Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 22:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 543.00 Кб (Скачать файл)

По структуре национального  состава (без учета русского населения) регионы можно разделить на три  вида:

o многонациональные регионы (например, Дагестан);

o двунациональные регионы (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ханты-Мансийский и Долгано-Ненецкий автономные округа);

o мононациональный регион (Адыгея, Северная Осетия, Бурятия, Калмыкия и др.).

Север и северо-запад  европейской территории страны заселен  народностями угро-финской языковой группы: коми, пермяки, карелы, саамы. В  Поволжье, Приуралье, Прикамье и Сибири наряду с русскими проживает ряд народов и народностей, получивших свою автономию после Октябрьской революции 1917 г. Это относящиеся к угро-финской группе удмурты, мордва (эрзя и мокша). Марийцы и говорящие на языках тюркской группы татары, башкиры и чуваши.

Малочисленные народы Севера представлены самодийской группой. К ней относят ненцев, нганасан и селькупов. В центральной части  Западной Сибири проживают народы угорской группы – ханты и манси. Населяющие территорию Восточной Сибири и Дальнего Востока эвенки, эвены, нанайцы и удэгейцы составляют тунгусо-маньчжурскую группу. Чукчи, каряки, юкагиры, нивхи относятся к полиазиатским народам, а эскимосы и алеуты, имеющие американоидные черты,– к особой семье. В монгольскую группу входят буряты, проживающие на юге Восточной Сибири. К этой языковой группе относят также калмыков, населяющих юго-западную часть Поволжья.

 

Функционалистская и конфликтологическая теории придерживаются разных подходов к проблеме расовой и этнической стратификации. Тем не менее эти теории дополняют друг друга.

Функционалистская теория. Функционалисты рассматривают общество по аналогии с живым организмом, в котором различные части вносят свой вклад в выживание целого. С точки зрения целого они анализируют и конкретные социальные функции, и дисфункции. Хотя на первый взгляд может показаться, что расовые и этнические конфликты оказывают разрушительное действие на социальную солидарность и стабильность, сторонники функционального подхода указывают, что конфликты могут, тем не менее, играть позитивную роль в обществе. Во-первых, конфликт стимулирует формирование групп, а группы являются строительными блоками общества. Конфликт способствует развитию самосознания – осознания меньшинством общности взглядов и ценностей. Разграничение между “нами”, или родственной нам группой, и “ими”, или чуждой нам группой, устанавливается именно в условиях конфликта и через конфликт (см. гл. 4).

Во-вторых, конфликт не только помогает идентифицировать себя с группой  и установить ее границы, он также способствует сплочению группы, делая ее членов более чувствительными к групповым связям. Некоторые социологи указывают, что антисемитизм или неприязнь к черным могут оказаться функциональными в том смысле, что дают членам доминирующей группы, у которых чувство сплоченности отсутствует, точку опоры – ощущение групповой принадлежности. Подобные чувства подчеркивают их расовую и этническую принадлежность, обеспечивая им средство идентификации в мире.

В-третьих, этнический и  расовый конфликт может выполнять роль предохранительного клапана для всего общества в целом. Предубеждение дает людям возможность дать выход своей агрессивности, которую во всех остальных контекстах традиционно принято подавлять. Направляя свои враждебные эмоции на допустимые “мишени” и отводя их тем самым от членов своей семьи, коллег по работе и прочих значимых людей, мы тем самым способствуем сохранению стабильности социальной системы. Этот механизм известен под названием “поиск козла отпущения”.

В-четвертых, функционалисты указывают, что многообразие конфликтов между большим количеством групп внутри общества способствует развитию демократии в противовес тоталитарному порядку. Группы выполняют роль контролирующих органов по отношению друг к другу. Участие одного человека в различных группах, а не полная принадлежность единственной группе, выступает в роли уравновешивающего механизма и предотвращает глубинный раскол (например, раскол между классами, который приводит к классовой борьбе).

Дисфункции, создаваемые расовыми и этническими конфликтами, часто представляются более очевидными, чем функции. Конфликт может достигать такой частоты и интенсивности, что вся социальная структура ставится под удар. Более того, энергия и ресурсы истощаются и распыляются впустую, вместо того чтобы направляться по более продуктивным каналам. Страх и неуверенность в будущем, вызываемые конфликтами, могут приводить к неэффективному использованию человеческих ресурсов и индивидуальных способностей.

