Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 10:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

идеология.docx

— 109.66 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1 Идеология как социальный феномен, её сущность. Идеология как явление во многом схожа с религией и наукой. От науки она восприняла доказательность и логичность своих постулатов, но, в отличие от науки, идеология призвана давать оценку явлениям действительности что хорошо, что плохо, и не только их познавать и объяснять, чтобы нацелить человека на изменение мира, социального порядка. От религии идеология переняла оценочное отношение к миру, но она обосновывает свои ценности и нормы рационально - светски через критерии целесообразности, эффективности и т.д. Идеология является синтезом интуитивизма и стремления к крайней рационализации. В современном обществе идеология как форма рассудочного обоснования поведения людей играет решающую роль. Она оказывает влияние на традиционно малоосмысленные формы поведения. Идеология в широком смысле слова — это система рационального светского обоснования ценностей, которая скрепляет людей в единую общность, наделяет их едиными ценностями, нормами. В узком смысле слова Идеология — это идеология социальной группы, класса, слоя, сословия, партии т.е. политическая идеология, которая интерпретирует, регламентирует поведение личности в группе. В современном обществе идеология — сложное многоярусное явление.

Вопрос 2 Термин «изучение» имеет два основных значения: 1) усвоение чего-либо в процесс се обучения; 2) познание определенных явлений в результате научного исследования. В современной науке под методологией понимается область познания, изучающая принципы и способы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности людей. В более узком значении термин «методология» означает совокупность средств, методов и приемов, используемых в какой-либо области познания.  
Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический деятель А. Дестют де Траси (1754—1836). С формальной, этимологической точки зрения термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «логически взаимосвязанную совокупность идей». 
Дестют де Траси: идеология — наука об идеях. 
А. Дестют де Траси термин «идеология» использовал в первом его значении. В его трактовке, идеология должна стать наукой, предметом которой явятся всеобщие законы образования, взаимодействия и превращения идей, их влияния на жизнедеятельность различных социальных групп. К. Маркс и Ф. Энгельс: идеология - ложное сознание. 
Как идеологию они квалифицировали совокупность представлений, составляющих основу содержания современной им немецкой философии. 
 К. Манхейм: идеология — продукт мышления групп людей. 
По К. Манхейму, идеология — это продукт мышления определенных групп людей, который, как и тип их мышления, предопределяется характером этих групп и их положением в существующей действительности. Предметом мышления определенной группы людей являются те элементы действительности, которые представляют для нее практический интерес.  
В середине 50-х - начале 70-х гг. ХХв. и снова с середины 80-х гг. оформляется концепция всеобщей «деидеологизации». Авторы - Р. Арон, Д. Белл, С. М. Липсет, К. Поппер и др. Представители данного направления утверждали, что научно-технический прогресс приводит к необходимости научного и технического решения проблем, свободного от влияния идеологии, толкуемой как субъективное, искажающее действительность выражение интересов социальных групп (Д. Белл и др.). В 70-х гг. 20 в. деидеологизацию сменяет концепция «реидеологизации», обосновывавшая необходимость выработки идеологии и идеалов, которые могли бы увлечь массы. Авторы – С. Хантингтон, В. Новак, Кристолл – исходят их того, что общественные науки не способны дать ответы на вопросы о смысле человеческой жизни, о социальных ценностях, идеалах и целях.  
 Идеология — это относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей, принципов и представлений, которые исходят из интересов и устремлений определенных групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства и служат в качестве инструмента коллективного политического действия. 

 

Вопрос 3 По содержанию и форме проявления идеи, можно разделить на несколько видов: 
 - Научные идеи  
 - Философские идеи  
 - Религиозные взгляды  
 - Художественные идеи  
 - Общественно – политические идеи  
-Национальная идея    
Идеология является выражением целей и стремлений, потребностей и интересов нации, народов, общественных групп, различных общественных слоёв в целом, а также охватывает принципы и методы их осуществления. В ней находят своё отражение интересы социальных групп и слоёв, их прошлое, настоящее и будущее. Идеологии по своей сущности создаются на основе философских, светских, религиозных и других учений. Различные социально политические силы при создании своих идеологий наряду с политическими идеями опирались на религиозные течения и достижения науки и техники, использовали их в качестве теоретической основы.

