которые  имеют достаточно доказательные  данные в ее подтверждение. В некоторых  случаях, например, в исследованиях  естественнонаучного направления, для доказательности выдвинутых гипотез только теоретических данных недостаточно, и требуется экспериментальная  их проверка, возможно многократная.

 

8. Формулировка  понятий, обобщений, выводов. 

Из совокупности собранных данных, понятий делаются обобщения на основе установленных  связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших  утверждениями. Все они так или иначе фиксируются. В тех случаях, когда мнения учащихся по какому-то вопросу расходятся, не стоит настаивать на одной версии, даже если ее придерживается большинство, включая преподавателя. Каждый человек имеет право на свою точку зрения, если умеет ее аргументировать.

 

9. Применение  заключений, выводов. 

Учащиеся  делают заключения о возможности  применения полученных выводов в  жизни своего города, поселка, страны, человечества и приходит к формулированию новых проблем (для настоящего времени, для будущего).

 

27. К эвристическим следует причислить методы, не имеющие предписывающего значения, как в случае с использованием алгоритмических методов. Характерным свойством эвристических методов является их ориентация на объяснение и понимание происходящих событий. В силу этого обстоятельства необходимость в применении эвристических методов приходится на ранние этапы в динамике научно-исследовательского цикла, тогда как сфера действия алгоритмических методов охватывает его заключительные этапы. Эвристический метод позволяет предоставить больше самостоятельности и творческого поиска.

 

2. Характеристика  эвристического метода

 

 Эвристические  методы обеспечивают выявление,  обработку и упорядочение системы  закономерностей, механизмов и  методологических средств конструирования  нового задания и целеустремленных  способов деятельности на основе  обобщения прежнего опыта и  опережающего отражения моделей  будущего с целью решения поставленной  задачи наиболее эффективно.

 

 Система  эвристических методов решения  задач, как и знаний, вообще, является  системой открытого типа, т.е.  с развитием науки и техники  будут появляться все новые  и новые эвристические методы.

 

 Процесс  решения задач с помощью метода  эвристических приемов состоит  из 5 последовательных этапов:

 

1. Постановка  задачи технического творчества.

2. Выбор  подходящих приемов на основе  анализа недостатков и дефектов  прототипа (прототип – наиболее  близкий по технической сущности (по смыслу) и по достигаемому  эффекту аналог (устройство, способ, вещество, штамм) предполагаемого  изобретения) и противоречий его  развития.

 

3. Преобразование  прототипа с помощью выбранных  приемов и формирование нескольких  новых технических решений.

 

4. Анализ  новых технических решений относительно  осуществимости и степени эффективности  использования.

 

5. Работу  этапов 2 – 4 выполняют, выбирая  другие прототипы.

 

1) Метод  «мозгового штурма»

 

Основные  принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение  всевозможных реплик, шуток. Более подробно рассмотрим его в следующей главе.

 

2) Метод  коллективного поиска оригинальных  идей .

 

 

3) Метод  эвристических вопросов.

 

 Этот  метод известен также как метод  «ключевых вопросов». Метод эвристических  вопросов целесообразно применять  для сбора дополнительной информации  в условиях проблемной ситуации  или упорядочения уже имеющейся  информации в самом процессе  решения творческой задачи.

 

4) Метод  многомерных матриц.

5) Метод  свободных ассоциаций.

6) Метод  инверсии.

7) Метод  эмпатии (метод личной аналогии).

8) Метод  синектики.

 

 Суть  метода синектики заключается в следующем. На первых этапах его применения идет процесс обучения «механизмам творчества». Часть этих механизмов авторы методики предлагают развивать обучением, развитие других не гарантируется. Первые называют «операционными механизмами».

 

26. Метод проблемного изложения

 Если  учитель не излагает готовые  научные истины (формулировки теорем, их доказательства и т. п.), а  в какой-то мере воспроизводит  путь открытия этих знаний, то  такой метод называют проблемным  изложением. По существу учитель  раскрывает перед учащимися путь  исследования, поиска и открытия  новых знаний, готовя их тем  самым к самостоятельному поиску  в дальнейшем.

