Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 00:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по "Педагогике".

Файлы: 1 файл

собеседование педагогика.docx

— 52.62 Кб (Скачать файл)

Ÿ -дошкольные учреждения;

Ÿ -учреждения, обеспечивающие получение начального, ба-зового, общего среднего, профессионально-технического,среднего специального, высшего и послевузовского обра-зования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учеб-ные заведения — школы различных типов, лицеи, учили-ща, колледжи, вузы)

учреждения внешкольного воспитания и обучения;

Ÿ -социально-педагогические учреждения;

Ÿ -специальные учебно-воспитательные учреждения;

Ÿ -научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием; раз-работкой и внедрением инновационных педагогическихтехнологий

 

21Структура общеобразовательной средней школы соответ-ствует трем основным этапам развития личности ребенка:

Ÿ -детству — I ступень (1—4 классы);

Ÿ -отрочеству — II ступень (5—9 классы, при 12-летнем сред-нем образовании — 5—10 классы);

Ÿ -юности — III ступень (10—11 классы, при 12-летнем сред-нем образовании — 11—12 классы).

 

22Основными принципами обновления общего среднего образо-вания в Республике Беларусь являются:

Ÿ гуманизация, означающая «очеловечивание» взаимоотно-шений учителей, учащихся, родителей; преобразование учебно-воспитательного процесса школы на основе признания личности ученика и педагога высшей жизненной ценностью; при этом целью оптимизации образовательного процесса выступает развитие гуманной личности, за-щита ее достоинств, прав и свобод;Ÿ развивающий характер образования, предполагающий ориентацию на интеллектуальное развитие учащихся че-рез овладение ими способами мышления и деятельности;Ÿ дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечи-вающие развитие ученика в соответствии с его склонно-стями, интересами и возможностями;Ÿ демократизация образования, обеспечивающая образова-тельный выбор ученикам, педагогам, родителям, участиеих в управлении учебным заведением; утверждающая демократический стиль руководства;Ÿ гуманитаризация, предполагающая увеличение в учебных планах объема социально-гуманитарных дисциплин, включение гуманитарных знаний в содержание учебных пред-метов естественнонаучного цикла, что способствует развитию у учащихся гуманитарного мышления, формированию у них целостной картины мира;Ÿ деидеологизация, означающая, что в общеобразовательном учреждении создание и деятельность политических партий  и религиозных организаций не допускаются.

23Основная цель и задачи, которые призваны решать учебные заведения нового типа, обуславливаются потребностями совре-менного общественного развития. Это существенное улучшение качества общего среднего образования, повышение уровня пред-профессиональной (начальной профессиональной) подготовки молодежи и создание условий для непрерывного образования и самообразования личности. Главный смысл этой триединой задачи — обеспечение наиболее полного интеллектуального и профессионального развития личности, ее самореализации; предоставление каждому молодому человеку соответствующего места в образовательном пространстве. Этот гуманистический, личностный аспект выступает доминантой в целевых установках деятельности новых учреждений системы образования.

24Важнейшими тенденциями и особенностями развития си-стемы высшего образования в мире выступают:

1) Быстрые темпы развития  высшего образования, массо-вость высшей школы.

2) Расширение сферы  образовательных потребностей обуча-ющихся студентов, что способствует диверсификации (увеличе-нию разнообразия) учебных планов и программ

3) Создание единого  образовательного пространства  в ус-ловиях его интернационализации.

4) Качественное изменение  требований к подготовке спе-циалиста для производства.

5) Повышение роли непрерывного  самообразования.

6) Изменение способов  организации и управления учебным процессом в вузе,

 

25Стратегическими целями реформирования системы высшего образования в нашей стране выступают:

Ÿ повышение качества высшего  образования в условиях его массовости;

формирование профессиональной мобильности специали-стов, способствующей адаптации выпускников вуза к по-стоянно изменяющимся условиям профессиональной дея-тельности;

Ÿ воспитание духовно, интеллектуально  и физически раз-витой личности, способной активно участвовать в эконо-мической и социально-культурной жизни общества

 

26

27

28

29Цель воспитания —  формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизне-деятельности. Приоритетными  принципами воспитания в современных условиях являются:

Ÿ принцип научности  как опора в воспитательном процессе напсихологические и половозрастные особенности детей и уча-щейся молодежи, использование воспитателем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке;

