Шпаргалки по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:42, шпаргалка

Описание работы

шпаргалки по социологии

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 87.49 Кб (Скачать файл)
  1. История СУ как отрасли  социологического знания.
 
I период: донаучный. Появление в Др.Китае, Др.Индии первых трактатов об управлении. Философское наследие Сократа, Платона, Аристотеля. Управление было, и зависело от того, на какой стадии находилось развитие общества. 

II период: научный (кон.19-нач. 20вв)

Научная школа управления Ф.Тейлора: труд д.б. организован так, чтобы получать мах прибыли. Феномен группового давления: работа в коллективе принуждает передовиков производства опускаться до уровня середняков, а середняков – до отстающих, что происходит из-за боязни получить за более интенсивную работу ту же зарплату.

Принципы:

- внедрение  эк.методов (щтрафы, дифференцированная оплата труда)

- профотбор  и обучение

- рациональная  расстановка кадров

- сотрудничество  администрации и работников. 

Административная  теория управления А.Файоля:отвечала на 2 вопроса: что делать управленцу (предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать) и каким образом?

Принципы:

- разделения  труда

- власти

- дисциплины

- централизации

- подчинение  инд-х интересов общим целям

- инициатива 

Теория  бюрократии М.Вебера как теория управления идеального типа: объективность, беспристрастность, формализм. 

Крозье: бюрократия как способ осуществления работы в учреждениях. В любой организации есть зоны неопределенности и члены организации используют эту неопределенность для реализации собственных интересов, т.е. дискредитировать власть (снижение авторитета)

- экспертные  знания и умения

- отношения  организации с внешней средой

- контроль  над информацией 

Школа человеческих отношений Мэйо: эффективность управления определяется неформальной структурой и прежде всего — малой группой.

- труд, если он интересен, может приносить  удовольствие

- средний  человек стремится к ответственности  и эти качества должны быть  использованы на производстве

- роль  экономических форм стимулирования  ограничена; для повышения эффективности  деятельности необходимо отказаться  от жестких принципов управления  и властных отношений. 

Теория  ХУ МакГрегора: Х – авторитарное руководство: людям нужно, чтобы ими руководили, избегают ответственности. Чтобы заставить людей трудиться, нужно использовать принуждение, контроль, угрозу. У – демократичное руководство: делегирование и децентрализация полномочий и ответственности, поощрение инициативы. 

Структурный функционализм Мертона: каждый элемент выполняет свою функцию или дисфункцию. Функция способствует адаптации системы к внешним условиям, дисфункция – снижает адаптацию.

  1. Концепция бюрократии М.Вебера и ее значение для СУ.
 
- строгое  разделение обязанностей между  членами организации. Существование  в организации специалистов-экспертов,  которые несут ответственность  за исполнение своих обязанностей.

- иерархический  порядок подчиненности

- наличие  публичной канцелярии, где отобраны  документы организации

- официальная  процедура подготовки должностных  лиц к работе в организации.  Наличие штатных сотрудников,  для которых данная работа  является основным занятием (карьерный  рост)

- наличие  правил, регламентирующих должностные  обязанности и поведение сотрудников.  Повиновение формальным правилам, а не лицу, наделенному властью.

- лояльность  сотрудников по отношению к  установленным правилам. 

Объективность, беспристрастность, формализм. 

Идеи  Макса Вебера сегодня весьма модны  для современной социологической  мысли Запада. Они переживают своеобразный ренессанс, возрождение. Это свидетельствует, что Макс Вебер был выдающимся ученым. Его социальные идеи, очевидно, имели опережающий характер, если они сегодня так востребованы западной социологией как науки  об обществе и законах его развития.

  1. Отечественные исследования в области СУ
 
В России серьезное  внимание вопросам управления начали уделять в 17в. 

Начало 20в – движение за научную организацию  труда (НОТ). Развитие под флагом НОТ  отечественной теории управления. Большую известность в период 20-30-х годов получают труды советских ученых и специалистов по НОТ и управлению. Среди них следует отметить имена А. К. Гастева, П. К. Керженцева, И. Н. Бутакова, Ф. Р. Дунаевского, О. А. Ерманского, Е. Ф. Розмирович и др.  

  А. К. Гастев выдвинул концепцию "трудовых установок", исходящую из того, что трудовой пафос трудящихся масс того времени следует заполнить научной организацией их труда. Для этого он считал необходимым, во-первых, обеспечить соблюдение принципа соответствия между мерой труда и мерой потребления путем совершенствования системы заработной платы, выдачи премий и т.д. Во-вторых, по его мнению, следовало перестроить организацию труда таким образом, чтобы каждый работник испытывал постоянную потребность в рационализации своего собственного труда и производства в целом.

Ерманский выдвинул три принципа рационализации: положительный подбор элементов (такое сочетание людей, инструментов, операций, которое умножает совокупный эффект в процессе функционирования этих элементов), достижение организационной суммы (положительного подбора элементов следует добиваться соответствующей организацией соответствующих элементов, а не путем механического суммирования.), обеспечение "оптимума"(соотношения между полезным эффектом и затратами энергии).

  Тектология А.А.Богданова:Все процессы в обществе можно подчинить определенному закону. Предметом тектологии являются общие организационные принципы и законы. По которым протекают процессы в организации.Тектология должна выяснить, какие способы организации наблюдаются в природе и в человеческой деятельности; затем — обобщить и систематизировать эти способы; далее — объяснить их, т. е. дать абстрактные схемы их тенденций и закономерностей; наконец, опираясь на эти схемы, определить направления развития организационных методов и роль их в экономии мирового процесса.

Богданов  дал характеристику соотношения  системы и ее элементов, показал, что организованное целое больше суммы его частей.

К числу  общих законов организации относил  закон «наименьших»: прочность цепи определяется наиболее слабым из звеньев, поэтому расширение хозяйства зависит  от наиболее отстающей его части.

Ф. Р. Дунаевский выдвинул концепцию "административной емкости", т.е. способности непосредственно руководить определенным количеством лиц. С ростом производства между центральными органами и низовыми администраторами разбухает промежуточное звено руководящих органов, что негативно влияет на эффективность управления. 2 пути решения проблемы: 1- построить промежуточное звено нового типа (тщательный отбор и подготовка персонала, новые методы планирования и стимулирования), 2 – максимально уменьшить нужду в нем (передача машинам всей механической работы)

Синергетическая теория А.Пригожина:управляемая система, получив приказ, преломляет его в соответствии со своей спецификой. Задерживая и искажая исполнение решения. Управляющая система не в состоянии полностью контролировать управляемую систему, поэтому подчиненные получают определенную свободу, управляемость (степень контроля, которую управляющая система осуществляет по отношению к управляемой системе с одной стороны и степень автономии, которую управляемая система сохраняет по отношению к управляющей)

4. Социология управления  как отрасль социологического  знания: предмет,  объект, методы.

Социология  управления – наука, изучающая наиболее общие механизмы социального управления, опирающаяся на социально значимые цели, морально-правовые нормы и прикладные социологические исследования.

Объектом С.У. выступает социальное управление, т.е. управление в обществе, представляющее собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов в процессе которого вырабатываются и реализуются программы эффективного функционирования различных социальных общностей.

Предметом С.У. выступает изучение деятельности субъектов управления по разработки решений направленных на реализацию основных направлений социальной политики.

С.У. изучает  закономерности функционирования социальных отношений в процессе управления, проблемы социального взаимодействия внутри организации, между руководителем  и подчиненными.

Все теоретические методы, используемые социологией управления, условно можно разделить на три основные группы - общенаучные, социологические, специфические методы социологии управления. Общенаучные методы предполагают наличие причинно-следственных связей между явлениями, рассматривают их в непрерывном развитии, различая при этом объективные характеристики и их субъективное восприятие. Общенаучные методы, которыми руководствуется социология управления, имеют следующие характеристики - объективность, конкретность, системность, комплексность, историзм и единство теории и практики.

