Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 10:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

идеология.docx

— 109.66 Кб (Скачать файл)

Геополитическая ситуация сложившаяся в современном  мире доказывает необходимость идеологии  как важнейшего элемента формирующего вектор национально-государственного развития. Идеология сохраняет общество в качестве целостного самостоятельного субъекта истории (как государство), поэтому она является безусловным  благом. Идеология выступает здесь  как объективный фактор государственного бытия: в её лице весь комплекс общественно-исторических ценностей (духовных, мировоззренческих, нравственных и т.д.) соединяется  в целостную систему общественно-государственной  идентичности, отражающей облик нации  на данном этапе истории. В этом отношении  идеология есть форма самосознания общества на стадии государственности. Более того, идеология возникает  в момент превращения народа в  нацию, и наоборот деидеологизация  нации превращает её в народ.

Вопрос 21 Систематизированный комплекс представлений о государственности определенного народа принято называть концепцией, или доктриной, его государственности. Такой комплекс представлений обычно содержит определенные утверждения относительно происхождения и развития самого народа, предпосылок и процесса становления его государственности, особенностей устройства институтов его государства, направлений их дальнейшего развития, а также форм его взаимодействия с другими народами и государствами. 
Концепция государственности, объективирована в системе действующих институтов государства, закреплена в нормативно-правовых и политических документах. 
Государственность – неотъемлемый компонент национально-государственной идеологии, особый признак состояния развития определённого общественного образования (нации, группы народностей), сумевшего создать собственное государство, национальную правовую систему или восстановить эти институты, утраченные в силу различных причин (утрата независимости, объединение с другим государством). 
Ключевые признаки государственности: 
наличие государственного языка, гос. символики (флаг, герб, гимн)

наличие публичной власти и гос. аппарата

наличие системы  налогов, правовых институтов и монополии  государства на нормотворчество

легитимность  законов (признание народом)

наличие территории и гос. границ

 

Вопрос 22 В прошлом земли, относимые к Руси, удостаивались разных эпитетов. В справочниках, как правило, указывается, что происхождение термина окончательно не выяснено, и приводятся две наиболее популярные этимологические версии. Согласно первой, этот термин обозначал западнорусские земли, не зависевшие ни от монголов, ни от литовских феодалов. Согласно второй, название обусловлено доминирующим цветом одежды и волос местных жителей. Обе гипотезы, не подкрепленные фактами, вызывают большие сомнения. Вместе с тем понять, почему данное цветовое обозначение оказалось связанным именно с западной Русью, вполне возможно, если рассмотреть его употребление в хронологической последовательности. Первое упоминание о Белой Руси в письменных источниках приходится на середину XIV в. Поначалу это обозначение относилось к землям, принадлежавшим Московскому княжеству. На одной из европейских карт того времени 1507 даже указано: Россия Белая, или Московия. В 1569 г. была принята Люблинская уния, объединившая Польшу и Литовское княжество в одно государство — Речь Посполитую. И тогда поляки стали активно использовать термин Белая Русь применительно к русским землям княжества, оказавшимся теперь под их контролем. Название «белая русь» просматривается при сравнении двух изданий одной и той же книги Хроника Европейской Сарматии, написанной Александром Гваньини, итальянцем, служившим в польских войсках. В первом издании Хроники 1578 говорится следующее: Русь под Московским князем названа Белой Русью, а та, которая принадлежит Польше, — Черной.

 

 

Вопрос 23 Белорусы продвигались в направлении становления своей государственности чрезвычайно сложными путями. Этот процесс проходил по следующим этапам: Первый этап. Истоки белорусского этноса и его государственности большинство историков связывают с существованием в IX — XIII вв. на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, ряда славянских земель-княжеств, которые входили в состав Киевской Руси признаки государства: верховную власть в лице князя, войско, административно-территориальную структуру. Второй этап. Дальнейший путь белорусов к своей нынешней государственности пролегал через вхождение земель-княжеств после распада Древнерусского государства в состав Великого княжества Литовского, Русского, Жамайтского и других земель ВКЛ. Третий этап. Далее с 1569 Люблинская уния по 1795 гг. белорусские земли входят в состав федеративного государства Речи Посполитой. В это время происходит самоидентификация белорусов как славяно-русского этноса. Четвёртый этап. С конца XYIII в. земли Белой Руси входят в состав Российской империи. Пятый этап: советской государственности. ХХ век: попытки реализовать оба подхода: через провозглашение 25 марта 1918 г. Белорусской Народной Республики БНР; создание 1 января 1919 г. Социалистической Советской Республики Белоруссии ССРБ; Шестой этап: постсоветский. Принятие Декрации о государственном суверенитете БССР — 27 июля 1990 г. , объявление политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР — 25 августа 1991 г. и 19 сентября 1991 г. принятие решения впредь именовать белорусское государство Республика Беларусь, а в сокращённом виде — Беларусь.