Ÿ принцип природосообразности, определяемый не только про-явлением природных задатков индивида, но и психофизи-ологическими возможностями человека и их обусловлен-ностью информационными и социальными явлениями;

Ÿ принцип культуросообразности, проявляющийся как со-вокупность всех форм духовной жизни общества, кото-рые обусловливают формирование личности, социализа-цию молодого поколения, основываясь на ценностях на-циональной и мировой культуры;

Ÿ принцип ненасилия  и толерантности,  предполагающий терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивиду-альности, отказ от любых форм психологического и фи-зического насилия;

Ÿ принцип связи воспитания с жизнью,  проявляющийся в учете воспитателем экономических, социальных, экологи-ческих, демографических и других условий жизнедеятель-ности воспитанников принцип открытости воспитательных систем,  который предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью, создание на этой основе детских дошкольных учреждений открытого типа, социаль-но-педагогических, социально-культурных, образователь-но-культурных комплексов;

Ÿ принцип вариативности  деятельности, предполагающий соответствие содержания этой деятельности изменяющим-ся потребностям, интересам, возможностям личности;

Ÿ принцип эстетизации  детской (молодежной) жизнедея-тельности.

 

30Цель воспитательного процесса — ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.

31Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душев-ных факторов, обеспечивающих развитие. деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

32Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль  (систе-матическая фиксация своего состояния и поведения с цельюпредотвращения нежелательных последствий). К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование.

Самопознание  включает: самонаблюдение, самоанализ, само-оценку, самосравнение. Самообладание опирается на самоубеждение, самоконтроль,самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь,самопринуждение. Самостимулирование предполагает: самоутверждение, само-ободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение. Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.

33адаптация(приспособление) — это процесс и результат становления индивида как социального существа. обособление — это процесс и результат становления человеческой индивидуальности

34Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до одного года), раннее детство (1—3 года), дошкольное детство (3—6 лет), младший школьный возраст (6—10 лет), младший подростковый (10—12 лет), старший подростковый (12—14 лет), ранний юношеский (15—17 лет), юношеский (18—23года) возраста, молодость (23—30 лет), раннюю зрелость (30—40 лет), позднюю зрелость (40—55 лет), пожилой возраст (55—65 лет), старость (65—70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

35основные факторы социа-лизации, объединив их в четыре группы:

Первая  — мегафакторы  (мега — очень большой, всеоб-щий) — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Вторая — макрофакторы (макро — большой) — страна, эт-нос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосред-ствовано двумя другими группами факторов). Третья — мезофакторы (мезо — средний, промежуточный) — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (региону, селу,городу, поселку); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам 36Реальными жертвами неблагоприятных условий социализации являются инвалиды; дети, подростки, юноши с психосо-матическими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или об-щественных организаций.Потенциальными, но очень реальными жертвами можно считать детей, подростков, юношей с пограничными психиче-скими состояниями и с акцентуациями характера; детей миг-рантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город и из города в село; детей, родившихся в семьях с низким эко-номическим, моральным, образовательным уровнями; метисов и представителей инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса. Латентными жертвами неблагоприятных условий социализации можно считать тех, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации. Так, ряд специалистов полагает, что высокая одаренность и даже гениальность «выпадают» на долю пример-но одного человека из тысячи родившихся. В зависимости от меры благоприятности условий социализации, особенно на ранних возрастных этапах, эта предрасположенность развива-ется в той степени, которая делает ее носителей высокоодарен-ными людьми, примерно у одного человека из миллиона ро-дившихся. А действительно гением становится лишь один из десяти миллионов, т. е. большинство Эйнштейнов и Чайков-ских теряется на жизненном пути, ибо условия их социализации (даже достаточно благоприятные) оказываются недостаточными для развития и реализации заложенной в них высокой одаренности. Поскольку ни они сами, ни их близкие об этом даже не подозревают, постольку их и можно отнести к латентному виду жертв неблагоприятных условий социализации.

37Коллектив — это такая группа людей, которую объединяют общие, имеющие общественно и личностно ценный смысл цели, и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

38 характерные признаки коллектива: наличие общественно и личностно значимых целей, их последовательное разви-тие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение членов коллектива в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности; систематическая практическая связь коллектива с обществом. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлека-тельных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия 39Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную (коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной де-ятельностью); воспитательную (коллектив становится носите-лем и пропагандистом определенных убеждений); стимулиро-вания  (коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения).

