Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Содержание работы

Раскрыть социальную сущность профессии педагога в современном обществе.
Назвать отрасли современной педагогики и предмет их изучения.
Раскрыть связь педагогики с другими науками.
Привести определения основных педагогических понятий.
Назвать структурные компоненты современной системы образования Республики Беларусь.
Перечислить принципы построения национальной системы образования, дать характеристику двум из них (по выбору).
Назвать типы, виды и ступени дошкольного образования РБ.
Описать структуру и принципы построения базисной программы «Пралеска».
Перечислить особенности периода раннего детства.
Раскрыть сущность понятия «адаптация», перечислить факторы, влияющие на протекание адаптационного периода.
Дать характеристику правилам организации обучения детей раннего возраста.
Раскрыть научные основы режима дня дошкольников.
Раскрыть задачи и содержание деятельности в период утреннего приема в дошкольном учреждении.
Показать значение прогулки в развитии и воспитании детей, назвать ее структурные компоненты.
Привести классификацию игр дошкольников, исходя из разных оснований.
Назвать задачи и основные методические приемы руководства сюжетно-ролевыми играми младших дошкольников по Михайленко Н.Я., Коротковой Н. А..
Назвать виды театрализованных игр по способу показа и перечислить этапы работы над театрализованной постановкой.
Раскрыть методику руководства дидактическими играми дошкольников в старшей возрастной группе.
Раскрыть задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Назвать виды труда дошкольников, раскрыть их педагогическую ценность.
Привести определение понятия «экономическое воспитание», назвать задачи экономического воспитания и формы работы с дошкольниками.
Назвать этапы и основные методы формирования сенсорных эталонов в период дошкольного детства.
Перечислить дидактические принципы, дать психолого-педагогическое обоснование принципу наглядности.
Перечислить виды занятий в дошкольном учреждении, назвать структурные компоненты занятия.
Привести классификацию методов Ю. К. Бабанского.
Привести классификацию методов нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Перечислить этапы и условия формирования детских объединений.
Перечислить задачи и принципы полоролевого воспитания дошкольников.
Привести определение понятия «патриотизм», назвать средства и методы воспитания у дошкольников основ патриотизма.
Назвать задачи и формы взаимодействия д/у и семьи.

Файлы: 1 файл

вопросы к акредитации.docx

— 78.43 Кб (Скачать файл)

Перечень вопросов по педагогике для контрольной работы в рамках аккредитации УО

Специальность 2-01 01 01 «Дошкольное образование»

  1. Раскрыть социальную сущность профессии педагога в современном обществе.
  2. Назвать отрасли современной педагогики и предмет их изучения.
  3. Раскрыть связь педагогики с другими науками.
  4. Привести определения основных педагогических понятий.
  5. Назвать структурные компоненты современной системы образования Республики Беларусь.
  6. Перечислить принципы построения национальной системы образования, дать характеристику двум из них (по выбору).
  7. Назвать типы, виды и ступени дошкольного образования РБ.
  8. Описать структуру и принципы построения базисной программы «Пралеска».
  9. Перечислить особенности периода раннего детства.
  10. Раскрыть сущность понятия «адаптация», перечислить факторы, влияющие на протекание адаптационного периода.
  11. Дать характеристику правилам организации обучения детей раннего возраста.
  12. Раскрыть научные основы режима дня дошкольников.
  13. Раскрыть задачи и содержание деятельности в период утреннего приема в дошкольном учреждении.
  14. Показать значение прогулки в развитии и воспитании детей, назвать ее структурные компоненты.
  15. Привести классификацию игр дошкольников, исходя из разных оснований.
  16. Назвать задачи и основные методические приемы руководства сюжетно-ролевыми играми младших дошкольников по Михайленко Н.Я., Коротковой Н. А..
  17. Назвать виды театрализованных игр по способу показа и перечислить этапы работы над театрализованной постановкой.
  18. Раскрыть методику руководства дидактическими играми дошкольников в старшей возрастной группе.
  19. Раскрыть задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста.
  20. Назвать виды труда дошкольников, раскрыть их педагогическую ценность.
  21. Привести определение понятия «экономическое воспитание», назвать задачи экономического воспитания и формы работы с дошкольниками.
  22. Назвать этапы и основные методы формирования сенсорных эталонов в период дошкольного детства.
  23. Перечислить дидактические принципы, дать психолого-педагогическое обоснование принципу наглядности.
  24. Перечислить виды занятий в дошкольном учреждении, назвать структурные компоненты занятия.
  25. Привести классификацию методов Ю. К. Бабанского.
  26. Привести классификацию методов нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
  27. Перечислить этапы и условия формирования детских объединений.
  28. Перечислить задачи и принципы полоролевого воспитания дошкольников.
  29. Привести определение понятия «патриотизм», назвать средства и методы воспитания у дошкольников основ патриотизма.
  30. Назвать задачи и формы взаимодействия д/у и семьи.

 

 

Вопросы рассмотрены и  одобрены на заседании П(Ц)К дисциплин общепрофессионального цикла

 

Протокол №______ от ____________________2012г.