Важной  составляющей методологии социологии управления является группа социологических  методов, обеспечивающих эмпирическую достоверность, так как социальное управление является объектом не только теоретических, но и эмпирических исследований. К этой группе относятся методы сбора, обработки и интерпретации полученной информации.

К специфическим  методам социологии управления они  относят:

- организационно-структурный  анализ - познание организации через  ее структуру; 

- коммуникационный - анализ системы связей, образующихся  между членами организации; 

- социотехнический - изучение организации через систему требований технологии ее деятельности;

- инновационный - изучение с позиций развития организации.

  1. Социальное прогнозирование как часть СУ.
 
Социальное  прогнозирование  — определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Социальное прогнозирование — это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность возможных решений. 

Цель  — на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возмож­ных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему, правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры ее развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система. 

Соц.прогнозирование не только предупреждает, но и предлагает мероприятия по предотвращению катастроф. 

Направления:

- Прогностика – наука о закономерностях и способах разработки прогнозов.

-Футурология - наука, которая занимается прогнозированием и моделированием будущих эволюционных процессов. 

Характеристики  прогноза:

- не  является точным отражением будущего  из-за высокой динамичности общества

- не  описывает четких параметров  и тенденций будущего

- носит  стратегический, рекомендательный  характер 

Типы  прогнозирования:

- поисковое:  выявляет, каким может быть будущее,  опираясь на реальные оценки  существующих в данное время  тенденций развития

- нормативное: содержит рекомендации для осуществления соответствующих планов и программ развития

- аналитическое: ?

- прогнозы  предостережения: воздействуют на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее. 

Методы  соц.прогнозирования:

1 –  экстраполяция – распространение  установленных в прошлом тенденций  на будущий период.

2 –  историческая аналогия – перенесение  знаний с изученного объекта  на менее изученный, но сходный  по свойствам и качествам объект.

3 –  компьютерное моделирование –  симуляция проблем, будущего.

4 –  сценарий будущего – исследователь  сам моделирует будущее

5 –  метод экспертных оценок

  1. Социальное проектирование: методология, методы, этапы, виды.
 
Соц.проектирование – это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. 

Субъектом соц. проектирования - различные носители управленческой деятельности, — как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. 

Объектом соц.проектирования  - системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие осно­ванием для этого воздействия. 

Особенности объекта соц.проектирования:

—социальный объект - противоречив;

— у  социального объекта существует многовекторность развития (несколько путей развития);

— невозможно описать социальный объект конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);

— на социальный объект влияет много объективных  факторов;

— существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект, например, исследователь может по-разному оценить зрелость развития социального объекта и т.п. 

Каждый  проект имеет конкретную цель, ограничен  во времени, ресурсах, обладает специфической  структурой. 

Жизненный цикл проекта:

  1. Инициация
  2. Разработка
  3. Реализация
  4. Завершение
 

Этапы:

  1. Актуальность проблемы: осознание обстоятельств и проблемной ситуации
  2. Цель: должна быть достижимой и измеряемой
  3. Задачи: этапы достижения цели
  4. Ожидаемые результаты: смарт-анализ (конкретность, измеримость, достижимость, релевантность, временные рамки)
  5. Анализ ресурсов, в т.ч. финансовых; соц-эк обоснование
  6. Планируемые мероприятия
  7. Критерии оценки и анализ рисков.
  1. Социальное планирование.
 
Социальное  планирование - форма регулирования  социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального  планирования является оптимизация  процессов экономического и социального  развития, повышение социально-экономической  эффективности. 

Объектом  социального планирования являются социальные отношения на всех уровнях, включая социальную дифференциацию, социальную структуру; качество и уровень  жизни населения; обеспеченность населения  важнейшими видами благ и услуг; развитие образования, здравоохранения, культуры; определение объема данных услуг, предоставляемых  населению на платной и бесплатной основе, и др. 

Уровни  соц.планирования:

- федеральный

- региональный

- муниципальный

- уровень  трудовых коллективов 

Методы  социального планирования:

- Аналитический  метод соединяет в себе анализ  и обобщение. Его сущность сводится  к тому, что в ходе планирования  социальный прогресс расчленяется  на составные части и на  этой основе определяются направления  реализации намеченной программы.

- метод  вариантов, суть которого заключается  в определении нескольких возможных  путей решения социальных задач  при наличии возможно более  полной и достоверной информации.

- Комплексный  метод представляет собой разработку  программы с учетом всех главных  факторов: материальных, финансовых  и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков

- проблемно-целевой  метод, который обычно связан  с решением ключевых неотложных  задач общественного развития  вне зависимости от ведомственной  их принадлежности.

- Экономико-математические  методы (линейное программирование, моделирование, многофакторный анализ, теория игр и т. д.) 
 

  1. Социальное  управление: особенности  социологического подхода.
 
В узком  значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей. 

Особенности:

  1. Это управление людьми: отдельными индивидами, группами, обществом в целом. Это особый тип взаимоотношений людей.
  2. Действия человека носят сознательный, целесообразный, волевой характер. Способность обеспечить преобладание, доминирование воли одних над волей других, способность подчинять чужую волю называют властью.
  3. высокая степень автономии, самостоятельности, свободы воли управляемых, которые способны к самоорганизации. Объекты социального управления – люди, коллективы, народы обладают волей и сознанием, способностью анализировать окружающую обстановку, выбирать определенные варианты поведения.
  4. управление людьми осуществляется сознательно. В этом процессе вырабатываются идеальные цели и программы их осуществления, сознательно создаются средства выполнения программ

Специфика социального управления состоит и в использовании внегенетической, внеорганической системы средств сбора, обработки и передачи информации. Оно характеризуется наличием надындивидуальных устройств, то есть специальных управляющих систем, технических средств, особых каналов связи, «языков» (кодов).   

Принципы  соц.управления:

* принцип  единоначалия в принятии решений  и коллегиальности при их обсуждении;

* единства  воздействия всех методов управления  для поддержания целостности  социальной системы;

* сочетания  отраслевого и территориального  управления;

* приоритетности  в достижении стратегических  целей;

* научности  социального управления;

* прогнозирования  социального управления;

* мотивации  (стимулирования) труда;

* ответственности  за результаты социального управления;

* рационального  подбора, подготовки, расстановки  и использования кадров;

* экономичности  и эффективности управления;

* системности  (рассмотрение объекта или субъекта  управления как системы, состоящей  из различных звеньев);

* иерархичности  (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют  деления на элементы;

* обязательности  обратной связи (получение информации  о результатах воздействия управляющей  системы на управляемую систему  путем сравнения фактического  состояния с заданным);

* гласности  в принятии решения.

  1. Структура управленческих взаимоотношений.
 
Управленческие  отношения - вид общественных отношений  при организации совместной жизнедеятельности. Управленческие отношения возникают  при взаимодействии людей, участвующих  в социальном управлении, т.е. в процессе выполнения ими функций по упорядочению и развитию жизнедеятельности общества и его подсистем. 

Управленческие  отношения являются сущностным элементом  механизма социального управления и имеют свою структуру. Ее содержание вытекает из субъективно-объективной  природы социального управления и характеризует возникающие  здесь связи между субъектами управленческой деятельности в процессе реализации целей объекта управления. 

  • Отношения централизма и самостоятельности  в социальном управлении - вид управленческих отношений, обе стороны которых присущи деятельности субъекта управления.
  • Отношения субординации и координации - вид управленческих отношений, которые характеризуют место и роль отдельных видов управленческой деятельности относительно друг друга, положение субъектов этой деятельности при осуществлении общей цели управления.