40Низшим уровнем формирования коллектива является груп-па-конгломерат, группа поднимается на одну ступеньку —она становится  группой-ассоциацией. ведет при благоприятных условиях на следующую ступень — к груп-пе-кооперации. Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством

41педагогический  потенциал коллектива заключается изначально в возможности цивилизованного формирования его членов путем включения их в движение по превращению в под-линный коллектив, по утверждению в его жизни модели отно-шений, поведения и деятельности, свойственных объединениям людей в гуманном, демократическом, гражданском, правовом,культурном обществе.

42Успех  работы с коллективом начинается  с личности, стиля,тона работы, примера, авторитета его организатора, руково-дителя.

43семья  — это основанная на браке  и(или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным про-живанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу

44Репродуктивная  функция (от лат. productjo — самовоспро-изведение, размножение, производство потомства) обусловле-на необходимостью продолжения человеческого рода. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция Функция первичной социализации Воспитательная функция. Рекреационная и психотерапевтическая функции

45Под  семейным воспитанием в узком  смысле слова (воспи-тательной деятельностью родителей) понимается взаимодей-ствие родителей с детьми, основанное на родственной интим-но-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защи-щенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в полноценном развитии и саморазвитии его личности.

46 принципов семейного  воспитания мож-но выделить следующие

1) гуманность и милосердие  к ребенку;

2) вовлечение детей  в жизнедеятельность семьи как  ее рав-ноправных участников

3) открытость и доверительность  отношений с детьми;

4) оптимистичность взаимоотношений  в семье;

5) последовательность  и согласованность родителей  в сво-их требованиях;

6) оказание помощи ребенку,  готовность отвечать на его воп-росы;

7) социальная направленность (нельзя воспитывать ребен-ка, не погружая его в реальные проблемы жизни).

 

47На  семейное воспитание влияют разнообразные  внешние и внутренние (внутрисемейные) факторы. Среди внешних ученые выделяют следующие наиболее значимые.

1. Воздействие политических, социально-экономических  и экологических условий

2. Углубление процессов возрастающей технизации и мате-риального потребительства.

3. Увеличение численности разводов  и одновременно уменьше-ние численности браков

4. Резкое снижение рождаемости  детей и увеличение смерт-ности населения

5. Возникновение новых путей и  форм интеграции семьи, детского сада, школы, структур бизнеса и производства, кон-фессий, государственных и общественных организаций, объе-динений, учреждений и служб в воспитании детей.

48три  основных вида потребностей: витальные (биологические), духовные (социальные), идеальные (позна-вательные). Их дополняют еще две группы потребностей: по-требность в вооруженности и потребность в преодолении. Для того чтобы удовлетворять свои многочисленные потребности, человек должен быть вооружен соответствующими способами и средствами. Каждая из потребностей реализуется  на двух уровнях: со-хранения («для себя») и развития («для других»).

49Доминирующими  сферами жизнедеятельности личности  в школьные годы являются: а) учебно-познавательная деятель-ность б) игровая деятельность, в) деятельность общения

50Самоактуализация — это не только конечное состояние личности как существа активного, но и постоянно осуществляющееся проявление личностью своих возможностей и способностей.

51Рассмотрим типы общения и их роль в развитии личности. Материально-практический тип общения характеризует субъек-тов, объединенных общей целью в совместной деятельности. Содержание такого общения выливается, как правило, в мате-риальный результат (например, выполнение поручения коллек-тива при подготовке к вечеру отдыха, пресс-конференции). Смыслообразующим компонентом данного вида общения яв-ляется готовность каждого из его участников к согласованным действиям, к сотрудничеству. Духовно-информационный тип общения удовлетворяет по-требность личности в такой духовной общности, осязаемым результатом которой является возрастание информации о дру-гом в процессе взаимного субъект-субъектного взаимодей-ствия. Духовно-информационный уровень может пронизывать содержание материально-практического общения, но может протекать и вне сферы материальной деятельности. Важно, чтобы в образовательном учреждении (школе, вузе и др.) со-здавались условия для удовлетворения потребности в обще-нии этого типа.Духовно-практический тип общения удовлетворяет потреб-ность человека в поведении, выводящем его из мира повсе-дневности, обыденности. Ярким примером духовно-практи-ческого общения является поведение болельщиков на стади-оне, на массовых праздниках. Доминирующим компонентомэтого типа общения является взаимоприятие реакций на про-исходящее, следование определенным нормам и правилам по-ведения.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"