 

Вопрос 24 Вопрос рассматривался буквально так: пойти либо по пути становления суверенной, независимой от других, белорусской государственности, либо по пути создания белорусского государства в составе федерации равноправных национальных республик. Были сделаны попытки реализовать как тот, так и другой подходы. Первый нашел свое выражение в провозглашении 9 марта 1918 г. группой участников Всебелорусского съезда 1917 г. Белорусской Народной Республики БНР, второй — в создании 1 января 1919 г. по решению I съезда Коммунистической партии Беларуси Советской Социалистической Республики Белоруссии ССРБ, БССР.

С конца 1980-х гг. прошлого столетия и по настоящее  время в научных и общественных кругах страны ведутся постоянные дискуссии, по поводу значения провозглашения БНР  и образования ССРБ — в становлении  белорусской государственности. Одни участники полемики абсолютизируют значимость факта провозглашения БНР, умаляя при этом роль ССРБ, другие же отрицают какое бы то ни было значение БНР. Официальная концепция белорусской государственности исходит из того, что первым реальным собственно белорусским государством была ССРБ БССР, которая сразу же после своего образования получила признание со стороны России. Это историческое событие положило начало становлению и развитию белорусского национального государства.

Практическое осуществление национальной идеи, т.е. создание собственной государственности народа, предполагает не только провозглашение соответствующих деклараций, но и учреждение реальной системы органов власти и управления, принятие и реализацию законов государства, обеспечение государственно-правовыми средствами прав и свобод граждан, признание вновь провозглашенного государства другими государствами и прежде всего тем из них, из состава которого оно выделяется. Только при наличии всех этих условий рождение нового государства можно считать состоявшимся. Ни само провозглашение 9 марта 1918 г. Белорусской Народной Республики, ни ее объявление 25 марта 1918 г. незалежнаю и вольнаю дзяржавай не было реализовано на практике. Дело фактически ограничилось учреждением центральных органов власти в лице Рады БНР и Народного секретариата. Свою юрисдикцию в этнических границах проживания белорусов БНР не осуществляла. Не была создана собственная армия, отсутствовала финансовая система, не были сформированы органы власти на местах. Фактически функции правительства ограничивались полномочиями его представителей при германской оккупационной администрации и сводились главным образом к участию в решении задач в области развития культурно-образовательной сферы, местной промышленности и торговли. Провозглашенное государство не было признано ни правительством Германии, под оккупацией которой в то время находилась территория проживания белорусов, ни правительством России, которой принадлежала указанная территория; не признавали БНР и правительства других ведущих стран. Так, в специальном меморандуме бывшего председателя правительства БНР А. Цвикевича, направленном правительству Советской Белоруссии 20 октября 1925 г., в котором он сообщает решение правительства Белорусской Народной Республики о прекращении своего существования, признается, что это правительство имело преимущественно декларативный характер.

 

Вопрос 25 В 1991 г. после распада СССР на основе БССР было провозглашено нынешнее государство Республика Беларусь. С этого момента белорусский народ вступил в новый этап своего исторического развития. В ходе нынешних дискуссий об устроении белорусской государственности в новых исторических условиях было выдвинуто три концептуальных подхода:

• первый — совершенствование  существующей белорусской национальной государственности в рамках воссозданного  в новой форме союзного государственного образования и обеспечение на этой основе всестороннего прогресса  общества

• второй — поиск  идеала белорусской государственности  в политических образованиях, имевших место на территории нынешней Беларуси в далеком прошлом скажем, рассмотрение в качестве такового Великого княжества Литовского, и стремление к воссозданию того, что было и что утеряно в потоке исторических перемен литвинско-униатская концепция

• третий — идея взять за образец государственность  какой-либо западноевропейской страны и учредить характерные для нее  политические структуры в Беларуси либерал-радикальная концепция.