- Координация  – это вид социального управления, при котором осуществляется горизонтальная  упорядоченность на внутригрупповых  и межгрупповых уровнях, а элементы  общности равны между собой,  нет односторонней зависимости  и подчинённости.

- Субординация - это вид социального управления, при котором осуществляется вертикальное  упорядочивание, один из элементов  общности играет роль ведущего  в деятельности всех остальных.

При субординации каждый служащий подчиняется не только своему непосредственному, но и всем вышестоящим руководителям.

- субъектно - объектный (субординация)

- объектно - объектный (координация)

- субъектно – субъектный (координация)

  • Отношения ответственности в управлении - связи между субъектами управленческой деятельности по выполнению взаимных прав и обязанностей в процессе достижения единой цели.
  • Отношения состязательности в социальном управлении -зависимость управленческой деятельности от характера противодействия особых интересов самостоятельных субъектов управления, стремящихся к достижению одной и той же общественно значимой цели (занятие руководящей должности, избрание в депутаты, конкурентная продажа товара и т.п.)
  1. Принципы  социального управления: общие, организационно-технологические, частные.
 
Принципы  социального управления – это  правила, основные положения и нормы  поведения, которыми руководствуются  органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. 

Общие принципы:

- Принципы системности и комплексности требуют тесной увязки решения экономических, социально-политических и духовных проблем в управлении.

- Конкретно-исторический подход требует реализации тех принципов, которые отвечают требованиям исторического периода развития общества.

- Принцип  социального детерминизма определяет  первичность решения задач, связанных  с социальным положением, социальной  защищенностью и т.п. людей  в управлении процессами.

- Управленческая  система, если в ней не действует  принцип саморазвития и саморегулирования, обречена, т. к. в нем не работают источники и движущие силы.

- Успешно  функционирующей может быть лишь  самосовершенствующаяся система, ориентированная на социальный прогресс

.- сочетание  общечеловеческих ценностей, потребностей  и интересов с государственными и групповыми;

- взаимосвязь  и взаимообусловленность управленческого  воздействия и управляемых процессов; 

- саморазвитие, саморегулирование управляющей  и управляемых систем;

- ориентация  на прогрессивную перспективу.  

Частные принципы:

- Соблюдение  социального партнерства  (сотрудничество органов власти всех уровней, профсоюзов, общественных объединений);

- Отправление государственной службы в  строгом соответствии с законом –

- Управление подготовкой кадров для социального управления;

- Соответствие моральным требования общества Принцип направлен на недопущение различных аморальных проявлений в процессе управленческой деятельности в коллективе;

- Косвенный контроль за деятельностью служб социального управления. 

Организационно-технологические:

- Разделение  и организация  труда;

- Многоступенчатая  прямая и обратная связь;

- Оптимальное  сочетание централизованного и децентрализованного регулирование;

- Единоначалие, соподчиненность и коллегиальность  в управлении

  1. Функции социального управления.
 
1)Целеполагания и целедостижения (по средством выдвижения 1)целей-ориентаций (общие интересы) 2)целей-заданий (планы,предписания для управляемой системы) 3)целей-систем(обеспечи-т стабильность, устойчивость и целостность управляемой системы))

2)Административная (отражающая деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение  кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п)

3)Информационно-аналитическая (приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п)

4)Социальная (соцподдержка и защита работников, создание условий для их эффективного труда, определение уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха)

5)Прогнозирование (определение возможных изменений в окружающей социальной среде и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации, а также внутренних изменений в самой организации, в том числе ее кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры)

6)Планирование (представляющее собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения)

7)Мотивационно-стимулирующая  (предполагает создание необходимых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических, бытовых и др.) побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности)

8)Корректирующая (направлена на недопущение срывов и невыполнения порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы)

9)Удерживание  возможных отклонений  в функционировании  системы (организации)  в определенных  пределах (обеспечивает сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости)

10)Обеспечение  компетентности и  дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.

11)Осуществление контроля всех подразделений данной

организации, обеспечивающего упорядочивающее  и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного регулирования.

12)Создание  благоприятного климата  для успешной работы всех сотрудников организации, способствующего достижению высоких результатов в деятельности данной организации.

13)Обеспечение  целостности системы  (организации), сохранении и упрочении ее качественной специфики и динамичного устойчивого развития.

14)Повышение качества и эффективности служебной деятельности. включает в себя разработку прогнозных оценок внешне-средовых и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, по улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, по обеспечению высокой эффективности ее деятельности.

  1. Государственные и негосударственные  структуры управления.
  1. Методы и модели социального управления.
 
Метод – это способ достижения цели.

Методы  СУ – это совокупность методов и средств воздействия субъекта на объект для достижения определенных социальных целей.

социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;

(соц: взаимные обязательства, правила внутреннего распорядка, система льгот;  псих: метод комплектования малых групп, профотбора и обучения)

экономические, обусловленные экономическими стимулами; (ценообразование, финансирование, планирование бюджета, хозрасчет)

организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях; (прямое административное указание, установление правил, регулирующих деятельность подчиненных) 

Модель – теоретически выстроенная целостная система представлений о том, как должна выглядеть система управления, как должна воздействовать на объект управления, как должна адаптироваться к изменениям внешней среды.

Классификация:

  1. По реализации властных полномочий:

    - авторитарные

    - демократические

  1. По месту происхождения и адаптации:

    - американская

    - японская

    - шведская

  1. По масштабу и уровню управления:

    - микромодель  (уровень малой группы)

    - муниципальный  уровень

    - региональный  уровень

    - отраслевая

    - макромодель  (глобальное моделирование, охватывающее  весь земной шар)  

Модели  управления:

- Координация  – это вид социального управления, при котором осуществляется горизонтальная  упорядоченность на внутригрупповых  и межгрупповых уровнях, а элементы  общности равны между собой,  нет односторонней зависимости  и подчинённости. 

- Субординация - это вид социального управления, при котором осуществляется вертикальное  упорядочивание, один из элементов  общности играет роль ведущего  в деятельности всех остальных. 

При субординации каждый служащий подчиняется не только своему непосредственному, но и всем вышестоящим руководителям. 

- субъектно - объектный (субординация)

- объектно - объектный (координация)

- субъектно – субъектный (координация) 

Новая субординационная система может  возникнуть тогда, когда один из субъектов  возьмёт вверх над другими  и превратит их в объекты. 

- Реординация – проявляется в вертикальной упорядоченности снизу вверх, когда объект вносит предложения, подаёт жалобу, отказывается выполнять распоряжения ввиду их незаконности, т.е. воздействует на субъект.

  1. Характер взаимоотношений управляющей и управляемой системы.
 
 Любая организация  является сложной социальной системой, состоящей из двух элементов —  управляющего и управляемого

 Структурно  система управления(организация) состоит из управляющей и управляемой подсистем, (границы между ними весьма условны), в единстве образующих субъект управления, а также механизма их взаимодействия, включающего совокупность полномочий, принципов, методов, правил, норм, процедур, регламентирующих порядок осуществления управленческих действий по отно шению к объекту управления.

 Под управляющей подсистемой  системы управления можно понимать ту ее часть которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, а под управляемой ту, которая их воспринимает и реализует на практике. В условиях иерархичности управления большинство его звеньев, в зависимости от конкретной ситуации, могут принадлежать то к управляющей то к управляемой подсистеме.

 Во  главе управляющей подсистемы находится ее направитель (центральное звено), персонифицирующий управленческие воздействия. Он может быть индивидуальным (руководитель) или коллективным (совет директоров акционерного общества).

 В состав управляющей  подсистемы включаются также механизмы ее воздействия на управляемую — планирование, контроль, стимулирование, координация и пр.

