Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 10:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

идеология.docx

— 109.66 Кб (Скачать файл)

Свободолюбие  и патриотизм — взаимопредполагающие и взаимодополняющие чувства. Во все времена они вдохновляли людей на подвиги, на самопожертвования, которые воспеты в лучших произведениях мировой художественной культуры. Свободолюбие принадлежит к самым сокровенным национальным чувствам белорусов, корни которых уходят в недра их истории.

С ними связана  также и гамма других чувств —  отважность, упорство, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию  ради свободы, которые неотъемлемы  от национального характера. Особенно мужественными и решительными белорусы делаются в периоды войн, когда  они вынуждены вставать на защиту своего отечества.

Одной из самых  отличительных черт национальной ментальности белорусов является их глубокая приверженность идеалам социального равенства и справедливости, неприятие унижающего человеческое достоинство какого бы то ни было угнетения. Мир, разделенный на богатых и бедных, сильных и слабых, господ и слуг, всегда воспринимался белорусами как жесточайшая несправедливость.

 

 

Вопрос 29 Один из аспектов национальной идентичности - идентификация белорусов с Республикой Беларусь как с независимым государственным образованием. Белорусский государственный суверенитет воспринимается большинством белорусов как нечто самоочевидное и гарантированное. Значение этого момента двойственное. С одной стороны, убежденность в необходимости и правомерности белорусского независимого государства создает необходимую предпосылку для защиты этой независимости. С другой стороны, наличие независимого государства предстает в массовом сознании как нечто естественное и гарантированное, а не как благо, которое необходимо отстаивать. Независимая и суверенная Республика Беларусь видится большинству ее граждан как контур, очерченный границами на карте и закрепленный государственной символикой, то есть, вне связи с внутри- и внешнеполитической, экономической, правовой, социальной конкретикой. 
Ещё один аспект национальной идентичности — идентификации с национальной  культурой. 
Национальная культура — традиционный и предположительно универсальный предмет коллективной гордости — не вызывает у белорусов в массе своей ни воодушевления, ни восторга, ни ощущения национального превосходства. К сожалению, собственное культурное наследие не вызывает у большинства белорусов ни каких-либо сильных эмоций, ни равнодушия. Присутствует твердая уверенность в том, что культурное наследие у каждой нации должно быть, что у Беларуси оно тоже есть, но этим представления о том, что следует делать с культурным наследием и как к нему надлежит относиться, исчерпываются. 
Это можно сформулировать как неинтегрированность эмоционального начала в структуру национальной идентичности. Белорус, который гордится своей национальной идентичностью или, значительно реже стыдится ее, при этом, соответственно, одобряет и не одобряет излагаемые факты, а не радуется или печалится по поводу этих фактов.

 

