Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика"

Файлы: 1 файл

Pedagogika.docx

— 34.51 Кб (Скачать файл)

3) необходимый на данном возрастном  этапе уровень образования.

 

13. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Классификация семей, особенности их влияния на воспитание детей.

В жизни каждого человека семья  занимает особое место, так как именно здесь с первых лет жизни ребенок  усваивает социальные нормы, нормы  человеческих взаимоотношений, общепринятые в семье ценностные мировоззренческие  установки, тем самым, формируя свою определенную позицию в системе  межличностных взаимодействий с  окружающими.

На раннем этапе социализации личности особенно велика роль родителей, оказывающих  первичное, наиболее эмоциональное, непосредственное, продолжительное социальное воздействие  на ребенка. Факторы влияния семьи  на социализацию личности можно представить  таким образом: состав семьи или, в более точном смысле, структура  семьи как единство функционирования ее членов; позиция ребенка в семье; стиль воспитания в семье собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи. По мере роста ребенка, помимо семьи, все возрастающий вклад  в его формирование вносят дошкольные воспитательные учреждения, школа, различные  детские коллективы, друзья. Вместе с тем, семья продолжает представлять собой персональную среду жизни  и развития детей, качество которой  определяется рядом параметров конкретной семьи: демографический – структура  семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, бездетная или многодетная); социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;  социально – экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе; технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

В частности, семьи различают по таким параметрам :

1.По семейному стажу супругов.

· семья молодоженов. Это только что рождённая семья, семья в  медовый период, который длится у  разных людей разное время. Типичным состоянием для такой семьи является состояние эйфории: у них ещё  не развеялись радужные мечты, надежды, планы, нередко оторванные от реальности.

· молодая семья – следующая. Это семья, столкнувшаяся с первыми, для них неожиданными препятствиями. Появляются первые размолвки, стремление изменить, переделать его.

· семья, ждущая ребёнка. На эту ступень  поднимается молодая семья, ожидающая  первенца. Заботливость молодого мужа по отношению к жене не знает границ.

· семья среднего супружеского возраста (от трёх до десяти лет совместного  проживания ). Наиболее опасный период её жизни. В эти годы появляются скука, однообразие, стереотипность во взаимоотношениях супругов, разгораются конфликты, приходится большинство разводов.

· семья старшего супружеского возраста(10-20 лет).

· пожилые супружеские пары. Эта  разновидность семей возникает  после вступления в брак их детей, появление внуков.

2.По количеству детей 

 выделяют такие разновидности  семей: 

· бездетные (инфертильные ) семьи, где в течение 10 лет совместного проживания не появился ребёнок. Каждая третья семья из этой группы распадается по инициативе мужчин.

· однодетная семья. Таких семей  в городах 53,6%, а в селе – 38-41,1%. Из этих семей распадается примерно каждая вторая. Но если такая семья  сохраняется, то педагогические возможности  её, условия роста, развития ребёнка  недостаточно благоприятны.

· малодетная семья (семья с двумя детьми). Стабильность семьи с рождением второго ребёнка возрастает, по наблюдениям социологов в 3 раза.

· многодетная семья – такою  нынче считается семья, в которой  трое и более детей.

 

14. Педагогическая культура родителей. Модели семейных взаимоотношений.

Педагогическая культура - это компонент  общей культуры человека, в котором  находит отражение накопленный  предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей  в семье.

Педагогическая культура родителей  служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и  результативность домашнего воспитания детей.

Основные черты педагогического  мастерства: педагогический такт, умение быть чутким, справедливым и разумно  требовательным к детям, владение педагогической техникой, наблюдательность и способность  прогнозировать развитие ребёнка.

Педагогическая культура включает несколько компонентов: понимание  и осознание ответственности  за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления  воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами.

Для педагогической культуры семьи  характерна  всеохватность.

Основные критерии для выделения  того или иного типа педагогической культуры семьи включают в себя три  показателя:

1) социально-педагогический, т.е. осознание  того, что субъектом воспитания  выступает каждый человек;

2) аксиологический, т.е. отношение  к знаниям как к ценности;

3) дидактический, показывающий, каковы  принципы воспитания - принуждение  ребенка или умение заинтересовать  его.

По широте воздействия на воспитуемого семье нет равных, только она формирует  человека во всех без исключения сферах его жизни. Поэтому педагогическая культура семьи является тем фактором, который в конечном итоге определяет педагогическую культуру и всего  общества.

Предлагаем самые распространенные модели семейных отношений:

Главный в семье — мужчина

 В такой семье все главные  решения принимает мужчина, женщина  занимает второстепенную роль.

Сплошной матриархат

 Есть женщины, которые не  слишком любят возиться с тряпкой  в руках целый день или мыть  кастрюли, и поэтому они, в большинстве  случаев, впадают в другую крайность  — мечтают о полном матриархате  в семье. 

Демократия

 Это значит, что супруги более  независимы и в то же время  равноправны, у них примерно  одинаковый материальный доход. 

3 стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль  «подавления».

При попустительском стиле ребенок  предоставляется сам себе.