 Для того, чтобы взаимодействие между управляющей и управляемой подсистемами было эффективным необходимо выполнение ряда условий:

1) они должны соответствовать  друг другу. Если такого соответствия не будет, их окажется трудно «состыковать», они не смогут понять друг друга в процессе работы, а, следовательно, и реализовать свои потенциальные возможности. Должны быть совместимыми друг с другом, чтобы их взаимодействие не порождало негативных последствий

2) управляющая и управляемая подсистемы должны обладать относительной самостоятельностью. Центральное звено управления не в состоянии предусмотреть все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, поэтому принятые наверху решения не могут быть оптимальными.

3)обратная  связь. Такая реакция служит ориентиром для корректировки последующих действий, которые обеспечивают приспособление субъекта и объекта управления не только к изменению внешней ситуации, но и к новому состоянию друг друга.

4) управляющая, так и управляемая подсистемы должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; одна — в отдаче необходимых в данной ситуации команд, другая — в их своевременном и точном исполнении.

В рамках системы управления между подсистемами существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные. Через эти связи осуществляется действие механизма управления.

Механизм  управления должен соответствовать целям и задачам объекта, реальным условиям его функционирования, предусматривать надежные, сбалансированные друг с другом методы воздействия на объект, и иметь возможности для совершенствования.

Эффективность функционирования системы управления можно повысить с помощью более  надежных обратных связей, своевременности  и полноты информации, учета социально-психологических  качеств участников, обеспечения  оптимального размера подразделений

  1. Стихийный и сознательный механизмы социального управления.
 
В обществе исторически сложились  два  принципа  действия   механизма

управления: стихийный и сознательный. Стихийное управление  выражает   такое взаимодействие социальных сил, в котором  неустранимо  действие  случайного, это  усредненный  результат,  складывающийся  из   массы    целенаправленных сознательных действий, в которых нельзя учесть все   их   последствия.   Его моделью может выступать рынок. 

Сознательные  формы управления связаны с целенаправленной деятельностью людей, и они осуществляются посредством специфических социальных институтов и имеют место на любой  ступени развития обще-

ства. 

 Стихийное управление в обществе не следует понимать как такое, которое осуществляется без участия сознания. Сознание присутствует во всех видах социального управления и самоуправления. Дело здесь в другом.

 Например, если управление всей экономикой не может  быть охвачено единым планом из-за отсутствия устойчивых и надежных обратных связей, то это приводит в действие закон  анархии производства. И поэтому  такая экономика складывается стихийно как внутренняя, слепая естественная необходимость. А вот управление в пределах отдельного предприятия  всегда осуществляется планомерно и  подчиняется интересам его собственника, то есть сознательно, планово.

 Следовательно, стихийное управление - это такое, когда субъективный механизм использования социальных законов не соответствует объективному механизму действия этих законов, когда социальные субъекты не знают (или плохо знают) законы деятельности своих объектов и не имеют качественных обратных связей, необходимой информации о деятельности этих объектов.

 Стихийное управление выражает такое взаимодействие социальных сил, в котором неустранимо действие случайного

 В отличие  от стихийного, сознательное управление формируется обычно планомерно, на основе устойчивых и надежных обратных связей. Оно выступает как сознательное в том смысле, что люди регулярно получают достоверные сведения о результатах своей деятельности и знают, что надо исправить и улучшить в ней, чтобы новые результаты оптимально учитывали реальное положение вещей в мире. В этих условиях случайность (непредвиденное) теряет свою негативную власть над людьми и не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на протекание событий, так как вырабатываемые нормы (программы) предусматривают основные варианты возможных отклонений.

  1. Управление  и манипулирование: характер взаимоотношений  и сферы применения.
 
Манипулирование - это воздействие одного индивида на другого с целью выполнения последним воли первого. Манипулирование языковое - скрытое (тайное) управление поведением и/или сознанием человека с помощью речи. Как правило, осуществляется "в обход" логического мышления и не замечается адресатом.

Управление – это целенаправленное воздействие субъекта на объект с целью достижения желаемого результата.

  На  практике повсеместно встречаются  ситуации, когда в силу условий  решения стоящей перед управляющей  системой задачи она оказывается  не совместимой с целями участников. Это может быть обусловлено корыстной  направленностью целей управляющей  системы; неразрешимостью противоречий внутри управляемой системы. В этих случаях субъект управления прибегает  к приему, именуемому манипулированием. Он не просто управляет, воздействуя  на объект, но полностью его игнорирует, пренебрегает его собственными интересами В манипуляциях объект управления - человек - начинает всерьез рассматриваться только как объект управления. Ценность и значение человеческой личности сводится манипулятором к полезности с точки зрения собственных сиюминутных задач. По содержанию манипулирование - форма управления, при которой игнорируются собственные цели и интересы объекта управления. Они могут игнорироваться полностью или признаваться формально (фиктивно), но при принятии управленческих решений не принимаются в расчет в качестве составляющих цель управления. По форме манипулирование - это социально-психологическое воздействие, обман, мошенничество, построенное на фиктивном признании интересов партнера. 

  1. Виды  манипулирования: экономическое, политическое, идеологическое, психологическое.
 
1)Экономическое манипулирование начинается с использования сложного, а лучше - безвыходного материального положения партнера, когда он готов согласиться на любую самую нежелательную для себя работу за ничтожное вознаграждение. К более тонким приемам экономической манипуляции можно отнести такие, как увеличение номинальной ставки заработной платы, выплата незначительной премии, доплат, компенсаций при несопоставимо высокой инфляции и сокращении покупательной способности; необоснованное снижение уровня оплаты труда, задержки и невыплаты, такого же рода действия могут иметь обратную направленность - когда объектом манипулирования становится собственник материальных средств, работодатель. Забастовки и локауты, приуроченные к моменту, когда организация не сможет противостоять нажиму трудового коллектива - такие же манипуляции. К ним можно отнести и любое другое преднамеренное несоблюдение формальных или подразумевавшихся договоренностей экономического характера.

2)Политические манипуляции основаны на использовании политических механизмов для целей, отличных от заявляемых. Это может быть декларативное следование политиком интересам политических групп, использование их поддержки и последующее неисполнение политических обещаний; сознательное искажение средствами массовой информации реальной расстановки политических сил (информационное); приукрашивание одних фактов политического значения и замалчивание других или обнародование их последовательности, создающей превратное представление о политических лидерах, партиях, движениях. 3)Идеологические манипуляции предполагают неискренность и фальшивость в сфере общественных и личных идеалов. Они могут строиться на фиктивном следовании существующим общественным идеалам либо путем создания новых идеологий, оправдывающих использование безнравственных и аморальных средств не реальными конечными целями. К таким же манипуляциям можно отнести формирование определенной и, как правило, вредной системы ценностей, культурных штампов, стереотипов поведения.

4)Психологические манипуляции в действительности являются простейшими и входят в состав всех выше перечисленных. Любое манипулирование индивидуальным или коллективным сознанием обязательно учитывает особенности психического восприятия и устройства манипулируемых. Это не исключает, однако, существования психологических манипуляций, целью которых являются психологические ценности. Человеком можно манипулировать ради завоевания его уважения, дружбы, любви, признательности. Чисто психологические манипуляции могут выступать в качестве прелюдии к другим, подготавливать почву, снимать подозрительность. К проявлениям таких манипуляций можно отнести: внешнюю внимательность и тактичность при внутреннем равнодушии к психологическим проблемам объекта; искусственную идентификацию себя с объектом, формирование симпатий; использование личностного доверия в собственных целях.

  1. Понятие социальной среды, ее виды
 
Социальная  среда - совокупность материальных, ​экономических, социальных, политических и духовных условий ​существования, формирования и деятельности индивидов и социальных ​групп. 

Социальная  макросреда охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и  культуру. 

Социальная  среда имеет сложную структуру, представляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказывают  совместное воздействие на психическое  развитие и поведение индивида. 

В их число  входят:

1. Микросреда.