Суть предложений  авторов третьего подхода сводится к упразднению в Беларуси института  президентства и установлению, развитию и укреплению плюралистической парламентской  демократии. Представителей второго концептуального подхода к белорусской государственности принято называть национал-радикалами, а третьего-либерал-радикалами. Как те так и другие ратуют также за интеграцию Республики Беларусь в структуры Европейского Союза с одновременным прекращением союзнических отношений с Российской Федерацией. В основе проекта национал-радикалов — положение о том, что палітычная незалежнасць Беларусі была загублена, когда состоялся последний раздел Речи Посполитой. Этот ложный постулат служит также отправным моментом для обвинения соседнего государства, России, в ликвидации белорусской национальной государственности, насильственной русификации белорусов. Идеи, ценности и принципы, заложенные в ныне действующей Конституции Республики Беларусь, выверены с учетом как опыта государственной жизни белорусов, так и позитивных достижений в государственном строительстве соседних с ними народов. Поэтому попытки радикально преобразовать белорусское государство по чужим образцам представляются очень опасными. Наиболее эффективным и, следовательно, приемлемым для белорусского общества является совершенствование существующих институтов белорусской государственности, включая и воссоздание в новой форме союзного государственного образования.

 

Вопрос 26 Цивилизационная идентичность — По своему географическому расположению Беларусь, находится в Европе, точнее — в самом ее центре. Основная часть населения исповедует христианство. На этом основании некоторые авторы идентифицируют Беларусь с европейской, или с христианской, цивилизацией. Основы цивилизационной идентичности Беларуси закладывались в период Киевской Руси. Здесь складывался особый культурно-исторический тип под влиянием греко-византийской культуры. Расположенные на территории современной Беларуси восточнославянские земли-княжества также находились в русле византийского влияния. Наши предки в это время принимают не просто христианство, а воспринимают его греко-византийскую разновидность. Как следует из летописи, для них это был вопрос принципиальной важности; здесь принятию греко-византийской версии христианства — православия — предшествовал сложный поиск новой веры. После принятия христианства существовавшие на территории нынешней Беларуси земли-княжества, безусловно, в целом были в поле восточного, славяно-византийского влияния. Последовавшие за этим эпохи Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, хотя и отличались борьбой двух культур — восточной славяно-византийской и западной романо-германской — не принесли решающего преимущества последней. Чем активнее в это время осуществлялась политика перенесения на местную почву западной культуры, тем более сильное сопротивление она встречала как внутри страны, так и извне — с юга и востока. Период Российской империи: белорусское общество в целом развивалось в своем естественном цивилизационном русле.

Развитие белорусского общества в лоне православной цивилизации  было продолжено и в период СССР. Данное государственное образование  возникло на славяно-русской цивилизационной  основе, и белорусы в массе своей  никогда не ощущали себя в нем  чужаками. Уже в момент образования  СССР сознание белорусами своего культурно-исторического  родства с русскими и украинцами явилось одним из решающих факторов их вхождения в это союзное  государство. Свою цивилизационную  идентичность белорусский народ  подтвердил голосованием на референдуме  в 1995 г. по вопросу об экономической  интеграции с Россией и о придании русскому языку статуса, равного  с белорусским. Таким образом, белорусский народ с самого начала своей истории формировался как органическая часть славяно-православной или, иначе, славяно-русской цивилизационной общности. Беларусь, безусловно, принадлежит к славяноправославной цивилизации.

 

Вопрос 27 Самобытность белорусского народа состоит в том, что он отвергает крайности полярных цивилизационных типов и одновременно стремится синтезировать их позитивные достижения на основе собственной, славяно-православной в своей цивилизационной сути, традиции. Типичным проявлением такой сущности народа является духовный облик одного из самых выдающихся его представителей — просветителя и первопечатника Франциска Скорины, который, родившись на белорусской православной земле и отправившись за европейскими знаниями, адчуу гвалт чужацкіх культур і не прызнаў іх сваімі ў сваім сэрцы.

 

 Вопрос 28 Гуманизм как идеал общественной жизни белорусов свое наиболее полное воплощение нашел в творчестве Николая Гусовского, в его произведении Песнь о зубре. В нем поэт изложил свое гуманистическое кредо: все его содержание отличается глубокой верой автора в человека деятельного, гармонически развитого, духовно и физически совершенног. Демократизм—означает власть народа — принцип политической жизни, состоящий в принятии самим народом решений относительно общих дел и в подчинении всех этим решениям. Приверженность идее народовластия, стремление утверждать правовые формы общественной жизни белорусы проявляют во все периоды своей истории. Эта традиция своими корнями уходит вглубь истории древних славян. Свое дальнейшее развитие народное правление получает в жизнедеятельности Полоцкого, Туровского и других княжеств, в социально-политической мысли и в государственно-правовых институтах Великого княжества Литовского.

Свобода в самом широком смысле есть возможность осуществления субъектом — индивидом, социальной группой или общностью активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных целей. Свободолюбие-это отношение к свободе как социальной ценности во всех аспектах ее проявления.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"