1.Государственная политика в области образования в Республике Беларусь опирается на серьезную нор-мативную базу. В настоящее время действует множе-ство документов, регулирующих деятельность всех организаций в системе образования и воспитания. В стране принят «Закон об образовании» (1991 г.), в котором установлены основные принципы функци-онирования системы образования: приоритетность образования, обязательность общего базового образования,доступность,приемственность и непрервыность, научность приоритет общечеловеческие ценности, нац.культурная основа образования,экологическая напрвленность, демократит и светский характер образования

2.КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

•РАЗДЕЛ I. Основы правового регулирования в сфере образования

•РАЗДЕЛ II. Субъекты образовательных отношений

•РАЗДЕЛ III. Образовательные отношения

•РАЗДЕЛ IV. Управление и международное сотрудничество в сфере образования. Контроль и самоконтроль за обеспечением качества образования

•РАЗДЕЛ V. Дисциплинарная ответственность обучающихся

•РАЗДЕЛ VI. Финансирование, материально-техническое обеспечение в сфере образования

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

•РАЗДЕЛ VII. Дошкольное образование

•РАЗДЕЛ VIII. Общее среднее образование

•РАЗДЕЛ IX. Профессионально-техническое образование

•РАЗДЕЛ X. Среднее специальное образование

•РАЗДЕЛ XI. Высшее образование

•РАЗДЕЛ XII. Послевузовское образование

•РАЗДЕЛ XIII. Дополнительное образование детей и молодежи

•РАЗДЕЛ XIV. Дополнительное образование взрослых

•РАЗДЕЛ XV. Специальное образование

•РАЗДЕЛ XVI. Поддержка детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания

•РАЗДЕЛ XVII. Заключительные положения

3.Структура системы образования 1

1) дошкольное учереждение(1-3г- ясли,3-6 лет- детстский сад )

2)полная средняя школа (6-10лет-нач.школа, 10-16лет-основное базовое,16-17-полное среднее образование.10-18 лет-гимназия)

3)начальное и среднее профес. Учережде.образования: 16-17 лет-лицей, 16-17-техникум

4)высшее профес. Образование 1-5 курс-специальное, 1-4 курс-баколавриат, 5-6-магистратура

5)постдипломное образование-аспирантура,жокторантура.

6)система повышения квалификации  и препод.специалистов

7)внешкольное учебно-воспитательное  организации и учереждения дополните образования.

4.В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство — Верховный Совет республики, исполнение законов — Кабинет Министров), а также местные органы управления.

В соответствии с существующим законодательством  национальная система образования  должна обеспечиваться государственным  финансированием в объеме не менее 10% национального дохода.

Национальная система образования  РБ включает:

дошкольное образование;

общее среднее образование;

внешкольные формы образования;

профессионально-техническое образование;

среднее специальное образование;

высшее образование;

подготовку научных и научно-педагогических кадров;

повышение квалификации и переподготовку кадров;

самостоятельное образование граждан.

5. Позитивные и негативные тенденции в развитии системы образования.

позитивные тенденции:

• гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;

• вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин

•разработка новых образовательных  стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;

• дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных  образовательных учреждений

•переход вузов на двухступенчатую  подготовку специалистов (включая бакалавров и магистров),

•разработка и внедрение в образовательный  процесс систем обеспечения и  управления качеством образования;

•использование учреждениями образования  дополнительных источников финансирования, таких как доходы от собственной  коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства.

Негативные тенденции в образовании.

Отрицательное влияние современной  школы на здоровье учащихся. В последние  годы фиксируется тенденция ухудшения  здоровья детей. Можно выделить следующие  факторы, способствующие возникновению  у учащихся психических и физических расстройств:

•неспособность детей справиться с учебной программой;

•усложненные и перегруженные  учебные программы и учебники;

•чрезмерная учебная нагрузка учащихся.

6.Обучение – взаимодействие между учащимися и обучающимися, это способ осуществления педагогического процесса по развитию личности через организованное усвоение обучающимся знаний, способов, действий.

Развитие – 2 разных и взаимосвязанных явления:

• биологическое органическое созревание мозга, его анатомо-биологических  структур

• психическое развитие как умственное созревание

Точки зрения на соотношение обучения и развитие:

1) 2 независимых процесса, но обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. Не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, а нужно терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения

2) Не разделение обучения и  развития, а отождествление.

3) Объединение 1 и 2. Обучение  может идти не только вслед  за развитием, но и впереди  развития, продвигая его дольше  и вызывая в нем новообразования

7.Структура учебной деятельности включает следующие элементы :

1 Учебно- познавательные мотивы , их формирование - важнейшая задача начального обучения , и от того , насколько уже в первых классах будут сформированы такие мотивы , во многом зависит успешность дальнейшего обучения .

2 Учебная задача , это не просто конкретное задание , которое выполняет ученик на уроке или дома , а целая , упорядоченная система заданий . В результате их выполнения открываются и осваиваются наиболее общие способы решения класса задач определенной научной области . Самое главное при формировании учебной деятельности - преодолеть ориентацию ученика на получение правильного результата при решении конкретной задачи и сформировать ориентацию на правильность применения усвоенного общего способа действий .

3 Учебные действия , посредством которых школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения .

15.


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"