Шпаргалка по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:38, шпаргалка

Описание работы

Форма подачи материала позволяет усвоить за короткое время большой объем информации. Сведения, подробно изложенные в первой части книги, резюмируются на последующих страницах. Нужная вам информация повторяется из раздела в раздел во все более сжатой форме, что облегчает ее запоминание. Обратившись к книге трижды: за неделю, за день и за час до экзамена, вы будете достаточно хорошо ориентироваться в предмете, чтобы успешно сдать экзамен.

Файлы: 1 файл

Социология. Полный курс. Шпаргалка_Ритерман Т.П_2009 -128с.doc

— 892.00 Кб (Скачать файл)

Ритерман Т.П.

Социология: Полный курс

Шпаргалка

 

 

 

 

Издательство: АСТ, Астрель

Год: 2009; 128 стр.

 

 

 

Издание предназначено для студентов  высших учебных заведений. Оно может  служить пособием при подготовке к экзамену по социологии. Здесь  можно найти ответы на основные экзаменационные вопросы.

Форма подачи материала позволяет  усвоить за короткое время большой  объем информации. Сведения, подробно изложенные в первой части книги, резюмируются на последующих страницах. Нужная вам информация повторяется  из раздела в раздел во все более сжатой форме, что облегчает ее запоминание. Обратившись к книге трижды: за неделю, за день и за час до экзамена, вы будете достаточно хорошо ориентироваться в предмете, чтобы успешно сдать экзамен.

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

•  За неделю до экзамена

Предмет и функции социологии

Становление социологии как науки 

Классические социологические  теории

Современные социологические теории

Русская социологическая мысль XIX – начала XX века

Общество и социальные институты 

Мировое сообщество и процессы глобализации

Социальные группы и общности

Социальная общность и личность

Социальные организации и социальные движения

Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность 

Социальный статус и социальное взаимодействие

Российское общественное мнение как институт гражданского общества

Социология культуры как отрасль  социологического знания

Понятие культуры в классических социологических  теориях 

Исторический процесс. Теории линейно-стадиального и циклического развития общества и культуры

Социализация личности

Социология девиантного поведения 

Социальные нормы. Система социального  контроля

Социальные изменения. Социальные революции и реформы 

Социальный прогресс

Социологическое исследование

Методы сбора социологической  информации

 

 

•  За день до экзамена

Предмет и функции социологии

Становление социологии как науки 

Классические социологические  теории

Современные социологические теории

Русская социологическая мысль XIX – начала XX века

Общество и социальные институты

Мировое сообщество и процессы глобализации

Социальные группы и общности

Социальная общность и личность

Социальные организации и социальные движения

Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность 

Социальный статус и социальное взаимодействие

Российское общественное мнение как  институт гражданского общества

Социология культуры как отрасль  социологического знания

Понятие культуры в классических социологических  теориях 

Исторический процесс. Теории линейно-стадиального и циклического развития общества и культуры

Социализация личности

Социология девиантного поведения 

Социальные нормы. Система социального  контроля

Социальные изменения. Социальные революции и реформы 

Социальный прогресс

Социологическое исследование

Методы сбора социологической информации

 

 

•  За час до экзамена

Предмет и функции социологии

Становление социологии как науки 

Классические социологические  теории

Современные социологические теории

Русская социологическая мысль XIX – начала XX века

Общество и социальные институты

Мировое сообщество и процессы глобализации

Социальные группы и общности

Социальная общность и личность

Социальные организации и социальные движения

Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность 

Социальный статус и социальное взаимодействие

Российское общественное мнение как  институт гражданского общества

Социология культуры как отрасль  социологического знания

Понятие культуры в классических социологических  теориях 

Исторический процесс. Теории линейно-стадиального и циклического развития общества и культуры

Социализация личности

Социология девиантного поведения 

Социальные нормы. Система социального  контроля

Социальные изменения. Социальные революции и реформы 

Социальный прогресс

Социологическое исследование

Методы сбора социологической  информации

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

Дополнительная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За  неделю до экзамена

 

 

Предмет и функции  социологии

Социология  – наука о закономерностях становления, функционирования и развития социальных систем. Социальная система – целостное образование, основными элементами которого являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. Социальные системы складываются на основе совместной деятельности людей.

Предмет социологии – система существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

Объекты изучения социологии: общество как целостная социальная реальность, социальные организации, социальные институты, социальные взаимодействия, социальные явления, социальные процессы, социальные отношения, социальные общности, социальные субъекты.

В структуре социологии выделяют следующие  элементы:

1. Микросоциология и макросоциология. Микросоциология исследует поведение, общение людей в повседневной жизни, их мотивы, поступки, нормы поведения. Макросоциология изучает взаимосвязи различных частей общества, их взаимодействие. На макросоциологическом уровне основное внимание уделяется экономической и политической системам общественного устройства, религиям, партиям, классам, типам семьи и т. п.

2. Теоретическая и прикладная социология. Теоретическая социология определяет границы, цели, методы и функции социологического познания. Прикладная социология изучает реальные процессы общественного развития и предлагает способы воздействия на социальную реальность. Прикладная социология занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой методов социального управления.

Выделяют три уровня социологических  теорий: общесоциологические теории, теории среднего уровня и специальные  теории. Общесоциологические теории исследуют общие закономерности социального развития. Социологические теории среднего уровня по общности охвата занимают промежуточное положение между общесоциологическими и специальными теориями; в теориях среднего уровня собственно теоретическое знание соединяется с эмпирическим. Специальные социологические теории рассматривают отдельные социальные сферы, общности или процессы как относительно самостоятельные системы с общими и специфическими связями, универсальными и частными характеристиками, общими и особенными условиями происхождения, функционирования и развития.