2. Косвенные  социальные образования, воздействующие  на индивида.

3. Макросоциальные  структуры — макросреда. 

Микросреда — это ближайшее окружение, все то, что непосредственно влияет на человека. В ней он формируется и реализует себя как личность. Это семья, группа детского сада, школьный класс, производственный коллектив, различные неформальные группы общения и многие другие объединения, с которыми человек постоянно сталкивается в повседневной жизни. 

Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида. Это образования, не связанные напрямую с индивидом. Например, производственный коллектив, где трудятся его родители, непосредственно связан с ними, но лишь косвенно — через родителей — с ребенком. 

Макросреда — это система социальных отношений в обществе. Ее структура и содержание включают совокупность многих факторов, в числе которых на первом месте экономические, правовые, политические, идеологические и другие отношения. Названные компоненты макросреды воздействуют на индивидов как непосредственно — через законы, социальную политику, ценности, нормы, традиции, средства массовой коммуникации, так и опосредованно, через влияние на малые группы, в которые включен индивид. 

Кроме названной классификации выделяют виды социальной среды, различающиеся  по принципу местонахождения группы в структуре общественных отношений. Исходя из этого выделяют рабочую, студенческую, школьную социальную среду и др. 

Существует  также ряд других признаков, с  помощью которых можно выделить тип социальной среды. Например, по разделению труда различают городскую  и деревенскую среду, среду, для  которой характерен физический или  умственный труд. По различным видам  деятельности — производственная, политическая, научная, художественная, педагогическая и др.

  1. Способы управления в различных видах социальной среды.
 
Если рассматривать  социальную среду с точки зрения особенностей воздействия на нее  со стороны социальных управленческих систем, то складывающиеся в ней  связи и процессы явно тяготеют к  двум тесно связанным между собой, но вместе с тем отличающимся друг от друга сферам. Речь, таким образом, идет о существовании двух разновидностей единой социальной среды.

    Первый вид, включающий связи и процессы, регулируемые преимущественно и главным образом при помощи различных неправовых средств, следует рассматривать, условно говоря, в качестве социально-нравственной среды, подразделяемой в свою очередь на сферу, где действует обширная система норм морали, нравственности, обычаев, традиций, и на сферу тех отношений между людьми, которые регулируются неправовыми нормами общественных организаций.

     Второй вид социальной среды отличается от первого тем, что требует регулирования при помощи специфических социальных правил, установленных или санкционированных государством, т.е. правовых норм. 

Среда управления может быть оптимальной, инертной и агрессивной. Агрессивной управленческая среда может быть по следующим причинам:

     - не определенные цели;

     -множественность  целей;

     -антагонстические  цели, т.е. которые противоречат  существу самой организации.

     При управлении в агрессивной  среде  можно применить стратегию  управления конфликтами.

     Стратегия предупреждения конфликтов  имеет своей  целью создание  таких условий  работы и  психологической атмосферы  в  коллективе, при которых возможность   возникновения конфликтов сведена   к минимуму.

     Реализация  этой стратегии предусматривает   проведение разнообразных организационных   и разъяснительных мероприятий,  направленных на улучшение условий   труда, создание рациональной  информационной системы и структуры  управления организацией, разработку  обоснованных систем вознаграждения  за результативный труд, обеспечение  строгого соблюдения правил внутренней  жизни, традиций и т.п. 

  1. Методологические  основы формирования и деятельности социальных институтов управления.
 
 Социальный  институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

 Каждый  социальный институт характеризуется  наличием цели деятельности и конкретными  функциями, обеспечивающими ее достижение.

 Р. Миллс насчитывал в современном  обществе пять институциональных  подходов, подразумевая главные институты:

  1. Экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;
  2. Политический — институт власти;
  3. Семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;
  4. Военный – институт, организующий законное наследие;
  5. Религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.
  6. Культурный – институт, передачи знаний, умений, навыков

Функции:

 Функции — деятельность социальных институтов, которая способствует сохранению стабильности и интеграции в общество.

Явные (носят преднамеренный характер и осознаются людьми):

1. Функция закрепления  и воспроизводства  общественных отношений — это система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым.

2. Регулятивная функция — это выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества.

3. Интегративная функция — это процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

4. Транслирующая функция — это передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям как за счет расширения социальных границ института, так и смены поколений.

5. Коммуникативная  функция — это распространение произведенной в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.

Латентные (не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда, а порой и вовсе остаются неосознанными до конца)Латентными функциями школы будут: приобретение определенного социального статуса «грамотного человека» по сравнению с неграмотными сверстниками, завязывание прочных дружеских школьных связей.

Дисфункции — деятельность социальных институтов, которая мешает удовлетворению потребностей социальной системы, работает не на сохранение, а на разрушение. (Правительство в начале 90-х годов стремились улучшить жизнь народа, реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал.)

  1. Государственная и муниципальная  служба как публично-правовой институт
 
         Государственная служба -специализированная форма деятельности, механизм реализации политической воли господствующего класса.

     Г.с. как социально-правовому институту присущи след. особенности:

1. Г.с.- исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей. находящихся на службе у государства. Она строится на правовой основе и действует в соответствии с правовыми нормами и принципами. Она взаимодействует с экономическими институтами (регулирование экономических отношений), с социальными (общественные организации), с социально-культурными и др.

2. именно г.с. свойственна особая форма профессиональной деятельности (обеспечение полномочий государства).

3.  Г.с. выступает связующим звеном между государством и гражданином.

4. Г.с. - своеобразная форма отражения общественных связей и отношений. сложившихся в обществе.

         Как социальному институту, г.с. присущи след. функции:

-социальной  организации ( образец. пример для др. институтов гос-ва, эта функция рассматривается через понятия профессионализма. компетенции, согласованности всех действий всех служб. использование управленческих технологий).

-социальной  коммуникации- налаживание взаимодействий с обществом через каналы коммуникаций (СМИ, интернет-опросы, встречи).

-социальной  информации - весь объем информации  органы госвласти обязаны предоставлять обществу.

-контроль (внутренний и внешний)- внутренний - административный контроль, позволяющий  оптимизировать управленческую  деятельность. Внешний контроль - отношения между законодательными и исполнительными органами власти + социальный, политический контроль.

-функция  регулирования -г.с. выступает как связующее звено между государством и обществом.

-воспитательная  функция- всей своей деятельностью г.с и чиновники должны утверждать в сознании граждан принципы добра, справедливости. уважения к ценностям российской государственности.

Цели  г.с.:

-социальные  -обусловлены социальным характером государства и предназначением г.с. как социального института.

-экономические  цели г.с. связаны с повышением эффективности госрегулирования экономики, управления госсобственностью, поддержкой предпринимательства.

-политические  цели г. с направлены на укрепление правового социального государства, организационно-технического оснащения органов госвласти. создание условий для связи государственного аппарата с населением.

-организационные   цели- характеризуют ожидаемые результаты  исполнения полномочий соответствующих госорганов. профессионализацию госаппарата ит. д.

-правовые  цели г.с.- отражают намечаемые  результаты по реализации госслужащими  законодательства страны, а также  разработку законодательств а о г.с.

  1. Реформирование государственной службы: социальный смысл.
 
Реформирование  как процесс - совокупность последовательных действий государственных органов  власти различного уровня и компетенции  по реорганизации какой-либо стороны  общественной жизни.

Переустройство  российской власти имеет три составляющих:

- первая - это перераспределение ответственности  и полномочий власти различных  уровней;

- вторая - это административная реформа  (реформа устройства исполнительной  власти);

- третья - это реформа государственной  службы.

    Таким образом, реформирование государственной службы - совокупность последовательных действий государственных органов власти различного уровня и компетенции по изменению системы государственной службы с целью ее реорганизации для достижения максимальной эффективности.