 Проблемное  изложение, как и исследовательский  метод, предъявляет высокие требования  к научной подготовке учителя.  Он должен не только свободно  владеть учебным материалом, но  и знать, какими путями шла  наука, открывая свои истины. (В  этом плане большую помощь  окажут учителю переведенные  на русский язык книги Д.  Пойа "Математика и правдоподобные  рассуждения", "Математическое  открытие".)

 Как  будет видно далее, проблемное  изложение подготавливает базу  для применения эвристического  метода, а эвристический метод  - для применения исследовательского  метода.

 Необходимо  отметить особую значимость методов  проблемного обучения в воспитательном  отношении: они формируют и  развивают творческую познавательную  деятельность учащихся, способствуют  правильному уяснению мировоззренческих  проблем.

25. Функции проблемного обучения 

По своему содержанию и по поставленным целям  традиционное образование ориентировано, прежде всего, на усвоение учащимися  знаний, умений и навыков. Кроме того, с гуманизацией всей социальной сферы в традиционном образовании стала декларироваться цель всестороннего и гармоничного развития каждого ученика, что, впрочем, в силу инертности системы образования и особенностей методов традиционной педагогики достигалось лишь косвенно, было, по большому счету, побочным продуктом образования.

 

В проблемном обучении, как и в традиционном, признается важность всех тех же функций, однако несколько изменяется расстановка  акцентов, иерархия образовательных  целей:

 

развитие  интеллекта, познавательной самостоятельности  и творческих способностей учащихся;

 

усвоение  учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;

 

формирование  всесторонне развитой личности.

 

Заметим, что Махмутов М.И. ([5]) выделяет в качестве основных функций проблемного обучения также и формирование диалектико-материалистического мышления. На взгляд автора, эта функция или эта цель проблемного обучения расходится с целью формирования познавательной самостоятельности учащихся: одной из важнейших особенностей проблемного образования признается развитие здравого скептицизма учащихся, что, по мнению автора, несовместимо с однозначной их фиксацией на том или ином характере мировоззрения. Проблемному образованию приписываются также следующие специальные функции:

 

воспитание  навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов  и способов творческой деятельности);

 

воспитание  навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

 

формирование  и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности);

 

формирование  мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

 

 

24. Проблемные ситуации  классифицируются:

1. По содержанию  неизвестного Х: 

Х – цель;

Х – объект деятельности;

Х – способ деятельности;

Х – условие  выполнения деятельности.

 

2. По уровню  проблемности:

возникающей независимо от приёмов;

вызываемые и разрешаемые учителем;

вызываемые учителем, разрешаемые учеником;

самостоятельное формирование проблемы и решения.

 

3. По виду  рассогласования информации:

неожиданности;

конфликта;

предположения;

опровержения;

несоответствия;

неопределённости.

 

4. По методическим  особенностям:

непреднамеренные;

целевые;

проблемное  изложение;

эвристическая беседа;

проблемные  демонстрации;

исследовательские лабораторные работы;

мыслительный  проблемный эксперимент;

проблемное  решение задач;

проблемные  задания;

игровые проблемные ситуации.

 

Учебная творческая деятельность – аналог научного творчества, поскольку конечным результатом является новое знание. В идеале она также включает четыре основных звена. В то же время учебная  творческая деятельность имеет свои особенности:

 

1. Новое  знание открывается субъективно  (т.е. новым оно является только  для учащихся).

 

2. Учебная  проблема может существовать  в разных формах: как вопрос, не  совпадающий с формулировкой темы урока; как формулировка темы в вопросительном или назывном варианте.

 

3. Постановка  учебной проблемы и поиск решения  могут осуществляться двумя принципиально  важными путями:

классическим;

сокращенным.

 

 

Все вышеперечисленные  приёмы создания проблемной ситуации находят своё отражение на уроках математики и активно применяются  мной.

 

А.Эйнштейн писал: “Формулирование проблемы часто  более существенно, чем её разрешение” ...

 

“Классический”  путь к учебной проблеме лежит  в создании проблемной ситуации. В  зависимости от эмоциональной реакции  учеников проблемные ситуации делятся  на две группы – “с удивлением”  и “с затруднением”.

 

В основе проблемных ситуаций “с удивлением”  лежат два типа противоречий:

между двумя  положениями (факты, теории);

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"