 

Вопрос 4 Политическая идеология представляет собой духовное образование, для идейной и целевой ориентации политического поведения граждан. Уровни ее функционирования: 
- теоретико-концептуальный — политическая идеология формулирует основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенной социальной группы

- программно-политический — социально-философские принципы и идеалы переводятся в программные лозунги и требования политической элиты; программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы

- актуализированный — степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, что воплощается в практических делах и поступках. Данный уровень характеризуется довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций до восприятия своих политических привязанностей, как глубинных мировоззренческих ориентиров. Политическая идеология разрабатывается особым слоем людей — теоретиками, представителями интеллектуальной элиты класса, нации, народа. Практическое же воплощение осуществляется через психологический настрой элит и рядовых граждан. Культурно-историческая составляющая государственной идеологии Республики Беларусь включает совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и особенностей формирования белорусского этноса, развития его самосознания и становления в качестве самобытного народа. 
Политическая составляющая государственной идеологии РБ — комплекс идей и представлений белорусского народа относительно условий становления и особенностей институтов своей государственности, понимания сущности нынешней политической системы страны. Политическая составляющая включает представление о характере социально-политического строя Республики Беларусь в целом, о путях его модернизации, охватывает также внешнеполитические аспекты жизнедеятельности белорусского народа, совокупность идей относительно места и роли белорусов в мировом политическом процессе.

Экономическая составляющая включает комплекс реализуемых государством и отвечающих интересам народа идей относительно формирования и развития национальной экономики. 
Социогуманитарная составляющая — комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Человек рассматривается как высшая ценность и цель общества и государства.

 

Вопрос5 Функции политической идеологии: 
1. ориентационная — она заключается в формировании основополагающих представлений об обществе, социальном прогрессе, личности и власти

2. мобилизационная  — политическая идеология настраивает  социальные группы на реализацию  идеалов более совершенного общества

3. интегративная  — идеология противостоит частным  и корпоративным интересам, наделяя  смыслом политическое действие  в рамках действующей политической  системы

4. амортизационная — служит ослаблению социальной напряженности в ситуациях, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения

5. охранительная — выражает и защищает интересы определенных социальных групп. 
К основным особенностям становления идеологии в трансформирующихся обществах относятся следующие:

- идеология должна  объединять, а не разъединять 
- идеология должна быть реалистичной 
- идеология должна быть оптимистичной.

Функции идеологии  в жизнедеятельности социальных систем Классовые, групповые идеологии  выдвигаются политическими партиями, которые стремятся объединить вокруг себя тех, кто разделяет общие  ценности и трактовки фактов, чтобы  бороться за политическую власть ради осуществления представлений о  желательном варианте развития общества. В современном обществе постоянно происходит взаимодействие различных ярусов идеологии. Это обеспечивает стабильность, целостность общества и позволяет выбирать, предлагать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в развитии общества. Именно идеология, а не общественные науки, по мнению известных представителей интеллигенции и политиков различных стран в XXI веке призвана дать ответы на вопросы о смысле человеческой жизни, о социальных ценностях, идеях и целях. Механизм функционирования идеологии включает: 
1 идейное овладение общественным сознанием

2 внедрение в  него собственных критериев оценки  прошлого, настоящего и будущего

3 создание позитивного  образа в глазах общественного  мнения предлагаемых партией,  движением или другими силами  целей и задач политического  развития

4 стимуляция целенаправленных  действий граждан во имя поддержки  и исполнения поставленных задач активное оппонирование конкурирующим доктринам и учениям