      Результаты и социальные последствия реформ могут отвечать поставленным целям, но могут быть и непредвиденными, выходящими за их пределы, противоречащими первоначальному замыслу и так далее. Причем реализация целей реформы тем сложнее, чем большее количество действующих в обществе факторов вовлекается в этот процесс. Успех реформы зависит от многих обстоятельств:

- точности  определения целей реформы;

- выявления  возможностей их осуществления;

- активной  поддержки тех, кто заинтересован  в их проведении; и т.д.

        Cоциальные аспекты реформирования государственной службы разделены на две группы, которые достаточно условно можно назвать внутренними и внешними (по отношению к государственной службе) :

1. Социальное  действие самих государственных  служащих, профессионально подготовленных  и постоянно участвующих в  исполнении компетенции различных  государственных органов. Это  внутренний социальный аспект, включающий  трудовое поведение, его мотивы, социально-профессиональные ценности  и установки, определяющие профессиональное  поведение, этические моменты  и т.д.

2. Взаимодействие  общества и органов государственной  власти. Это внешний социальный  аспект, включающий отношение общества  к государственной службе и  влияние на нее, социальную  эффективность деятельности государственной  службы в интересах гражданского  общества и другие моменты.

         Наиболее существенными аномалиями, подлежащими приоритетному регулированию, государственные служащие в процессе социологических опросов называют уход от ответственности, коррупцию, некомпетентность кадрового корпуса и раздутость госаппарата. Наиболее приоритетными мерами регулирования данных аномалий государственные служащие считают повышение заработной платы, четкое определение обязанностей, полномочий и ответственности, обучение сотрудников новым методам работы и борьбу с коррупцией. Только эти меры в совокупности помогут изменить ситуацию в государственной службе к лучшему, на что и нацелена реформа государственной службы.

Административная  реформа – преобразования в системе органов исполнительной власти с целью создания реально действующей единой системы исполнительной власти, работающей в автоматизированном режиме в интересах общества.

Этапы: 1991-1993; 1996-1998; 1999-2000; 2003-2005; 2006-настоящее время

Задачи:

- регламентация государственных функций, услуг

- предоставление  гос.услуг на базе многофункциональных центров

- оптимизация  платных услуг

- противодействие  коррупции

- мониторинг  качества

- управление  изменениями

  1. Кадры государственной и муниципальной службы как социально-профессиональная группа.
 
Нынешнее  функционирование и развитие всей системы  государственного управления настоятельно требуют сегодня формирования такой  кадровой политики, которая сможет создать эффективно работающий корпус профессиональных чиновников - аппарат  высокопрофессиональных государственных, муниципальных служащих. То есть, огромная роль, которую играют государственные, муниципальные служащие в жизнедеятельности  нашего государства, актуализирует  необходимость всестороннего систематизированного научного изучения данного социально-профессионального  слоя, его места в социальной структуре  общества, условий и факторов, детерминирующих  эффективность его деятельности. 

Демографический портрет государственных, муниципальных  служащих отличается сильно выраженной гендерной асимметрией: женщины здесь явно преобладают. При этом сконцентрированы они на нижних ступенях административной лестницы, тогда как высшие должности заняты преимущественно мужчинами. Молодежь независимо от пола сконцентрирована на низших ступенях служебной иерархии. Государственным и муниципальным служащим присущ ряд профессиональных, деловых, личностных и психологических характеристик, свойственных, только для этой профессиональной группы. 

Уровень образования государственных и  муниципальных служащих является высоким, но в большинстве случаев несоответствующим  деятельности, которой они в настоящий  момент занимаются. Это говорит о  том, что получение специального образования не является необходимым  для трудоустройства в органах  государственной или муниципальной  власти, а формирование профессиональных особенностей и навыков происходит в процессе адаптации и приобретения опыта работы в этих органах. 

Значительная  часть государственных и муниципальных  служащих воспринимают себя и своих  коллег как обособленную группу, специфика  и условия работы которой существенно  отличаются от остальных видов деятельности. Причем, корпоративное самосознание растет по мере увеличения возраста и  стажа работы на государственной, муниципальной  службе. Муниципальные служащие в  меньшей степени, чем государственные, причисляют себя к особой группе. 

В российской бюрократии при найме на работу работников доминируют неформальные отношения  и персонифицированные практики, значительную роль играют личные знакомства и связи. При отборе молодых специалистов на государственную и муниципальную  службу слабо распространены такие  инструменты меритократического отбора, как конкурс и экзамен. Отсутствует система воспитания у государственных, муниципальных служащих совокупности нравственных, моральных и этических качеств, необходимых для формирования мотивации к общественно полезной деятельности.

  1. Проблемы и особенности кадровых процессов в государственной и муниципальной службе современной России.
В последнее время  остро встает вопрос о необходимости  формирования системы мониторинга  кадровых процессов происходящих в  государственном аппарате. Предметом  мониторинга кадровых процессов, является изучение обеспеченности соответствующих  органов и организаций квалифицированными кадрами, динамики их профессионального  развития и движения, стиля управления персоналом, степени удовлетворенности  кадров своей деятельностью и  т.д. 

Для более  глубокого и комплексного изучения кадровых процессов, происходящих в  системе государственной службы возможно использование системы  социальной диагностики. Социальная диагностика  позволяет получить достоверную  комплексную информацию для принятия кадровых решений, определения стратегии  и тактики кадрового обеспечения  государственного аппарата, выработки  программы профессионального развития служащих и их рационального использования. 

Диагностика кадровых процессов представляет собой  последовательную взаимосвязь различных  видов аналитической деятельности. Это специальный вид аналитической  деятельности, изучающий проблемные зоны кадровых процессов.  

В настоящее  время назрела необходимость  в совершенствовании анализа  кадровых процессов в системе  государственной службы. Актуальными  для изучения и анализа проблемами являются: 

1.    Состояние кадрового корпуса  (кадровая ситуация), индикаторами  определения которого служат: численный  состав работников (по полу, возрасту, образованию, стажу работы, должностям) и его изменения; зарплата работников  и надбавки к ней, а также  различные сочетания этих индикаторов. 

2.    Структура должностей в штатном  расписании и ее динамика. Соответствующие им функциональные обязанности, вакансии, текучесть кадров. 

3.    Формирование и развитие кадрового  потенциала и резерва. 

4.    Прохождение службы, планирование  карьеры. 

5.    Оценка служащих, конкурсный отбор,  аттестация. 

6.    Подготовка, переподготовка и повышение  квалификации кадров. 

7.    Состояние нормативно-правовой базы  кадровой работы и

 другие. 

НЕ ЗАКОНЧЕН!!

  1. Социальные технологии: понятие, содержание.
 
Социальная технология - это совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов (программ, проектов) и получения оптимального социального результата.

Социальная  технология -- важнейший элемент механизма управления, средство перевода языка намерений на конкретный язык практики управления. Этому служат формализация социального управления и его расчленение на составляющие элементы с помощью операций и процедур. 

1) социальная  технология — это своеобразный  механизм соединения знаний с  условиями их реализации. Именно  посредством технологизации знаний получает социальное выражение отношение людей к организации их деятельности, направленной на реализацию поставленных задач и целей; 

2) Социальная технология - это определенный способ достижения общественных целей 

3) сущность  выбранного способа состоит в  пооперационном осуществлении социальной  деятельности; 

4) операции  разрабатываются предварительно, сознательно  и планомерно; 

5) разработка  проводится на основе и с  использованием научных знаний; 

6) при  разработке учитывается специфика  области, в которой осуществляется  деятельность; 

7) социальная  технология имеет две формы:  проект, содержащий процедуры и  операции, и сама деятельность организованная в соответствии с этим проектом; 

8) социальная  технология — это элемент человеческой  культуры, она возникает двумя  путями: либо «вырастает» в культуре  эволюционно, либо строится по  ее законам как искусственное  образование.  

