Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Содержание работы

Раскрыть социальную сущность профессии педагога в современном обществе.
Назвать отрасли современной педагогики и предмет их изучения.
Раскрыть связь педагогики с другими науками.
Привести определения основных педагогических понятий.
Назвать структурные компоненты современной системы образования Республики Беларусь.
Перечислить принципы построения национальной системы образования, дать характеристику двум из них (по выбору).
Назвать типы, виды и ступени дошкольного образования РБ.
Описать структуру и принципы построения базисной программы «Пралеска».
Перечислить особенности периода раннего детства.
Раскрыть сущность понятия «адаптация», перечислить факторы, влияющие на протекание адаптационного периода.
Дать характеристику правилам организации обучения детей раннего возраста.
Раскрыть научные основы режима дня дошкольников.
Раскрыть задачи и содержание деятельности в период утреннего приема в дошкольном учреждении.
Показать значение прогулки в развитии и воспитании детей, назвать ее структурные компоненты.
Привести классификацию игр дошкольников, исходя из разных оснований.
Назвать задачи и основные методические приемы руководства сюжетно-ролевыми играми младших дошкольников по Михайленко Н.Я., Коротковой Н. А..
Назвать виды театрализованных игр по способу показа и перечислить этапы работы над театрализованной постановкой.
Раскрыть методику руководства дидактическими играми дошкольников в старшей возрастной группе.
Раскрыть задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Назвать виды труда дошкольников, раскрыть их педагогическую ценность.
Привести определение понятия «экономическое воспитание», назвать задачи экономического воспитания и формы работы с дошкольниками.
Назвать этапы и основные методы формирования сенсорных эталонов в период дошкольного детства.
Перечислить дидактические принципы, дать психолого-педагогическое обоснование принципу наглядности.
Перечислить виды занятий в дошкольном учреждении, назвать структурные компоненты занятия.
Привести классификацию методов Ю. К. Бабанского.
Привести классификацию методов нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Перечислить этапы и условия формирования детских объединений.
Перечислить задачи и принципы полоролевого воспитания дошкольников.
Привести определение понятия «патриотизм», назвать средства и методы воспитания у дошкольников основ патриотизма.
Назвать задачи и формы взаимодействия д/у и семьи.

Файлы: 1 файл

вопросы к акредитации.docx

— 78.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Назвать типы, виды и ступени дошкольного образования РБ.

 

В настоящее время в Республике Беларусь образовалась гибкая многофункциональная система разнообразных дошкольных образовательных учреждений, различающаяся:

  • по видам (по форме собственности):
  • государственные
  • частные;
  • по типам:
  • ясли,
  • детский сад,
  • ясли-сад,
  • школа-сад (варианты: детский сад — начальная школа; детский сад—школа),
  • дошкольный Центр развития ребенка,
  • детский дом (для детей дошкольного возраста);
  • по профилю работы с детьми:
  • общего назначения;
  • с углубленной направленностью;
  • по уходу и досмотру;
  • оздоровительной и компенсирующей направленности.

В дошкольных учреждениях  воспитанники объединяются в группы:

    • первого раннего возраста (до одного года);
    • второго раннего возраста (1 – 2 года);
    • первую младшую (2 – 3 года);
    • вторую младшую (3 – 4 года);
    • среднюю (4 – 5 лет);
    • старшую (5 – 7 лет);
    • разновозрастную (1 – 7 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Описать структуру и принципы построения базисной программы «Пралеска»

 

     Программа «ПРАЛЕСКА» является первой национальной программой, создана Временным творческим коллективом под руководством профессора Е.А.Панько и доцентом А.И.Васильевой в 1995 году.

     Содержание программы основывается на следующих взаимосвязанных принципах:

  • гармония трёх начал – физического, духовно-нравственного, интеллектуально-познавательного развития детей;
  • гуманизация и демократизация воспитания и обучения;
  • природосообразность и индивидуализация воспитательно-образовательного процесса;
  • оздоровительная направленность воспитания;
  • соединение национального и общечеловеческого моментов в воспитании;
  • развитие психики в деятельности;
  • взаимодействие семейного и общественного воспитания;
  • преемственность между детским садом и школой.

Содержание и задачи воспитательной работы представлены в программе  следующими разделами:

    • Познать, чтобы воспитывать.
    • Расти здоровым, малыш.
    • Сотрудничаем с семьёй.
    • Я и мир вокруг меня.
    • Развиваемся в деятельности.

Следует отметить, что названные  разделы охватывают все направления  развития ребёнка в разнообразных  видах деятельности.

Материал программы распределён  по возрастным группам:

  • Малыши (2-3 года).
  • Почемучки (4-5 лет).
  • Фантазёры (6-7 лет).

Достоинством названной  программы является возможность  воспитателя каждой возрастной группы познакомиться с характеристиками психического и физического развития детей. Воспитатели имеют возможность пользоваться отдельно изданными методическими рекомендациями по всем разделам программы.

 

 

  1. Перечислить особенности периода раннего детства

 

     Ранний возраст  – это период наиболее интенсивного  развития всех органов и систем  организма ребенка, формирования  разнообразных умений и поведения  малыша.

Особенности периода – это те, показатели, которые отличают данный возрастной период от всех остальных.