Функции социологической науки:

Познавательная  функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя разработку теории и методов социологических исследований, в частности методов сбора и обработки социологической информации.

Прогностическая функция. На основании социологических исследований могут быть построены кратко-, средне– и долгосрочные прогнозы, определяющие перспективы развития социальных структур, изменение демографической ситуации, уровня жизни, интенсивность урбанизации, исход избирательных кампаний и т. п.

Функция социального  проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей организации различных социальных общностей и моделей социального управления. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.

Социально-технологическая  функция. Типичным примером реализации данной функции на практике является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, где работают профессиональные социологи. Такие службы занимаются определением потенциальной текучести кадров, изучением социально-психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами и т. п.

Управленческая  функция. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий.

Идеологическая  функция. Как и любая другая наука об обществе, социология выполняет определенную идеологическую функцию. Формируя представления людей о состоянии общества, она в конечном счете влияет на общество. От злоупотребления этим влиянием исследователя гарантируют глубина научного анализа, строго научный подход к изучаемым проблемам, терпимость к различным точкам зрения.

Существует множество отраслей социологии, и их число продолжает расти. В последнее время выделились такие отрасли, как социология гражданского общества, социология рынка и рыночных отношений, социология общественного мнения, социология международных отношений, политическая социология, экономическая социология, экологическая социология и т. п.

Социология все теснее переплетается  с разными науками об обществе. Утверждается этносоциология, появляются социально-экономические, социально-политические, историко-социологические исследования и т. п. Методы, инструментарий социологии берут на вооружение другие науки об обществе: экономика, право, демография.

 

Становление социологии как науки 

Идея социологии как строгой  науки об обществе появилась в  первой трети XIX века. Но разумеется, проблемы общества и социального взаимодействия людей оказались в поле внимания философской мысли задолго до того, как стали предметом отдельной науки.

В Античности существовало две основных концепции общественных отношений: Аристотель полагал, что общество естественно, Платон, напротив, утверждал, что общество искусственно. В Средние века интерес к социальным проблемам заметно снизился. В эпоху Возрождения главным достоянием общественной мысли стали утопические идеи Томаса Мора, Кампанеллы, Фрэнсиса Бэкона.

В Новое время разработкой социальных идей много занимались французские  просветители, в частности Монтескье (1689–1755). Естественными для человека Монтескье считал «желание жить в обществе» и «стремление добывать себе пищу». Монтескье разработал основные принципы «географического направления» в социологии, согласно которым географическая среда, и в первую очередь климат, определяет особенности государственного устройства. В силу этого географические условия жизни народов и действия законодателей, равно как и подчиненность наделенного свободной волей человека законам природы, оказываются независимыми детерминантами социального, нравственного и духовного развития человеческого общества и отдельной личности.

Томас Гоббс  (1588–1679) ввел понятие общественного договора и обосновал идею перехода к гражданскому обществу, а также легитимность власти.

Анн Робер  Тюрго (1727–1781) создал идею социального прогресса, которая в дальнейшем разрабатывалась Кондорсе (1743–1794). Согласно Тюрго, прогресс – основной закон жизни человечества. Скорость социального прогресса, в зависимости от обстоятельств и талантов людей, может быть различной, но «вся масса человеческого рода… всегда шествует, хотя медленными шагами, ко все большему совершенству».

Анри Сен-Симон  (1760–1825) разрабатывал концепцию социальной физиологии, сочетающей в толковании общественных явлений рационализм и историзм. Объясняя развитие общества сменой господствующих в нем философско-религиозных и научных идей, Сен-Симон полагал, что определяющее значение в истории имеет «индустрия» (под которой он подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы. Каждая общественная система постепенно развивает свои идеи и господствующие формы собственности, но в какой-то момент эпоха созидательная, «органическая», сменяется эпохой, разрушительной, «критической», благодаря чему возникает возможность построения более совершенных общественных отношений. Таким образом, Сен-Симон рассматривал общество как единый организм, а социально-исторический процесс – как поступательное движение человечества от низших общественных форм к высшим.

Термин «социология» впервые появился в 1839 г. – в названии 6-го тома «Курса позитивной философии» Огюста Конта. Сам философ определял социологию как источник знаний об обществе, необходимых прежде всего для оптимизации отношений между людьми.

В своих работах Конт утверждал  принцип «порядка и прогресса», который  он понимал как симметричность и  уравновешенность всех структурных  элементов общества. Специфика социального учитывалась в рамках позитивного синтеза – своеобразной энциклопедии научного знания, в основании которой лежит классификация наук. Наука об обществе, идею которой обосновывал Конт, должна была быть позитивной (положительной) как минимум в двух смыслах: опираться на положительные, т. е. достоверные, факты и приносить некоторые положительные результаты, т. е. служить благоустройству общества, его организации, а не дезорганизации. Согласно Конту, система наук представляет собой иерархию, выстроенную в соответствии с историческим порядком развития знания от простого к сложному, от общего к специфическому: математика – астрономия – физика – химия – биология – социология. Наука более высокого порядка подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку. Из общей схемы следует, что социология основывается на законах биологии и без них невозможна, но имеет нечто своеобразное, видоизменяющее влияние этих законов.

Информация о работе Шпаргалка по социологии