Шпаргалка по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:38, шпаргалка

Описание работы

Форма подачи материала позволяет усвоить за короткое время большой объем информации. Сведения, подробно изложенные в первой части книги, резюмируются на последующих страницах. Нужная вам информация повторяется из раздела в раздел во все более сжатой форме, что облегчает ее запоминание. Обратившись к книге трижды: за неделю, за день и за час до экзамена, вы будете достаточно хорошо ориентироваться в предмете, чтобы успешно сдать экзамен.

Файлы: 1 файл

Социология. Полный курс. Шпаргалка_Ритерман Т.П_2009 -128с.doc

— 892.00 Кб (Скачать файл)

 

Мировое сообщество и процессы глобализации

Глобализация  – процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т. п. В результате этого воздействия постепенно стираются национальные барьеры и формируется единый мировой рынок, создаются единые юридические условия для всех стран.

Современные социологи, занимающиеся проблемами развития передовых индустриальных обществ, и их коллеги, изучающие  «третий мир», выделяют совместно  три процесса глобализации:

1. Глобализация производства. Базисным процессом, ведущим к возникновению глобальной системы, является экономический процесс, а именно характерные для конца XX в. экспансия капитализма и его трансформация в интегрированную глобальную экономику, основой которой являются транснациональные корпорации (ТНК) – главные действующие лица современной экономики. С середины 1960-х гг. мировая торговля испытала значительное увеличение оборотов. Общемировой экспорт, составлявший в 1965 г. 94 млрд долл. США, в 1986 г., по данным Мирового банка, возрос до 1365 млрд. Этот рост во многом является результатом растущего господства ТНК в мировой торговле. За последние два десятилетия произошла трансформация ТНК вследствие глобализации производства, отделяющей процессы проектирования, производства и маркетинга товаров и услуг от национальных экономик. Их глобальная деятельность во многом осуществляется без контроля со стороны какого-либо государства, а в своих внутренних операциях и сделках с другими ТНК они интегрируют экономическую деятельность в мировом масштабе.

2. Глобализация культуры. Широко распространенным является также представление о глобализации культуры, поскольку по всему миру распространилось потребительство, заменившее или дополнившее более локализованные культуры. Стратегии потребительства распространяются через маркетинговую деятельность ТНК и через средства массовой коммуникации (которые главным образом являются также собственностью транснациональных информационных компаний). Технологические изменения в области телекоммуникаций способствовали распространению однородной потребительской культуры.

3. Социология глобальной системы. Некоторые социологи отмечают признаки существования международной менеджерской буржуазии, или транснационального капиталистического класса. Исследования установили наличие в некоторых обществах «третьего мира» групп (часто обозначаемых как «компрадорские»), интересы которых связаны с интересами ТНК и которые зачастую обосновывают свое сотрудничество с ними пользой для собственного общества. Такие группы служат интересам транснациональных компаний и, как считается, способствуют утверждению господства потребительской культуры. Социология глобальной системы все еще находится на ранней стадии своего развития.

Современные социологи и экономисты выделяют три главных фактора трансформации мировой экономики: 1) революция в области производства и потребления, связанная с широким распространением информационной технологии; 2) глобализация экономического пространства под влиянием либерализации международного движения капиталов; 3) появление новых полюсов экономического роста, расположенных главным образом в странах Дальнего Востока.

Возросшая мобильность капиталов  способствует распространению новейшей технологии, так что некоторые  развивающиеся страны получают возможность ускорить свое экономическое развитие и занять заметное место в мировом производстве и торговле. Все это приводит к перераспределению мировых торговых потоков: с конца 1970-х гг. до середины 1990-х гг. доля азиатских стран в мировом экспорте промышленных товаров возросла на 9,9 %, Северной Америки – на 1,1 %, одновременно доля Западной Европы снизилась на 11 %, Восточной Европы – на 1,7 %, стран Африки южнее Сахары – на 0,3 %.

Среди наиболее важных последствий  глобализации чаще всего отмечаются снижение уровня занятости, особенно неквалифицированных работников в промышленно развитых странах, и усиление неравенства не только на мировом уровне, но и в масштабе отдельных стран.

Глобализация вызывает дальнейшую маргинализацию многих слаборазвитых регионов, особенно стран Африки южнее Сахары, население которых в наименьшей степени подготовлено к производительному использованию новой технологии. Во многих африканских развитых странах и странах Южной Азии уровень грамотности в начале 1990-х гг. не превышал 50 %. Страны Восточной Европы, обладая высокообразованным населением и традициями промышленной культуры, могут быстро приспособиться к новой динамике роста, связанного с новейшей информационной технологией.

Глобализация – это прежде всего  расширение рыночной экономики в масштабах всей планеты. Первая особенность глобализации заключается в том, что международная торговля товарами и услугами растет быстрее производства. Вторая особенность – в том, что деятельность крупнейших фирм все более интернационализируется. Третья особенность состоит в ускорении глобализации финансовой сферы, а четвертая – в индустриализации некоторых слаборазвитых стран, которые по уровню промышленного развития догоняют развитые страны.

В настоящее время 60 % мирового товарооборота приходится на долю взаимного обмена промышленно развитых стран, в которых проживает 20 % мирового населения.

Глобализация и либерализация  финансовых рынков создает новые  риски, которые становится все труднее  предвидеть и предотвратить.