Теория конфликта. Если функционалисты во главу угла ставят социальную стабильность, то сторонники теории конфликта рассматривают мир как арену непрекращающейся борьбы. По их мнению, предубеждения и дискриминацию надо рассматривать в контексте конфликтов между социальными группами. Они указывают, что в возникновении и первичном упрочении расизма обычно важную роль играют три конкретных компонента: этноцентризм, конкуренция и неравное распределение власти.

Этноцентризм характеризуется тенденцией судить о поведении других групп по стандартам собственной группы, когда исходят из предположения, что все люди организуются в группы на основании тех же принципов, которые характерны для их собственной группы. Люди, склонные к этноцентризму, легко находят причины для восприятия чуждой для них группы как объекта ненависти – символа зла и опасности. Этноцентризм представляет собой плодородную почву для формирования предубеждений и стереотипов. Конкуренция углубляет этноцентрические настроения и может привести к межгрупповой борьбе. Конфликтологи подчеркивают, что в жизни люди обычно стремятся достичь наиболее высоких результатов – благ, престижа и власти, которые они определяют как хорошие, достойные приложения сил и желанные. Когда индивиды воспринимают достижения своей группы как исключающие интересы чужих, так что каждый может реализовать свои цели только за счет других, межгрупповая напряженность имеет тенденцию усиливаться. Взгляды на этнически чуждые группы преимущественно отражают представления о взаимоотношениях групп. Когда взаимоотношения между двумя группами рассматриваются как конкурирующие, возникает предубеждение против чуждой группы. Эксперимент, проведенный Музафером Шерифом и описанный в гл. 4, иллюстрирует это положение.

 

Источник: Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред.    В.И. Добренькова. М., 1998. 

 

  1. Понятие семьи и брака. Функции и тенденции семьи.
  2. Основные проблемы семьи и брака. Типы семейных структур.
  3. Мотивы брака, причины развода. Культура спора и ссоры. Традиции семьи.

 

 

Семья как социальный институт и малая социальная группа имеет более чем 500-тысячную историю. Для сравнения: общество появилось 40 тыс лет назад, армия и государство –10 тыс лет. Семья выступает в качестве объекта изучения многих наук, каждая из которых рассматривает ее под особым углом зрения, через призму собственного предмета и метода.

Социология  семьи анализирует взаимосвязи семьи и общества, объясняет причины трансформации семьи в условиях индустриального общества, превращения ее в моногамную, раскрывает причины ее нестабильности и другие.

Прочная семья – один из главных устоев общества. Эта истина была осознана не сразу. Потребовались годы, чтобы окончательно преодолеть недооценку роли семьи в обществе. Еще в 50-х гг. литература о семье была крайне бедной. В последние 30 лет публикации о семье стали содержательней и разнообразней по жанрам. Социологическая библиография о семье сегодня насчитывает более 3 тыс. наименований. Наука о семье становится все более зрелой в теоретическом плане и в то же время все более ориентированной на решение важнейших практических вопросов.

В нашей стране долгое время бытовало упрошенное представление  о человеке, преимущественно как  о работнике, а о семье –  как той среде, где происходит воспитание будущего строителя коммунизма.

В научной литературе существуют различные определения  семьи. Не будем вдаваться в полемику по этому поводу. Приведу лишь наиболее распространенное определение. Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Семья – социальный институт, выполняющий функции малой группы, реализующий потребность общества в биологическом воспроизводстве своих членов и их социализации. В качестве малой первичной группы семья и семейно-родственные отношения отличаются глубокой интимностью, доверительностью, эмоциональной привязанностью.

Семья рассматривается  как социальный институт в тех случаях, когда особенно важно выяснить, насколько образ семьи, ее функционирование соответствуют или не соответствуют тем или иным современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института крайне важна для прогноза будущих изменений. Анализ семьи как социальной группы имеет свою специфику. Исследование семьи в этом случае ориентируется на изучение условий ее формирования, этапов развития. Процесс формирования семьи в этом случае рассматривается как совокупность норм и стандартов проживания, выбора брачного партнера, сексуального поведения, взаимоотношений с родителями будущих супругов и санкций за невыполнение тех или иных норм, причин и мотивов разводов и т.д.

Семья является ведущим  компонентом социальной структуры  любого общества. Она играет ведущую  роль в общественном развитии. Не случайно многие политики западных стран обращают большое внимание на необходимость  ее укрепления. Так, в 1977 г. М.Тэтчер на конференции консервативной партии Англии провозгласила: "Мы - партия семьи". В кампании 1992 г. по выборам президента США один из важнейших лозунгов гласил: "Укрепление семейных ценностей - главная забота Президента США".

