Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика"

Файлы: 1 файл

Pedagogika.docx

— 34.51 Кб (Скачать файл)

8. Воспитание как целенаправленная педагогическая деятельность по созданию специальных условий формирования у личности определенных психических и личностных качеств.

Воспитание как педагогическая деятельность представляет собой то объективно-субъективное общественное явление, которое называют воспитанием в узком смысле слова. Оно представляет собой сознательное, на основе научных данных, целенаправленное, систематически и планомерно организованное воздействие на детей, взаимодействие с ними, которое должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу, выраженному в форме цели сотворения личности. Цели педагогической деятельности можно подразделить на внутренние, индивидуально- личностные и внешние, обеспечивающие ребенку возможность вхождения в общественные отношения. В самой общей, абстрактной, идеальной форме внутренняя цель педагогической деятельности как сознательного целенаправленного воздействия на ребенка состоит в том, чтобы постепенно превратить его из существа, управляемого извне внешними воздействиями, конформизирующими влияниями, в нравственную, самостоятельную личность, сознающую свои права и обязанности, самоуправляющуюся изнутри. Внутренняя задача и цель воспитания как педагогической деятельности в том, чтобы развить в ребенке духовно-нравственные начала, привести растущую личность в соответствие и гармонию в отношениях с самой собой, а также с природой и обществом. Внешняя же цель воспитания как субъективированной педагогической деятельности исходит из научно определенной необходимости развития всех сущностных сил индивида, позволяющих ему достаточно легко интегрироваться в общественную жизнь, на основе общего и специального образования (или жизненного опыта), господствующей морали и права. Речь идет о том, чтобы обеспечить детям возможность реального включения в трудовую, социальную, культурную, творческую и иную общественно полезную деятельность.

Что касается механизмов осуществления  и действенности педагогической деятельности, то они тоже, как и  воспитание в целом, основываются на трех китах: деятельности, отношениях и общении. К методам, как внешним  механизмам реализации педагогической цели, приобщаются педагогом внутренние и дополнительные механизмы-стимулы. Речь идет, например, об использовании  стремления ребенка к творческому  самопроявлению и самоутверждению, а также самолюбия, честолюбия, желания добиться успеха и получить удовольствие. К этим внутренним стимулам примыкают, соединяются с ними такие внешние механизмы-стимулы педагогического воздействия, как поощрение, требование и др.

Критерии эффективности и действенности  воспитания как педагогической деятельности. Эти критерии также могут быть внутренними и внешними. К внутренним относится обладание воспитанником духовно-нравственной свободой, личностностью и ответственностью; развитым сознанием необходимости нравственного и гражданско-правового поведения. К внешним — гармоничное вхождение в систему общественной жизни, т. е. в семейные отношения, в производственную деятельность, в образовательные учреждения, в общественно-государственные структуры, а также .приобщение к основным формам общественного сознания.

Воспитание обычно строится "на трёх китах":

наказание (кнут),

поощрение (пряник)

личный пример воспитателя.

 

9. Закономерности процесса воспитания, принципы, формы и методы воспитания

Закономерности воспитания - устойчивые, повторяющиеся, объективно существующие связи в воспитании, реализация которых  способствует эффективному развитию личности.

Закономерности воспитания:

1. Органическая связь воспитания  с общественными потребностями  и условиями воспитания. Развитие  общества приводит к изменению,  диктует новые потребности и  в его воспитательной системе.  Взаимодействие в воспитательном  процессе всей совокупности различных  факторов.

2. Опора в воспитательном процессе  на положительные качества ребенка,  стимуляцию активности личности, положительные эмоции от достигнутых  успехов.

3. Результаты воспитания зависят  от воспитательного воздействия  на внутренний мир ребенка,  его духовную, эмоциональную сферы.  Воспитательный процесс должен  постоянно трансформировать внешние  воспитательные воздействия на  внутренние, духовные процессы личности.

4. Определяющими в воспитании е деятельность и общение. Деятельность - главный фактор единства сознания поведения, когда ученик занят определенным видом деятельности (учебной, трудовой, игровой, спортивной и др.). Что обеспечивает всестороннее развитие личности.

Принцип - общее руководящее положение, требующее постоянства действий при различных условиях и обстоятельствах.

Принцип ориентации на ценностные отношения (ПОЦО). Ценностные отношения - это устойчивая, избирательная, предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, который приобретает личностный смысл, нечто значимое для жизни отдельного человека. Условия возникновения личностно-значимых ценностных отношений:

эмоциональное переживание возникающих  отношений;

оценочность своих поражений и побед.

 Существует органическая связь  между оценивающей функцией и  эмоциями.

Принцип субъектости. Педагог максимально содействует развитию способностей ребенка осознавать свое «я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.

Общий способ инициирования субъектности - придать воспитанию диалогический характер. Этот принцип исключает жесткий приказ, как традиционный метод воздействия, усиливает роль этикета, приближает стиль и формы общения к этическим достижениям современной культуры.