Вопрос 30 Неотъемлемым элементом сознания и ценностных ориентации белорусов является гуманистический идеал, согласно которому наивысшей общественной ценностью признается человек. Это закреплено в статье 2 Конституции Республики Беларусь. В конкретизированном и широко развернутом виде гуманистический идеал представлен в разделе II Конституции Личность, общество, государство, в котором провозглашаются также гарантии их обеспечения. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. воплотила в себе полный набор прав и свобод человека, закрепленных в международно-правовых актах. Личные права в международной терминологии называются гражданскими правами — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена политического сообщества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. В Конституции Республики Беларусь гражданские права прописаны в полном соответствии с международными стандартами Организации Объединенных Наций, Право на жизнь провозглашается статьей 24 Конституции Республики Беларусь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Право на жизнь выступает и как ограничитель смертной казни. В нашей стране смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда. Право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности. В статье 25 Конституции указывается, что ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. Право на личную жизнь означает возможность человека самостоятельно определять свои поступки, располагать собой и своим временем по собственному усмотрению. Статья 28 Конституции Республики Беларусь закрепляет права гражданина на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательств на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство. Право создавать семью Право на неприкосновенность жилища означает, что никто! не может без законного основания войти в жилище против вот ли проживающих в нем лиц. Согласно статье 29 Конституции Республики Беларусь гражданам гарантируется неприкосновенность жилища и иных их законных владений. Право на свободу передвижения и выбор места жительства закреплено в статье 30 Конституции Республики Беларусь. Это право является существенным элементом свободы самоопределения личности, условием профессионального и духовного развития человека, его достойной жизни. Конституция нашего государства закрепляет право граждан свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах своей страны, покидать ее и возвращаться обратно. Право самостоятельно определять свое отношение к религии закреплено в 31 статье Конституции Республики Беларусь. По существу, данное право тождественно свободе совести в ее узком понимании как свободы в области религии. Согласно упомянутой статье Конституции каждый вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.Право сохранять национальную принадлежность и пользоваться родным языком. Статья 50 Конституции, в сущности, устанавливает право принадлежности к той или иной нации, понимаемой как этнокультурной общности людей. Указанная статья устанавливает также право граждан Республики Беларусь пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка, воспитания и обучения.Право на судебную защиту. Согласно статье 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе изыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и возмещение морального вреда. Право на юридическую помощь предусматривается статьей 62 Конституции. Государство гарантирует гражданам возможность для осуществления защиты своих прав и свобод пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. Право на защиту международных организаций установлено статьей 61 Конституции. Каждый гражданин в праве в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Политические  права и свободы. Политические права  граждан являются непременным условием функционирования всех других видов  прав, поскольку они составляют необходимую  предпосылку демократии и выступают  как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые она  должна ориентироваться..

Экономические, социальные и культурные права и свободы. Экономические, социальные и культурные, относятся к поддержанию нрава  и свободы и нормативному закреплению  условий, обеспечивающих полноценную  жизнедеятельность человека в сфере  труда и быта, занятости, социальной защищенности, образования, культурного  творчества. Надо заметить, что в  Конституции Республики Беларусь экономические, социальные и культурные права также  изложены на только на уровне международных стандартов, но и выше, глубже и конкретнее этих стандартов. Право на труд. В соответствии со статьей 41 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей а также на здоровье и безопасные условия труда. Государство создает условия для полной занятости населения. Право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха. Работники кроме трудовых отпусков имеют право и на социальные отпуска по беременности и родам, по уходу за детьми, в связи с обучением и другими причинами. Право собственности. В соответствии со статьей 44 Конституции государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Право на жилище статья 48 Конституции, Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилого фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Право на охрану здоровья. Согласно статье 45 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях. Право на благоприятную окружающую среду. Каждый гражданин республики имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий своей жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. Право на образование. В статье 49 Конституции Республики Беларусь закреплено право каждого на образование. При этом гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Право на социальное обеспечение. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Действующим законодательством Республики Беларусь предусматриваются различные виды пенсий, а также выплаты пособий и осуществление других мер поддержки определенным категориям граждан например, ветеранам, инвалидам. Право на участие в культурной жизни. Это право закреплено в статье 51 Основного Закона Республики Беларусь. Граждане могут заниматься любым видом культурной деятельности, кроме запрещенной законом. Лицам любой национальности и этнической группы, проживающим на территории Республики Беларусь, гарантируется право на развитие своей культуры и языка, на создание национальной школы, предприятий и учреждений культуры театров, музеев, издательств.

 

Вопрос 31 Из идеи единства прав и обязанностей человека исходит Конституция Республики Беларусь. В ней имеется 7 статей, в которых определяются обязанности человека и гражданина перед обществом и государством. Суть этих обязанностей состоит в следующем:

•соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции ст. 52 Конституции. При нарушении  обязанности соблюдать Конституцию  и законы возможно привлечение виновного  к ответственности, а при неуважении национальных традиций — и моральная  ответственность

•уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других людей ст. 53 Конституции. В  этом положении выражено, в сущности, известное утверждение, согласно которому права индивида заканчиваются там, где начинаются права другого  человека

•принимать участие  в финансировании государственных  расходов ст. 56 Конституции. Эта обязанность  выполняется гражданами путем уплаты ими государственных налогов, пошлин и иных устанавливаемых законом  платежей

•беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности ст. 54 Конституции. К таким  ценностям законодательство относит  наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые  имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства

•защищать Республику Беларусь ст. 57 Конституции. Согласно Основному  закону защита станы- это не только обязанность, но и священный долг гражданина Республики Беларусь. Выполнение этой обязанности осуществляется как путем прохождения службы в Вооруженных Силах, так и вне их рамок, как того потребуют обстоятельства.

