Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 00:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по "Педагогике".

Файлы: 1 файл

собеседование педагогика.docx

— 52.62 Кб (Скачать файл)

1.Во-первых, выделяется бытовое значение  педагогики. Каж-дый человек на протяжении жизни выступает в роли педагога, тоесть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, оказываетвлияние на коллег по работе, занимается самовоспитанием.Во-вторых, подчеркивается практическое значение педа-гогики. Ее рассматривают как одну из сфер человеческой де-ятельности, связанную с передачей культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовкиего к самостоятельной жизни и труду. При этом важна взаимо-связь народной (житейской) педагогики с педагогическиммастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее  проявление педагогической деятельности называют искусством.В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновре-менно, как отрасль человековедения. Педагогика исследует исовершенствует способы управления развитием человека в  единстве природного, общественного и индивидуального. По-этому педагогические теории, концепции, модели, методики и технологии строятся только на фундаменте целостного и сис-темного знания о развивающейся личности, которое «добыва-ется» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке. В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дис-циплину, которая включает в себя теоретические и практиче-ские аспекты обучения и воспитания человека на всех возраст-ных этапах его личностного и профессионального развития и которую изучают студенты, обучающиеся как по педагогиче-ским, так и непедагогическим специальностям.В-пятых, педагогика как отрасль гуманитарного знания имеет культурное значение, которое определяется педагогиче-ской культурой человека, качеством полученного им образова-ния, уровнем развития образовательной сферы в обществе.

Таким образом,  педагогика — это наука, изучающая сущ-ность, закономерности, принципы, методы и формы организа-ции педагогического процесса как фактора и средства разви-тия человека на протяжении всей его жизни.

2. Объектом педагогики выступает  человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.

3. Предметом педагогики является  педагогический процесс, обес-печивающий развитие человека на протяжении всей его жизни. Подчеркивая технологическую сущность педагогики, мож-но следующим образом сформулировать ее  предмет: пути исредства передачи-получения человеком культурно-историче-ского опыта и приобщения к общекультурным ценностям с уче-том его индивидуально-возрастных особенностей

4. Основными   категориями   педагогики   выступают:   воспитание,   обучение,   образование,   развитие.

  Развитие — это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное .

воспитание — это  целена-правленное формирование личности на основе развития у нее:

1) определенных отношений;

2) мировоззрения;

3) форм поведения (как  проявление отношений и мировоз-

зрения).

Можно выделить следующие  направления воспитания: ум-ственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.

 

обучение» — понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемых или обучаемого, в ре-зультате которого обеспечивается усвоение определенной сис- темы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятель-ности, что обеспечивает развитие учащегося

образование трактуют как процесс и результат  освоения человеком опыта поколений  в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.

5. В систему педагогических наук входят:

1) общая педагогика

2) история педагогики

3) сравнительная педагогика

4) возрастная педагогика

5) специальная педагогика

6) методики преподавания  различных дисциплин

7) профессиональная педагогика

8) социальная педагогика

9) исправительно-трудовая  педагогика

10) лечебная педагогика

 

6. Формы и типы связей педагогики с другими науками:

1) творческое освоение  научных идей синергетического  подхода к воспитанию, кибернетической  идеи управле-ния динамическими системами, системно-деятельност- ного отношения к развитию личности;

2) применение методов  других наук, например, математи-ческого моделирования и проектирования, анкетирова-ния и социологического опроса;

3) использование результатов  исследований, полученных различными  науками: о работоспособности  в разные воз-растные периоды жизни человека (физиология), о лич-ностных психологических новообразованиях в процессе развития; о психологических особенностях личности как факторах ее успешной деятельности (психология);

4) объединение усилий  педагогов и представителей есте-ственных и гуманитарных наук для решения ряда обра-зовательных проблем, например, перехода к системати-ческому обучению детей с шести лет, организации обу-чения параллельно с лечением или профилактикой за-болеваний; внедрения бакалаврской и магистерской сту-пеней профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием;

5) разработка понятий  из разнообразных областей знания  для обогащения и углубления  редставлений о сущности пе-дагогических явлений: диверсификации2 образования, пе-

дагогической квалиметрии3, моделировании и др

 

7. Выделяются следую-щие парадигмы:

1) знаниевая и культурологическая,

2) технократическая и  гуманистическая,

3) социетарная и человекоориентированная,

4) педоцентристская и детоцентристская

Основным  положением знание-вой парадигмы  образования является идея трансляции учащи-мися системы «готовых», «завершенных» знаний, умений и навыков, при этом сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности. Культурологическая парадигма в большей степени ориен-тирует образовательный процесс не на овладение «суммой» знаний, а на освоение элементов культуры, способов обуче-ния, поведения, общения. Сущность технократической парадигмы образования заклю-чается в организации обучения и воспитания на основе репро-дуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффек-тивное достижение ими четко фиксированных эталонов усво-ения знаний и опыта. Гуманистическая парадигма ориентирует на измене-ние образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека, все во имя человека». Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопе-реживание, соучастие и сотрудничество, оказание помощи и поддержки личности. Педоцентристская парадигма понимается как альтернатива детоцентристской. Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методи-ка, новаторство и творчество педагога являются определяющи-ми при анализе процессов обучения и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интере-сы ребенка учитываются недостаточно. Детоцентристская парадигма ориентирует в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей,учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов. В основе социетарной парадигмы лежат принципы государ-ственного управления обществом. В рамках же человекоориентированной (антропологиче-ской1) парадигмы человек является непреходящей ценностью.Поэтому в процессе воспитания и обучения учитываются,прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.