Такое внимание к семье  вполне объяснимо. Через семью сменяются поколения людей. В ней рождается человек и продолжается род. В семье происходит первичная социализация, обучение и воспитание детей, она реализует обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья также является ячейкой организации быта и важной хозяйственно-потребительской единицей.

 Основу семьи составляет  брачный союз мужчины и женщины.  Он санкционируется обществом. Брак - это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной. Посредством его общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. От характера брачных отношений в значительной степени зависит рост населения, физическое и духовное состояния новых поколений. В зависимости от формы брака выделяют типы семейной организации: моногамия и полигамия.

Семья представляет собой  более сложную систему отношений, чем брак. Она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а  также других родственников или  просто близких супругам и необходимых им людей.

Семья не сводится только к отношениям между мужчиной и  женщиной. Она предполагает отношения  между мужем и женой, родителями и детьми. Все это придает семье  характер социального института, то есть устойчивого феномена общества. Устойчивость семьи в разные эпохи менялась. Ее прочность обеспечивается за счет внутренних и внешних сил. Внешними являются: право, религия, общественное мнение. Внутренние - взаимная эмоциональность и экономическая заинтересованность.

Сущность семьи выражается через такие понятия, как функции семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов. Функции отражают систему взаимодействия семьи и общества, семьи и личности. Изменяется общество, изменяется и семья, изменяются ее социальные функции и структура.

Основные функции  семьи:

  • репродуктивная (функции воспроизводства);
  • сексуальная (ее стали выделять относительно недавно);
  • хозяйственно-экономическая;
  • воспитательная;
  • рекреативная (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация

досуга и отдыха);

  • коммуникативная и регулятивная, включая социальный контроль и реализацию власти и авторитета семьи.

 

Семья имеет свою структуру. Под ней обычно понимается система отношений между ее членами. Выделяют такие виды отношений:  родства, духовно-нравственные, отношения власти, авторитета, правовые отношения.

Семья может быть классифицирована по разным основаниям. По стилю жизни семьи можно подразделить на авторитарную семью (жесткое подчинение жены мужу, а детей родителям) и демократическую. Последняя основана на распределении ролей в соответствии не с традициями, а с личностными качествами и способностями супругов. Обязанности распределяются добровольно. Решения принимаются совместно. Воспитание детей основано на сознании, а не принуждении.

 В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Наиболее распространенным является простая (нуклеарная семья).

 Семья нуклеарная – тип, присущий современному индустриальному обществу. Это такой тип семейной организации, отличительной чертой которой является ее малочисленность: муж, жена, один или двое детей. Последние не состоят в браке.

  Если дети состоят  в браке, то образуется сложная семья.

 Семья сложная присуща доиндустриальному обществу. Это такой тип семейной организации, отличительной чертой которой является наличие большого количества детей и представителей старших поколений. Этот тип семьи выполняет также производственно-экономические функции. Есть семьи полные и неполные. Неполная семья - это семья без одного из супругов. Существуют повторные семьи, которые основаны на повторном браке.

По характеру проведения досуга семьи бывают открытые, т.е. ориентированные на широкий круг общения вне семьи; закрытые, когда они ориентированы на внутридомашний досуг.

В западной социологии выделяют дополнительно такие семьи: моногамная – брак одного мужчины с одной женщиной; полигамная – брак одного супруга с несколькими - бывает двух видов: полигиния – брак между одним мужчиной и несколькими женщинами, полиандрия – брак между одной женщиной и несколькими мужчинами. Фратернальная полиандрия – брак нескольких братьев с одной женой. Сороральная полиандрия – брак нескольких сестер с одним мужем. Экзогамия – выбор партнеров осуществляется вне определенных групп. Эндогамия – браки заключаются преимущественно внутри определенных групп. Патрименеальные и матрименеальные семьи, где наследие фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери. Гомогенные семьи – супруги примерно из одной социальной страты. Гетерогенные семьи – супруги происходят из разных социальных групп, каст, классов. Гомогамные семьи – однородные по национальности, возрасту, образованию и т.д.  Гетерогамные семьи – наблюдаются различия по социально-демографическим индикаторам. Патрилокальные – молодожены живут в семье мужа. Матрилокальные - молодожены живут в семье жены. Неолокальные - молодожены живут отдельно от родителей.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"