Обязанности государства  перед человеком. Отличительной  особенностью Конституции Республики Беларусь является то, что в ней  устанавливаются обязанности государства  перед человеком и гражданином. Иными словами, в ней заложены основы социального механизма осуществления  прав и свобод человека. В статье 59 Конституции Республики Беларусь имеется следующая норма: Государственные  органы, должностные и иные лица, которым доведено исполнение государственных  функций, обязаны в пределах своей  компетенции принимать необходимые  меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность  за действия, нарушающие права и  свободы личности. В качестве конституционно-правовых гарантий осуществления прав, свобод и обязанностей граждан выступают нормы, закрепленные в статьях Конституции, в которых провозглашаются те или иные права: гарантированное право обращаться в суд, и право на компенсацию имущественного вреда, а также на материальное возмещение морального вреда, и право на юридическую помощь, и право петиций, и право обращаться в международные организации. Здесь следует обратить внимание на содержание статьи 58 Конституции, в которой устанавливается норма, согласно которой никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо отказу от своих прав. Особая роль в обеспечении прав и свобод граждан принадлежит Президенту Республики Беларусь. Согласно статье 79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Для осуществления данной обязанности Президент наделен достаточно широкими полномочиями. К основным из них относятся: назначение республиканских референдумов; роспуск палат Парламента, причиной которого может быть систематическое или грубое нарушение ими Конституции Республики Беларусь; право назначения на определенные должности в органах государственной власти и управления; обращение с посланиями к народу и Парламенту; решение вопросов, связанных с приемом в гражданство, его прекращением и представлением убежища; право издания указов и распоряжений, имеющих обязательную силу на территории Республики Беларусь.

 

 

Вопрос 32

Республика отличается от монархии тем, что глава государства  является выборным и сменяемым, а  его власть считается производной  от избирателей или представительного  органа. Республика, таким образом, есть форма правления, при которой  граждане являются источником власти. Существуют три основные разновидности  республики: президентская, парламентарная и смешанная или полупрезидентская. В первом случае президент является главой государства и правительства, он избирается либо непосредственно народом, либо коллегией выборщиков. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В президентской республике парламент не может отправить в отставку правительство, а президент — распустить парламент. В парламентарной республике правительство формируется законодательным органом и формально ответственно перед ним. Глава государства президент, здесь обычно избирается парламентом; его обязанности ограничиваются представительскими функциями. В полупрезидентской, или смешанной, республике президент и парламент избираются народом. Главой государства здесь является президент, он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Характерной чертой смешанной республики является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В целом же распределение полномочий и порядок взаимодействия между различными институтами власти при такой форме правления варьируются от страны к стране. Беларусь — смешанная республика

Республика Беларусь с момента ее провозглашения в 1991 г. апробировала все три разновидности  республиканской формы правления. С августа 1991 г. по 15 марта 1994 г. она  являлась парламентарной республикой. С 15 марта 1994 по 24 ноября 1996 г. Беларусь являлась президентской республикой. Согласно Конституции в редакции 1994 г. Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти. Он избирался непосредственно народом и сам создавал кабинет Министров как свой рабочий орган. Парламент — Верховный Совет — не вправе был отправить в отставку Кабинет Министров, а Президент — распустить Парламент. С 24 ноября 1996 г. Беларусь по форме правления является смешанной, или полупрезидентской республикой.

Президент Республики Беларусь, избираемый прямым народным голосованием, является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Для осуществления этих обязанностей Президент наделен широкими полномочиями, в том числе в области функционирования институтов исполнительной власти. Он определяет структуру правительства, формирует его состав, согласовывая с парламентом лишь кандидатуру  премьер-министра, отправляет в отставку министров, может председательствовать на заседаниях Правительства и вправе отменять акты Правительства. Все это  — элементы президентской формы  правления.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"