     Весь комплекс особенностей раннего детства был сформулирован Н. М. Аксариной. Особенностями периода раннего детства являются следующие:

  • Интенсивный темп развития.
  • Неравномерность, скачкообразность развития.
  • Взаимосвязь физического и психического развития.
  • Лабильность (изменчивость) эмоционального состояния.
  • Прирожденная сенсомоторная потребность.
  • Реакция на раздражители имеет продолжительный латентный период.
  • Ведущая роль в развитии ребенка принадлежит взрослому.
  • Неустойчивость и изменчивость физического и психического состояния ребенка.
  • Большими потенциальные возможности развития.
  • Повышенная ранимость организма ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Раскрыть сущность понятия «адаптация», перечислить факторы, влияющие на протекание адаптационного периода

 

Н.М.Аксарина, основывалась на учении И.П.Павлова, характеризует адаптацию как установление наиболее правильных соотношений (биологических и социальных) между организмом и внешней средой.

Выделяют следующие виды адаптации:

  • биологическая адаптация – это перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям жизни.
  • социальная адаптация – это способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий.

Современные психолого-педагогические исследования позволяют назвать  ряд факторов, которые определяют характер и продолжительность адаптационного периода:

  • возраст детей (критическим для привыкания считается первое полугодие второго года жизни);
  • индивидуально-типологические особенности (легче привыкают дети с уравновешенными и подвижными нервными процессами; труднее, те, у кого они слабые, неуравновешенные, малоподвижные);
  • уровень психического развития;
  • наличие или отсутствие предшествующей тренировки нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям;
  • условия семейного воспитания (организация режима дня, жилищно-бытовые условия, состав семьи и пр.);
  • состояние здоровья (перенесенные заболевания, патологии родов, отягощенная наследственность).

 

 

 

 

 

 

 

        1. Дать характеристику правилам организации обучения детей раннего возраста

 

Планомерность проведения - занятия планируются, проводятся в определённой системе – от простого к сложному.

Повторность занятий. Важно, чтобы намеченные программные задачи были освоены детьми данной группы. Опыт показывает, что обычно это не может быть достигнуто на одном занятии, т.к. одни дети быстро реагируют на всякое внешнее воздействие, другим для этого требуется более длительный срок. Для прочного усвоения программных требований всей группой необходима неоднократная повторность одних и тех же занятий.

Однако точное воспроизведение предыдущего занятия может привести к снижению заинтересованности детей, к механическому усвоению программного материала. Поэтому при повторении занятий, сохраняя программное содержание, меняют, например, игрушки. Разнообразие занятий достигается также их усложнением.

Эмоциональность проведения занятий.

Эмоциональность и интерес  обеспечивают:

- привлекательные, эстетические  игрушки и материалы;

- эмоциональная речь  воспитателя;

- сюрпризное внесение  игрушек.

Применение наглядности  в сочетании со словом.

В раннем возрасте дети знакомятся с окружающими предметами путём  наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки. Поэтому воспитатель широко использует на занятиях приёмы наглядности.

Всё, что показывают ребёнку, должно быть подкреплено словом. С детьми раннего возраста следует говорить короткими фразами, избегая лишних слов, т.к. длительные, многословные объяснения не доступны их пониманию.

Наличие детской  активности.

Принимая во внимание свойственную детскому возрасту потребность в  движении, занятия строят так, чтобы эту потребность удовлетворить. Поэтому после короткого пояснения, показа детям предоставляется возможность действовать самим.

 

 

 

        1. Раскрыть научные основы режима дня дошкольников

 

Режим дня – научно обоснованный распорядок жизни, который предусматривает рациональное распределение времени и чередование разных видов деятельности и отдыха, которые повторяются в определённой последовательности.

Научное обоснование роли режима как ведущего фактора в  укрепление здоровья получено лишь в  последние годы и связано с  развитием биоритмологии – науки, которая изучает цикличности процессов жизнедеятельности всех живых существ.

Цикличность процессов жизнедеятельности  обуславливает необходимость выполнения режима. Практически все известные  к настоящему времени процессы, протекающие  в организме человека, имеют определённую цикличность (суточная динамика температуры тела: рассвет – 36,0ºС, полдень – 36,4ºС, вечер – 36,8ºС; газообмен между кровью и тканями, частота дыхания; работоспособность и др.).

При резких нарушениях режима, возникают болезненные состояния, получившие названия десинхрозов. У детей они находят отражение в неадекватных эмоциональных реакциях, отказе от еды, повышенность раздражительности.

Именно такие явления  нередко наблюдаются после выходных дней у тех воспитанников, родители которых грубо нарушают режим дня по выходным.

Физиологической основой  режима дня является учение П. Павлова  о динамическом стереотипе. Если ребёнок спит, ест, бодрствует в определённое время, у него образуются условные рефлексы на время, а позже устойчивые привычки, прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Привести классификацию игр дошкольников, исходя из разных оснований

 

     Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна. В педагогической науке существует несколько классификаций игр дошкольников. Приведем некоторые из них.

     Так, Е. А. Аркин классифицирует игры в соответствии с их содержанием: военные, игры на бытовые темы, игры с производственным сюжетом.

     П. Ф. Лесгафт положил в основу классификации возрастной принцип и разделяет игры на семейные (или «имитационные») и школьные (имеют четко определенную форму, цели и правила).

     Д. В. Мнеджерицкая, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская разделили игры на две большие группы: творческие игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские, строительно-конструктивные) и игры с правилами (дидактические, подвижные, музыкальные).

     С. Л. Новоселова предложила новую классификацию игр, в основе которой лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры. В соответствии с этим выделяла три класса игр:

     1) игры, возникающие  по инициативе детей: игра-экспериментирование,  самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"