 

Председатель П(Ц)К_____________________/Т. А. Михневич/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Раскрыть социальную сущность профессии педагога в современном обществе

     Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

     Педагог, где бы он не трудился — в дошкольном учреждении, школе, колледже, университете, художественной студии, спортивной секции, на курсах повышения квалификации является представителем одной из самых социально- значимых человековедческих профессий. Педагогический труд – общественно значимая деятельность, направленная на формирование у подрастающего поколения человеческих качеств. Это процесс взаимодействия между человеком, овладевшим культурой, и человеком, овладевающим ею. Исходя из данного обстоятельства, можно утверждать, что в педагогическом труде в значительной мере осуществляется социальная преемственность поколений, включение подрастающего поколения в существующую систему социальных связей.

Особенность труда педагога состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, самый уникальный продукт природы. Причем не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. В силу указанных обстоятельств, профессию педагога относят к перечню наиболее важных профессий.

     Все педагогические профессии не являются производителями на производстве, но они формируют человека, прямым образом влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.

     Таким образом,  социальное значение труда педагога в современном обществе заключается в духовном воспроизводстве человека, формировании личности  детей нового поколения и подготовке их к современным условиям жизни.

 

 

 

 

  1. Назвать отрасли современной педагогики и предмет их изучения.

 

Систему педагогических наук образуют следующие отрасли:

Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания.

История педагогики, изучает развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.

Сравнительная педагогика, исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем  в различных странах путём сопоставления и нахождения сходств и отличий.

Возрастная педагогика - изучает особенности воспитания человека на различных возрастных этапах (включает: преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику профессионально-технического образования, педагогику взрослых (андрогогику)).

Специальная педагогика - разрабатывает вопросы образования детей, имеющих особенности в физическом и умственном развитии. Включает ряд отраслей:

  • сурдопедагогика (образование глухих и слабослышащих детей)
  • тифлопедагогика(образование слепых и слабовидящих детей)
  • олигофренопедагогика (образование умственно отсталых детей)
  • логопедия (образование детей с расстройством речи)

Методика преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.).

Профессиональная  педагогика изучает закономерности воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу действительности.

Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых.

Семейная педагогика – исследует вопросы воспитания в семье.

 

  1. Раскрыть связь педагогики с другими науками

 

     Исключительно большое значение в развитии педагогики имеет ее связь с другими науками. Один из общих аспектов состоит в том, что педагогика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи других наук, помогающие глубже проникать в сущность воспитания и разрабатывать его теоретические основы.

     Педагогика  связана со следующими группами  наук:

  • науки о человеке (т. к. общий объект исследования – человек): анатомия, физиология, психология и др.
  • обществоведческие науки (т.к. человек живет и развивается в обществе): философия, этика, эстетика, социология.
  • математические науки (помогают обрабатывать и интерпретировать данные научно-педагогических исследований): математика, информатика, киберенетика.

Примеры связи  педагогики с другими науками:

     Наиболее тесная связь прослеживается с психологией, т. к. педагогика и психология изучают очень близкие, тесно между собой связанные предметы: предметом психологии являются психические процессы и состояния (память, мышление, воля, характер и др.); педагогика изучает процесс, в котором развиваются и формируются память, воля, характер и др.

Социология как наука об обществе, социальных процессах, общественных группах даёт для педагогики важные сведения о влиянии социальной среды на человека, о взаимоотношениях людей в группах, что позволяет выявить воспитательные возможности групповых отношений.

Педагогика связана с кибернетикой, задача которой, во-первых, определить то, чему можно и нужно в этой области учить детей, готовя их к жизни в условиях современного кибернетизируемого производства; во-вторых, выявить возможности и разработать эффективные методы использования кибернетики в самом учебно-воспитательном процессе (методика использования обучающих машин, создание учебных программ и др.).

 

 

    1. Привести определения основных педагогических понятий

 

Понятие

Определение понятия

Автор

воспитание

  • (в социальном смысле слова) социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.
  • (в педагогическом смысле) специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности.

Козлова С.А.

 

 

 

Козлова С.А.

Образование

  • освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений
 

развитие

  • объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения

Харламов И.Ф.

 

 

 

формирование

  • это изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних, природных и социальных, объективных и субъективных

Козлова С.А.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Назвать структурные компоненты современной системы образования Республики Беларусь

 

     Система образования — совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.

     Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное.

     Основное образование -  обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ основного образования.

     Основное образование в Республике Беларусь включает в себя следующие уровни: дошкольное образование, общее среднее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование.

 Единство и непрерывность  основного образования обеспечиваются  преемственностью его уровней  и согласованностью содержания  образовательных программ основного  образования.

     Дополнительное образование — обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ дополнительного образования.

     Дополнительное образование подразделяется на следующие виды: дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых.

     Специальное образование — обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Перечислить принципы построения национальной системы образования

     Государственная политика в сфере образования основывается на принципах:

  • приоритета образования;
  • приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
  • гарантии конституционного права каждого на образование;
  • обеспечения равного доступа к получению образования;
  • обязательности общего базового образования;
  • интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;
  • экологической направленности образования;
  • поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;
  • государственно-общественного характера управления образованием;
  • светского характера образования.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"