Как явление  социальной практики она представляет собой комплекс приемов, обеспечивающих достижение благоприятных условий жизни людей, их организованности эффективного взаимодействия, удовлетворения общественного интереса, в той или иной степени соответствующего требованиям социального времени. Появление социальной технологии связано с потребностью быстрого и крупномасштабного «тиражирования» новых видов деятельности, идей, проектов. Использование' тех или иных

ее видов  определяет, в частности, эффективность  социального управления, устойчивость социальной организации и всего  социального пространства. 

Критерии эффективности разработанной социальной технологии :

- простота - она не должна быть излишне  усложнена, содержать промежуточные  этапы и операции;

- гибкость - адаптация к изменяющейся обстановке;

- надежность - наличие некоторого запаса прочности,  дублирующего механизма;

- экономичность  - иначе технология может быть  эффективной, но дорогостоящей  и неэкономичной;

- удобство  эксплуатации - даже прекрасно разработанная  технология может оказаться бесполезной,  если она неудобная для людей,  которым придется с ней работать.

  1. Социальные  технологии в управлении.
 
Социальная технология - это совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов (программ, проектов) и получения оптимального социального результата. 

Использование тех или иных социальных технологий определяет эффективность социального  управления, регулирования социальных процессов, устойчивость социальной организации  и всего социального пространства. Социальные технологии в известной  степени определяются типом общественного  развития, доминирования в нем  эволюционных и революционных процессов, а также разновидностью жизненных  сил социальных субъектов, их индивидуальной и социальной субъективностью как  накопленной способностью к воспроизводству  индивидуальной и социальной жизни  человека. 

Критерии эффективности разработанной социальной технологии :

- простота - она не должна быть излишне  усложнена, содержать промежуточные  этапы и операции;

- гибкость - адаптация к изменяющейся обстановке;

- надежность - наличие некоторого запаса прочности,  дублирующего механизма;

- экономичность  - иначе технология может быть  эффективной, но дорогостоящей  и неэкономичной;

- удобство  эксплуатации - даже прекрасно разработанная  технология может оказаться бесполезной,  если она неудобная для людей,  которым придется с ней работать. 

Существует  несколько аспектов государственной  управленческой деятельности, где в  современных условиях внедрение  социальных технологий крайне, актуально.  

Прежде  всего это процессы прогнозирования, программирования, оценки и отслеживания общественного развития и соответственно реформирования организации и функционирования субъектов государственного управления. Нельзя управлять, если нет исходных данных для этого, своевременной, достоверной и полной информации. 

 Технология  деятельности в этом направлении  включает в себя:

- установление общих, унифицированных показателей, адекватно характеризующих соответствующие процессы;

- обеспечение должной согласованности, логики в систематизации таких показателей, чтобы они в целом давали реальную картину такой жизнедеятельности (как исходную, так и предполагаемую);

- создание организационных и технических условий для оперативной и точной передачи нужной информации через все структурные подсистемы, звенья и их подразделения, вовлеченные в указанные процессы;

- применение идентичных методов, процедур и операций анализа и характеристики изучаемых и программируемых объектов;

- использование тождественных форм фиксации информационных материалов и другие моменты, свойственные рассматриваемому аспекту государственного управления.  

Актуально использование социальных технологий в практике программирования и стратегического  планирования комплексного развития территорий.

  1. Большие социальные группы как объект управления.
 
Социальная  группа - это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой  деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными  или неформальными социальными  институтами.

Выделяют 2 типа БГ:

  1. Большие группы людей, сложившиеся в ходе исторического развития (этнические группы, нации, профессиональные гр.)
  2. Случайно, стихийно возникшие и кратковременно существующие общности (толпа, публика, аудитория)

3 уровня  общности групп:

  1. Типологический: ограничен общими верованиями, культурой, морально-этическими нормами. У таких групп есть своя жизненная атмосфера, но нет собственной групповой идеологии и самосознания.
  2. Идентификационный: члены группы отчетливо сознают принадлежность к ней, общность своего положения и интересов, но нет конкретного понимания общих целей и солидарности.
  3. Интеграция и солидарность: члены группы объединены общими целями. Обязательно наличие групповой идеологии и организации. Интенсивность внутренних коммуникаций. Наличие и развитость внутренней организации, наличие символики, языка, ритуалов.
 

Под толпой необходимо понимать стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения.

К условиям, способствующим образованию толпы, относятся:

•  стихийные бедствия;

• общественный транспорт и транспортные узлы;

•  проведение массовых зрелищ;

• политические акции;

•  места массовых гуляний и отдыха

Человек в толпе и вне толпы ведет  себя по-разному. Люди, подверженные влиянию толпы, меняют свое поведение, которое характеризуется следующими признаками:

•  снижением самоконтроля.

•  деиндивидуализацией поведения в толпе

•   некритичностью мышления и легкой переключаемостью внимания.

•   повышенной внушаемостью.

По степени  активности толпы делятся:

•       на пассивные;

•       активные;

•       агрессивные.

Пассивные {спокойные) толпы характеризуются  отсутствием эмоционального возбуждения. Активной называется толпа, находящаяся в состоянии разной степени эмоционального возбуждения. Эмоциональная заряженность детерминирует психологическую готовность людей совместно действовать. В агрессивной толпе наблюдается интенсивное возрастание психического напряжения людей, основанного на возможных чувствах фрустрации, отчаяния, гнева. Для перехода толпы из просто активного состояния в агрессивное достаточен и необходим возбуждающий стимул (например, слух), вызывающий общее возмущение, негодование.

    29.Большие  социальные группы  как объект управления. (продолжение)

Социально-психологические  особенности нации:

Национальный  характер – это продукт определенных исторических условий, его черты закрепляются на протяжении ряда поколений и способны медленно изменяться.

Черты национального характера нельзя абсолютизировать, т.к. 1) в любом  действии переплетаются национальное и социальное; 2) любая черта национального характера является не только принадлежащей данной нации.

Национальное  самосознание, являясь ядром национального сознания, представляет собой результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и положения последней в системе общественных отношений.

Национальные чувства: патриотизм, национализм, толерантность, этноцентризм (склонность воспринимать все жизненные явления с позиции своей этнической группы, рассмотренной как эталон). 

Соц-псих особенности гендерных отношений:

Гендер – это соц.положение М и Ж, включая: соц.роли, соц.позиции, виды деятельности М и Ж.

Гендерные стереотипы:

- закрепление  семейных ролей за Ж и профессиональных ролей за М.

- содержание  труда: М приписан руководящий,  созидательный труд, Ж – исполнительский, обслуживающий характер труда

- феминности и мускулинности – культурное представление о М и Ж качествах

Наибольшее  влияние на формирование гендерных стереотипов оказывает религия.

Дифференциальные  особенности М и Ж:

- физиологические: рост, конституция, объем мозга

- гормональные

- свойства  нервной системы: у М большая стрессоустойчивость

- Эмоциональность  (М) и сдержанность (Ж)

- конкретность (Ж) и абстрактность (М)

- вербальный  и математический интеллект

- Влияние  воспитания и соц.факторов

  1. Малые социальные группы как объект управления.
 
Социальная  группа - это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Классификация МГ:

  1. Первичные (основные для человека (семья)) и вторичные (большие по размеру и отношения в них формализованы). Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная группа.
  2. Формальные и неформальные: Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”).
  3. Группы членства (группа, члены которой могут состоять в ней формально, но не разделять при этом принятые в группе нормы морали и правила поведения.) и референтные группы (реальная или воображаемая социальная общность, выступающая для индивида в роли эталона, образца для подражания; группа, к которой он хотел бы принадлежать)

Численность МГ:

- диада  – самая маленькая и наименее  устойчивая группа, состоящая из 2чел.