Вопрос 6 По своему статусу, положению и отношению к личности информационное содержание ее внутреннего мира делится на три группы. Первая — это те идеи, знания, чувственные данные, теории, которые хотя и отражены в сознании, но, как бы нейтральны по отношению к Я, не входят в его мировоззрение, но лишь создают вокруг него определенное знание, информационную среду. Чем больше я знаю, тем богаче мой внутренний мир, мое информационное пространство, тем больше у меня шансов жить богатой и достойной жизнью, тем выше степень моей выживаемости, тем выше степень моей внутренней, духовной свободы. Мировоззрение — это своего рода мои личные вещи, малая часть многообразия существующих вокруг меня вещей. Таким образом, статус мировоззрения отличается от статуса всего остального содержания внутреннего мира человека. Если информация, знание могут быть безличными и всегда бывают таковыми в любых формах их объективации: компьютерной, книжной и т.д., то мировоззрение может быть только личным и любая его объективация, скажем словесное выражение, превращает его из мировоззрения в безличностное знание или информацию. Другой чертой, отличающей статус мировоззрения от статуса остальной части внутреннего мира личности, является то, что именно мировоззрение прежде всего и главным образом определяет характер ее практического поведения, ее нравственного, политического, гражданского, эстетического, познавательного и всякого иного выбора и оценки. Можно сказать, что мировоззрение — это внутренняя сторона, мотивация, субъективная предпосылка свободного, объективного внешнего действия и поступка. Упрощенно говоря, мировоззрение — это информация (знание), над которой надстраиваются оценки, предпочтения, практические регулятивы, нормы, принципы, идеалы, убеждения и верования. Мировоззрение в решающей степени определяет отношение человека к себе и миру и тем самым имеет практическую функцию. Мировоззрение может стать идеологией. Идеология — это синтез всеобщего характера составляющих мировоззрение идей и практической направленности мировоззрения. Содержание мировоззрения — это «субъективированное», личностное знание, а также различные принципы, нормы, выводы, убеждения и верования, выраженные в форме идей или понятий.

 Всякая идея обязательно тотальна. Тотальные способности идеи нейтральны по отношению к добру и злу. Это их естественное, точнее врожденное качество. Но оно может приобретать безнравственный смысл, угрожающий человеку характер, и тогда их тотальность оборачивается тоталитаризмом.

 

Вопрос 7«Деидеологизации» и «реидеологизации» теории - буржуазные социологические концепции, опирающиеся на определенную интерпретацию идеологии и получившие распространение в 6О-70 гг. 20 в. «Д.» т. была обоснована в работах Р. Арона, Белла, С. Липсета и др. Трактуя идеологию как ложное сознание, принципиально противостоящее науке и принимаемое социальной группой с целью оправдания ее действий и обоснования социальных претензий, а также как продукт общества с неразвитой технологией и нерешенными экономическими и социально-политическими проблемами, создатели «Д». т. утверждали, будто развитые капиталистические страны вышли за рамки того общественного состояния, к-рому необходима идеология, и вступили в новую «неидеологическую» эру. Был провозглашен «конец идеологии». На самом деле «Д». т. - это концепция, выражающая сциентистски-технократическую иллюзию, будто все проблемы капиталистического об-ва могут быть решены чисто «техническими» средствами, без участия масс, без борьбы классов и т. д. Буржуазно-идеологический характер этой концепции выражается и в том, что своим острием она направлена против социализма, против марксистско-ленинской идеологии, к-рая противопоставляется науке и объявляется устарелой. Однако обострение классовых битв, молодежные и др. социальные движения конца 60-х гг. в главных капиталистических странах наглядно показали, что болезни капитализма нельзя излечить никакими «техническими» средствами. «Д». т.-стала подвергаться критике со стороны самих буржуазных теоретиков, полагавших, что она разоружает буржуазное об-во в борьбе с коммунистической идеологией. Возникла внешне противоположная концепция - «Р». т., сделавшая акцент на необходимости обоснования социальных ценностей буржуазного об-ва, их важности и значимости для укрепления позиций буржуазии. Однако различия между «Д.» и «р.» т. не носят принципиального характера, ибо их социальная сущность одна и та же. Они носят буржуазно-апологетический и антикоммунистический характер.

Вопрос 8 К наиболее влиятельным современным идеологиям относятся либерализм, консерватизм и социализм.

А) Либерализм

Основу либеральной  доктрины составили идеи выдающихся мыслителей эпохи Просвещения –  английских (Т. Гоббса, Дж. Локка, А. Смита), французских (Ш.-Л. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция), американских (Т. Джефферсона, Т. Пейна).

Исходный принцип  идеологии классического либерализма  – признание безусловной свободы  и ответственности индивида в  гражданской, политической, экономической, религиозной, нравственной сферах.

Обеспечение и  регулирование пределов свободы  индивида достигается на основе:

- теории общественного  договора;

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"