В договоре всего два «нельзя»: нельзя посягать на другого человека и нельзя не работать, не развивать  себя. Требование их исполнения носит  категорический характер.

Принятие ребенка как данность. Признать в ребенке достоинства  человека, сохранять к нему уважение как к личности, вне зависимости  от его успехов, развития, положения, способностей.

Далеко не всегда удается реализовать  этот принцип, причины: старые традиции критического отношения друг к другу, жесткая нормативность положения  школьника, разница во взглядах, но главное - отсутствие интереса к другому  человеку, не похожему на тебя, отсюда стремление всех подогнать под одну мерку.

Союз трех принципов воспитания придает воспитанию гармонически сочетающиеся характеристики: философскую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, поэтому мы говорим  о системе принципов их взаимосвязи.

Методы воспитания:

это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников  для решения педагогических задач  в совместной деятельности с воспитателями;

это пути достижения заданной цели воспитания;

это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника и взаимодействие с ним с целью  выработки у них позиции и  качеств, заданных целью воспитания.

Методы воспитания иногда определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения цели. В структуре метода всегда есть приемы и средства (так слово - средство, а реплика, замечание, сравнение - приемы).

 

 

 

10. Воспитанность и воспитуемость

Воспитанность представляет собой  согласованность знаний, убеждений  и поведения.

Воспитуемость  понимается как возможности ученика к дальнейшему личностному росту вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности.

Выделяют 2 критерия воспитанности:

Уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек (в данном случае имеется в виду содержание нравственной сферы: то чем руководствуется человек).

Уровень преднамеренности, произвольности поведения: моральная устойчивость человека, умение преодолевать трудности  невозможны без умения управлять  своими желаниями, своим поведением. Способность человека действовать  под влиянием намерения, преодолевать все другие непосредственные побуждения, желания, которые мешают выполнять  намерение, говорит о том, что  человек сознательно управляет  своей мотивационной сферой.

Чрезвычайно важным для оценки эффективности труда учителя являются те психические изменения в развитии учащихся, которые происходят в результате труда учителя: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость. Воспитанность ученика включает:

запас нравственных представлений (то, что оно знает о нормах поведения  и отношения к обществу);

нравственные убеждения (как ученик воспринимает нравственные нормы для  себя лично, т.е. личное, пристрастное отношение  к нравственным нормам – личностные смыслы, мотивы, ценности);

реальное нравственное поведение (как знания и убеждения реализуются  в поведении).

Воспитанность есть согласованность  знаний, убеждений и поведения. Воспитуемость – это возможности ученика к дальнейшему личностному росту вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности.

 

11. Социализация как процесс формирования у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний.

Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство  социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. В процессе социализации он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, а с другой стороны – активное воспроизводство системы социальных связей.

Воспитание и социализация отличаются по признаку стихийности воздействия  на человека различных обстоятельств  жизни в обществе (социализация) или целенаправленности формирования знаний (обучение), формирования личности (воспитание), формирования индивидуальности (развитие). Это означает, что обучение, как и воспитание, являются факторами  развития, а в итоге социализации человека. Поэтому социализация - самое  широкое понятие, включающее влияние  стихийных обстоятельств жизни  и процесс целенаправленного  педагогического формирования индивида (обучение, воспитание, развитие).

В социологии выделяются два уровня социализации:

• уровень первичной социализации;

• уровень вторичной социализации.

 Первичная социализация происходит  в сфере межличностных отношений  в малых группах. В качестве  первичных агентов социализации  выступает ближайшее окружение  индивида: родители, близкие и дальние  родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная  социализация происходит на уровне  больших социальных групп и  институтов. Вторичные агенты —  это формальные организации, официальные  учреждения: представители администрации  и школы, армии, государства  и т. д. Принято считать, что  первичная социализация представляет  собой нечто гораздо большее,  чем просто обучение, и связана  с формированием обобщенного  образа действительности. Вторичная  социализация представляет собой  приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда.

 

 12. Факторы социализации; социализированность и воспитанность

А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К  ним относятся:

мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;

макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;

мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

 Выделение ряда факторов  позволяет классифицировать механизмы  (способы) социализации. К ним относятся: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание). К социально-психологическим механизмам можно отнести импринтинг (запечатление; происходит преимущественно в младенческом возрасте), экзистенциальный нажим (овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами), подражание (один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта), рефлексия (внутренний диалог). Исследователями, работающими в русле субъект-субъектного подхода, выделены характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

В рамках концепции социализации социализированность – это достижение человеком определенного баланса адаптированности и обособления в обществе.

О мере адаптации человека в обществе свидетельствует ряд признаков:

1) соответствие ролевым ожиданиям  и предписаниям, характерным для  общества в различных сферах  жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной, досуговой и др.), а  также знаниям, умениям и установкам, необходимым для их реализации;

2) наличие и мера оформленности реалистических в данном обществе жизненных целей и представлений о социально-приемлемых путях и способах их достижения (т. е. мера согласованности самооценок и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды);

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"