Современный мир более развит и богат, чем 30 лет назад. По данным ООН, мировой ВВП возрос с 4 трлн долл. в 1960 г. до 23 трлн в 1993 г., средний уровень душевого дохода в мире увеличился в рассматриваемый период в 2,3 раза, в том числе в развитых странах – в 2,5 раза и в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии – в 4 раза. Вместе с тем более богатый и развитый мир по-прежнему характеризуется крайне неравномерным распределением доходов.

Диспропорциональность доходов богатых  и бедных, которая в 1960 г. выражалась соотношением 13:1, в 2000-м достигла показателя 74:1. В настоящее время примерно 1,3 млрд человек живут в условиях абсолютной нищеты, а находящаяся в их распоряжении доля мирового дохода составляет около 1,5 %. Таким образом, на планете живет миллиард голодающего населения.

Около миллиарда человек в мире оторваны от производительного труда: 150 млн – безработные, более 700 млн – частично занятые, неопределенное, но значительное число вовлечено в криминальную деятельность. Миллиард человек – неграмотны (2/3 из них – женщины). Примерно 2 млрд прозябают в антисанитарных условиях. Почти каждый третий житель Земли все еще не пользуется электричеством, 1,5 млрд не имеют доступа к безопасным источникам питьевой воды, 840 млн, в том числе 200 млн детей, голодают или страдают от недоедания. В бедных странах ежегодно умирают 14 млн детей от неизлечимых болезней и 600 тыс. женщин по причинам, связанным с беременностью и родами. Половина всех случаев детской смертности в странах Юга вызвана недостаточным питанием.

Особенно тяжелое положение сложилось в некоторых районах Южной Азии и Африки. От хронического недоедания страдает 43 % населения Африки к югу от Сахары. Средняя продолжительность жизни африканца редко превышает 50 лет.

 

Социальные  группы и общности

Под социальной группой понимают любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, место жительства, профессия, уровень дохода, образование и некоторые другие.

Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом, а также среда, в которой проистекают коллективные процессы.

На планете проживают более 5 млрд человек, а количество социальных групп, по оценкам специалистов, доходит до 8—10 млрд. Это возможно благодаря тому, что один индивид может состоять в 5–6 группах.

Не только общество, но и отдельный  человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности  человека: способность к абстрактному мышлению, речь, самодисциплина и нравственность – возникли результате групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии – иными словами, закладывается фундамент социальной жизни. Сегодня человек не мыслит себя вне группы: он – член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды. Принадлежность к группе обеспечивает индивиду возможность социальной самоидентификации и активного взаимодействия с другими людьми. Классификация социальных групп

1. В зависимости от того, в какой мере объективная принадлежность индивида к данной группе предполагает субъективное осознание этой принадлежности, различаются номинальные группы, реальные группы и агрегаты.

Номинальные группы – социальные категории, искусственно выделенные с целью статистического анализа структуры населения (например, пассажиры пригородных поездов, семьи, проживающие в отдельных или коммунальных квартирах и т. д.). Межличностные отношения в номинальных группах практически не опосредствованы никакой деятельностью.

Реальные группы называются так потому, что принадлежность индивидов к этим группам определяется по признакам, важным с точки зрения социальной идентификации личности. К числу этих признаков относятся: пол (мужчины и женщины); уровень дохода (богатые, бедные и зажиточные люди); национальность (русские, американцы, эвенки, турки и т. д.); возраст (дети, подростки, молодежь, взрослые, старики); семейное положение (холостые, женатые, разведенные, вдовые); профессия (водители, учителя, военнослужащие и т. д.); место жительства (горожане, сельские жители). У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

На границе между номинальными и реальными группами находятся агрегаты – совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп. К ним относятся аудиторные группы, некоторые разновидности толпы.

2. В зависимости от размера выделяются большие, средние и малые социальные группы. Большие социальные группы – это совокупности людей, существующие в масштабе всего общества: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.). Малые группы – небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения. Сюда относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности.

Социальная  организация – общность людей, искусственно сконструированная с какой-либо легитимной целью (например, производство товаров или оказание платных услуг) при помощи институционализированных механизмов подчинения (власть и подчинение, вознаграждение и наказание). Примерами социальных организаций могут служить промышленные предприятия, фермерские хозяйства, банки, школы, больницы и т. д. Социальные организации могут быть очень крупными (сотни тысяч человек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими (от ста человек до нескольких человек). Социальные организации – промежуточный между большими и малыми социальными группами тип объединения людей.

Социальная  общность – совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную деятельность.

Виды социальных общностей:

1. социально-классовые общности (классы, социальные слои);

2. социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.);

3. этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы);

4. социально-территориальные общности (город, деревня, регион);

5. социально-профессиональные общности.

Этносоциальные общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды.

Семья – наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан – группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю.

Племя – более высокая форма социальной организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет). Численность племен доходила до десятков тысяч человек. В ходе культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те – на высших стадиях развития – в нации.

Народ – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковые, территориальные, экономические и культурные общности. Народы более многочисленны, чем племена, и далеко не все их представители состоят между собой в кровнородственных связях.

Нация – автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая общность. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но зато есть общая история и культура. Нации возникают в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма, когда складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, появляется литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов людей. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Информация о работе Шпаргалка по социологии