8. Методология педагогики — учение о принципах, методах,формах и процедурах познания и преобразования педагогиче-ской действительности.

9. Существует два уровня методологии: I — уровень практи-ческой деятельности; II — уровень науки. На I уровне методология рассматривается как учение о структуре, логической организации, методах и средствах дея-тельности человека. На II уровне методология — это учение о принципах орга-низации, формах и методах научного познания.

10. Функции методологии педагогической науки (педагогики):

1) гносеологическая (познавательная) функция, реализа-ция которой обеспечивает описание (что есть?), объяс-нение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, процессов;

2) праксеологическая (преобразовательная) функция обес-печивает целеполагание и конструктивное описание пу-тей, способов, технологий достижения поставленных об-разовательных целей, а также внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеологической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет ее практическую значимость;

3) аксиологическая (оценочная)  функция, или функция критики развития педагогической науки, реализациякоторой способствует разработке системы оценок, кри-териев эффективности педагогических моделей, преоб-разований, инноваций и т. д.;

4)  рефлексивная функция  направлена на анализ и осмыс-ление результатов развития педагогической науки, со-вершенствования системы методов педагогических ис-следований; т. е. рефлексивная функция педагогики на-правлена на изучение самой педагогической науки;

5) функция нормативного  предписания показывает, «что должно быть и как»;

6) эвристическая (творческая) функция заключается в по-становке теоретико-практических задач и поиске их ре-шений, в ходе которого реализуются функции педагоги-ки как науки.

 

11Основными методологическими подходами в педагогике являются:

1) системный;

2) личностный;

3) деятельностный;

4) полисубъектный (диалогический);

5) аксиологический;

6) культурологический;

7) антропологический;

8) этнопедагогический.

Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Деятельностный подход предполагает рассмотрение иссле-дуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса,эволюции, развития. Полисубъектный (диалогический) подход означает, что сущ-ность личности значительно разностороннее и сложнее, чем процесс деятельности, в которую включена личность. Аксиологический (или ценностный) подход выступает свое-образным «мостом» между теорией и практикой, т. е. выпол-няет роль механизма связи между практическим и абстракт-но-теоретическим уровнями познания и отношений к окру-жающему миру (обществу, природе, культуре, самому себе). Культурологический подход как методология познания и преобразования педагогической реальности имеет своим осно-ванием аксиологию — учение о ценностях и ценностной струк-туре мира. Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальныетрадиции народа, его культуру, национально-этническую обряд-ность, обычаи, привычки. Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д. Ушинский (1824—1870). В его понимании — это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при по-строении и осуществлении педагогического процесса

12Основными  принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются:

 -принцип  целостности, который отражает специфику свойств системы, зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого;

 -принцип  структурности, позволяющий описывать сис-темы как структуры через раскрытие совокупности свя-зей и отношений между ее элементами;

Ÿ- принцип взаимозависимости внешних и внутренних фак-торов системы;

Ÿ -принцип иерархичности, предполагающий рассмотрениеобъекта в трех аспектах: как самостоятельной системы, какэлемента системы более высокого уровня, как системы более высокого иерархического уровня по отношению к ее элементам, рассматриваемым, в свою очередь, как си-стемы;

Ÿ -принцип множественности представления системы, озна-чающий необходимость создания множества моделей для описания системного объекта;

Ÿ -принцип историзма, требующий изучения системы и ееэлементов не только как статических, но и как динамич-ных, имеющих историю своего развития.

13

14

15

16

17Национальная система образования включает:

Ÿ -участников образовательного процесса;

Ÿ -образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

Ÿ -учреждения образования и другие организации, обеспе-чивающие эффективное функционирование системы об-разования;

Ÿ -государственные органы управления образованием, вклю-чающие Министерство образования Республики Беларусь,управления и отделы образования местных исполнитель-ных и распорядительных органов (республиканского, ре-гионального, местного уровней управления).

 

18Основное образование в республике имеет следующие уровни:

Ÿ дошкольное;

Ÿ общее базовое

    общее среднее;

Ÿ профессионально-техническое;

Ÿ среднее специальное;

Ÿ высшее;

Ÿ послевузовское.

 

19Специальное образование (для учащихся, имеющих психо-физические особенности) может осуществляться на всех уров-нях основного образования.Дополнительное образование направлено на расширение  возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравствен-ном и физическом развитии личности при получении основ-ного образования, углублении профессиональной компетент-ности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности. Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает: Ÿ внешкольное воспитание и обучение;Ÿ повышение квалификации и переподготовку кадров.

20 К учреждениям образования относятся:

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"