- Наиболее  продуктивные группы – от 5 чел.  В них меньше согласия, но и  меньше напряженность.

- наиболее  устойчивые группы – с нечетным  количеством человек, т.к. меньше  вероятность разбиения на пары.

- группа  до 15 человек добивается эффективности  за счет группового обсуждения.

- предел  функционирования группы как  единого целого – 21 чел. При  большем количестве человек группа  разбивается на подгруппы.

    

30.Малые  социальные группы. Продолжение 

Уровни  развития группы:

- конгломерат – группа незнакомых ранее людей, оказавшихся в одно время на одной территории (пассажиры)

- номинальная группа – обособленная группа людей,  собравшихся вместе и получивших одно название (абитуриенты)

- ассоциация – группа людей, объединенных общей деятельностью (студенты)

- кооперация – группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенных результатов в деятельности (гр.Гб-341)

- автономия – обособленная группа, работающая на общую цель, получающая не только материальный результат. Но и удовлетворение от участия в ней (группа соратников)

- корпорация – гиперавтономия, замкнутость, закрытость др от др, жесткая групповая мораль (секта)

- коллектив – группа добивается конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей.

 Роли в группе:

- лидер  (олицетворяет гр.нормы и ценности)

- эксперт  (профессиональный лидер)

- крайний  (на нем отрабатываются гр.нормы)

- противник,  оппозиционер (выступает против  лидера)

- жертва (взывает о помощи и отказывается  от нее)

- спасатель,  защитник (на защите справедливости)

- любимчик (эмоциональная звезда группы)

- палач  (осуществляет карательные санкции)

- провакатор

- шут

Групповые эффекты:

  1. Соц.фалиситация – усиление мотивации разрешить поставленную задачу в присутствии других людей
  2. Соц.ингибиция – уменьшение мотивации разрешить поставленную задачу в присутствии других людей
  3. Психо-физиологический – изменение психофиз. реакций человека в присутствии других людей.
  4. Соц.лень – по мере увеличения количества членов группы происходит уменьшение индивидуального вклада в общегрупповую работу.
  5. Синергия – групповой результат превышает сумму индивидуальных результатов.
  1. Социальные организации: понятие, виды.
 
Социальная организация — это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

   Термин «организация» применительно  к социальным объектам подразумевает:

   1) некий инструментальный объект, искусственное объединение, занимающее  определенное место в обществе  и предназначенное для выполнения  определенных функций;

   2) некую деятельность, управление, включая  распределение функций, координацию  и контроль, т. е. целенаправленное  воздействие на объект;

   3) состояние упорядоченности или  характеристику упорядоченности  какого-то объекта. С учетом  всех этих аспектов организацию  можно определить как целевую,  иерархичную, структурированную  и управляемую общность.

   Организация — одна из наиболее  развитых социальных систем. Ее  важнейшим признаком является  синергия. Синергия — организационный  эффект. Суть этого эффекта —  прирост дополнительной энергии,  превышающей сумму индивидуальных  усилий.  

Наиболее  распространенной является классификация  на основе типа членства людей в какой- либо организации. Выделяют три типа организаций: добровольные, принудительные, или тоталитарные, и утилитарные.

   В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения, но не для материального вознаграждения. К таким организациям можно отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические организации, клубы, ассоциации по интересам и пр. Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал, проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в общении с внешним миром и т.д.— это тюрьмы, армия, и пр. В утилитарные организации люди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы.

Социальные  организации подразделяют на небюрократические и бюрократические.

      Небюрократическими  социальными организациями являются, например, давно существующие добровольные объединения, благотворительные организации и организации взаимопомощи. Простейшим видом небюрократических неформальных организаций являются добровольные ассоциации. Бюрократия – специфическая форма управленческих структур и отношений. Считается, что бюрократия – это негативная черта деятельности государства или организации, которая характеризуется образованием группы людей, которые осуществляют функцию управления и имеют задачи, интересы и цели, отличные от задач общества. Бюрократия характеризуется наличием привилегированного слоя служащих, разрывом между исполнительной властью и законодательной, безличной системой управления, служебной зависимостью, авторитарностью сознания. Воплощением бюрократии в позитивном смысле является государственный аппарат управления.

  1. Управление в социальных организациях.
 
Каждая  организация имеет искусственную, созданную людьми природу. Кроме  того, она всегда стремится к усложнению своей структуры и технологии. Эти два обстоятельства делают невозможным  эффективно контролировать и координировать действия членов организации на неформальном уровне или на уровне самоуправления. Каждая более или менее развитая организация должна иметь в своей  структуре специальный орган, основным видом деятельности которого служит выполнение некоторой совокупности функций, направленных на обеспечение  участников организации целями, координацию  их усилий. Такой вид деятельности называется управлением.

   Впервые характеристики управления  организации были определены  Генри Файолем, одним из основателей научной теории управления. По его мнению, наиболее общими характеристиками являются: планирование общего направления действия и предвидение; организование человеческих и материальных ресурсов; выдача распоряжений для удержания действий работников в оптимальном режиме; координация различных действий для достижения общих целей и контролирование поведения членов организации в соответствии с существующими правилами и нормами.

   С. С. Фролов отмечает, что одна  из современных систем управленческих  функций может быть представлена  следующим образом:

   1) деятельность как руководителя  и лидера организованного объединения,  интеграции членов организации;

   2) взаимодействие: формирование и  поддержание контактов;

   3) восприятие, фильтрование и распространение  информации;

   4) распределение ресурсов;

   5) предупреждение нарушений и  управление текучестью кадров  рабочих;

   6) ведение переговоров;

   7) проведение инноваций;

   8) планирование;

   9) контроль и направление действий  подчиненных. 

Сущность  социологического подхода к управлению состоит в выделении трех его  компонентов. Первый из них – целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление. составляет ядро управления. Такое воздействие бывает внешним (когда орган управления находится за рамками самих объектов), а также самоуправлением (когда воздействие осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого объекта). Второй компонент управления – социальная самоорганизация. т.е. спонтанные процессы внутриколлективного регулирования (лидерство, "шкала престижа", неформальное груп-пообразование, социальные нормы). Оба названных компонента образуют третий – организационный порядок, включающий в себя как продукты "прошлого" управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе, "деловых обыкновений". Оптимальное соотношение данных элементов предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждого из них, снятия возможных противоречий.

  1. Организационные патологии в управлении.
 
Можно рассматривать  понятие «патология» как отклонение от нормы. Однако четкого определения нормы не существует. Поэтому все чаще используется определение организационной патологии как дисфункции - сбой в выполнении какой-либо функции либо устойчивое недостижение целей организации. Дисфункцией может также считаться достижение целей, но с существенно большими затратами времени, сил и средств по сравнению с запланированным уровнем. 

Патологии в строении организаций:

- Господство структуры над функцией (создание новых подразделений для решения проблем вместо конструктивного подхода).

- Обособленность подразделений.

- Несовместимость личности с функцией (чаще она касается руководителей и возникает, когда действия управленца вступают в противоречие с организационным порядком).

- Бюрократия (чрезмерное количество процедур). 

Патологии в управленческих решениях:

-Маятниковые решения (меры и контрмеры).

- Дублирование организационного порядка (распоряжения, которые повторяют обязательные нормы, и др.).

- Игнорирование организационного порядка (нарушение принятых норм).

- Разрыв между решением и исполнением (осложнение реализации принятого решения неучтенными факторами или невозможность его осуществления).

- Стагнация (неспособность к изменениям, неумение их осуществлять).

- Подавление развития функционированием.

- Демотивирующий стиль руководства (преобладание негативной оценки действий сотрудников, отсутствие поощрений).

- Инверсия (результат управленческого воздействия оказывается противоположным цели).



Информация о работе Шпаргалки по "Социология"